Использование технологии международной интеллектуальной
игры «Дебаты» в преподавании общественных дисциплин.
Варнаева Наталья Викторовна, учитель истории и
обществознания МАОУ «Гимназия «Исток».
«Дебаты» не только интересная и увлекательная игра, но и обучающая и развивающая программа для школьников, которая содействует расширению их кругозора, развитию разносторонних интересов и способностей учащихся, формированию у них общеучебных навыков и умений. Обучение через «Дебаты» не только углубляет знания учеников , но и создаёт условия для формирования их познавательной и коммуникативной культуры.
Представляется целесообразным использовать технологию игры в преподавании общественных дисциплин. В процессе обучения «Дебаты» могут быть представлены как форма урока или как отдельный элемент урока.
уроки
|
элементы урока |
классические |
работа над понятием |
модифицированные |
выступление с сообщением по структуре кейса |
|
выдвижение аргументов и контраргументов |
|
приведение доказательств к аргументам |
|
расчленение проблемы на аспекты |
|
оценка выступлений одноклассников по протоколу |
Возможно проведение уроков в форме «классических» дебатов , т.е проводимых строго по правилам игры «Дебаты» и «модифицированных» дебатов, в которых допускаются изменения правил:
-увеличивается число игроков в командах;
-сокращается регламент выступлений;
-задаются вопросы учениками класса, не участвующими в данной игре;
-организуются группы поддержки команд и т.д.
Достоинство урока в форме дебатов - участие всех учеников класса. Участники могут выбирать для себя следующие роли:
-ведущего игры;
- спикеров;
- рецензентов (оценивают выступления спикеров по содержанию, по структуре, по способу);
- аналитиков (анализируют достоинства и недостатки выдвигаемых аргументов или всего кейса в целом);
- тайм-кипера.
Предлагаемые темы уроков в форме «Дебатов»:
По истории России:
- «Варяги сыграли ведущую роль в становлении Древнерусского государства»;
- «Деятельность Петра-I была прогрессивной»;
- «Выступление декабристов было обречено на поражение»;
- «Аграрная реформа П.А Столыпина способствовала успешному развитию России»;
- «Октябрьская революция в России была неизбежной»;
- «Нападение Германии на СССР в 1941г.было внезапным»;
-«Распад СССР в 1991г. был неизбежен».
По обществознанию:
- «Человек-царь природы»;
- «Равноправие существует только на бумаге»;
- «Цензура СМИ оправдана»;
- «Смертная казнь должна быть отменена»;
- «Государство должно обучать каждого ребёнка бесплатно»;
- «Права ребёнка – это только красивые слова»;
- «Служба в армии должна быть контрактной».
Исходя из опыта работы, считаю, что данная форма наиболее эффективна для проведения повторительно-обобщающих уроков.
Безусловно, проводить все уроки в форме «Дебатов» мы не можем, да, это и совершенно не нужно. Гораздо чаще использую на уроках отдельные элементы технологии. Учащиеся выполняют следующие задания:
-расчленить сложную проблему на аспекты;
- выдвинуть аргументы и контраргументы к предложенному тезису;
- привести доказательства, подтверждающие или опровергающие тот или иной аргумент;
- составить сообщение по предложенной теме, используя структуру кейса;
- оценить выступления одноклассников по критериям судейского протокола «Дебатов»;
В учебном процессе использую форму не международного судейского протокола, а российского, который, на мой взгляд, в большей степени способствует обучению и развитию учащихся.
Опыт показывает, что можно использовать коммуникативные способности дебатёров, предоставляя им возможность попробовать себя в роли организатора коммуникации. Они успешно справляются с ролями ведущего диспута или руководителя творческой группы, работающей по определённой проблеме.
Отдельные элементы технологии используются школьниками и при домашней подготовке к занятиям. Учащиеся получают следующие задания:
-выбрать из различных источников определения того или иного понятия, доказать, почему именно выбранная ими формулировка более отвечает условиям задания;
- составить вопросы различных видов (по предложенной классификации) к документу или другому источнику знаний;
- подобрать аргументы к заданному тезису, произвести отбор аргументов и объяснить свой выбор;
- структурировать тот или иной текст (или фрагмент текста) в схему:
Аргумент Доказательства Поддержки
- найти поддержки, сформулировать доказательства к заданному аргументу, произвести их отбор и объяснить свой выбор;
Часто подобные задания выполняются в виде таблиц:
Аргументы/ Достоинства/ Недостатки. Доказательства/Достоинства/ Недостатки. Поддержки/Достоинства/ Недостатки.
Зачем нужны подобные задания? Конечно, не только и не столько для тренировки к играм. Главное – они способствуют формированию мыслительных операций у школьников, таких как: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.
В целом, следует отметить, что использование технологии «Дебаты» в преподавании общественных дисциплин ведёт к повышению эффективности преподавания, создаёт необходимые условия для формирования познавательной и коммуникативной культуры учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и потребностями.
|