Submitted by Гульнара Хамитовна Муртазина on пн, 25/10/2010 - 23:17
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Прозвенел и смолк звонок- начинается урок.
2. Подготовка к активному сознательному усвоению нового материала.
1) Загадка
Я- травянистое растение,
Красив на удивление,
И радую я глаз
Расту в горшке у вас. ( цветок )
-Назовите отгадку.
-А какие цветы вы знаете? ( полевые, садовые, комнатные )
-Продолжите мою мысль. Цветок- это … ( растение )
-Послушайте сказку и скажите, о каких растениях мы будем говорить на уроке?
2) Инсценирование сказки « Чьи цветы лучше ? »
Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы?
Весна:
-Мои цветы самые красивые! Притопну каблуком- и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и мачехи, нарциссами, одуванчиками…
Лето:
-Нет! Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!
Взмахну шляпкой, сплетенной из солнечных лучей, и рассыпаю не скупясь, свои цветы повсюду.
Куда ни глянешь- везде васильки, колокольчики, гвоздики, ромашки…
Осень:
-Мои цветы не хуже. Поведу багряным рукавом и цветут вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…
А что зима?
-Засыплю снегом лес, луга, поля, дороги замету. Только не боится ни снега ,ни мороза зимний сад.
За стеклом оранжевые цветут бегонии, цикламены, орхидеи, фиалки.
Люди сад вырастили , а все равно он зимний. Здесь цветы самые красивые!
Так до сих пор и спорят времена года- у кого цветы самые лучшие.
-Как называются все растения, которые растут в зимнем саду? ( комнатные растения)
-Ребята, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?
3. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с комнатными растениями, с особенностями их жизни и с тем, как за ними ухаживать.
4. Знакомство с комнатными растениями.
1) -Как вы думаете, почему комнатные растения, не смотря на изменения природы, с наступлением зимы остаются зелеными и даже цветут?
-Откуда привезли комнатные растения?
Давайте об этом прочитаем в учебнике.
2) Работа по учебнику.
а) чтение текста на с. 65
б) работа по прочитанному тексту
-Откуда же привезли комнатные растения?
-Как их называют на родине?
-А у нас их как называют? ( комнатные растения )
- Почему?
-Для чего люди выращивают дома комнатные растения?
5. Презентация «Комнатные растения».
1)Бальзамин- называют «огонек» за яркие красные малиновые цветки. А в народе его называют «Ванька-мокрый» за свои прозрачно-водянистые стебли. Родина Бальзамина тропические леса Африки. Неприхотливое, обильно цветущее растение.
2) Кактусы- бывают пустынные и тропические. Пустынные растут в жаркой полупустыне Америки.
3) Зигокактус или «Декабрист» из тропических лесов Африки. Такое название получил потому, что он начинает цвести в декабре. Требует частого опрыскивания.
4) Алоэ- разновидность тропических кактусов. Алоэ или столетник – в медицине применяют для лечения ожогов, ран, язв. Алоэ нейтрализует действие вредных газов, поэтому его полезно содержать на кухне.
5) Герань- одно из самых распрастраненных растений. Его ярко-красные цветы излучают жизненную энергию и силу, которые помогут вам в случае плохого самочувствия. Поэтому во время болезни держите герань в своей комнате.
-С какими цветами мы познакомились?
6.Физминутка
В сад пришел волшебник злой.
Он ужасный и большой.
Он руками помахал
И цветы заколдовал.
Но пришли друзья детишки
Озорные шалунишки.
Стали думать и гадать,
Как цветы расколдовать.
Наконец они решили
И цветы пересадили.
7.Знакомство с комнатными растениями класса.
- Среди комнатных растений нашего класса есть:
1) лекарственные -каланхоэ, алоэ, гибискус;
2) растения пылесосы- фикус, диффенбахия, хлорофитум;
Хлорофитум - лучший чистильщик воздуха, он имеет бактерицидные свойства, уменьшает количество микробов в несколько раз.
3) ядовитые- диффенбахия, молочай;
Диффенбахия хоть и ядовитый, он просто находка для наших квартир!
Он улучшает водно-газовый обмен в помещении.
С ядовитыми растениями нужно быть осторожными, сок этих растений очень ядовит. Если вы дотронулись до листьев этих растений, нужно обязательно помыть руки с мылом.
4) кактусы- защищают от радиоактивного излучения;
5) спатифилиум- улучшает, очищает воздух.
В народе его называют «белым парусом». Как вы думаете почему?
8. Первичное закрепление.
Игра « Угадай, кто я ?» Нужно угадать и показать это растение в классе.
Стоит мокрый Ванек,
А в кудрях – огонек. (бальзамин)
Лист горбочком, с желобком,
Шипы имеет, а ранить не умеет.
Зато лечит нас в любой день и час. (алоэ)
Зеленый, в колючках,
Похож на ежа,
А цветки атласные
Белые, желтые, красные. (кактус)
Куст оконный и балконный,
Лист пушистый и душистый,
А цветы на окне,
Словно шапка в огне. (герань)
Очищаю воздух,
Создаю уют,
На окнах зеленею,
«Белым парусом» цвету. (спатифилиум)
9. Условия необходимые для жизни комнатных растений. Эксперимент «Горшок из шкафа».
-На прошлом уроке мы с вами проделали небольшой эксперимент, поставили горшок с цветком в темный закрытый шкаф. Давайте посмотрим на наш цветок.
-Что случилось с цветком? Почему?
- Что необходимо для растений, чтобы оно цвело?
(Уход, полив, рыхление почвы, свет и т.д.)
- Давайте познакомимся с правилами ухода за растениями и научимся делать это сами.
10. Правила ухода за комнатными растениями.
Отдельные ученики подготовили сообщения о том, как правильно ухаживать за комнатными растениями.
1) Полив и опрыскивание.
2) Вытирание пыли тряпкой или кисточкой.
3) Рыхление деревянной палочкой.
В ходе своего выступления ученики наглядно демонстрируют уход за цветами.
Затем по таблице закрепляются знания правил ухода за комнатными растениями.
11.Значение комнатных растений в жизни человека.
-Для чего нужны комнатные растения?
Заполняется таблица.
Значение комнатных растений
в жизни человека
красота доброта
здоровьеочищение воздуха
хорошее настроение
- Забота о комнатных растениях делает человека добрее.
Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
12. Итог урока.
Рефлексия «Барометр настроения»
-Поиграем еще в одну игру. Если урок вам понравился – мы улыбаемся, если урок не очень понравился – делаем серьезное лицо, если урок не понравился – делаем грустное лицо.
- А теперь с таким веселым настроением идем на перемену!