Официальный сайт ysaa 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Внеклассное мероприятие по химии «В гостях у химических элементов» для 8 класса.

Размещено: Светлана Александровна Леонидова - чт, 28/10/2010 - 11:02
Данные об авторе
Автор(ы): 
леонидова С.А.
Регион: 
Оренбургская область
Характеристики ресурса
Предмет(ы): 
Химия
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
план мероприятия
Краткое описание ресурса: 
Внеклассное мероприятие по химии «В гостях у химических элементов» для 8 класса.

Внеклассное мероприятие по химии

«В гостях у химических элементов» для 8 класса.

Цель: стимулировать познавательную активность ребят, развить интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение чётко и быстро формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике.

 

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, ртуть (медицинский градусник), бром (запаянный в пробирке).

 

Ход мероприятия

Учитель приветствует учеников

Учитель: «Всё готово. Тогда в путь!»

Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Всё – от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,

Строй менделеевской системы строгий.

Вокруг тебя творится мир живой,

Входи в него, вдыхай, руками трогай.

 Сегодня мы с вами, ребята, побываем в удивительном и загадочном доме «Химических элементов». Жители этого дома очень разнообразны, порой даже противоречивы по характеру, но все они чтут законы и обычаи дома и бережно хранят в памяти имя своего создателя.

 Что мы знаем о его создателе? Кого вы можете назвать гением в области химии по наведению порядка среди химических элементов? (Д.И. Менделеев).

Сообщение ученика.

Д.И. Менделеев родился 27 января 1834 года в Тобольске. В семье он был последним, семнадцатым ребёнком. Отец его Иван Павлович Менделеев – был директором гимназии в Тобольске. Мать – Мария Дмитриевна, женщина умная, с сильным характером и незаурядными интеллектуальными способностями, оставшись вдовой вскоре после рождения сына, управляла небольшим стекольным заводом близ Тобольска.

 Летом 1850 года Д.И. Менделеев подал документы в Медико – хирургическую академию в Петербурге. Однако анатомия оказалась не под силу впечатлительному юноше: первого же испытания – присутствия в анатомическом театре – он не выдержал. От медицинской карьеры пришлось отказаться. Мать подсказала другой путь – стать учителем. И в 1850 году имя Менделеева появилось в списке студентов физико – математического факультета Главного педагогического института. В 1855 году Д.И.Менделеев блестяще окончил Главный педагогический институт в Петербурге – с золотой медалью.

 В год, когда Менделеев открыл периодический закон, ему исполнилось 35 лет. К этому времени он был уже профессором химии Петербургского университета, автором учебника по органической и аналитической химии, учёным, известным своими работами по физической, органической и технической химии.

 Учитель: «Что называется химическим элементом?»

- Химический элемент - это определённый вид атомов.

 Учитель: «Химия – это учение об элементах и химических соединениях». Это определение дал химической науке Д.И. Менделеев. Оно до сих пор остаётся правильным и точным. В химии используют химическую символику, каждый атом имеет свой химический знак.

 

Учитель: «По какому принципу атомы получили свой символ?»

- По предложению шведского химика И.Берцелиуса химические элементы обозначают начальной или начальной и одной из последующих букв латинского алфавита. Водород (лат. Hudrogenium – гидрогениум) обозначается буквой H, ртуть (лат. Hudrargyrum – гидраргирум) символом Hg.

 

Учитель предлагает ученикам повторить знаки химических элементов (работа с карточками).

 

Учитель: «Химические элементы являются фундаментом всей химии, поскольку из них состоят все известные на сегодня химические соединения ( в настоящее время их более 14 млн.). Однако не следует рассматривать химические элементы как «строительный материал» для конструирования молекул, поскольку в чистом виде они имеют заслуги ничуть не меньше, чем миллионы полученных из них соединений. К концу 19 столетия в таблице находилось около 30 элементов.

 Начало 20 века ознаменовано присуждением Нобелевской премии У. Рамзаю – за открытие инертных газов (1904г.) (ученик показывает и называет инертные газы).

Однако далеко не всегда такое событие отмечалось столь торжественно. Получение ещё двух элементов – радия и полония – было отмечено таким же образом (М. Складовская-Кюри, Нобелевская премия 1911г.).

 Сейчас уже можно сказать, что 20 столетие завершилось не менее торжественно, чем началось. В декабре 1998 года в Дубне был получен новый элемент - №114. Время его жизни более 0,5 минут, что составляет очень большую величину для такого сверхтяжёлого атома.   

 В 1999г. в лаборатории Г.Беркли (США) был получен элемент №118. Вся его жизнь – миллисекунды. При распаде он образует новый нестабильный элемент  № 116, который быстро превращается в более устойчивый элемент № 114.

 Итак, на сегодня Периодическая система завершается 119-м элементом.

 Учитель: «Все жители «дома» очень гордятся своими именами. А знаете ли вы, ребята, чьи имена носят они?» Какие химические элементы названы:

- в честь учёных,

- в честь городов,

- в честь стран и континентов?.

                     (ученики называют химические элементы)

Учитель:  «Молодцы, ребята! Вы многое знаете о местных жителях. Их так много! Некоторые из них такие активные, быстрые и суетливые, что вносят неразбериху в чёткую и размерную жизнь «дома». Вот один из случаев.

 

Группа ребят показывают сценку – загадку.

Ведущий. Здравствуйте! Как я рад встрече с вами! Знаете, я очень богатый человек, у меня есть разные диковинные вещицы, с которыми случались удивительные приключения и превращения. Вот, например, эти камни.

(Достаёт из торбы красные камни, имитирующие рубины).

 Посмотрите, пожалуйста, на этот красный рубин. Откуда он у меня? Мне его подарил один сыщик, расследовавший загадочное похищение. Какое? Смотрите и слушайте внимательно.

 Однажды обнаружили, что из «дома таблицы Менделеева» исчез один элемент. Дворник, наводивший порядок, рано утром заметил на песке следы (большие, блестящие капли тяжёлой жидкости), о чём незамедлительно сообщил следователю. Следователь вынужден был вызвать на беседу ближайших соседей пропавшего и взять у них показания.

 Магний. Я сосед по периоду. Ночью просыпаюсь и слышу в квартире справа шум, возня, крики! Я прислушался, но ничего не мог понять.

 Следователь. Вы не поспешили на помощь?

 Магний. Что вы? Как можно! Там было так жарко, а я легко воспламеняюсь и горю ослепительным пламенем.

 Галлий. И я слышал шум в квартире этажом выше. Схватка, видимо, была горячая! Но я тоже не выношу таких условий. Ведь я легко плавлюсь. Уже при температуре 28 С я превращаюсь в жидкость, которая легко переохлаждается. Недаром меня применяют в термометрах.

 Кремний. Да! Температура, температура… У всех она вызывает разные изменения. Я лично работаю полупроводником. И если меня нагреть, моя проводимость сразу увеличится.

 Следователь. А что вы, уважаемый, можете сказать по существу дела?

 Кремний. Какого дела?

 Следователь. Ну как же? Ваш сосед слева сегодня ночью был похищен.

 Кремний. Я об этом ничего не знаю.

 Бор (вбегая).Ой, что я знаю, что я видел! Значит так. Просыпаюсь я среди ночи,  слышу снизу шум, крики, удары. Мне показалось, что земля ходуном ходит. Я элемент любопытный. С моим соседом снизу образую массу соединений неопределённого состава. Любопытно стало, что происходит в его квартире. Разобрал паркет, проделал дыру и заглянул вниз. Знаете, что я там увидел? Квартира сплошь выложена плитками из драгоценных камней: сапфиров, рубинов, корундов. Зрелище изумительное!

 Следователь. А сосед? Что с соседом?

 Бор. Сосед? Я его не видел. Когда дыру проделал, шум к этому времени стих, всё успокоилось.

 Следователь. Так вы не видели, кто похитил вашего соседа?

 Бор. Нет. Правда, я заметил на полу разлитую жидкость, такие круглые капли, так и перекатываются.

 Следователь. Опять капли. (Все уходят).

 

Итак, что же мы знаем? Преступник оставляет после себя капли тяжёлой жидкости. О похищенном неизвестно ничего, кроме того, что в его квартире много драгоценных камней. Зато известны соседи. Сосед слева горит ослепительным пламенем, сосед снизу – металл с низкой температурой плавления и применяется в термометрах. Четвёртый сосед ничего о себе не сообщил. Кто же похититель? Кого похитили? Помогите найти ответ, ребята.

 

Учитель: «Какой элемент был похищен из Периодической системы химических элементов? (Похитили алюминий, похититель – ртуть).

 

Интересный факт. 150 лет назад алюминий ценился дороже золота. На всемирной выставке в Париже в 1855 году 1 кг алюминия стоил более 1000 золотых рублей, (алюминий тогда называли «серебро из глины»).

 

«Химику не нужна астрология» - выступление ученицы 9 класса.

 

Учитель подводит итоги. «Более подробное знакомство с химическими элементами нам предстоит на уроках химии»

 

 

Прикрепленный файл Размер
vneklassnoemeropriyatiepoximii.doc 39 Кбайт
znakiximicheskixyelementov.ppt 1.45 Мбайт

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн