Вы не зарегистрированы

Авторизация



Региональные критерии аккредитации

Фото пользователя Ирина Геннадиевна Бехталь
Submitted by Ирина Геннадиевна Бехталь on пн, 25/10/2010 - 13:54

 

Психологические вопросы аккредитационной экспертизы УДО.

Рекомендации экспертам.

Бехталь И.Г.,
педагог-психолог

ГОУ ДОД ОЭЦУ

 

При всем многообразии видов  и направлений работы учреждений дополнительного образования все они на основе интересов подрастающего поколения к познанию и творчеству в условиях сотрудничества взрослых и детей призваны развивать творческий потенциал участников образовательного процесса и способствовать их самореализации. Исходя из этих посылок, мы можем говорить о высоком уровне психологизации самого процесса образования в УДО, необходимости интенсивного психологического сопровождения деятельности всех участников образовательного процесса, создания условий для гуманизации образовательного пространства.

    Попробуем разобраться, какие  критерии аккредитационных показателей отнесения учреждения дополнительного образования к определенному типу, виду и категории относятся к психолого-педагогической и диагностической области, какие факторы/индикаторы могут указывать на наличие и уровень реализации того или иного направления деятельности учреждения, и в каких документах могут быть отражены искомые данные.

 

№ критерия

Содержание критерия

Индикаторы

Документы

Ответств-ые специалисты, ведущие документацию

2.7

…наличие системы измерения результата (реализации воспитательной системы ОУДОД)

Наличие и систематизация диагностических материалов, системный анализ результатов диагностики на различных этапах, адекватность и достаточность исследовательских материалов для выявления предполагаемых результатов воспитательной работы

Воспитательная программа, профильные диагностические материалы, аналитические материалы по итогам диагностики

Педагоги доп. образования,  методист/ зам. директора, педагог-психолог

2.9

Соответствие содержания образования особенностям обучающихся (психолого-возрастным, интеллектуальным, социальным, гендерным и т.д.)

Наличие анализа особенностей контингента обучающихся, социальной и культурной ситуации,  обоснованность особенностей содержания, методов, форм, обучения в образовательных программах, ориентированность воспитательных и культурно-массовых мероприятий на особенности адресата, наличие методических материалов и рекомендаций для педагогов по возрастной и педагогической психологии

Материалы социологических исследований, образовательные программы, разработки уроков, план воспитательной работы, сценарии культурно-массовых мероприятий, методические рекомендации и пособия по возрастной и педагогической психологии, протоколы заседаний методических объединений, педагогического Совета, методические разработки педагогов

Педагоги доп. образования, методист/зам. директора, социальный педагог, педагог-психолог

3.10

Наличие и соотнесенность диагностических материалов с задачами и предполагаемыми результатами освоения образовательных программ.

Наличие, системность и адекватность банка методик, наличие систем диагностики по результатам реализации образовательных программ, необходимость и достаточность диагностических процедур для мониторинга уровня достижения задач программы

Образовательные программы, банк диагностических  методик, аналитические материалы по итогам диагностики, методические рекомендации и пособия по психолого-педагогической диагностике.

Педагоги доп. образования, педагог-психолог, социальный педагог, методист

3.11

Мониторинг качества образовательного процесса в ОУДОД:

-системность и непрерывность мониторинга (последовательное проведение диагностических процедур на различных этапах обучения);

- востребованность результатов мониторинга (использование результатов мониторинга для коррекции различных аспектов образовательной деятельности и управления)

Наличие и системность банка диагностических методик, качество и системность диагностики необходимого и определенного перечня параметров на различных этапах обучения, сравнимость результатов, информирование  заинтересованных специалистов о результатах диагностики, коррекция планов и программ вследствие выявленных результатов мониторинга

Банк диагностических методик, аналитические материалы по итогам диагностики, рекомендации по итогам диагностики, протоколы заседаний методических объединений,  методического и педагогического Советов, планы и программы учреждения.

Педагоги доп. образования, методист, заместитель директора, председатели методических комиссий, секретари методического и педагогического Советов, педагог-психолог

3.12

Формирование мотивации детей к обучению по образовательным программам:

- соответствие образовательных программ планам жизненного и профессионального самоопределения обучающихся.

Соотнесенность предлагаемых учреждением образовательных услуг и:

-интересов, ожиданий и жизненных планов обучающихся,

 -основных региональных и культурных традиций,

 -социального заказа

Аналитические материалы по итогам предварительной, начальной диагностики, социологических опросов, образовательные программы педагогов, образовательная программа и учебный план учреждения

Педагоги доп. образования, социальный педагог, методист/ зам. директора,  педагог-психолог

4.4

Результативность реализации образовательной системы:

-уровень удовлетворенности деятельностью ОУДОД участников образовательного процесса;

-результаты мониторинга личностного роста воспитанников.

Качество оценки деятельности учреждения/ педагога со стороны обучающихся, родителей, учителей школ, общественности, уровень удовлетворенности проф. деятельностью и сохранность здоровья педагога; степень соответствия субъективных ожиданий и полученных в процессе обучения  результатов, положительная динамика развития личности обучающегося по данным диагностики

Аналитические материалы по результатам  итоговой диагностики, социологических опросов, материалы сравнительного анализа данных диагностики на различных этапах, отзывы родителей

Педагоги доп. образования, социальный педагог, методист, педагог-психолог

5.9

..Диагностика кадрового потенциала.

Наличие банка профильных диагностических методик, аналитических материалов и заключений

Портфолио/карточки профессионального развития педагогов, аналитические материалы по  итогам диагностики различных аспектов профессиональных качеств педагогов, аттестационные материалы

Директор/зам. директора, методист, педагог-психолог

7.1

Наличие в учреждении:

- педагога-психолога, социального педагога;

- психологической службы.

Уровень, полнота и системность психолого-педагогической  и социально-педагогической работы в учреждении

Штатное расписание, локальные акты, планирующая, отчетная и аналитическая документация соответствующих специалистов/ службы, информационный стенд по психолого-педагогической проблематике

Директор, педагог-психолог, социальный педагог

7.2

Психологическое сопровождение образовательного процесса:

-соответствие методов, средств и организационных форм образовательного процесса возрасту, интересам и потребностям обучающихся;

-наличие системы диагностики результатов реализации воспитательной системы (в отдельных детских объединениях, в целом по ОУДОД);

- диагностика психологического микроклимата в детских коллективах.

Наличие диагностических материалов для выявления уровня воспитанности и особенностей психологического климата, системный анализ результатов диагностики, анализ особенностей контингента обучающихся при подборе содержания, методов, форм, обучения, ориентированность мероприятий на особенности адресата

Образовательные программы педагогов, аналитические материалы по итогам диагностики уровня воспитанности, психологического климата и уровня  удовлетворенности субъективных ожиданий обучающихся

Педагоги доп. образования, социальный педагог, методист/ зам. директора, педагог-психолог

7.3

Создание системы психолого-педагогической поддержки одаренных детей, иных групп детей, требующих повышенного педагогического внимания.

Наличие консультативных/коррекционных психологических услуг для «особых детей», наличие процедуры выявления и системы  сопровождения развития «особых» детей (разработка индивидуальной траектории развития, индивидуальная работа), наличие профильных методических рекомендаций и  психологических пособий для педагогов и родителей

Банк данных об «особенных» детях, формы отчетности педагога-психолога, материалы диагностики, протоколы заседаний метод. комиссий, метод. и педагогического Советов, образовательные программы педагогов, психологические рекомендации и пособия по профилю

Социальный педагог, педагоги доп. образования, педагог-психолог, методист

7.4

Наличие диагностических материалов уровня психолого-педагогической компетентности педагогов.

Наличие и систематизированность диагностических материалов по профилю, наличие аналитических материалов по итогам проведения исследований уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, наличие методических разработок педагогов по психологической проблематике

Аналитические материалы по  итогам диагностики различных аспектов деятельности и профессиональных качеств педагогов, рекомендации, материалы семинаров, бесед, издания по психологической проблематике в библиотеке, информационный стенд по психолого-педагогической проблематике

Педагог-психолог, социальный педагог, методист/зам. директора

 

Очевидно, что психолого-педагогической проблематикой и организаций системы мониторинга, в зависимости от штатного расписания, условий и возможностей учреждения, могут заниматься разные специалисты: психолог, социальный педагог, методист, заместитель директора, инициативные группы педагогов. Специалисты УДО могут также прибегать к помощи школьных психологов, психолога районного отдела образования или городских/районных профильных служб.

   


»  Размещено в сообществах:   
Региональный узел Ростовской области