Официальный сайт oriflame100 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Наши помощники- информационные справочники

Размещено: Оксана Валерьевна Бутенко - вт, 26/10/2010 - 10:41
Данные об авторе
Автор(ы): 
Колдарар О.В., Гуменная А.Т.
Место работы, должность: 
МОУ СОШ № 4 г. Апатиты
Регион: 
Мурманская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Библиотечное дело
Предмет(ы): 
Обществознание
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
сценарий урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
интегрированный урок библиографических знаний и русского языка

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Внеклассное мероприятие, интегрированный урок библиографической грамотности и русского языка.

 

«Наши помощники – информационные справочники».

 

Тип урока: 

Урок – практикум углубления знаний

 

Учащихся в классе (аудитории): 21

 

Используемая методическая литература: 

Практическое пособие библиотечно-библиографические знания – школьникам / гос. респ. дет. б-ка РСФСР. -3-е изд., перераб. и доп.- М.: изд-во «Кн. палата», 1989. -216 с.; брошюра из серии «Библиотека «Первого сентября» - «Библиотека в школе» №2(14)/2007 «Как работать со словарями» (библиотечные игры и уроки для 6-9 классов); приложение к журналу «Школьная библиотека» - Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения / Ястребцова Е.Н.- М.: БМЦ, 2001.

 

Используемое оборудование: 

Выставка справочных изданий «Наши помощники», проектор, компьютеры, экран.

 

Используемые ЦОР: Презентация "Наши помощники", электронные словари, электронные энциклопедии, тренажеры.

 

Краткое описание: 

Урок дает представление о справочной литературе, формирует цели обращения к словарям и энциклопедиям, обучает работе с ними в электронном виде.

 

Интегрированный библиотечный урок библиографической грамотности и русского языка для учащихся 7-х классов

 «Наши помощники – информационные справочники».

 

Цель: учить применять словари и энциклопедии в практической деятельности

Задачи:

  1. расширение знаний школьников о энциклопедиях, лингвистических словарях: орфографическом, толковом, словаре иностранных слов;
  2. привитие интереса к ним;
  3. обучение пользования ими в электронном виде.

Оформление: выставка справочных изданий «Наши помощники».

 

Ход урока.

 

1. Постановка проблемы: выступление Почемучки и Знайки

 

1слайд.

Стоят: Почемучка и Знайка. Знайка листает словарь.

 

Почемучка: - Послушай, Знайка, нам сегодня домашнюю работу в школе дали — ужас! — задания по тексту. Вот…

 

Знайка: - Ну, и как — справилась?

 

Почемучка: - Если бы… Я, правда, ходила в библиотеку, хотела словарь-помощник найти, да где там! Их там целая полка стоит — поди, выбери… И синтаксический, и фразеологический, и грамматический, и… Ой-ой-ой, как там разберешься — в какой смотреть надо?

 

Знайка: - Что ж ты, Почемучка, раньше в словари-то не заглядывала, что ли? Ты же всегда столько вопросов задаешь! А значит, словари должны стать твоими самыми близкими друзьями и помощниками.

 

Почемучка: - Я, конечно, заглядывала, Знаечка… Но чаще всего — для того только, чтобы узнать, как надо написать то или иное слово. И все…

 

Знайка: - А вот есть люди, которые любят читать словари.

 

Почемучка: - Скажешь тоже — читать! Что же там такого интересного вычитать можно?

 

Знайка: - Очень даже много интересного, ценного и полезного. Из словаря можно даже узнать, что такое сам словарь. Не веришь? Пожалуйста! Вот какое определение этого слова я нашел

 

2 слайд

«Словарь — книга, которая содержит список слов с определениями и другими объяснениями или с указаниями на их произношение, с переводом на другие языки»

Знаешь, Почемучка, словарями пользуются не только школьники и студенты, но даже писатели и ученые. Тот, кто не ленится часто смотреть в словарь, будет говорить и писать правильно.

 

Почемучка: - Знаечка, а ты мог бы рассказать мне и ребятам о словарях, а? Мы тоже хотим много-много знать — как ты!

 

Знайка: - Ну, это ты преувеличиваешь… Я и сам ведь только учусь. А вообще-то, узнавать что-то новое всегда интересно! Устраивайтесь поудобнее, слушайте.

 

Словарей существует великое множество. Все они делятся на две большие группы:

 

3 слайд

Энциклопедические словари - это словари по всем отраслям знаний,

Лингвистические - это словари по языкам, т.е. по русскому языку и любому другому языку. Словарей по русскому языку множество.

 

4-6 слайд
Очень важны толковые словари — дает толкование, объяснение слова.

Словарь иностранных слов объясняет значение слов, пришедших к нам из других языков.

Орфографический словарь поможет нам правильно написать слово и правильно произнести слово.

 

Почемучка: - Значит, если я хочу посмотреть, как правильно написать слово, надо обратиться к орфоГРАФИЧЕСКОМУ словарю, а если же хочу узнать значение слова, то к ТОЛКОВОМУ? Так?

 

Знайка:- Ты все правильно поняла, Почемучка.

 

Библиотекарь:

7 слайд

Да Почемучка, ты все правильно поняла. Нам действительно необходимо пользоваться словарями и не только ими, но и другими справочными изданиями. К ним у нас относятся энциклопедии, словари и справочники — это те книги, которые должны быть в каждом доме, под рукой у всякого культурного человека. Сегодня мы с вами познакомимся с небольшой частью справочной литературы – с лингвистическими словарями и энциклопедиями. Скажи те мне ребята, а если вам необходим какой то словарь, но дома его нет, куда в первую очередь вы будете обращаться? Правильно, в библиотеках храниться большое количество словарей и обратиться к ним можно всегда. Мы с вами вступили в третье тысячелетие и прекрасно знаем, что мир не стоит на одном месте постепенно все изменяется и развивается. То же происходит и с информацией вокруг нас. Библиотеки начинают переименовываться в медиатеки и медиацентры. Где сохраняются традиционные носители информации: книги, учебники, газеты, брошюры, справочная литература, но так же большое значение уделяется и электронным носителям информации. И наша школьная библиотека не исключение, в ней так же есть различные виды электронных носителей информации. И сегодня мы предлагаем вам помочь нашей Почемучке выполнить домашнее задание, при помощи словарей и энциклопедий, но не в их традиционном виде, а при помощи их электронных версий.

 

Практическая часть, на компьютерах установлены электронные словари: орфографический, словарь иностранных слов и толковый словарь, открыта страница в Интернете – электронная энциклопедия Википедия.

 

У учащихся на столах лежат рабочие листы, домашняя работа Почемучки. Текст «История переписей» и задания к нему.

 

2. Поиск и отбор информации

 

2.1. Работа в электронной энциклопедии (википедия) – восстановить пробелы.

Проверка – чтение текста вслух.

Формулировка задания –Чтобы восстановить пропуски в содержании, нам необходимо обратиться к энциклопедии. Самая популярная в Интернете –Википедия. Обратимся к ней. Перед вами страница с информацией по теме перепись населения в России. Ваша задача восстановить пропуски.

 

8-10 слайд

2.2. Уточнение значений непонятных слов в толковом словаре.

Самопроверка по слайдам. 

 

 

6 слайд

Практическое задание на тренажере по алфавиту.

Учитель русского языка: У каждого из вас на компьютере установлен тренажер, откройте его и приступайте к повторению Алфавита.

Формулировка задания – Ознакомившись с текстом, мы с вами встретили ряд неизвестных для нас слов. Используя толковый словарь С.И. Ожегова, объясните их значения.

 

Демографический (демография) - Наука о составе населения и его изменениях.

                                                             Показатели численности, состава, размещения и изменения населения.

Какие демографический данные будут записывать во время переписи? (состав семьи, семейное положение, место рождения)

 

Экономический - Организация, структура и состояние хозяйственной жизни или какой –нибудь  отрасли хозяйственной деятельности  

Какие экономические данные будут учтены в переписи? (доходы населения)

 

Социальный - Общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе.

Как вы думаете какие социальные данные необходимо заполнить во время переписи? (образование и т.д.)

 

2.3.Работа со словарем иностранных слов

Проверка – обсуждение

Формулировка задания – вам предстоит сравнить несравнимое – два разных слова. Обратившись с словарю иностранных слов, ответьте на вопрос – чем различаются их лексические значения (однозначное –многозначное).

 

Процесс (от. Лат.) – ход какого –либо явления, последовательная смена состояний, стадий развития.

Совокупность последовательных действий для  достижения какого – либо результата

 

Инициатива (от лат., от фр.) – руководящая роль в каких – либо действиях, способность к самостоятельным активным действиям.

 

11-14 слайд

2.4. Работа с орфографическим словарем

Взаимо проверка – абзацы по слайдам

Формулировка задания – Мы поработали с текстом, но еще не вставили орфограммы. Обратимся к орфографическому словарю.

 

3. Продукт (выполненная домашняя работа)

 

15 слайд

Библиотекарь:

Вы сегодня все молодцы, справились с заданиями, надеюсь вам понравилось наше занятие и в дальнейшем вы будете пользоваться справочной  литературой не только для подготовки к урокам, но и для саморазвития. Энциклопедические, толковые, орфографические, двуязычные словари и другая справочная литература – это те книги, которые должны быть под  рукой у всякого культурного человека.

 

4. Конкурс на лучшего знатока алфавита.

Формулировка задания – Большинство словарей, на бумажных и электронных носителях, построены по определенному принципу. Назовите его … (по алфавиту). А теперь конкурс!

Определяем лучшего знатока алфавита. Вам необходимо обратиться к тренажеру.

 

5. Рефлексия.

 

Заполните анкету.

1.Я научился на уроке пользоваться

2 Я мгу получить

из электронной энциклопедии Википедии сведения о

из толкового словаря сведения о

из словаря иностранных слов сведения о

из орфографического словаря сведения о

 

История переписей.

 

Пе́репись населе́ния в России — единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определённое время ко всем лицам в стране или чётко ограниченной её части.

В Древней Руси государственные переписи начали проводиться со 2-й пол. XIII века по инициативе монголов с целью учёта населения для определения размеров дани.

Указом Петра  I  от 26 ноября 1718 г. было положено начало государственным ревизиям, которых было проведено 10 с 1719 по 1858 годы.

Первая всеобщая перепись населения России была проведена по состоянию на 9 февраля 1897 года

Очередная перепись населения России, согласно постановлению правительства, должна быть проведена в октябре 2010 года.


История переп_сей.

Переп_сь нас_ления  в России — единый процесс _________________, ___________________, ___________________  и  _______________   демографических, экономических и социальных данных, относящихся по сост_янию на опред_лённое время ко всем лицам в стране или ч_тко ограниче___ой её части.

В Древней Руси государстве__ые переписи начали проводиться со __________________ по инициативе монголов с целью _____________________________.

Указом Петра I  от 26 ноября 1718 г. было положено начало ____________________   ______________, которых было проведено десять с 1719 по 1858 годы.

Первая всеобщая переп_сь нас_ления России была пров_дена  _________________________.

Оч_редная переп_сь нас_ления России, согласно постановлению правительства, должна быть пров_дена в _____________________.

 

1.                       Заполните пропуски.

2.                       Объясните значение  слов.

Демографический (демография)   - ____________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экономический   ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социальный - __________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

А) Из какого языка пришло слово процесс, в каком значении  оно употреблено в тексте.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Б) Из какого языка пришло слово инициатива, объясните лексическое значение слова.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

В) Чем различаются их лексические значения.

3.                       Вставьте пропущенные орфограммы.

 

 

Прикрепленный файл Размер
_ppt_20873.ppt 1.25 Мбайт

»  Тэги к этому документу:

Фото пользователя Виктория Николаевна Сальниченко

На: Наши помощники- информационные справочники


Спасибо. Взяла в свою копилочку.smiley

VIKA



Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн