Официальный сайт oriflame100 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Естественные сообщества живых организмов

Фото пользователя Юлия Искандаровна Газизуллина
Submitted by Юлия Искандаровна Газизуллина on вс, 31/10/2010 - 03:06
Данные об авторе
Автор(ы): 
Газизуллина Юлия Искандаровна
Место работы, должность: 
МОУ "Асекеевская средняя общеобразовательная школа", учитель биологии
Регион: 
Оренбургская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
Экология
Цель урока: 
Образовательные: формирование у учащихся знаний о биоценозе, биогеоценозе и экосистемы. Воспитательные: воспитание всесторонне развитой компетентной личности через изучение функционирования экосистемы для объяснения основных понятий; развитие коммуникативных навыков при работе в группах; воспитание биологической культуры. Развивающие: развитие умения у школьников выявлять взаимосвязь между живой и неживой природой, развитие познавательного интереса и биологического мышления учащихся; формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
23
Используемые учебники и учебные пособия: 

Захаров В.Б. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл.общеобразоват. учреждений / В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. -624с.

Используемое оборудование: 

компьютер, экран, проектор, таблицы с изображениями различных типов экосистем, учебник, дидактические карточки.

Краткое описание: 
1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 4. Понятия биоценоз, биогеоценоз, экосистема. 5. Структурные компоненты экосистемы (продуценты, консументы, редуценты). 6. Функционирование экосистем: а) цепи и сети питания; б) правило экологической пирамиды; в) свойства экосистемы (показатели) 7. Игра "Засели свой биотоп"

 

Ход урока
I. Организационный момент. (1м).
– Здравствуйте, садитесь. Кто сегодня на уроке отсутствует?
Тема сегодняшнего урока: Естественные сообщества живых организмов.
Цель урока: понимание важности пищевых связей для устойчивости биоценозов и сохранения видового разнообразия в биосфере. Прежде чем приступить к новой теме, вспомним предыдущую.
 
ΙΙ. Проверка домашнего задания (7 м).
1. Работа с карточками по разделу «Взаимоотношения организма и среды» 5 учеников:
 
2. Фронтальная беседа по вопросам, предложенных в презентации «Проверь себя».
IΙI. Изучение нового материала (15м)
Тема: Естественные сообщества живых организмов.
Будем работать по следующему плану, чтобы дать характеристику естественным сообществам. (записан на доске). Сл №3
1) Понятия биоценоз, биогеоценоз, экосистема.
2) Структурные компоненты экосистемы (продуценты, консументы, редуценты).
3) Функционирование экосистем:
а) цепи и сети питания;
б) правило экологической пирамиды;
в) свойства экосистемы (показатели)
 По плану сравним понятия биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Слайд №4
1) Рассмотрите    модель биогеоценоза, разработанную академиком В. Н. Сукачевым. Используя    предложенные термины, выясните, какие компоненты   биогеоценоза обозначены цифрами 1-3 (раститель­ность (фитоценоз); живот­ные (зооценоз); микроорга­низмы (микробоценоз)). Что эти компоненты образуют? (биоценоз).
Какие компоненты биогеоценоза обозначены цифрой 4 (ат­мосфера, свет, влага - климатоп), цифрой 5 (почвогрунт - эдафотоп). Климатоп и эдафотоп образуют экотоп.

2) Определите, благодаря чему основные компоненты биоцено­за и экотопа образуют единое целое - биогеоценоз.

3) Приведите примеры биогеоценозов нашей местности.
 
В 1940 г. русский ученый В. Н. Сукачев ввел близкий по смыс­лу термин - биогеоценоз. Слайд №5.
Для сравнительной характеристики «биогеоценоза» от «экосистемы» чертим таблицу. Выделяем две колонки: в правой стороне записываем «биогеоценоз», на другой «экосистема». Назывите основные признаки, характерные для биогеоценоза:
Ранее понятие экосистема ввел в экологию английский ученый А. Тенсли в 1935 г. слайд №7

Биогеоценоз (Сукачев)
Экосистема (Тенсли)
Природный комплекс живых организмов и окружающей среды конкретного участка земной поверхности, границы которого можно нанести на карте.
Связан с конкретным участком земной поверхности.
Обязательное наличие всех компонентов биоценоза: фитоценоз, зооценоз и микробоценоз.
Имеет границы, которые очерчены фитоценозом.
Необязательный круговорот веществ.
Сообщество естественное.
Частный случай экосистемы.
Любая совокупность живых организмов и условий среды, в которых происходит круговорот веществ между живыми и неживыми элементами независимо на какой поверхности земли они протекают.
Не обязательно связан с конкретным участком земной поверхности.
Необязательное наличие всех компонентов биоценоза: фитоценоз, зооценоз и микробоценоз.
Не имеет границ.
Обязательное наличие круговорота вещества.
Может быть как естественным, так и искусственным.
Любое сообщество

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Перейдем к изучению основных структурных компонен­тов экосистем по схемам «Основные структурные компоненты экосистем». Слайд №8
1) Рассмотрите схему основных структурных компонентов эко­системы.
2) Определите, какова роль основных структурных компонен­тов в экосистеме. Может ли экосистема существовать без каких-либо составляющих? Ответ поясните.
Наряду с естественными биогеоценозами на Земле большую площадь занимают созданные человеком антропогенные экосистемы.
Какие искусственные экосистемы вам известны?
Чем они отличаются от естественных экосистем? Слайд №9
Записываем признаки, характерные только для экосистемы.
Можно дать следующие определения: №1о
Куда относятся биотопы? Слайд №11-16
Слайд №17 Задание 1. Закончите составление схемы: «Круговорот биоген­ных веществ и превращение энергии»; впишите в «окна» схемы номера ее компонентов; укажите стрелками направление кругово­рота веществ и обозначьте этапы превращения энергии.
Компоненты системы:
1. Солнечная энергия.
2. Химическая энергия.
3. Химические вещества среды.
4. Автотрофные организмы.
5. Гетеротрофные организмы.
Слайд №18. Физминутка для глаз. Очень важна для сохранения и улучшения зрения, профилактики близорукости и других заболеваний глаз.
Хорошее влияние на циркуляцию крови и на нервы оказывает поглаживание закрытых глаз, вибрация, нажим, массаж ладонью и легкое разминание. Наиболее распространен прием массажа двумя пальцами - указательным и средним - в виде восьмиобразного движения. По нижнему краю глаза движение к носу, по верхнему краю глаза - над бровями. Такое движение повторяется 8-16 раз.
3. Изучение функцио­нирования экосистем.
а) Понятие цепи и сети питания.
Слайд №19 Задание 2. Составьте схему цепи питания, характерной для болот, зная, что ее компонентами являются ястреб, бабочка, лягушка, кузнечик, уж.
Питаясь друг другом, живые организмы образуют цепи питания.
Цепь питания - последовательность организмов, по которой передается энергия, заключенная в пище, от ее первоначального источника.
Каждое звено цепи питания называется трофическим уровнем. Первый трофический уровень - продуценты. Второй - консументы первого порядка. Третий - консументы второго порядка. В пище­вой цепи редко бывает больше пяти трофических уровней. Послед­ний трофический уровень - редуценты, они осуществляют минерализацию органических остатков в неорганические вещества.
Таким образом, в экосистеме пищевые и энергетические связи идут в направлении: продуценты —> консументы —>  редуценты. Эти группы организмов существуют, как правило, в любом сообществе.
Слайд №20 В сообществах пищевые цепи сложным образом переплетаются и образуют пищевые сети. В них многие популяции принадлежат сразу к нескольким трофическим уровням. Благодаря сложности пищевых связей выпадение какого-то одного вида часто не нарушает равновесия в системе.
Слайд №21 Задание 3. Для одного из биогеоценозов характерна следующая пищевая цепь: злаки —>  кузнечики —> лягушки —» ужи —> орел. Масса органического вещества каких организмов в данной цепи должна быть наибольшей? Объясните почему. Какой должна быть масса ужей, чтобы орел достиг массы 5 кг?
б) Изучение правила экологической пирамиды.
Слайд №22. На каждом этапе усвоения энергии часть ее безвозвратно теря­ется, например в виде тепла. Ученые выяснили, что при переходе энергии, заключенной в органических веществах, от данного звена (производитель) к другому (растительноядные животные) теряется до 90 % энергии. Поэтому, чем короче пищевая цепь (чем ближе организм к ее началу), тем больше количество энергии, доступной для данной популяции.
Вопрос: Объясните почему.
В связи с тем что происходит передача энергии одного трофического уровня, большая часть рассеивается в виде тепла и только 5-10 % от первоначального количества передаются по пищевой цепи, пищевые цепи можно представить в виде экологической пирамиды.
Слайд №23 Задание I. Работа с рис. 17; 13, с. 540. Экологическая пирамид: (пирамида биомассы).
Внимательно рассмотрите рисунок.
1) Какую закономерность в природе он иллюстрирует?
2) Раскройте сущность этой закономерности на данном примере.
3) Укажите основную причину возникновения в процессе эволюции устойчивых цепей взаимосвязанных видов.
Слайд №24 Различают 3 основных типа эколо­гических пирамид. Пирамида чисел - отражает уменьшение чис­ленности организмов от продуцентов к консументам. Пирамида биомасс - показывает изменение биомасс на каждом следующем трофическом уровне.
Пирамида энергии (продукции) имеет универсальный характер и отражает уменьшение количества энергии, содержащейся в про­дукции, создаваемой на каждом следующем трофическом уровне.
в) Знакомство со свойствами (показателями) биоценоза.
Рассказ учителя с построением схемы на доске.
Учащиеся, слушая, строят схему в тетрадях. Слайд № 25
 
  1. Биомасса - совокупность живых организмов (животных, расте­ний, грибов и микроорганизмов), населяющих определенную тер­риторию. (Общая масса живых организмов 2,34-Ю13 т.)
  2. Видовое разнообразие - число видов растений и жи­вотных, образующих данный биогеоценоз.
  3. Саморегуляция - процесс, проявляющийся в том, что все раз­нообразие населения экосистемы существует совместно, не унич­тожая полостью друг друга, а лишь ограничивая численность осо­бей каждого вида определенного уровня. Способность к саморегу­ляции называется гомеостазом.
  4. Плотность популяции - число особей на единицу пло­щади или объема. При увеличении численности плотность популя­ции, как правило, возрастает, она остается прежней лишь в случае ее расселения и расширения ареала. У некоторых животных плот­ность регулируется сложными поведенческими и физиологически­ми механизмами.
  5. Устойчивость - способность противостоять воздействием постоянно меняющихся условий внешней среды. Длительность существования каждой экосистемы поддерживается прежде всего за счет общего круговорота веществ, осуществляемого продуцента­ми, консументами и редуцентами, и постоянного притока солнечной энергии. Именно эти два глобальных явления обеспечивают ей спо­собность противостоять постоянно меняющимся условиям среды.
  6. Продуктивность - прирост биомассы, созданной за еди­ницу времени.
III. Закрепление изученного материала(10) можно провести в виде игры «Засели свой биотоп». Слайд №26
Основные понятия: биотоп, биоценоз, биогеоценоз; ор­ганизмы - автотрофы, гетеротрофы, редуценты.
Тип игры: настольная игра (экологическое лото).
Дидактический материал: набор игровых карт: больших (раз­мер 25х28 см) и маленьких (7х6 см). Количество карт: больших -9 штук (можно до 6 штук), маленьких - 72 штуки (можно до 48 штук). На больших картах в верхней части дается описание комплекса абиотических факторов определенного биотопа, в ниж­ней части имеется прорезь, в которую учащиеся в процессе игры помещают картинку с изображением этого биотопа (с фитоцено­зом), справа и слева на большой карте оставлено пустое место /111 размещения восьми маленьких карточек. На маленьких карточках даны изображения различных животных (от червей до млекопитающих), которые входят в биоценозы различных биогеоценозов (биогидроценозов). Всего в наборе представлены компоненты девя­ти биогеоценозов (биогидроценозов): степи, тундры, луга, широко­лиственного леса, болота, пустыни, реки, альпийского луга, озера.
Ниже приводятся описания биотопов названных биогеоценозов (биогидроценозов).
Тундра - участок суши (слабохолмистая равнина); влажность повышенная; толщина слоя почвы невелика, глубже - многолетняя мерзлота; короткое холодное лето и длинная суровая зима; сильные ветры.
Болото - участок водоема с неподвижной водой, почва переув­лажненная, бедная питательными веществами, имеет склонность к постепенному зарастанию растительностью.
Широколиственный лес - равнинный или холмистый участок суши, климат мягкий: зима не очень морозная, лето теплое: влаж­ность повышенная, сильные ветры бывают очень редко.
Луг - равнинный участок суши, влажность повышенная, почвы плодородные, богатые питательными веществами, хорошо увлаж­ненные; образуется на месте лесов и болот.
Степь - равнинный участок суши, влажность пониженная, лето жаркое, зима морозная, дожди редки и имеют ливневый характер, сильные ветры, почвы плодородные.
Река - участок водоема с пресной текучей водой.  
Альпийский луг - участок суши, рельеф горный, давление пониженное, постоянные ветры, короткое жаркое лето, длительная суровая зима, большие перепады температур днем и ночью.
Пустыня - равнинный участок суши, осадков очень мало, почва песчаная, лето длинное и очень жаркое, зима очень короткая и холодная, влажность очень низкая.
Озеро - участок водоема со стоячей пресной водой.
Перечень животных, которые могут быть предложеныучащимся для «заселения» биотопов:
Степь - кузнечик, обыкновенная полевка, степной орел, пчела, Крапчатый суслик, дрофа, овод, жаворонок.
Альпийский луг - кузнечик, архар, пищуха, снежный барс, кеклик, паук, бабочка, муха.
Тундра - песец, тундровая куропатка, лемминг, тундровый волк, полярная сова, северный олень, паук, комар.
Болото - болотная черепаха, серая цапля, лягушка, комар, стрекоза, личинка стрекозы, личинка комара, уж.
Луг - трясогузка, гусеница, бабочка, мышь-малютка, муха, бо­жья коровка, тля, ящерица.
Лес - синица, лисица, прыткая ящерица, гадюка, лесная мышь, майский жук, еж, квакша.
Река - окунь, речной рак, плотва, зимородок, белая планария, личинка комара, речная улитка катушка, выдра.
Озеро - уж, карась, головастик лягушки, паук-серебрянка, жук-плавунец, щука, лягушка, малек карася.
Пустыня - серый варан, кобра, песчаная ящурка, навозник, саксауловый воробей, тушканчик, паук, бабочка.
Ход игры:
Класс делится на группы по 4 человека. Правила игры целесо­образнее объясняются по ходу игрового действия.
Игра включает в себя несколько этапов.
1) Раздается командам большие карты и предлагается иг­рокам ознакомиться с описанием биотопа, данного на их карте. За­тем в течение трех минут учащиеся должны определить, описание биотопа какого биогеоценоза (биогидроценоза) дано на карте, и назвать его учителю. Если какая-то из команд затрудняется с отве­том, называется им биогеоценоз (биогидроценоз). По мере того как поступают ответы, команды от учителя получают картинку с изображением данного биогеоценоза (биогидроценоза), которую вставляют в имеющуюся на карте прорезь.
2) После того как команды определили, какой у них задан биогеоценоз (биогидроценоз), учитель начинает показывать игро­кам маленькие карточки с изображениями животных и называть их. Члены команд должны подумать (в течение 10 секунд), насе­ляет ли это животное их биотоп, и, если они считают, что населя­ет, поднимают руку. Если несколько команд выбирают одно жи­вотное, то карточка с его изображением отдается той команде, в которой раньше была поднята рука. Если по истечении 10 секунд очередная карточка не была затребована ни одной из команд, она откладывается в сторону с тем, чтобы быть предъявленной позже (по второму кругу).
Та из команд, которая правильнее всех «заселила» свой биотоп, становится победительницей. Правильность «заселения» определя­ется самими игроками следующим образом: в левом верхнем углу каждой большой карты имеется условный значок. Предла­гается учащимся перевернуть маленькие карточки и сравнить услов­ный значок, который имеется на обратной стороне каждой карточ­ки, с тем, что изображен на большой карте. Если значки одинако­вы, значит, карточки выбраны правильно. Следует отметить, что поскольку одно и то же животное может встречаться в нескольких биоценозах, то на обороте маленькой карточки с изображением та­кого животного может быть несколько условных значков. В таком случае животное считается правильно отобранным, если хотя бы один из этих значков совпадает с тем, который изображен на боль­шой карте.
Неправильно отобранные карточки учащихся откладывают в сторону и больше их не трогают. Затем учитель предлагает членам команд подсчитать количество правильно отобранных карточек и сообщить ему. Команда, у которой это число наибольшее, - побе­дитель.
3) Если остается небольшой запас времени, то игру можно про­должить. Предлагается учащимся из имеющихся у них ма­леньких карточек (правильно отобранных) составить всевозмож­ные цепи питания. Объявляется конкурс на составление макси­мально возможного количества разных цепей питания, составление самой длинной цепи питания. Свои варианты ответов команды за­писывают на листе бумаги и сдают учителю.
При подведении итогов и выявлении команды-победительницы возможны два варианта:
1) победитель определяется только по итогам второго этапа игры;
2) победитель определяется по количеству баллов, набранных командой в ходе всех этапов игры.
ΙV. Подведение итогов. Слайд № 27
Задание на дом: читать с. 516-519, ответить на вопросы на с. 519; читать с. 535-542, творческое задание: составить цепь питания в данном биотопе (слайд №28).
Прикрепленный файл Size
исходный текст.odt 28.95 KB
презентация.odp 1.3 MB
таблица сообщества.ods 14.27 KB

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Татьяна Викторовна Каплунова

На: Естественные сообщества живых организмов


Уважаемая Юлия Искандаровна, ознакомилась с вашей разработкой урока "Естественные сообщества живых организмов". Очень интересная методика, с использованием игровых технологий и групповой формы работы. Такой урок найдёт положительный отклик у учащихся, вызовет интерес к занятию,а главное, лучше усвоится материал.  



Любите биологию? Тогда присоединяйтесь к нам!

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн