ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА: «ЗА» И «ПРОТИВ»
Роль администрации во внедрении и использовании интерактивных досок в образовательном процессе
Интерактивная доска - инструмент очень высокого класса, который все активнее и активнее используется во время обучения учащихся. С их помощью образовательный процесс превращается в интересный и технологически оснащенный. Благодаря интерактивным доскам обучение станет и более эффективным, то есть усвоение учащимися материала увеличится, а процесс преподавания для учителя станет более творческим и интересным.
Использование интерактивной доски
• является инновационным методом в проведение уроков
• позволяет добиться больших успехов от учеников
• хорошо сказывается на общей успеваемости и заинтересованности в обучении
• увеличивает круг возможностей в презентации, отработке и контроле усвоенного материала
Хотя интерактивные доски дают учителю и учащимся целый ряд преимуществ, не стоит забывать, что они не заменяют УМК и работа с учебником остаётся лидирующей на уроке.
Преимущества работы с интерактивными досками
- Совместима со всеми программами, универсальна для всех лет обучения и может использоваться на всех предметах
- Усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами
- Предоставляет больше возможностей для подачи и отработки материала, взаимодействия и обсуждения в классе, вовлекая в них самого учащегося
- Делает занятия интересными и увлекательными благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов и повышает мотивацию ученика
Преимущества для педагогов
• Упрощает проверку усвоенного материала с помощью пультов для голосования (удобна для всех видов контроля).
• Позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их на других уроках.
• Удобна при работе как в большой аудитории, так и в группе.
• Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост учителя.
• Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам. Учителя иностранного языка в частности ко многим УМК уже имеют разработанные интерактивные приложения и при наличии интерактивной доски.
Преимущества для учащихся
• Делает занятия интерактивными и по этой причине более интересными и увлекательными
• Развивает мотивацию ученика, что очень важно сейчас, когда мы наблюдаем общее снижение мотивации учащихся.
• Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе и развития личных и социальных навыков.
• Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что было сделано на доске во время урока.
• Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
• Им не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом создаётся впечатление творчества у каждого ученика при работе с доской.
• Помогает учащимся, которые не очень сильны в предмете, но имеют больше навыков в работе с компьютером, повысить свой рейтинг среди одноклассников,
Итак, мы видим огромное количество преимуществ в использовании интерактивной доски как учащимися, так и учителями в образовательном процессе. Но, если спросить любого директора школы какое количество учителей в их образовательном учреждении работает с интерактивной доской регулярно, а не эпизодически (только для проведения открытого урока), то вряд ли эта цифра превысит 10%, скорее всего это будут 2-3 педагога и то не во всех МОУ. Так в чём же причина? Что можно и нужно сделать, чтобы изменить существующее положение вещей?
Внедрение Active Board (интерактивной доски) и её эффективное использование зависит как от самих педагогов, так и от грамотных управленческих решений.
Одной из основных задач школьной администрации является повышение уровня педагогической ИКТ-компетентности работников школы.
Педагогическую ИКТ-компетентность можно определить как готовность и способность работников школы работать по-новому, эффективно используя доступные им средства ИКТ для решения своих профессиональных задач, и оценить по тем изменениям, которые происходят:
- в работе участников учебного процесса (педагогов, учащихся, родителей, управленцев), связанных с использованием ИКТ
- в отношении педагогов к использованию ИКТ в школе.
Многочисленные факты свидетельствуют, что ИКТ-грамотность (компьютерная грамотность) с трудом превращается в педагогическую ИКТ-компетентность.
Чтобы это произошло, недостаточно усилий только организаций, которые специализируются на повышении квалификации педагогических кадров.
Нужна соответствующая работа в рамках школы, которая помогает выявить нерешенные педагогические проблемы и стимулировать их решение с использованием ИКТ.
Конечно, первое, с чего мы должны начинать – это курсовая переподготовка. Но представление о том, что после двухнедельной курсовой подготовки учитель будет готов использовать весь спектр новых информационных и педагогических технологий, ошибочен.
В процессе информатизации школы педагоги лишь постепенно осознают необходимость трансформирования учебного процесса и овладения полноценной педагогической ИКТ-компетентностью – и в этом им может помочь школьная администрация.
Прежде всего необходимо создать необходимые организационные условия и доступность средств ИКТ, которая повышается, если полученные новые компьютеры объединить в единую компьютерную сеть с уже существующей в школе техникой; если кабинет информатики открыт после окончания уроков; и снижается, если в школе нет зон свободного доступа к учащихся к компьютерам и Интернету.
Я считаю, что факторами эффективного использования интерактивной доски, которые может и должна создать именно школьная администрация являются:
• Высокий уровень надежности и технической поддержки, чтобы свести к минимуму возможные проблемы и их устранение не самими педагогов и не за их счёт.
• Поощрение тех преподавателей, которые работают с доской не эпизодически, а в системе (например, ежемесячная доплата из надтарифного фонда или рекомендации повышение аттестационной категории)
• Обеспечение доступа к интерактивной доске для всех преподавателей, чтобы они могли набраться опыта и свободно владеть доской.
• Использование доски не только преподавателями, но и учащимися
• Предоставление преподавателю времени на подготовку к занятию
• Удобное расположение доски в классе таким образом, чтобы не мешал солнечный свет и не слепил луч проектора учителя и учащихся
Продуманная образовательная политика, проводимая властями региона или администрацией муниципального образования (поставка техники, подготовка педагогов, организация опытно-экспериментальной работы, изменение действующих нормативов и т.п.), наличие спонсоров, которые понимают важность информатизации школы и оказывают всестороннее содействие - все эти факторы могут помочь в решении существующих проблем в вопросе внедрения интерактивных досок в образовательный процесс.
Пачко С.Ф. руководитель МО учителей английского языка Гатчинского муниципального района
|
На: Интерактивная доска : за и против
Интерактивная доска - необходимый, современный инструмент учителя 21 века, помощь администрации в освоении ИД очевидна!
Всего доброго!
На: Интерактивная доска : за и против
Снежана Федоровна!
Хорошая тема для обсуждения и обмена опытом! Пригласите к участию и другие методические объединения, там тоже есть накопленный опыт плюсов и минусов, может совместно будут найдены решения проблем, да и поучимся друг у друга.
Я думаю, надо заменить данную wiki-страничку на блог, тогда и разговаривать будет удобнее.