Вы не зарегистрированы

Авторизация



Правописание наречий (русский язык 7 класс).

Размещено: Наталья Михайловна Сударчикова - чт, 28/10/2010 - 14:04
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сударчикова Наталья Михайловна
Место работы, должность: 
МОУ ООШ с.Колтовское
Регион: 
Пензенская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Повторить спряжение и личные окончания глаголов. 2. Освоить и закрепить трудные случаи правописания наречий. 3. Формировать навык постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
12
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник.

Используемое оборудование: 

Мультимидийный проектор.

Краткое описание: 
План урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. III. Словарная работа. IV. Изложение нового материала. V. Закрепление пройденного материала. VI. Итог урока.

 

Пензенская область Колышлейский район
село Колтовское
 МОУ ООШ с.Колтовское
 
 
 
 
 
 
 
      Открытый урок
 
Тема:Правописание
         наречий
                    (русский язык в 7 классе).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнил: учитель русского языка
Н.М.Сударчикова
 
 
2010г.


Цели урока:
1.   Повторить спряжение и личные окончания глаголов.
2.   Освоить и закрепить трудные случаи правописания наречий.
3.   Формировать навык постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами
Оборудование: плакаты, репродукции, учебники, словари.
План урока
I.                   Организационный момент.
II.                Проверка домашнего задания.
III.             Словарная работа.
IV.            Изложение нового материала.
V.               Закрепление пройденного материала.
VI.            Итог урока.
Ход урока
I.                  Организационный момент.
II.               Проверка домашнего задания.
– Выполним тестовую работу: от неопределенной формы глагола образовать форму 3 лица ед. и мн. числа, определить спряжение.
III.           Словарная работа.
Сегодня традиционная словарная работа будет посвящена искусству.
1.    Графика (гр.graph–пишу, рисую) – вид изобразительного искусства, основанный на рисунке, выполненном штрихами и линиями без красок.
2.    Скульптура (лат. Sculptural) – вид искусства, создающий объемные изображения из глины, камня, дерева, бронзы и т.п.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу,
Или торт,
Или все предметы сразу – знай,
Что это … натюрморт.
3.     Натюрморт (фр. nature more – мертвая природа) – в изобразительном искусстве – изображение неодушевленных предметов( в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики)
Если видишь на картине
Нарисована река
Или снег и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежные равнины,
Или поле и шалаш,
То подобная картина
Называется …пейзаж.
4.     Пейзаж (фр pays – местность, страна) – в искусстве – изображение природы.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе водолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется …портрет.
5.       Портрет (фр. portrait) – изображение человека или группы людей в живописи, графике или фотографии;
IV. Изложение нового материала.
– Тему нашего сегодняшнего урока нам поможет определить загадка:
попробуйте назвать подряд 5 дней недели, не называя ни названия дня, ни чисел.
– Загадка эта разгадывается очень просто:
позавчера
вчера
сегодня
завтра
послезавтра
– 5 дней недели перечислили, а какой частью речи являются все эти 5 слов? (наречием)
– Сегодня мы с вами вспомним о правописании наречий, и это будет тема нашего урока. (название темы записывается на доске и в тетради)
Наречие – это неизменяемая часть речи, обозначающая признак предмета, признак признака, признак действия.
– На какие вопросы отвечает наречие?
– Их проще запомнить в стихотворной форме:
Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?
1)    Буква Ь после шипящих на конце наречий.
– Наречие – интересная часть речи. С ней связано много трудностей в правописании. И вот еще одна загадка: какая змея бывает наречием?(уж)
– Как пишется это слово: с Ь или без Ь?
– Запишите в столбик слова и поставьте, где считаете нужным, Ь.
 
вскач…
наотмаш…
навзнич…
невтерпеж…
настеж…
. И вот еще одна загадка: какая змея бывает наречием?(уж)
– Как пишется это слово: с Ь или без Ь?
– В каких же трех словах-исключениях Ь после шипящих не пишется?
уж
замуж
невтерпеж
(записать в тетрадь)
– Почему получается такая неразбериха с шипящими?
– Для выяснения этого вопроса надо вернуться в историю нашего языка. В древне-русском языке все шипящие были мягкими, потом Ж, Ш отвердели, а Ч, Щ остались по-прежнему мягкими. Вот поэтому и происходят неприятности с правописанием: иногда Ь пишется, иногда нет.
Задание 1(на доске)
– Запишите предложение и найдите в нем наречия.
Вслед за хозяином мы прошли через дверь, открытую настежь.
– Слово на сегодняшнее правило? (настежь)
– Чем осложнено предложение? (причастным оборотом)
– К какому слову относится причастный оборот?
– Устно переделайте предложение так, чтобы в нем не было знаков препинания (Вслед за хозяином мы прошли через открытую настежь дверь)
2)Буква А и О на конце наречий.
– Почему в этом месте легко сделать ошибку?
– Вы знаете, что в безударном положении звуки у нас смешиваются. Так и у наречий на конце слова смешиваются суффиксы А и О.
– Как же быть в таких случаях?
– Многие делают ошибки в словах
слев…
налев…
–Почему? Безударное положение. И помогут нам разобраться с такими случаями приставки.
– Какие же это приставки?
– Приставки ЗА-, НА-, В- дружат с суффиксом О и получаются слова
 
ЗА                                        ЗАнaвО
НА   +   О                            НАчистО
В                                          ВлевО
 
-Приставки ИЗ-, ДО-, С- дружат с суффиксом А и получаются слова
 
ИЗ                                        ИЗдалекА
ДО   +   А                            ДОсытА
С                                          СлевА
 
Подсказка №1 (чтобы не заучивать приставки)
Чтобы правильно написать суффикс О или А у наречия, надо подставить существительное среднего рода (окно, яблоко, облако)с предлогами. Суффикс у наречия будет такой же, какое окончание у существительного.
ЗА
НА   +   окнО                                    засветл…
В
 
ИЗ
ДО   +   окнА                                      изредк      
С
Подсказка №2
– Запомните словосочетание, которое на первый взгляд ничего   не обозначает.
ЗАНАВеска
ИЗ ДОСок
– С ее помощью можно легко запомнить приставки.
Задание 2(на доске)
– Замените словосочетание одним наречием.
1.     идти в правую сторону (вправо)
2.     упасть как мертвый (замертво)
3.     растереть до белого цвета (добела)
4.     рубить с помощью плеча (сплеча)
5.     закрыть с помощью глухого (наглухо)
6.     знаем с давних пор (издавна)
Упражнение № 286 (устно)
– Назовите номера предложений, в которых нет слов с ь после шипящих.
Упражнение № 287
– Распределите слова в 3 колонки:
 
           А                                О                               все остальные
 
5) Самое трудное в наречиях – это слитное полуслитное и раздельное написание, т.е. наречие может писаться в одно слово, может писаться в несколько слов, а может – через дефис.
Через дефис пишутся:
а) наречия, которые образовались от прилагательных с помощью приставки ПО- и
-ОМУ (новый) по-новому
-ЕМУ (летний) ПО-летнЕМУ
-СКИ (приятельский) ПО –приятельСКИ
-ЦКИ (турецкий) ПО-туреЦКИ
-ЬИ (волчий) ПО-волчЬИ
 
б) ВО-(В-) + Числительное(порядковое) + -ЫХ, -ИХ
первый   ВО-первЫХ,    вводные
третий   ,В-третьИХ,       слова
– И здесь будьте внимательны: на письме во-первых, во-вторых, в-третьих всегда выделяются одной запятой, если стоят в начале предложения, двумя запятыми, если – в середине. Это вводные слова.
 
в) наречия, образованные или повторением слов, или повторением однокоренных слов
еле-еле                                       крепко-накрепко
чуть-чуть                                   шиворот-навыворот
давным-давно                           подобру-поздорову
мало-помалу                            нежданно-негаданно
– И только одно наречие пишется с двумя дефисами
                          …-в-…
                      точь-в-точь 
– Как Ростов-на-Дону или Франкфурт-на-Майне.
г) неопределенные наречия с суффиксами –то, -либо, -нибудь, приставкой кое- и частицей –таки.
               -ТО
КОЕ-где-ЛИБО
               -НИБУДЬ
все-ТАКИ
V. Закрепление пройденного материала.
Задание3(на доске)
– Найдите наречия в следующих предложениях:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно
 
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь…
Задание4(на доске)
– Разгадайте кроссворд, используя для ответов наречия с приставкой на-
1.     Надеть шапку на одну сторону (набок).
2.     Сделать что-нибудь торопливо, поспешно (наспех).
3.     В конце всего, после всего (наконец)
4.     Разгромить окончательно (наголову)
5.     Надеть что-либо изнанкой наружу (наизнанку)
6.     Сделать что-либо не до конца (наполовину)
7.     Двигаться к кому-нибудь (навстречу)
8.     Биться до конца (насмерть)
9.     Завязать крестообразно (накрест)
10.Утром следующего дня (наутро)
11.Сделать наперекор, чтобы разозлить (назло)
 
Задание5(на доске)
– В предложении расставьте знаки препинания, обособленные члены предложения подчеркните. Определите, простое предложение или сложное.
Возвратившись со смотра, Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом, прошел в свой кабинет и , кликнув адъютанта, приказал подать себе некоторые бумаги, относившиеся до состояния приходивших войск, и письма, полученные от эрцгерцога Фердинанда, начальствовавшего передовою армией.
VII.        Итог урока.
Домашнее задание :упражнение № ______ , правило на стр.______
Пензенская область Колышлейский район
село Колтовское
 МОУ ООШ с.Колтовское
 
 
 
 
 
 
 
      Открытый урок
 
Тема:Правописание
         наречий
                    (русский язык в 7 классе).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнил: учитель русского языка
Н.М.Сударчикова
 
 
2010г.

Цели урока:
1.   Повторить спряжение и личные окончания глаголов.
2.   Освоить и закрепить трудные случаи правописания наречий.
3.   Формировать навык постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами
Оборудование: плакаты, репродукции, учебники, словари.
План урока
I.                   Организационный момент.
II.                Проверка домашнего задания.
III.             Словарная работа.
IV.            Изложение нового материала.
V.               Закрепление пройденного материала.
VI.            Итог урока.
Ход урока
I.                  Организационный момент.
II.               Проверка домашнего задания.
– Выполним тестовую работу: от неопределенной формы глагола образовать форму 3 лица ед. и мн. числа, определить спряжение.
III.           Словарная работа.
Сегодня традиционная словарная работа будет посвящена искусству.
1.    Графика (гр.graph–пишу, рисую) – вид изобразительного искусства, основанный на рисунке, выполненном штрихами и линиями без красок.
2.    Скульптура (лат. Sculptural) – вид искусства, создающий объемные изображения из глины, камня, дерева, бронзы и т.п.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу,
Или торт,
Или все предметы сразу – знай,
Что это … натюрморт.
3.     Натюрморт (фр. nature more – мертвая природа) – в изобразительном искусстве – изображение неодушевленных предметов( в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики)
Если видишь на картине
Нарисована река
Или снег и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежные равнины,
Или поле и шалаш,
То подобная картина
Называется …пейзаж.
4.     Пейзаж (фр pays – местность, страна) – в искусстве – изображение природы.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе водолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется …портрет.
5.       Портрет (фр. portrait) – изображение человека или группы людей в живописи, графике или фотографии;
IV. Изложение нового материала.
– Тему нашего сегодняшнего урока нам поможет определить загадка:
попробуйте назвать подряд 5 дней недели, не называя ни названия дня, ни чисел.
– Загадка эта разгадывается очень просто:
позавчера
вчера
сегодня
завтра
послезавтра
– 5 дней недели перечислили, а какой частью речи являются все эти 5 слов? (наречием)
– Сегодня мы с вами вспомним о правописании наречий, и это будет тема нашего урока. (название темы записывается на доске и в тетради)
Наречие – это неизменяемая часть речи, обозначающая признак предмета, признак признака, признак действия.
– На какие вопросы отвечает наречие?
– Их проще запомнить в стихотворной форме:
Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?
1)    Буква Ь после шипящих на конце наречий.
– Наречие – интересная часть речи. С ней связано много трудностей в правописании. И вот еще одна загадка: какая змея бывает наречием?(уж)
– Как пишется это слово: с Ь или без Ь?
– Запишите в столбик слова и поставьте, где считаете нужным, Ь.
 
вскач…
наотмаш…
навзнич…
невтерпеж…
настеж…
. И вот еще одна загадка: какая змея бывает наречием?(уж)
– Как пишется это слово: с Ь или без Ь?
– В каких же трех словах-исключениях Ь после шипящих не пишется?
уж
замуж
невтерпеж
(записать в тетрадь)
– Почему получается такая неразбериха с шипящими?
– Для выяснения этого вопроса надо вернуться в историю нашего языка. В древне-русском языке все шипящие были мягкими, потом Ж, Ш отвердели, а Ч, Щ остались по-прежнему мягкими. Вот поэтому и происходят неприятности с правописанием: иногда Ь пишется, иногда нет.
Задание 1(на доске)
– Запишите предложение и найдите в нем наречия.
Вслед за хозяином мы прошли через дверь, открытую настежь.
– Слово на сегодняшнее правило? (настежь)
– Чем осложнено предложение? (причастным оборотом)
– К какому слову относится причастный оборот?
– Устно переделайте предложение так, чтобы в нем не было знаков препинания (Вслед за хозяином мы прошли через открытую настежь дверь)
2)Буква А и О на конце наречий.
– Почему в этом месте легко сделать ошибку?
– Вы знаете, что в безударном положении звуки у нас смешиваются. Так и у наречий на конце слова смешиваются суффиксы А и О.
– Как же быть в таких случаях?
– Многие делают ошибки в словах
слев…
налев…
–Почему? Безударное положение. И помогут нам разобраться с такими случаями приставки.
– Какие же это приставки?
– Приставки ЗА-, НА-, В- дружат с суффиксом О и получаются слова
 
ЗА                                        ЗАнaвО
НА   +   О                            НАчистО
В                                          ВлевО
 
-Приставки ИЗ-, ДО-, С- дружат с суффиксом А и получаются слова
 
ИЗ                                        ИЗдалекА
ДО   +   А                            ДОсытА
С                                          СлевА
 
Подсказка №1 (чтобы не заучивать приставки)
Чтобы правильно написать суффикс О или А у наречия, надо подставить существительное среднего рода (окно, яблоко, облако)с предлогами. Суффикс у наречия будет такой же, какое окончание у существительного.
ЗА
НА   +   окнО                                    засветл…
В
 
ИЗ
ДО   +   окнА                                      изредк      
С
Подсказка №2
– Запомните словосочетание, которое на первый взгляд ничего   не обозначает.
ЗАНАВеска
ИЗ ДОСок
– С ее помощью можно легко запомнить приставки.
Задание 2(на доске)
– Замените словосочетание одним наречием.
1.     идти в правую сторону (вправо)
2.     упасть как мертвый (замертво)
3.     растереть до белого цвета (добела)
4.     рубить с помощью плеча (сплеча)
5.     закрыть с помощью глухого (наглухо)
6.     знаем с давних пор (издавна)
Упражнение № 286 (устно)
– Назовите номера предложений, в которых нет слов с ь после шипящих.
Упражнение № 287
– Распределите слова в 3 колонки:
 
           А                                О                               все остальные
 
5) Самое трудное в наречиях – это слитное полуслитное и раздельное написание, т.е. наречие может писаться в одно слово, может писаться в несколько слов, а может – через дефис.
Через дефис пишутся:
а) наречия, которые образовались от прилагательных с помощью приставки ПО- и
-ОМУ (новый) по-новому
-ЕМУ (летний) ПО-летнЕМУ
-СКИ (приятельский) ПО –приятельСКИ
-ЦКИ (турецкий) ПО-туреЦКИ
-ЬИ (волчий) ПО-волчЬИ
 
б) ВО-(В-) + Числительное(порядковое) + -ЫХ, -ИХ
первый   ВО-первЫХ,    вводные
третий   ,В-третьИХ,       слова
– И здесь будьте внимательны: на письме во-первых, во-вторых, в-третьих всегда выделяются одной запятой, если стоят в начале предложения, двумя запятыми, если – в середине. Это вводные слова.
 
в) наречия, образованные или повторением слов, или повторением однокоренных слов
еле-еле                                       крепко-накрепко
чуть-чуть                                   шиворот-навыворот
давным-давно                           подобру-поздорову
мало-помалу                            нежданно-негаданно
– И только одно наречие пишется с двумя дефисами
                          …-в-…
                      точь-в-точь 
– Как Ростов-на-Дону или Франкфурт-на-Майне.
г) неопределенные наречия с суффиксами –то, -либо, -нибудь, приставкой кое- и частицей –таки.
               -ТО
КОЕ-где-ЛИБО
               -НИБУДЬ
все-ТАКИ
V. Закрепление пройденного материала.
Задание3(на доске)
– Найдите наречия в следующих предложениях:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно
 
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь…
Задание4(на доске)
– Разгадайте кроссворд, используя для ответов наречия с приставкой на-
1.     Надеть шапку на одну сторону (набок).
2.     Сделать что-нибудь торопливо, поспешно (наспех).
3.     В конце всего, после всего (наконец)
4.     Разгромить окончательно (наголову)
5.     Надеть что-либо изнанкой наружу (наизнанку)
6.     Сделать что-либо не до конца (наполовину)
7.     Двигаться к кому-нибудь (навстречу)
8.     Биться до конца (насмерть)
9.     Завязать крестообразно (накрест)
10.Утром следующего дня (наутро)
11.Сделать наперекор, чтобы разозлить (назло)
 
Задание5(на доске)
– В предложении расставьте знаки препинания, обособленные члены предложения подчеркните. Определите, простое предложение или сложное.
Возвратившись со смотра, Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом, прошел в свой кабинет и , кликнув адъютанта, приказал подать себе некоторые бумаги, относившиеся до состояния приходивших войск, и письма, полученные от эрцгерцога Фердинанда, начальствовавшего передовою армией.
VII.        Итог урока.
Домашнее задание :упражнение № ______ , правило на стр.______

 

 

 
 
 
 
 
 
      Открытый урок
 
Тема:Правописание
         наречий
                    (русский язык в 7 классе).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнил: учитель русского языка
Н.М.Сударчикова
 
 
2010г.

Цели урока:
1.   Повторить спряжение и личные окончания глаголов.
2.   Освоить и закрепить трудные случаи правописания наречий.
3.   Формировать навык постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами
Оборудование: плакаты, репродукции, учебники, словари.
План урока
I.                   Организационный момент.
II.                Проверка домашнего задания.
III.             Словарная работа.
IV.            Изложение нового материала.
V.               Закрепление пройденного материала.
VI.            Итог урока.
Ход урока
I.                  Организационный момент.
II.               Проверка домашнего задания.
– Выполним тестовую работу: от неопределенной формы глагола образовать форму 3 лица ед. и мн. числа, определить спряжение.
III.           Словарная работа.
Сегодня традиционная словарная работа будет посвящена искусству.
1.    Графика (гр.graph–пишу, рисую) – вид изобразительного искусства, основанный на рисунке, выполненном штрихами и линиями без красок.
2.    Скульптура (лат. Sculptural) – вид искусства, создающий объемные изображения из глины, камня, дерева, бронзы и т.п.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу,
Или торт,
Или все предметы сразу – знай,
Что это … натюрморт.
3.     Натюрморт (фр. nature more – мертвая природа) – в изобразительном искусстве – изображение неодушевленных предметов( в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики)
Если видишь на картине
Нарисована река
Или снег и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежные равнины,
Или поле и шалаш,
То подобная картина
Называется …пейзаж.
4.     Пейзаж (фр pays – местность, страна) – в искусстве – изображение природы.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе водолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется …портрет.
5.       Портрет (фр. portrait) – изображение человека или группы людей в живописи, графике или фотографии;
IV. Изложение нового материала.
– Тему нашего сегодняшнего урока нам поможет определить загадка:
попробуйте назвать подряд 5 дней недели, не называя ни названия дня, ни чисел.
– Загадка эта разгадывается очень просто:
позавчера
вчера
сегодня
завтра
послезавтра
– 5 дней недели перечислили, а какой частью речи являются все эти 5 слов? (наречием)
– Сегодня мы с вами вспомним о правописании наречий, и это будет тема нашего урока. (название темы записывается на доске и в тетради)
Наречие – это неизменяемая часть речи, обозначающая признак предмета, признак признака, признак действия.
– На какие вопросы отвечает наречие?
– Их проще запомнить в стихотворной форме:
Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?
1)    Буква Ь после шипящих на конце наречий.
– Наречие – интересная часть речи. С ней связано много трудностей в правописании. И вот еще одна загадка: какая змея бывает наречием?(уж)
– Как пишется это слово: с Ь или без Ь?
– Запишите в столбик слова и поставьте, где считаете нужным, Ь.
 
вскач…
наотмаш…
навзнич…
невтерпеж…
настеж…
. И вот еще одна загадка: какая змея бывает наречием?(уж)
– Как пишется это слово: с Ь или без Ь?
– В каких же трех словах-исключениях Ь после шипящих не пишется?
уж
замуж
невтерпеж
(записать в тетрадь)
– Почему получается такая неразбериха с шипящими?
– Для выяснения этого вопроса надо вернуться в историю нашего языка. В древне-русском языке все шипящие были мягкими, потом Ж, Ш отвердели, а Ч, Щ остались по-прежнему мягкими. Вот поэтому и происходят неприятности с правописанием: иногда Ь пишется, иногда нет.
Задание 1(на доске)
– Запишите предложение и найдите в нем наречия.
Вслед за хозяином мы прошли через дверь, открытую настежь.
– Слово на сегодняшнее правило? (настежь)
– Чем осложнено предложение? (причастным оборотом)
– К какому слову относится причастный оборот?
– Устно переделайте предложение так, чтобы в нем не было знаков препинания (Вслед за хозяином мы прошли через открытую настежь дверь)
2)Буква А и О на конце наречий.
– Почему в этом месте легко сделать ошибку?
– Вы знаете, что в безударном положении звуки у нас смешиваются. Так и у наречий на конце слова смешиваются суффиксы А и О.
– Как же быть в таких случаях?
– Многие делают ошибки в словах
слев…
налев…
–Почему? Безударное положение. И помогут нам разобраться с такими случаями приставки.
– Какие же это приставки?
– Приставки ЗА-, НА-, В- дружат с суффиксом О и получаются слова
 
ЗА                                        ЗАнaвО
НА   +   О                            НАчистО
В                                          ВлевО
 
-Приставки ИЗ-, ДО-, С- дружат с суффиксом А и получаются слова
 
ИЗ                                        ИЗдалекА
ДО   +   А                            ДОсытА
С                                          СлевА
 
Подсказка №1 (чтобы не заучивать приставки)
Чтобы правильно написать суффикс О или А у наречия, надо подставить существительное среднего рода (окно, яблоко, облако)с предлогами. Суффикс у наречия будет такой же, какое окончание у существительного.
ЗА
НА   +   окнО                                    засветл…
В
 
ИЗ
ДО   +   окнА                                      изредк      
С
Подсказка №2
– Запомните словосочетание, которое на первый взгляд ничего   не обозначает.
ЗАНАВеска
ИЗ ДОСок
– С ее помощью можно легко запомнить приставки.
Задание 2(на доске)
– Замените словосочетание одним наречием.
1.     идти в правую сторону (вправо)
2.     упасть как мертвый (замертво)
3.     растереть до белого цвета (добела)
4.     рубить с помощью плеча (сплеча)
5.     закрыть с помощью глухого (наглухо)
6.     знаем с давних пор (издавна)
Упражнение № 286 (устно)
– Назовите номера предложений, в которых нет слов с ь после шипящих.
Упражнение № 287
– Распределите слова в 3 колонки:
 
           А                                О                               все остальные
 
5) Самое трудное в наречиях – это слитное полуслитное и раздельное написание, т.е. наречие может писаться в одно слово, может писаться в несколько слов, а может – через дефис.
Через дефис пишутся:
а) наречия, которые образовались от прилагательных с помощью приставки ПО- и
-ОМУ (новый) по-новому
-ЕМУ (летний) ПО-летнЕМУ
-СКИ (приятельский) ПО –приятельСКИ
-ЦКИ (турецкий) ПО-туреЦКИ
-ЬИ (волчий) ПО-волчЬИ
 
б) ВО-(В-) + Числительное(порядковое) + -ЫХ, -ИХ
первый   ВО-первЫХ,    вводные
третий   ,В-третьИХ,       слова
– И здесь будьте внимательны: на письме во-первых, во-вторых, в-третьих всегда выделяются одной запятой, если стоят в начале предложения, двумя запятыми, если – в середине. Это вводные слова.
 
в) наречия, образованные или повторением слов, или повторением однокоренных слов
еле-еле                                       крепко-накрепко
чуть-чуть                                   шиворот-навыворот
давным-давно                           подобру-поздорову
мало-помалу                            нежданно-негаданно
– И только одно наречие пишется с двумя дефисами
                          …-в-…
                      точь-в-точь 
– Как Ростов-на-Дону или Франкфурт-на-Майне.
г) неопределенные наречия с суффиксами –то, -либо, -нибудь, приставкой кое- и частицей –таки.
               -ТО
КОЕ-где-ЛИБО
               -НИБУДЬ
все-ТАКИ
V. Закрепление пройденного материала.
Задание3(на доске)
– Найдите наречия в следующих предложениях:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно
 
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь…
Задание4(на доске)
– Разгадайте кроссворд, используя для ответов наречия с приставкой на-
1.     Надеть шапку на одну сторону (набок).
2.     Сделать что-нибудь торопливо, поспешно (наспех).
3.     В конце всего, после всего (наконец)
4.     Разгромить окончательно (наголову)
5.     Надеть что-либо изнанкой наружу (наизнанку)
6.     Сделать что-либо не до конца (наполовину)
7.     Двигаться к кому-нибудь (навстречу)
8.     Биться до конца (насмерть)
9.     Завязать крестообразно (накрест)
10.Утром следующего дня (наутро)
11.Сделать наперекор, чтобы разозлить (назло)
 
Задание5(на доске)
– В предложении расставьте знаки препинания, обособленные члены предложения подчеркните. Определите, простое предложение или сложное.
Возвратившись со смотра, Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом, прошел в свой кабинет и , кликнув адъютанта, приказал подать себе некоторые бумаги, относившиеся до состояния приходивших войск, и письма, полученные от эрцгерцога Фердинанда, начальствовавшего передовою армией.
VII.        Итог урока.
Домашнее задание :упражнение № ______ , правило на стр.______
Пензенская область Колышлейский район
село Колтовское
 МОУ ООШ с.Колтовское
 
 
 
 
 
 
 
      Открытый урок
 
Тема:Правописание
         наречий
                    (русский язык в 7 классе).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнил: учитель русского языка
Н.М.Сударчикова
 
 
2010г.

Цели урока:
1.   Повторить спряжение и личные окончания глаголов.
2.   Освоить и закрепить трудные случаи правописания наречий.
3.   Формировать навык постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами
Оборудование: плакаты, репродукции, учебники, словари.
План урока
I.                   Организационный момент.
II.                Проверка домашнего задания.
III.             Словарная работа.
IV.            Изложение нового материала.
V.               Закрепление пройденного материала.
VI.            Итог урока.
Ход урока
I.                  Организационный момент.
II.               Проверка домашнего задания.
– Выполним тестовую работу: от неопределенной формы глагола образовать форму 3 лица ед. и мн. числа, определить спряжение.
III.           Словарная работа.
Сегодня традиционная словарная работа будет посвящена искусству.
1.    Графика (гр.graph–пишу, рисую) – вид изобразительного искусства, основанный на рисунке, выполненном штрихами и линиями без красок.
2.    Скульптура (лат. Sculptural) – вид искусства, создающий объемные изображения из глины, камня, дерева, бронзы и т.п.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу,
Или торт,
Или все предметы сразу – знай,
Что это … натюрморт.
3.     Натюрморт (фр. nature more – мертвая природа) – в изобразительном искусстве – изображение неодушевленных предметов( в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики)
Если видишь на картине
Нарисована река
Или снег и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежные равнины,
Или поле и шалаш,
То подобная картина
Называется …пейзаж.
4.     Пейзаж (фр pays – местность, страна) – в искусстве – изображение природы.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе водолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется …портрет.
5.       Портрет (фр. portrait) – изображение человека или группы людей в живописи, графике или фотографии;
IV. Изложение нового материала.
– Тему нашего сегодняшнего урока нам поможет определить загадка:
попробуйте назвать подряд 5 дней недели, не называя ни названия дня, ни чисел.
– Загадка эта разгадывается очень просто:
позавчера
вчера
сегодня
завтра
послезавтра
– 5 дней недели перечислили, а какой частью речи являются все эти 5 слов? (наречием)
– Сегодня мы с вами вспомним о правописании наречий, и это будет тема нашего урока. (название темы записывается на доске и в тетради)
Наречие – это неизменяемая часть речи, обозначающая признак предмета, признак признака, признак действия.
– На какие вопросы отвечает наречие?
– Их проще запомнить в стихотворной форме:
Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?
1)    Буква Ь после шипящих на конце наречий.
– Наречие – интересная часть речи. С ней связано много трудностей в правописании. И вот еще одна загадка: какая змея бывает наречием?(уж)
– Как пишется это слово: с Ь или без Ь?
– Запишите в столбик слова и поставьте, где считаете нужным, Ь.
 
вскач…
наотмаш…
навзнич…
невтерпеж…
настеж…
. И вот еще одна загадка: какая змея бывает наречием?(уж)
– Как пишется это слово: с Ь или без Ь?
– В каких же трех словах-исключениях Ь после шипящих не пишется?
уж
замуж
невтерпеж
(записать в тетрадь)
– Почему получается такая неразбериха с шипящими?
– Для выяснения этого вопроса надо вернуться в историю нашего языка. В древне-русском языке все шипящие были мягкими, потом Ж, Ш отвердели, а Ч, Щ остались по-прежнему мягкими. Вот поэтому и происходят неприятности с правописанием: иногда Ь пишется, иногда нет.
Задание 1(на доске)
– Запишите предложение и найдите в нем наречия.
Вслед за хозяином мы прошли через дверь, открытую настежь.
– Слово на сегодняшнее правило? (настежь)
– Чем осложнено предложение? (причастным оборотом)
– К какому слову относится причастный оборот?
– Устно переделайте предложение так, чтобы в нем не было знаков препинания (Вслед за хозяином мы прошли через открытую настежь дверь)
2)Буква А и О на конце наречий.
– Почему в этом месте легко сделать ошибку?
– Вы знаете, что в безударном положении звуки у нас смешиваются. Так и у наречий на конце слова смешиваются суффиксы А и О.
– Как же быть в таких случаях?
– Многие делают ошибки в словах
слев…
налев…
–Почему? Безударное положение. И помогут нам разобраться с такими случаями приставки.
– Какие же это приставки?
– Приставки ЗА-, НА-, В- дружат с суффиксом О и получаются слова
 
ЗА                                        ЗАнaвО
НА   +   О                            НАчистО
В                                          ВлевО
 
-Приставки ИЗ-, ДО-, С- дружат с суффиксом А и получаются слова
 
ИЗ                                        ИЗдалекА
ДО   +   А                            ДОсытА
С                                          СлевА
 
Подсказка №1 (чтобы не заучивать приставки)
Чтобы правильно написать суффикс О или А у наречия, надо подставить существительное среднего рода (окно, яблоко, облако)с предлогами. Суффикс у наречия будет такой же, какое окончание у существительного.
ЗА
НА   +   окнО                                    засветл…
В
 
ИЗ
ДО   +   окнА                                      изредк      
С
Подсказка №2
– Запомните словосочетание, которое на первый взгляд ничего   не обозначает.
ЗАНАВеска
ИЗ ДОСок
– С ее помощью можно легко запомнить приставки.
Задание 2(на доске)
– Замените словосочетание одним наречием.
1.     идти в правую сторону (вправо)
2.     упасть как мертвый (замертво)
3.     растереть до белого цвета (добела)
4.     рубить с помощью плеча (сплеча)
5.     закрыть с помощью глухого (наглухо)
6.     знаем с давних пор (издавна)
Упражнение № 286 (устно)
– Назовите номера предложений, в которых нет слов с ь после шипящих.
Упражнение № 287
– Распределите слова в 3 колонки:
 
           А                                О                               все остальные
 
5) Самое трудное в наречиях – это слитное полуслитное и раздельное написание, т.е. наречие может писаться в одно слово, может писаться в несколько слов, а может – через дефис.
Через дефис пишутся:
а) наречия, которые образовались от прилагательных с помощью приставки ПО- и
-ОМУ (новый) по-новому
-ЕМУ (летний) ПО-летнЕМУ
-СКИ (приятельский) ПО –приятельСКИ
-ЦКИ (турецкий) ПО-туреЦКИ
-ЬИ (волчий) ПО-волчЬИ
 
б) ВО-(В-) + Числительное(порядковое) + -ЫХ, -ИХ
первый   ВО-первЫХ,    вводные
третий   ,В-третьИХ,       слова
– И здесь будьте внимательны: на письме во-первых, во-вторых, в-третьих всегда выделяются одной запятой, если стоят в начале предложения, двумя запятыми, если – в середине. Это вводные слова.
 
в) наречия, образованные или повторением слов, или повторением однокоренных слов
еле-еле                                       крепко-накрепко
чуть-чуть                                   шиворот-навыворот
давным-давно                           подобру-поздорову
мало-помалу                            нежданно-негаданно
– И только одно наречие пишется с двумя дефисами
                          …-в-…
                      точь-в-точь 
– Как Ростов-на-Дону или Франкфурт-на-Майне.
г) неопределенные наречия с суффиксами –то, -либо, -нибудь, приставкой кое- и частицей –таки.
               -ТО
КОЕ-где-ЛИБО
               -НИБУДЬ
все-ТАКИ
V. Закрепление пройденного материала.
Задание3(на доске)
– Найдите наречия в следующих предложениях:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно
 
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь…
Задание4(на доске)
– Разгадайте кроссворд, используя для ответов наречия с приставкой на-
1.     Надеть шапку на одну сторону (набок).
2.     Сделать что-нибудь торопливо, поспешно (наспех).
3.     В конце всего, после всего (наконец)
4.     Разгромить окончательно (наголову)
5.     Надеть что-либо изнанкой наружу (наизнанку)
6.     Сделать что-либо не до конца (наполовину)
7.     Двигаться к кому-нибудь (навстречу)
8.     Биться до конца (насмерть)
9.     Завязать крестообразно (накрест)
10.Утром следующего дня (наутро)
11.Сделать наперекор, чтобы разозлить (назло)
 
Задание5(на доске)
– В предложении расставьте знаки препинания, обособленные члены предложения подчеркните. Определите, простое предложение или сложное.
Возвратившись со смотра, Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом, прошел в свой кабинет и , кликнув адъютанта, приказал подать себе некоторые бумаги, относившиеся до состояния приходивших войск, и письма, полученные от эрцгерцога Фердинанда, начальствовавшего передовою армией.
VII.        Итог урока.
Домашнее задание :упражнение № ______ , правило на стр.______
 

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Лучший методист

Фото пользователя Елена Александровна Годунова
Елена Александровна Годунова
Новосибирская область
Глобальная школьная лаборатория