Официальный сайт mydebut 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Система поэтапного обучения физике с использованием информационных технологий

СИСТЕМА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Каверин Ю.А.

МОУ Тамбовская СОШ Терновского района

kaverin@rambler.ru

 

В практике работы каждого учителя со временем формируется методическая система обучения предмету, определяемая школьным учебником, целями педагога и учащегося, их деятельностью, индивидуальностью учащихся, используемыми педагогическими технологиями. Методическая система обучения, умело используемая учителем, играет важную роль в обучении и развитии учащихся.

В педагогических исследованиях наряду с категорией «методическая система обучения» все большее распространение находит новая педагогическая категория «методическая система учителя» (В.М. Монахов, А.И. Нижников, Т.К. Смыковская и др.). В основе методической системы учителя, обеспечивающей ее развитие и совершенствование, по мнению большинства исследователей, лежит профессиональное творчество, которое может проявляться в разработке новых приемов, форм и средств работы учителя, в их оригинальных сочетаниях; в совершенствовании, рационализации, модернизации известного в соответствии с новыми задачами, идеями, подходами к изучаемому материалу; в умении видеть множество вариантов решения одной и той же поставленной задачи; в умении трансформировать методические рекомендации, теоретические положения в конкретные действия [1].

В последние годы я применяю систему поэтапного обучения физике с использованием информационных технологий, целью которой является формирование целостной системы физических знаний и умений применять эти знания в практической деятельности. Методическая система направлена на решение следующих задач: овладение учащимися знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки, о современной научной картине мира, о возможностях применения законов физики для объяснения явлений природы, технических и технологических устройств; формирование у учащихся навыков самостоятельной учебно-познавательной деятельности; развитие личности ученика и его способностей; подготовка его к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Данная система построена на основе системы поэтапного обучения (Н.Н. Палтышев) и опирается на технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов) и технологию использования опорных конспектов и тестовых заданий к ним (Г.Д. Луппов). Учитывая важность формирования информационных компетентностей учащихся, эти базовые технологии расширены за счет внедрения в них элементов информационных технологий: в технологию В.Ф. Шаталова - мультимедийных презентаций, содержащих опорные схемы; компьютерного эксперимента, в технологию Г.Д. Луппова - интерактивных тестов, в систему Н.Н. Палтышева -  использование проектной деятельности учащихся.

Взаимодействуя с технологией дифференцированного обучения, информационные технологии приобретают на уроке адресный характер, подбираются с учетом особенностей конкретного класса. Взаимодействуя с технологией проблемного обучения и воспитания, информационные технологии помогают учащимся на более глубоком уровне понять исследуемую проблему или проблемную ситуацию. Во взаимосвязи с технологией личностно-ориентированного обучения и воспитания информационные технологии усиливают развитие тех личностных качеств и компетенций, которые заложены в цель урока. Интеграция информационных технологий с групповыми технологиями создает благоприятные условия для повышения мотивации к учебной деятельности, роста познавательного интереса. Все это способствует эффективной организации учебно-воспитательного процесса.

Применение информационных технологий в учебном процессе позволяет перестроить традиционную методическую систему обучения таким образом, что она становится полностью  инновационной. В используемой мною системе поэтапного обучения физике можно выделить следующие основные этапы:

        Выявление и ликвидация пробелов в знаниях (тестовые задания к опорным конспектам, физические диктанты, интерактивные тесты).

        Изучение нового материала (опорные конспекты, презентации, компьютерные программы).

        Обучение учащихся на базе нового материала приемам учебной деятельности (фронтальный эксперимент, работа малых групп, работа над учебными проектами).

        Контроль и коррекция знаний (интерактивные тесты, дифференцированные самостоятельные работы, обобщающие уроки, зачетные и контрольные уроки).

Использование системы поэтапного обучения физике с использованием информационных технологий обеспечивает усвоение учащимися физических знаний и способов применения их в практической деятельности, способствует формированию ключевых образовательных компетенций.

 

Библиографический список

1. Монахов, В. М. Проектирование авторской (собственной) системы учителя / В. М. Монахов, Т. К. Смыковская // Школьные технологии. – 2001. – № 4. – С. 48–65.

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн