Официальный сайт nokia 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методы стимулирования

Submitted by Татьяна Егоровна Василевич on чт, 28/10/2010 - 13:58

 МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ УЧЕБНО-
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ   И       ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 В сложном и динамичном образовательном процессе педагогу приходится решать бесконечное множество типовых и оригинальных педагогических задач, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к всестороннему развитию личности. 

Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно- обоснованные решения педагог должен профессионально владеть методами педагогической деятельности, под которыми следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения воспитательно-образовательных задач.

Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а при ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем ч организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основных группы:

1. Методы      организации     учебно-познавательной     деятельности (словесные,   наглядные   и   практические,   репродуктивные       и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные).

2. Методы  стимулирования     и  мотивации  учебно-познавательной деятельности (познавательные игры, соревнования, дискуссии и др.)

3. Методы контроля (устный, письменный, лабораторный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.

Применение методов осуществления педагогического процесса ведет к изменению личности, так как оно стимулирует возникновение мыслей, чувств, потребностей. Отсюда можно сделать вывод, что в процессе учебно-воспитательной работы с учащимися необходимо формировать их сознание, возбуждать соответствующие эмоциональные состояния, вырабатывать практические умения, навыки и привычки.

Любая деятельность протекает более эффективно и дает хорошие результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, в полной отдачей сил, преодолевать затруднения, настойчиво продвигаться к намеченной цели.

С мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование.

 Стимулировать - значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию.

В целях подкрепления и усилия воздействия на личность ребенка как в школе, так и на занятиях в творческих объединениях в учреждениях дополнительного образования применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространенными являются соревнования, познавательная игра, поощрение.

          Исходя из естественного стремления к соперничеству и самовыражению, учитель часто применяет в педагогическом процессе соревнование как стимул развития творческой активности, инициативы, ответственности и коллективизма.

Соревнование может быть коллективным и индивидуальным (рассчитанным на длительный срок и эпизодическим). Так, практически на каждом занятии я могу проводить соревнование: на самую аккуратно выполненную работу, на лучшее оформление готового изделия, на создание нового образа и т.д. Или, в начале учебного года нацелить детей на соревнование за право участия в итоговом конкурсе мастерства «Сотвори чудо».

Еще одним важным методом стимулирования является создание на уроке или занятии ситуации переживания успеха, в которой особенно нуждаются дети, испытывающие затруднения в какой-либо деятельности. Надежным средством здесь является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении. Как правило, в начале года ко мне на занятия приходят ребята, не обладающие высокими художественными способностями и навыками, но имеющие большое желание заниматься изобразительной деятельностью. Поэтому с первых занятий важно создать положительную морально-психологическую атмосферу, помочь ребенку преодолеть неуверенность и страх перед внешне сложными для него заданиями, хваля и подбадривая его, помня, что занятие, на котором ребенок впервые добился успеха, запомнится ему надолго.

К методам стимулирования деятельности относятся: познавательные игры, дискуссии, викторины, которые примыкают к ситуациям успеха, т.к. направлены на создание ситуаций, но игровых, вызывающих яркие эмоциональные переживания. Познавательные игры организуются с учетом возраста. Но, в своей практике, я чаще применяю художественно-дидактические игры и упражнения, направленные на развитие творческих способностей детей. Так как занятия в творческом объединении соединяют в себе лепку, рисование и оформление готовых изделий различными материалами, то и игры, и упражнения проводятся по всем видам деятельности. Это игры: «Радуга», «На что похоже?», «Теплый -холодный», «Формы», «Новые фигуры» и т.д. Хорошим стимулированием художественной деятельности являются творческие задания, дающие возможность на основе уже сформированных умений и навыков развивать творческие способности детей, например: «Вылепи подсвечник новой формы», «Укрась новогоднюю игрушку по-своему» и т.д.

Одним из главных методов стимулирования является поощрение - способ выражения общественной положительной оценки деятельности отдельного учащегося или коллектива. Но важно поощрять не только результат, но и мотивы, и способы деятельности.

 

А вот такой метод стимулирования деятельности воспитанников творческих объединений как наказание встречается крайне редко и только в виде замечания педагога.

К методам стимулирования деятельности воспитанников творческих объединений можно отнести:

 1.     Организацию   выставок    (мини-выставки    в    конце    занятия    с обязательным    коллективным    обсуждением   работ,    творческие выставки,    на    которые    отбираются    лучшие    работы    детей, персональные   выставки   мастерства,   городские   и   областные выставки).

 

2.     Участие    в    городских    и    областных    конкурсах,    конкурсах,
проводимых   в   Центре   детского   творчества   («Сотвори   чудо»,
«Твори, выдумывай, пробуй», «Марья-искусница» и др.).

3.     Вручение воспитанникам объединений признательных грамот от
Центра детского творчества и грамот за победу в конкурсах.

 4.     Очень    нравится    всем   ребятам    из   творческих   объединений декоративно-прикладного направления  совместные праздники с творческими    заданиями,    играми,    конкурсами,    что    помогает почувствовать  себя  членом  большого  дружного  коллектива А также участие в городских праздниках и особенно в ярмарках.

Исходя из возраста воспитанников моего творческого объединения, а это дошкольники и младшие школьники, на занятиях с целью стимулирования их деятельности использую различный методический и дидактический материал (загадки, сказки, детские песенки и т.д.), разнообразный иллюстративный материал и наглядные пособия. Сами занятия часто проходят в игровой форме. Благодаря этому дети проявляют больше фантазии и воображения, чем в простых жизненных ситуациях, а задачей педагога становится необходимость помочь воспитанникам в реализации их замыслов.

Характеризуя художественное творчество детей и его взаимосвязь с обучением известный психолог Б.М. Теплов, исследовавший процесс художественного творчества, писал: «Одна из важнейших особенностей и больших трудностей педагогической работы по художественному воспитанию связана с тем, что творческая деятельность ребенка не может мотивироваться как деятельность только учебная... В художественной деятельности такой мотивировки недостаточно. Нельзя сочинять, играть, рисовать и т.д. только для упражнения в данной деятельности, необходимо, чтобы какая-то часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта, который на кого-то должен оказать воздействие, который кому-то нужен, с которым связано сознание его возможной социальной ценности.

Большим стимулом для каждого воспитанника творческого объединения является проявление интереса, и даже восхищения к его творческим работам со стороны друзей, одноклассников, педагогов и родителей, которые следят за успехами своих детей, интересуются и даже делают дома совместную работу по пройденной теме. А главное то, что работа, сделанная своими руками, приносит пользу окружающим его близким людям, так как она может быть полезна в быту, использоваться как подарок и просто радовать своей красотой. 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн