Print 65 9,05 пт 9,05 пт false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Tahoma","sans-serif"; mso-ansi-language:#0019;}
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?» В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям - прежде всего детям - осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно. С.Я.Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, музыку, звуки, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно- эстетического воспитания. Она — неисчерпаемый источник чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в
себе. А это так актуально для детей которые с раннего детства привыкают видеть мир, порой, в «перевернутом изображении», искаженным, не таким ярким, красочным, каким является на самом деле. Через театрализованную деятельность возможно открытие прекрасного, которое окружает ребенка.
ЦЕЛЬ: развитие артистических способностей детей способности передавать свои эмоции, взаимоотношения, взаимодействия с другими детьми. Развитие памяти, мышления, воображения, восприятие. Привитие норм культуры поведения в коллективе сверстников.
ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ:
• последовательное знакомство детей с видами театра;
• поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;
• совершенствование артистических навыков детей;
• раскрепощение ребенка
• работа над речью, интонациями;
• коллективные действия, взаимодействия;
• пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.
ПРИНЦИПЫ:
• импровизация,
• гуманность,
• систематизация знаний,
• учет индивидуальных способностей и особенностей каждого ребенка.
Начиная со второй младшей группы мы начинаем знакомить детей с театральной куклой - бибабо и театрализованными играми. Со второго полугодия мы начинаем знакомство с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого используем этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; прививаем навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.
В средней группе кукольный спектакль мы объединяем с театрализованной игрой. Мы заметили, что неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, т.к. его необходимый атрибут - ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Дети, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.
В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях.
В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами.
Названные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах театральной деятельности.
Из многообразия средств выразительности наиболее
целесообразными,
для наших детей являются:
• во второй младшей группе формирование простейших образно- выразительных умений (например, имитация характерных движений сказочных животных);
• в средней группе обучение элементам образных выразительных средств (интонация, мимика и пантомима);
• в старшей группе совершенствование образных исполнительских умений;
• в подготовительной к школе группе развитие творческой самостоятельности в передаче образа, выразительности речевых и пантомимических действий под музыку.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
• игры-драматизации;
• упражнения для социально-эмоционального развития детей;
• коррекционно - развивающие игры;
• упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
• задания для развития речевой интонационной выразительности;
• игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;
• упражнения на развитие детской пластики;
• ритмические минутки (логоритмика);
• пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;
• упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
• театральные этюды;
• отдельные упражнения по этике во время драматизации;
• подготовка (репетиции) и разыгрывания разнообразных сказок и инсценировок;
• знакомство не только с текстом сказки, но и со средствами ее драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит) и т.д.
Для того чтобы влиять на развитие артистических способностей детей, необходимо изучать особенности их воображения и оценивать уровень их развития. Для этого фиксируются результаты:
• диагностика (октябрь - апрель);
• постановка кукольных спектаклей;
• драматизация сказок;
• проведение праздников (в течение года).
Перспективный план по театрализованной деятельности в
младшей группе
I квартал
❖ Чтение русских народных сказок «Репка», «Колобок».
❖ Игра-драматизация «Заинька»,
❖ Знакомство с пальчиковым театром. Настольным театром.
❖ Разучивание потешек.
♦> Разучивание стихов из серии «Игрушки» Агнии Барто.
II квартал
❖ Чтение русской народной сказки «Рукавичка». «Заюшкина избушка», ♦♦♦ Просмотр сказки «Рукавичка», поставленной старшими детьми.
❖ Игры-повторялки
Их правила диктуют необходимость уметь действовать одновременно, одинаково и согласованно с другими участниками
❖ Знакомство с театром - бибабо.
❖ Посещение приезжающих театров.
❖ Знакомство с элементарными театральными терминами: спектакль, кулисы, аплодисменты.
III квартал
❖ Чтение сказок и другой художественной литературы,
❖ Разучивание гимнастики для язычка, с целью развития артикуляционного аппарата,
❖ Введение новой сюжетно- ролевой игры «Театр»,
❖ Показ сказки «Колобок» детьми ,
❖ Посещение приезжающих театров .
❖ Просмотр видеокассет с любимыми мультфильмами,
❖ Прослушивание аудиокассет «Русские народные сказки»
Перспективный план по театрализованной деятельности в
подготовительной группе.
I квартал
❖ Чтение произведения русских и зарубежных авторов.
❖ Побуждать у детей желание самим сочинять маленькие рассказы, сказки.
❖ Посещение культурных программ в ДК «Энергетик»,
❖ Конкурс рисунков, поделок на тему сказок Абдуллы Алиша.
❖ Игры-« воображалки»,
❖ Занятие-развлечение «В гостях у сказки».
❖ Сюжетно-ролевая игра «Театр».
II квартал
❖ Сюжетно-ролевая игра «Театр», «Фотосалон»,
❖ Игры-драматизации .
❖ Разучивание хоровода «Плетень», «Ходит Ваня»,
❖ Семейный конкурс на лучшую снежную скульптуру,
❖ Посещение культурных программ в ДК «Энергетик»,
❖ Посещение музея города
❖ Занятие-развлечение «В гостях у сказки».
❖ Новогоднее развлечение
III Квартал
v Подготовка и проведение праздников , посвящённых 23 февраля и 8 Марта,
❖ Совместное изготовление подарков для родителей,
❖ Подготовить и показать сказки детям младшего возраста,
❖ Игры-«сочинялки»,
❖ Викторина «Приходи сказка»
|