МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ УЧЕБНО-
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В сложном и динамичном образовательном процессе педагогу приходится решать бесконечное множество типовых и оригинальных педагогических задач, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к всестороннему развитию личности.
Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно- обоснованные решения педагог должен профессионально владеть методами педагогической деятельности, под которыми следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения воспитательно-образовательных задач.
Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а при ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем ч организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.
В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основных группы:
1. Методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные).
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (познавательные игры, соревнования, дискуссии и др.)
3. Методы контроля (устный, письменный, лабораторный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.
Применение методов осуществления педагогического процесса ведет к изменению личности, так как оно стимулирует возникновение мыслей, чувств, потребностей. Отсюда можно сделать вывод, что в процессе учебно-воспитательной работы с учащимися необходимо формировать их сознание, возбуждать соответствующие эмоциональные состояния, вырабатывать практические умения, навыки и привычки.
Любая деятельность протекает более эффективно и дает хорошие результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, в полной отдачей сил, преодолевать затруднения, настойчиво продвигаться к намеченной цели.
С мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование.
Стимулировать - значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию.
В целях подкрепления и усилия воздействия на личность ребенка как в школе, так и на занятиях в творческих объединениях в учреждениях дополнительного образования применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространенными являются соревнования, познавательная игра, поощрение.
Исходя из естественного стремления к соперничеству и самовыражению, учитель часто применяет в педагогическом процессе соревнование как стимул развития творческой активности, инициативы, ответственности и коллективизма.
Соревнование может быть коллективным и индивидуальным (рассчитанным на длительный срок и эпизодическим). Так, практически на каждом занятии я могу проводить соревнование: на самую аккуратно выполненную работу, на лучшее оформление готового изделия, на создание нового образа и т.д. Или, в начале учебного года нацелить детей на соревнование за право участия в итоговом конкурсе мастерства «Сотвори чудо».
Еще одним важным методом стимулирования является создание на уроке или занятии ситуации переживания успеха, в которой особенно нуждаются дети, испытывающие затруднения в какой-либо деятельности. Надежным средством здесь является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении. Как правило, в начале года ко мне на занятия приходят ребята, не обладающие высокими художественными способностями и навыками, но имеющие большое желание заниматься изобразительной деятельностью. Поэтому с первых занятий важно создать положительную морально-психологическую атмосферу, помочь ребенку преодолеть неуверенность и страх перед внешне сложными для него заданиями, хваля и подбадривая его, помня, что занятие, на котором ребенок впервые добился успеха, запомнится ему надолго.
К методам стимулирования деятельности относятся: познавательные игры, дискуссии, викторины, которые примыкают к ситуациям успеха, т.к. направлены на создание ситуаций, но игровых, вызывающих яркие эмоциональные переживания. Познавательные игры организуются с учетом возраста. Но, в своей практике, я чаще применяю художественно-дидактические игры и упражнения, направленные на развитие творческих способностей детей. Так как занятия в творческом объединении соединяют в себе лепку, рисование и оформление готовых изделий различными материалами, то и игры, и упражнения проводятся по всем видам деятельности. Это игры: «Радуга», «На что похоже?», «Теплый -холодный», «Формы», «Новые фигуры» и т.д. Хорошим стимулированием художественной деятельности являются творческие задания, дающие возможность на основе уже сформированных умений и навыков развивать творческие способности детей, например: «Вылепи подсвечник новой формы», «Укрась новогоднюю игрушку по-своему» и т.д.
Одним из главных методов стимулирования является поощрение - способ выражения общественной положительной оценки деятельности отдельного учащегося или коллектива. Но важно поощрять не только результат, но и мотивы, и способы деятельности.
А вот такой метод стимулирования деятельности воспитанников творческих объединений как наказание встречается крайне редко и только в виде замечания педагога.
К методам стимулирования деятельности воспитанников творческих объединений можно отнести:
1. Организацию выставок (мини-выставки в конце занятия с обязательным коллективным обсуждением работ, творческие выставки, на которые отбираются лучшие работы детей, персональные выставки мастерства, городские и областные выставки).
2. Участие в городских и областных конкурсах, конкурсах,
проводимых в Центре детского творчества («Сотвори чудо», «Твори, выдумывай, пробуй», «Марья-искусница» и др.).
3. Вручение воспитанникам объединений признательных грамот от
Центра детского творчества и грамот за победу в конкурсах.
4. Очень нравится всем ребятам из творческих объединений декоративно-прикладного направления совместные праздники с творческими заданиями, играми, конкурсами, что помогает почувствовать себя членом большого дружного коллектива А также участие в городских праздниках и особенно в ярмарках.
Исходя из возраста воспитанников моего творческого объединения, а это дошкольники и младшие школьники, на занятиях с целью стимулирования их деятельности использую различный методический и дидактический материал (загадки, сказки, детские песенки и т.д.), разнообразный иллюстративный материал и наглядные пособия. Сами занятия часто проходят в игровой форме. Благодаря этому дети проявляют больше фантазии и воображения, чем в простых жизненных ситуациях, а задачей педагога становится необходимость помочь воспитанникам в реализации их замыслов.
Характеризуя художественное творчество детей и его взаимосвязь с обучением известный психолог Б.М. Теплов, исследовавший процесс художественного творчества, писал: «Одна из важнейших особенностей и больших трудностей педагогической работы по художественному воспитанию связана с тем, что творческая деятельность ребенка не может мотивироваться как деятельность только учебная... В художественной деятельности такой мотивировки недостаточно. Нельзя сочинять, играть, рисовать и т.д. только для упражнения в данной деятельности, необходимо, чтобы какая-то часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта, который на кого-то должен оказать воздействие, который кому-то нужен, с которым связано сознание его возможной социальной ценности.
Большим стимулом для каждого воспитанника творческого объединения является проявление интереса, и даже восхищения к его творческим работам со стороны друзей, одноклассников, педагогов и родителей, которые следят за успехами своих детей, интересуются и даже делают дома совместную работу по пройденной теме. А главное то, что работа, сделанная своими руками, приносит пользу окружающим его близким людям, так как она может быть полезна в быту, использоваться как подарок и просто радовать своей красотой.
|