Официальный сайт 70rus 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Актуальные вопросы формирования региональной системы оценки качества образования

Актуальные вопросы формирования региональной системы

оценки качества образования

В региональной системе образования накоплен определенный опыт для успешного совершенствования системы оценки качества образования с учетом новых принципов и подходов, участием институтов гражданского общества. В регионе имеются ресурсы, накопленные в рамках  организации и проведения ЕГЭ и ГИА выпускников 9 классов, которые необходимо более эффективно использовать, а именно:

-         Нормативно-правовая и инструктивно-методическая база;

-         Кадровые ресурсы (муниципальные координаторы ГИА, организаторы и руководители ППЭ; эксперты предметных комиссий ЕГЭ и ГИА-9; уполномоченные члены ГЭК и члены ТЭК; члены и эксперты конфликтных комиссий; специалисты РЦОИ и ППОИ);

-         Материально-техническая база;

-         Система общественного наблюдения;

-         Организационно-технологическая схема взаимодействия имеющихся ресурсов.

На сегодняшний день мы переживаем процесс переход от периода разработки нормативно-правовой базы региональной оценки качества образования и отработки технологических схем проведения процедур  независимого оценивания учебных достижений выпускников региона (ЕГЭ и ГИА-9), накапливания ресурсов и результатов независимой оценки учебных достижений выпускников к периоду апробации различных механизмов использования результатов ГИА как индикаторов, позволяющих оценить качество образования на уровне региона, муниципалитета, образовательного учреждения, а также как показателей, влияющих на принятие управленческих решений.

Одним из актуальных вопросов региональной системы оценки качества образования на современном этапе является выработка региональной стратегии действий на основе мониторинга качества образования, проводимых в муниципалитетах области. Создание единой модели оценки качества образования, позволяющей давать объективную оценку работе муниципальных органов управления образования и влиять на образовательную политику в регионе и систему оплаты труда  работников образования.

Один из мало проработанных вопросов построения региональной системы оценки качества образования – привлечение общественности к оценке качества образования, к выработке требований (стандартов)  к региональному образованию, к формированию социального заказа на образовательный продукт.

Мы имеем неплохой опыт по созданию системы общественного наблюдения в рамках проведения государственной (итоговой) аттестации. Так, например, налицо тенденция увеличения количества общественных наблюдателей, привлекаемых на ЕГЭ: в 2006 году в качестве общественных наблюдателей было аккредитовано 58 человек, из них 38% из общественных организаций; в 2007 году – 104 человека, из них 68,2% из общественных организаций; в 2008 году – 234 человека, из них 74% из общественных организаций; в 2009 году – 204 человека, из них 72% из общественных организаций. Мы видим определенный рост доли общественных наблюдателей из общественных организаций. Это, безусловно, положительный фактор, который говорит о заинтересованности общества в результатах независимой оценки учебных достижений выпускников. Хочется надеяться на то, что в муниципалитетах работа по организации деятельности общественных наблюдателей ведется не на словах, что общественные наблюдатели проходят определенную подготовку, инструктаж, в результате чего получают исчерпывающую информацию о нормативно-правовой базе государственной (итоговой) аттестации.

Слабым местом региональной системы оценки качества образования является привлечение общественности к участию в лицензировании, аккредитации образовательных учреждений, к разработке стратегии развития образовательных учреждений, к разработке стандартов и программ профессионального образования, к распределению стимулирующей части оплаты труда педагогов, к созданию публичной отчетности образовательных учреждений. Плохо разработаны или не созданы в образовательных учреждениях такие общественные институты, как общественные управляющие советы.

Конечно, в образовательных учреждениях многое делается в плане сотрудничества с потребителями образовательных услуг, которыми являются, в первую очередь, родители и учащиеся, во вторую очередь – образовательные учреждения профессиональной подготовки (вузы и ссузы). Очень редко в этот список попадают работодатели, общественные организации.

Степень реального влияния на принятие управленческих решений  подобных общественных организаций, как правило, остается низкой, еще не сложился механизм  эффективного взаимодействия органов самоуправления и администрации образовательных учреждений, нет системы эффективной подготовки общественных управляющих, общественных экспертов.

Как правило, сотрудничество со школой у большинства общественных организаций сводится  к оказанию финансовой поддержки образовательным учреждениям. Причем  очень редко вкладываются деньги в развитие интеллектуального потенциала школы.

Современная школа балансирует между желанием остаться значимой социальной единицей, быть привлекательной для потребителей образовательного продукта и нежеланием впускать на свою школьную территорию посторонних, даже если они и являются потребителями, а порой и заказчиками этого образовательного продукта. Но, оставаясь государством в государстве, школа никогда не сможет быть привлекательной для инвесторов  и не сможет развиваться и реализовываться как важная социальная единица.

Важным этапом перехода к открытому сотрудничеству школы  и потребителя образовательных услуг может служить создание органов общественного управления, а также публичная отчетность, ежегодно предоставляемая  образовательным учреждением.

Пожалуй, один из самых ярких примеров реального участия общественных экспертов в области регионального образования – участие общественных экспертов в конкурсном отборе лучших образовательных учреждений и лучших учителей в рамках ПНПО, где общественные эксперты проходят обязательно обучение прежде, чем приступить к своим обязанностям, да и степень влияния на результат экспертизы конкурсных материалов здесь довольно большая.

Таким образом, одна из больших проблем, которые в ближайшее будущем нам предстоит решать,  – развитие системы общественного управления. Для решения этой проблемы предлагается:

-         провести мониторинг использования  общественного управления в системе образования области;

-         организовать обучение  общественных управляющих и общественных экспертов;

-         организовать обучающие семинары для администрации образовательных учреждений по вопросам создания нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность управляющих общественных советов, и вопросам создания публичной отчетности в образовательном учреждении.

Второй год муниципалитеты области активно вовлечены в процесс формирования система подготовки выпускников и педагогов к участию в государственной (итоговой) аттестации. Система подготовки выпускников и педагогов также находится в стадии разработки,  только начинают вводиться формы отчетности, оценивающие уровень эффективности реализации муниципальных программ. Отметим, что уже намечены общие требования к содержанию муниципальных программ подготовки выпускников к государственной (итоговой) аттестации, определены основные измерители эффективности реализуемых муниципальных программ.

Не реализуется в полном объеме система подготовки кадров, обеспечивающих функционирование региональной системы оценки качества образования: экспертов по надзору и контролю в сфере образования; разработчиков КИМ, используемых при независимой оценке образовательного уровня учащихся в рамках аккредитации и лицензирования образовательного учреждения.

Одним словом, региональная система оценки качества образования находится в стадии своего активного развития, важным звеном которого должен стать активный обмен опытом муниципальных методических служб по этому вопросу.

 


»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
Сетевой семинар «Диссеминация педагогического опыта Оренбуржья»

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн