– Выполним тестовую работу: от неопределенной формы глагола образовать форму 3 лица ед. и мн. числа, определить спряжение.
III.Словарная работа.
Сегодня традиционная словарная работа будет посвящена искусству.
1.Графика (гр.graph–пишу, рисую) – вид изобразительного искусства, основанный на рисунке, выполненном штрихами и линиями без красок.
2.Скульптура(лат. Sculptural) – вид искусства, создающий объемные изображения из глины, камня, дерева, бронзы и т.п.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу,
Или торт,
Или все предметы сразу – знай,
Что это … натюрморт.
3.Натюрморт (фр. nature more – мертвая природа) – в изобразительном искусстве – изображение неодушевленных предметов( в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики)
Если видишь на картине
Нарисована река
Или снег и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежные равнины,
Или поле и шалаш,
То подобная картина
Называется …пейзаж.
4.Пейзаж (фр pays – местность, страна) – в искусстве – изображение природы.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе водолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется …портрет.
5.Портрет (фр. portrait) – изображение человека или группы людей в живописи, графике или фотографии;
IV. Изложение нового материала.
– Тему нашего сегодняшнего урока нам поможет определить загадка:
попробуйте назвать подряд 5 дней недели, не называя ни названия дня, ни чисел.
– Загадка эта разгадывается очень просто:
позавчера
вчера
сегодня
завтра
послезавтра
– 5 дней недели перечислили, а какой частью речи являются все эти 5 слов? (наречием)
– Сегодня мы с вами вспомним о правописании наречий, и это будет тема нашего урока. (название темы записывается на доске и в тетради)
– Наречие – это неизменяемая часть речи, обозначающая признак предмета, признак признака, признак действия.
– На какие вопросы отвечает наречие?
– Их проще запомнить в стихотворной форме:
Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?
1)Буква Ь после шипящих на конце наречий.
– Наречие – интересная часть речи. С ней связано много трудностей в правописании. И вот еще одна загадка: какая змея бывает наречием?(уж)
– Как пишется это слово: с Ь или без Ь?
– Запишите в столбик слова и поставьте, где считаете нужным, Ь.
вскач…
наотмаш…
навзнич…
невтерпеж…
настеж…
. И вот еще одна загадка: какая змея бывает наречием?(уж)
– Как пишется это слово: с Ь или без Ь?
– В каких же трех словах-исключениях Ь после шипящих не пишется?
уж
замуж
невтерпеж
(записать в тетрадь)
– Почему получается такая неразбериха с шипящими?
– Для выяснения этого вопроса надо вернуться в историю нашего языка. В древне-русском языке все шипящие были мягкими, потом Ж, Ш отвердели, а Ч, Щ остались по-прежнему мягкими. Вот поэтому и происходят неприятности с правописанием: иногда Ь пишется, иногда нет.
Задание 1(на доске)
– Запишите предложение и найдите в нем наречия.
Вслед за хозяином мы прошли через дверь, открытую настежь.
– Слово на сегодняшнее правило? (настежь)
– Чем осложнено предложение? (причастным оборотом)
– К какому слову относится причастный оборот?
– Устно переделайте предложение так, чтобы в нем не было знаков препинания (Вслед за хозяином мы прошли через открытую настежь дверь)
2)Буква А и О на конце наречий.
– Почему в этом месте легко сделать ошибку?
– Вы знаете, что в безударном положении звуки у нас смешиваются. Так и у наречий на конце слова смешиваются суффиксы А и О.
– Как же быть в таких случаях?
– Многие делают ошибки в словах
слев…
налев…
–Почему? Безударное положение. И помогут нам разобраться с такими случаями приставки.
– Какие же это приставки?
– Приставки ЗА-, НА-, В- дружат с суффиксом О и получаются слова
ЗА ЗАнaвО НА + О НАчистО
В ВлевО
-Приставки ИЗ-, ДО-, С- дружат с суффиксом А и получаются слова
ИЗ ИЗдалекА ДО + А ДОсытА
С СлевА
Подсказка №1 (чтобы не заучивать приставки)
Чтобы правильно написать суффикс О или А у наречия, надо подставить существительное среднего рода (окно, яблоко, облако)с предлогами. Суффикс у наречия будет такой же, какое окончание у существительного.
ЗА НА + окнО засветл…
В
ИЗ ДО + окнА изредк
С
Подсказка №2
– Запомните словосочетание, которое на первый взгляд ничего не обозначает.
ЗАНАВеска
ИЗ ДОСок
– С ее помощью можно легко запомнить приставки.
Задание 2(на доске)
– Замените словосочетание одним наречием.
1. идти в правую сторону (вправо)
2. упасть как мертвый (замертво)
3. растереть до белого цвета (добела)
4. рубить с помощью плеча (сплеча)
5. закрыть с помощью глухого (наглухо)
6. знаем с давних пор (издавна)
Упражнение № 286 (устно)
– Назовите номера предложений, в которых нет слов с ь после шипящих.
Упражнение № 287
– Распределите слова в 3 колонки:
А О все остальные
5) Самое трудное в наречиях – это слитное полуслитное и раздельное написание, т.е. наречие может писаться в одно слово, может писаться в несколько слов, а может – через дефис.
Через дефис пишутся:
а)наречия, которые образовались от прилагательных с помощью приставки ПО- и
-ОМУ (новый) по-новому
-ЕМУ (летний) ПО-летнЕМУ
-СКИ (приятельский) ПО –приятельСКИ
-ЦКИ (турецкий) ПО-туреЦКИ
-ЬИ (волчий) ПО-волчЬИ
б) ВО-(В-)+ Числительное(порядковое) + -ЫХ, -ИХ
первый ВО-первЫХ, вводные
третий,В-третьИХ, слова
– И здесь будьте внимательны: на письме во-первых, во-вторых, в-третьих всегда выделяются одной запятой, если стоят в начале предложения, двумя запятыми, если – в середине. Это вводные слова.
в)наречия, образованные или повторением слов, или повторением однокоренных слов
еле-еле крепко-накрепко
чуть-чуть шиворот-навыворот
давным-давно подобру-поздорову
мало-помалу нежданно-негаданно
– И только одно наречие пишется с двумя дефисами
…-в-…
точь-в-точь
– Как Ростов-на-Дону или Франкфурт-на-Майне.
г)неопределенные наречия с суффиксами –то, -либо, -нибудь, приставкой кое- и частицей –таки.
-ТО
КОЕ-где-ЛИБО
-НИБУДЬ
все-ТАКИ
V. Закрепление пройденного материала.
Задание3(на доске)
– Найдите наречия в следующих предложениях:
Он по-французскисовершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно…
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь…
Задание4(на доске)
– Разгадайте кроссворд, используя для ответов наречия с приставкой на-
1. Надеть шапку на одну сторону (набок).
2. Сделать что-нибудь торопливо, поспешно (наспех).
3. В конце всего, после всего (наконец)
4. Разгромить окончательно (наголову)
5. Надеть что-либо изнанкой наружу (наизнанку)
6. Сделать что-либо не до конца (наполовину)
7. Двигаться к кому-нибудь (навстречу)
8. Биться до конца (насмерть)
9. Завязать крестообразно (накрест)
10.Утром следующего дня (наутро)
11.Сделать наперекор, чтобы разозлить (назло)
Задание5(на доске)
– В предложении расставьте знаки препинания, обособленные члены предложения подчеркните. Определите, простое предложение или сложное.
Возвратившись со смотра, Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом, прошел в свой кабинет и , кликнув адъютанта, приказал подать себе некоторые бумаги, относившиеся до состояния приходивших войск, и письма, полученные от эрцгерцога Фердинанда, начальствовавшего передовою армией.
VII.Итог урока.
Домашнее задание :упражнение № ______ , правило на стр.______
Пензенская область Колышлейский район
село Колтовское
МОУ ООШ с.Колтовское
Открытый урок
Тема:Правописание
наречий
(русский язык в 7 классе).
Выполнил: учитель русского языка
Н.М.Сударчикова
2010г.
Цели урока:
1. Повторить спряжение и личные окончания глаголов.
2. Освоить и закрепить трудные случаи правописания наречий.
3. Формировать навык постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами
– Выполним тестовую работу: от неопределенной формы глагола образовать форму 3 лица ед. и мн. числа, определить спряжение.
III.Словарная работа.
Сегодня традиционная словарная работа будет посвящена искусству.
1.Графика (гр.graph–пишу, рисую) – вид изобразительного искусства, основанный на рисунке, выполненном штрихами и линиями без красок.
2.Скульптура(лат. Sculptural) – вид искусства, создающий объемные изображения из глины, камня, дерева, бронзы и т.п.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу,
Или торт,
Или все предметы сразу – знай,
Что это … натюрморт.
3.Натюрморт (фр. nature more – мертвая природа) – в изобразительном искусстве – изображение неодушевленных предметов( в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики)
Если видишь на картине
Нарисована река
Или снег и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежные равнины,
Или поле и шалаш,
То подобная картина
Называется …пейзаж.
4.Пейзаж (фр pays – местность, страна) – в искусстве – изображение природы.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе водолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется …портрет.
5.Портрет (фр. portrait) – изображение человека или группы людей в живописи, графике или фотографии;
IV. Изложение нового материала.
– Тему нашего сегодняшнего урока нам поможет определить загадка:
попробуйте назвать подряд 5 дней недели, не называя ни названия дня, ни чисел.
– Загадка эта разгадывается очень просто:
позавчера
вчера
сегодня
завтра
послезавтра
– 5 дней недели перечислили, а какой частью речи являются все эти 5 слов? (наречием)
– Сегодня мы с вами вспомним о правописании наречий, и это будет тема нашего урока. (название темы записывается на доске и в тетради)
– Наречие – это неизменяемая часть речи, обозначающая признак предмета, признак признака, признак действия.
– На какие вопросы отвечает наречие?
– Их проще запомнить в стихотворной форме:
Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?
1)Буква Ь после шипящих на конце наречий.
– Наречие – интересная часть речи. С ней связано много трудностей в правописании. И вот еще одна загадка: какая змея бывает наречием?(уж)
– Как пишется это слово: с Ь или без Ь?
– Запишите в столбик слова и поставьте, где считаете нужным, Ь.
вскач…
наотмаш…
навзнич…
невтерпеж…
настеж…
. И вот еще одна загадка: какая змея бывает наречием?(уж)
– Как пишется это слово: с Ь или без Ь?
– В каких же трех словах-исключениях Ь после шипящих не пишется?
уж
замуж
невтерпеж
(записать в тетрадь)
– Почему получается такая неразбериха с шипящими?
– Для выяснения этого вопроса надо вернуться в историю нашего языка. В древне-русском языке все шипящие были мягкими, потом Ж, Ш отвердели, а Ч, Щ остались по-прежнему мягкими. Вот поэтому и происходят неприятности с правописанием: иногда Ь пишется, иногда нет.
Задание 1(на доске)
– Запишите предложение и найдите в нем наречия.
Вслед за хозяином мы прошли через дверь, открытую настежь.
– Слово на сегодняшнее правило? (настежь)
– Чем осложнено предложение? (причастным оборотом)
– К какому слову относится причастный оборот?
– Устно переделайте предложение так, чтобы в нем не было знаков препинания (Вслед за хозяином мы прошли через открытую настежь дверь)
2)Буква А и О на конце наречий.
– Почему в этом месте легко сделать ошибку?
– Вы знаете, что в безударном положении звуки у нас смешиваются. Так и у наречий на конце слова смешиваются суффиксы А и О.
– Как же быть в таких случаях?
– Многие делают ошибки в словах
слев…
налев…
–Почему? Безударное положение. И помогут нам разобраться с такими случаями приставки.
– Какие же это приставки?
– Приставки ЗА-, НА-, В- дружат с суффиксом О и получаются слова
ЗА ЗАнaвО НА + О НАчистО
В ВлевО
-Приставки ИЗ-, ДО-, С- дружат с суффиксом А и получаются слова
ИЗ ИЗдалекА ДО + А ДОсытА
С СлевА
Подсказка №1 (чтобы не заучивать приставки)
Чтобы правильно написать суффикс О или А у наречия, надо подставить существительное среднего рода (окно, яблоко, облако)с предлогами. Суффикс у наречия будет такой же, какое окончание у существительного.
ЗА НА + окнО засветл…
В
ИЗ ДО + окнА изредк
С
Подсказка №2
– Запомните словосочетание, которое на первый взгляд ничего не обозначает.
ЗАНАВеска
ИЗ ДОСок
– С ее помощью можно легко запомнить приставки.
Задание 2(на доске)
– Замените словосочетание одним наречием.
1. идти в правую сторону (вправо)
2. упасть как мертвый (замертво)
3. растереть до белого цвета (добела)
4. рубить с помощью плеча (сплеча)
5. закрыть с помощью глухого (наглухо)
6. знаем с давних пор (издавна)
Упражнение № 286 (устно)
– Назовите номера предложений, в которых нет слов с ь после шипящих.
Упражнение № 287
– Распределите слова в 3 колонки:
А О все остальные
5) Самое трудное в наречиях – это слитное полуслитное и раздельное написание, т.е. наречие может писаться в одно слово, может писаться в несколько слов, а может – через дефис.
Через дефис пишутся:
а)наречия, которые образовались от прилагательных с помощью приставки ПО- и
-ОМУ (новый) по-новому
-ЕМУ (летний) ПО-летнЕМУ
-СКИ (приятельский) ПО –приятельСКИ
-ЦКИ (турецкий) ПО-туреЦКИ
-ЬИ (волчий) ПО-волчЬИ
б) ВО-(В-)+ Числительное(порядковое) + -ЫХ, -ИХ
первый ВО-первЫХ, вводные
третий,В-третьИХ, слова
– И здесь будьте внимательны: на письме во-первых, во-вторых, в-третьих всегда выделяются одной запятой, если стоят в начале предложения, двумя запятыми, если – в середине. Это вводные слова.
в)наречия, образованные или повторением слов, или повторением однокоренных слов
еле-еле крепко-накрепко
чуть-чуть шиворот-навыворот
давным-давно подобру-поздорову
мало-помалу нежданно-негаданно
– И только одно наречие пишется с двумя дефисами
…-в-…
точь-в-точь
– Как Ростов-на-Дону или Франкфурт-на-Майне.
г)неопределенные наречия с суффиксами –то, -либо, -нибудь, приставкой кое- и частицей –таки.
-ТО
КОЕ-где-ЛИБО
-НИБУДЬ
все-ТАКИ
V. Закрепление пройденного материала.
Задание3(на доске)
– Найдите наречия в следующих предложениях:
Он по-французскисовершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно…
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь…
Задание4(на доске)
– Разгадайте кроссворд, используя для ответов наречия с приставкой на-
1. Надеть шапку на одну сторону (набок).
2. Сделать что-нибудь торопливо, поспешно (наспех).
3. В конце всего, после всего (наконец)
4. Разгромить окончательно (наголову)
5. Надеть что-либо изнанкой наружу (наизнанку)
6. Сделать что-либо не до конца (наполовину)
7. Двигаться к кому-нибудь (навстречу)
8. Биться до конца (насмерть)
9. Завязать крестообразно (накрест)
10.Утром следующего дня (наутро)
11.Сделать наперекор, чтобы разозлить (назло)
Задание5(на доске)
– В предложении расставьте знаки препинания, обособленные члены предложения подчеркните. Определите, простое предложение или сложное.
Возвратившись со смотра, Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом, прошел в свой кабинет и , кликнув адъютанта, приказал подать себе некоторые бумаги, относившиеся до состояния приходивших войск, и письма, полученные от эрцгерцога Фердинанда, начальствовавшего передовою армией.
VII.Итог урока.
Домашнее задание :упражнение № ______ , правило на стр.______
Открытый урок
Тема:Правописание
наречий
(русский язык в 7 классе).
Выполнил: учитель русского языка
Н.М.Сударчикова
2010г.
Цели урока:
1. Повторить спряжение и личные окончания глаголов.
2. Освоить и закрепить трудные случаи правописания наречий.
3. Формировать навык постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами
– Выполним тестовую работу: от неопределенной формы глагола образовать форму 3 лица ед. и мн. числа, определить спряжение.
III.Словарная работа.
Сегодня традиционная словарная работа будет посвящена искусству.
1.Графика (гр.graph–пишу, рисую) – вид изобразительного искусства, основанный на рисунке, выполненном штрихами и линиями без красок.
2.Скульптура(лат. Sculptural) – вид искусства, создающий объемные изображения из глины, камня, дерева, бронзы и т.п.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу,
Или торт,
Или все предметы сразу – знай,
Что это … натюрморт.
3.Натюрморт (фр. nature more – мертвая природа) – в изобразительном искусстве – изображение неодушевленных предметов( в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики)
Если видишь на картине
Нарисована река
Или снег и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежные равнины,
Или поле и шалаш,
То подобная картина
Называется …пейзаж.
4.Пейзаж (фр pays – местность, страна) – в искусстве – изображение природы.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе водолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется …портрет.
5.Портрет (фр. portrait) – изображение человека или группы людей в живописи, графике или фотографии;
IV. Изложение нового материала.
– Тему нашего сегодняшнего урока нам поможет определить загадка:
попробуйте назвать подряд 5 дней недели, не называя ни названия дня, ни чисел.
– Загадка эта разгадывается очень просто:
позавчера
вчера
сегодня
завтра
послезавтра
– 5 дней недели перечислили, а какой частью речи являются все эти 5 слов? (наречием)
– Сегодня мы с вами вспомним о правописании наречий, и это будет тема нашего урока. (название темы записывается на доске и в тетради)
– Наречие – это неизменяемая часть речи, обозначающая признак предмета, признак признака, признак действия.
– На какие вопросы отвечает наречие?
– Их проще запомнить в стихотворной форме:
Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?
1)Буква Ь после шипящих на конце наречий.
– Наречие – интересная часть речи. С ней связано много трудностей в правописании. И вот еще одна загадка: какая змея бывает наречием?(уж)
– Как пишется это слово: с Ь или без Ь?
– Запишите в столбик слова и поставьте, где считаете нужным, Ь.
вскач…
наотмаш…
навзнич…
невтерпеж…
настеж…
. И вот еще одна загадка: какая змея бывает наречием?(уж)
– Как пишется это слово: с Ь или без Ь?
– В каких же трех словах-исключениях Ь после шипящих не пишется?
уж
замуж
невтерпеж
(записать в тетрадь)
– Почему получается такая неразбериха с шипящими?
– Для выяснения этого вопроса надо вернуться в историю нашего языка. В древне-русском языке все шипящие были мягкими, потом Ж, Ш отвердели, а Ч, Щ остались по-прежнему мягкими. Вот поэтому и происходят неприятности с правописанием: иногда Ь пишется, иногда нет.
Задание 1(на доске)
– Запишите предложение и найдите в нем наречия.
Вслед за хозяином мы прошли через дверь, открытую настежь.
– Слово на сегодняшнее правило? (настежь)
– Чем осложнено предложение? (причастным оборотом)
– К какому слову относится причастный оборот?
– Устно переделайте предложение так, чтобы в нем не было знаков препинания (Вслед за хозяином мы прошли через открытую настежь дверь)
2)Буква А и О на конце наречий.
– Почему в этом месте легко сделать ошибку?
– Вы знаете, что в безударном положении звуки у нас смешиваются. Так и у наречий на конце слова смешиваются суффиксы А и О.
– Как же быть в таких случаях?
– Многие делают ошибки в словах
слев…
налев…
–Почему? Безударное положение. И помогут нам разобраться с такими случаями приставки.
– Какие же это приставки?
– Приставки ЗА-, НА-, В- дружат с суффиксом О и получаются слова
ЗА ЗАнaвО НА + О НАчистО
В ВлевО
-Приставки ИЗ-, ДО-, С- дружат с суффиксом А и получаются слова
ИЗ ИЗдалекА ДО + А ДОсытА
С СлевА
Подсказка №1 (чтобы не заучивать приставки)
Чтобы правильно написать суффикс О или А у наречия, надо подставить существительное среднего рода (окно, яблоко, облако)с предлогами. Суффикс у наречия будет такой же, какое окончание у существительного.
ЗА НА + окнО засветл…
В
ИЗ ДО + окнА изредк
С
Подсказка №2
– Запомните словосочетание, которое на первый взгляд ничего не обозначает.
ЗАНАВеска
ИЗ ДОСок
– С ее помощью можно легко запомнить приставки.
Задание 2(на доске)
– Замените словосочетание одним наречием.
1. идти в правую сторону (вправо)
2. упасть как мертвый (замертво)
3. растереть до белого цвета (добела)
4. рубить с помощью плеча (сплеча)
5. закрыть с помощью глухого (наглухо)
6. знаем с давних пор (издавна)
Упражнение № 286 (устно)
– Назовите номера предложений, в которых нет слов с ь после шипящих.
Упражнение № 287
– Распределите слова в 3 колонки:
А О все остальные
5) Самое трудное в наречиях – это слитное полуслитное и раздельное написание, т.е. наречие может писаться в одно слово, может писаться в несколько слов, а может – через дефис.
Через дефис пишутся:
а)наречия, которые образовались от прилагательных с помощью приставки ПО- и
-ОМУ (новый) по-новому
-ЕМУ (летний) ПО-летнЕМУ
-СКИ (приятельский) ПО –приятельСКИ
-ЦКИ (турецкий) ПО-туреЦКИ
-ЬИ (волчий) ПО-волчЬИ
б) ВО-(В-)+ Числительное(порядковое) + -ЫХ, -ИХ
первый ВО-первЫХ, вводные
третий,В-третьИХ, слова
– И здесь будьте внимательны: на письме во-первых, во-вторых, в-третьих всегда выделяются одной запятой, если стоят в начале предложения, двумя запятыми, если – в середине. Это вводные слова.
в)наречия, образованные или повторением слов, или повторением однокоренных слов
еле-еле крепко-накрепко
чуть-чуть шиворот-навыворот
давным-давно подобру-поздорову
мало-помалу нежданно-негаданно
– И только одно наречие пишется с двумя дефисами
…-в-…
точь-в-точь
– Как Ростов-на-Дону или Франкфурт-на-Майне.
г)неопределенные наречия с суффиксами –то, -либо, -нибудь, приставкой кое- и частицей –таки.
-ТО
КОЕ-где-ЛИБО
-НИБУДЬ
все-ТАКИ
V. Закрепление пройденного материала.
Задание3(на доске)
– Найдите наречия в следующих предложениях:
Он по-французскисовершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно…
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь…
Задание4(на доске)
– Разгадайте кроссворд, используя для ответов наречия с приставкой на-
1. Надеть шапку на одну сторону (набок).
2. Сделать что-нибудь торопливо, поспешно (наспех).
3. В конце всего, после всего (наконец)
4. Разгромить окончательно (наголову)
5. Надеть что-либо изнанкой наружу (наизнанку)
6. Сделать что-либо не до конца (наполовину)
7. Двигаться к кому-нибудь (навстречу)
8. Биться до конца (насмерть)
9. Завязать крестообразно (накрест)
10.Утром следующего дня (наутро)
11.Сделать наперекор, чтобы разозлить (назло)
Задание5(на доске)
– В предложении расставьте знаки препинания, обособленные члены предложения подчеркните. Определите, простое предложение или сложное.
Возвратившись со смотра, Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом, прошел в свой кабинет и , кликнув адъютанта, приказал подать себе некоторые бумаги, относившиеся до состояния приходивших войск, и письма, полученные от эрцгерцога Фердинанда, начальствовавшего передовою армией.
VII.Итог урока.
Домашнее задание :упражнение № ______ , правило на стр.______
Пензенская область Колышлейский район
село Колтовское
МОУ ООШ с.Колтовское
Открытый урок
Тема:Правописание
наречий
(русский язык в 7 классе).
Выполнил: учитель русского языка
Н.М.Сударчикова
2010г.
Цели урока:
1. Повторить спряжение и личные окончания глаголов.
2. Освоить и закрепить трудные случаи правописания наречий.
3. Формировать навык постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами
– Выполним тестовую работу: от неопределенной формы глагола образовать форму 3 лица ед. и мн. числа, определить спряжение.
III.Словарная работа.
Сегодня традиционная словарная работа будет посвящена искусству.
1.Графика (гр.graph–пишу, рисую) – вид изобразительного искусства, основанный на рисунке, выполненном штрихами и линиями без красок.
2.Скульптура(лат. Sculptural) – вид искусства, создающий объемные изображения из глины, камня, дерева, бронзы и т.п.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу,
Или торт,
Или все предметы сразу – знай,
Что это … натюрморт.
3.Натюрморт (фр. nature more – мертвая природа) – в изобразительном искусстве – изображение неодушевленных предметов( в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики)
Если видишь на картине
Нарисована река
Или снег и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежные равнины,
Или поле и шалаш,
То подобная картина
Называется …пейзаж.
4.Пейзаж (фр pays – местность, страна) – в искусстве – изображение природы.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе водолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется …портрет.
5.Портрет (фр. portrait) – изображение человека или группы людей в живописи, графике или фотографии;
IV. Изложение нового материала.
– Тему нашего сегодняшнего урока нам поможет определить загадка:
попробуйте назвать подряд 5 дней недели, не называя ни названия дня, ни чисел.
– Загадка эта разгадывается очень просто:
позавчера
вчера
сегодня
завтра
послезавтра
– 5 дней недели перечислили, а какой частью речи являются все эти 5 слов? (наречием)
– Сегодня мы с вами вспомним о правописании наречий, и это будет тема нашего урока. (название темы записывается на доске и в тетради)
– Наречие – это неизменяемая часть речи, обозначающая признак предмета, признак признака, признак действия.
– На какие вопросы отвечает наречие?
– Их проще запомнить в стихотворной форме:
Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?
1)Буква Ь после шипящих на конце наречий.
– Наречие – интересная часть речи. С ней связано много трудностей в правописании. И вот еще одна загадка: какая змея бывает наречием?(уж)
– Как пишется это слово: с Ь или без Ь?
– Запишите в столбик слова и поставьте, где считаете нужным, Ь.
вскач…
наотмаш…
навзнич…
невтерпеж…
настеж…
. И вот еще одна загадка: какая змея бывает наречием?(уж)
– Как пишется это слово: с Ь или без Ь?
– В каких же трех словах-исключениях Ь после шипящих не пишется?
уж
замуж
невтерпеж
(записать в тетрадь)
– Почему получается такая неразбериха с шипящими?
– Для выяснения этого вопроса надо вернуться в историю нашего языка. В древне-русском языке все шипящие были мягкими, потом Ж, Ш отвердели, а Ч, Щ остались по-прежнему мягкими. Вот поэтому и происходят неприятности с правописанием: иногда Ь пишется, иногда нет.
Задание 1(на доске)
– Запишите предложение и найдите в нем наречия.
Вслед за хозяином мы прошли через дверь, открытую настежь.
– Слово на сегодняшнее правило? (настежь)
– Чем осложнено предложение? (причастным оборотом)
– К какому слову относится причастный оборот?
– Устно переделайте предложение так, чтобы в нем не было знаков препинания (Вслед за хозяином мы прошли через открытую настежь дверь)
2)Буква А и О на конце наречий.
– Почему в этом месте легко сделать ошибку?
– Вы знаете, что в безударном положении звуки у нас смешиваются. Так и у наречий на конце слова смешиваются суффиксы А и О.
– Как же быть в таких случаях?
– Многие делают ошибки в словах
слев…
налев…
–Почему? Безударное положение. И помогут нам разобраться с такими случаями приставки.
– Какие же это приставки?
– Приставки ЗА-, НА-, В- дружат с суффиксом О и получаются слова
ЗА ЗАнaвО НА + О НАчистО
В ВлевО
-Приставки ИЗ-, ДО-, С- дружат с суффиксом А и получаются слова
ИЗ ИЗдалекА ДО + А ДОсытА
С СлевА
Подсказка №1 (чтобы не заучивать приставки)
Чтобы правильно написать суффикс О или А у наречия, надо подставить существительное среднего рода (окно, яблоко, облако)с предлогами. Суффикс у наречия будет такой же, какое окончание у существительного.
ЗА НА + окнО засветл…
В
ИЗ ДО + окнА изредк
С
Подсказка №2
– Запомните словосочетание, которое на первый взгляд ничего не обозначает.
ЗАНАВеска
ИЗ ДОСок
– С ее помощью можно легко запомнить приставки.
Задание 2(на доске)
– Замените словосочетание одним наречием.
1. идти в правую сторону (вправо)
2. упасть как мертвый (замертво)
3. растереть до белого цвета (добела)
4. рубить с помощью плеча (сплеча)
5. закрыть с помощью глухого (наглухо)
6. знаем с давних пор (издавна)
Упражнение № 286 (устно)
– Назовите номера предложений, в которых нет слов с ь после шипящих.
Упражнение № 287
– Распределите слова в 3 колонки:
А О все остальные
5) Самое трудное в наречиях – это слитное полуслитное и раздельное написание, т.е. наречие может писаться в одно слово, может писаться в несколько слов, а может – через дефис.
Через дефис пишутся:
а)наречия, которые образовались от прилагательных с помощью приставки ПО- и
-ОМУ (новый) по-новому
-ЕМУ (летний) ПО-летнЕМУ
-СКИ (приятельский) ПО –приятельСКИ
-ЦКИ (турецкий) ПО-туреЦКИ
-ЬИ (волчий) ПО-волчЬИ
б) ВО-(В-)+ Числительное(порядковое) + -ЫХ, -ИХ
первый ВО-первЫХ, вводные
третий,В-третьИХ, слова
– И здесь будьте внимательны: на письме во-первых, во-вторых, в-третьих всегда выделяются одной запятой, если стоят в начале предложения, двумя запятыми, если – в середине. Это вводные слова.
в)наречия, образованные или повторением слов, или повторением однокоренных слов
еле-еле крепко-накрепко
чуть-чуть шиворот-навыворот
давным-давно подобру-поздорову
мало-помалу нежданно-негаданно
– И только одно наречие пишется с двумя дефисами
…-в-…
точь-в-точь
– Как Ростов-на-Дону или Франкфурт-на-Майне.
г)неопределенные наречия с суффиксами –то, -либо, -нибудь, приставкой кое- и частицей –таки.
-ТО
КОЕ-где-ЛИБО
-НИБУДЬ
все-ТАКИ
V. Закрепление пройденного материала.
Задание3(на доске)
– Найдите наречия в следующих предложениях:
Он по-французскисовершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно…
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь…
Задание4(на доске)
– Разгадайте кроссворд, используя для ответов наречия с приставкой на-
1. Надеть шапку на одну сторону (набок).
2. Сделать что-нибудь торопливо, поспешно (наспех).
3. В конце всего, после всего (наконец)
4. Разгромить окончательно (наголову)
5. Надеть что-либо изнанкой наружу (наизнанку)
6. Сделать что-либо не до конца (наполовину)
7. Двигаться к кому-нибудь (навстречу)
8. Биться до конца (насмерть)
9. Завязать крестообразно (накрест)
10.Утром следующего дня (наутро)
11.Сделать наперекор, чтобы разозлить (назло)
Задание5(на доске)
– В предложении расставьте знаки препинания, обособленные члены предложения подчеркните. Определите, простое предложение или сложное.
Возвратившись со смотра, Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом, прошел в свой кабинет и , кликнув адъютанта, приказал подать себе некоторые бумаги, относившиеся до состояния приходивших войск, и письма, полученные от эрцгерцога Фердинанда, начальствовавшего передовою армией.
VII.Итог урока.
Домашнее задание :упражнение № ______ , правило на стр.______