Психологические вопросы аккредитационной экспертизы УДО.
Рекомендации экспертам.
Бехталь И.Г.,
педагог-психолог
ГОУ ДОД ОЭЦУ
При всем многообразии видов и направлений работы учреждений дополнительного образования все они на основе интересов подрастающего поколения к познанию и творчеству в условиях сотрудничества взрослых и детей призваны развивать творческий потенциал участников образовательного процесса и способствовать их самореализации. Исходя из этих посылок, мы можем говорить о высоком уровне психологизации самого процесса образования в УДО, необходимости интенсивного психологического сопровождения деятельности всех участников образовательного процесса, создания условий для гуманизации образовательного пространства.
Попробуем разобраться, какие критерии аккредитационных показателей отнесения учреждения дополнительного образования к определенному типу, виду и категории относятся к психолого-педагогической и диагностической области, какие факторы/индикаторы могут указывать на наличие и уровень реализации того или иного направления деятельности учреждения, и в каких документах могут быть отражены искомые данные.
№ критерия
|
Содержание критерия
|
Индикаторы
|
Документы
|
Ответств-ые специалисты, ведущие документацию
|
2.7
|
…наличие системы измерения результата (реализации воспитательной системы ОУДОД)
|
Наличие и систематизация диагностических материалов, системный анализ результатов диагностики на различных этапах, адекватность и достаточность исследовательских материалов для выявления предполагаемых результатов воспитательной работы
|
Воспитательная программа, профильные диагностические материалы, аналитические материалы по итогам диагностики
|
Педагоги доп. образования, методист/ зам. директора, педагог-психолог
|
2.9
|
Соответствие содержания образования особенностям обучающихся (психолого-возрастным, интеллектуальным, социальным, гендерным и т.д.)
|
Наличие анализа особенностей контингента обучающихся, социальной и культурной ситуации, обоснованность особенностей содержания, методов, форм, обучения в образовательных программах, ориентированность воспитательных и культурно-массовых мероприятий на особенности адресата, наличие методических материалов и рекомендаций для педагогов по возрастной и педагогической психологии
|
Материалы социологических исследований, образовательные программы, разработки уроков, план воспитательной работы, сценарии культурно-массовых мероприятий, методические рекомендации и пособия по возрастной и педагогической психологии, протоколы заседаний методических объединений, педагогического Совета, методические разработки педагогов
|
Педагоги доп. образования, методист/зам. директора, социальный педагог, педагог-психолог
|
3.10
|
Наличие и соотнесенность диагностических материалов с задачами и предполагаемыми результатами освоения образовательных программ.
|
Наличие, системность и адекватность банка методик, наличие систем диагностики по результатам реализации образовательных программ, необходимость и достаточность диагностических процедур для мониторинга уровня достижения задач программы
|
Образовательные программы, банк диагностических методик, аналитические материалы по итогам диагностики, методические рекомендации и пособия по психолого-педагогической диагностике.
|
Педагоги доп. образования, педагог-психолог, социальный педагог, методист
|
3.11
|
Мониторинг качества образовательного процесса в ОУДОД:
-системность и непрерывность мониторинга (последовательное проведение диагностических процедур на различных этапах обучения);
- востребованность результатов мониторинга (использование результатов мониторинга для коррекции различных аспектов образовательной деятельности и управления)
|
Наличие и системность банка диагностических методик, качество и системность диагностики необходимого и определенного перечня параметров на различных этапах обучения, сравнимость результатов, информирование заинтересованных специалистов о результатах диагностики, коррекция планов и программ вследствие выявленных результатов мониторинга
|
Банк диагностических методик, аналитические материалы по итогам диагностики, рекомендации по итогам диагностики, протоколы заседаний методических объединений, методического и педагогического Советов, планы и программы учреждения.
|
Педагоги доп. образования, методист, заместитель директора, председатели методических комиссий, секретари методического и педагогического Советов, педагог-психолог
|
3.12
|
Формирование мотивации детей к обучению по образовательным программам:
- соответствие образовательных программ планам жизненного и профессионального самоопределения обучающихся.
|
Соотнесенность предлагаемых учреждением образовательных услуг и:
-интересов, ожиданий и жизненных планов обучающихся,
-основных региональных и культурных традиций,
-социального заказа
|
Аналитические материалы по итогам предварительной, начальной диагностики, социологических опросов, образовательные программы педагогов, образовательная программа и учебный план учреждения
|
Педагоги доп. образования, социальный педагог, методист/ зам. директора, педагог-психолог
|
4.4
|
Результативность реализации образовательной системы:
-уровень удовлетворенности деятельностью ОУДОД участников образовательного процесса;
-результаты мониторинга личностного роста воспитанников.
|
Качество оценки деятельности учреждения/ педагога со стороны обучающихся, родителей, учителей школ, общественности, уровень удовлетворенности проф. деятельностью и сохранность здоровья педагога; степень соответствия субъективных ожиданий и полученных в процессе обучения результатов, положительная динамика развития личности обучающегося по данным диагностики
|
Аналитические материалы по результатам итоговой диагностики, социологических опросов, материалы сравнительного анализа данных диагностики на различных этапах, отзывы родителей
|
Педагоги доп. образования, социальный педагог, методист, педагог-психолог
|
5.9
|
..Диагностика кадрового потенциала.
|
Наличие банка профильных диагностических методик, аналитических материалов и заключений
|
Портфолио/карточки профессионального развития педагогов, аналитические материалы по итогам диагностики различных аспектов профессиональных качеств педагогов, аттестационные материалы
|
Директор/зам. директора, методист, педагог-психолог
|
7.1
|
Наличие в учреждении:
- педагога-психолога, социального педагога;
- психологической службы.
|
Уровень, полнота и системность психолого-педагогической и социально-педагогической работы в учреждении
|
Штатное расписание, локальные акты, планирующая, отчетная и аналитическая документация соответствующих специалистов/ службы, информационный стенд по психолого-педагогической проблематике
|
Директор, педагог-психолог, социальный педагог
|
7.2
|
Психологическое сопровождение образовательного процесса:
-соответствие методов, средств и организационных форм образовательного процесса возрасту, интересам и потребностям обучающихся;
-наличие системы диагностики результатов реализации воспитательной системы (в отдельных детских объединениях, в целом по ОУДОД);
- диагностика психологического микроклимата в детских коллективах.
|
Наличие диагностических материалов для выявления уровня воспитанности и особенностей психологического климата, системный анализ результатов диагностики, анализ особенностей контингента обучающихся при подборе содержания, методов, форм, обучения, ориентированность мероприятий на особенности адресата
|
Образовательные программы педагогов, аналитические материалы по итогам диагностики уровня воспитанности, психологического климата и уровня удовлетворенности субъективных ожиданий обучающихся
|
Педагоги доп. образования, социальный педагог, методист/ зам. директора, педагог-психолог
|
7.3
|
Создание системы психолого-педагогической поддержки одаренных детей, иных групп детей, требующих повышенного педагогического внимания.
|
Наличие консультативных/коррекционных психологических услуг для «особых детей», наличие процедуры выявления и системы сопровождения развития «особых» детей (разработка индивидуальной траектории развития, индивидуальная работа), наличие профильных методических рекомендаций и психологических пособий для педагогов и родителей
|
Банк данных об «особенных» детях, формы отчетности педагога-психолога, материалы диагностики, протоколы заседаний метод. комиссий, метод. и педагогического Советов, образовательные программы педагогов, психологические рекомендации и пособия по профилю
|
Социальный педагог, педагоги доп. образования, педагог-психолог, методист
|
7.4
|
Наличие диагностических материалов уровня психолого-педагогической компетентности педагогов.
|
Наличие и систематизированность диагностических материалов по профилю, наличие аналитических материалов по итогам проведения исследований уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, наличие методических разработок педагогов по психологической проблематике
|
Аналитические материалы по итогам диагностики различных аспектов деятельности и профессиональных качеств педагогов, рекомендации, материалы семинаров, бесед, издания по психологической проблематике в библиотеке, информационный стенд по психолого-педагогической проблематике
|
Педагог-психолог, социальный педагог, методист/зам. директора
|
Очевидно, что психолого-педагогической проблематикой и организаций системы мониторинга, в зависимости от штатного расписания, условий и возможностей учреждения, могут заниматься разные специалисты: психолог, социальный педагог, методист, заместитель директора, инициативные группы педагогов. Специалисты УДО могут также прибегать к помощи школьных психологов, психолога районного отдела образования или городских/районных профильных служб.
|