Уважаемые коллеги!
Игра часто используется нами в педагогическом процессе детского сада, начальной школы и учреждений дополнительного образования детей как прием обучения, и как средства активизации познавательной деятельности детей. От связи с играми изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает яркий эмоциональный отклик. Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает его эффективность. И результат деятельности получается более высоким, так как ребенок не просто рисует и лепит, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию его творчества.
Включение игры в процесс обучения изобразительному искусству относится к наглядно- действенным приемам обучения. Она представляет собой сочетание слова педагога, активных действий детей с наглядными пособиями и специальным игровым оборудованием. Научно обоснованная игра используется для формирования и развития чувства понимания прекрасного, изобразительных навыков и умений. Соединение игры с художественным творчеством создает у ребенка определенную установку на более яркое восприятие и передачу окружающей действительности.
Важнейшим условием игры, снимающим принудительный характер обучения, является активное действие детей. Без этого решающего условия не реализуется учебные и игровые задачи.
Используя игру на занятии по изобразительному искусству, педагог должен иметь определенную педагогическую цель, которая определяет дидактические задачи игры, ее обучающий характер. Особенно рациональными представляются игровые действия для развития понимания конструктивных особенностей формы, формирования чувства пространства, пропорций, развития зрительной памяти, наблюдательности, глазомера.
Дидактические задачи в отличии от обычных занятий решаются здесь через игровые моменты, через осуществление игровых действий, которые происходят согласно определенным правилам, договоренности. Они содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими определенных норм поведения и определенных ролей. Успех игры, трудности, с которыми пришлось столкнуться, обнаруживаются в ее финале, в момент подведения итогов.
Только при наличии перечисленных условий игра может выполнять функции обучения и давать ощутимые результаты по приобщению детей к миру прекрасного, обучению основам изобразительного искусства.
Хорошая игра нуждается в несложном игровом оборудовании, которое дети могут сделать сами под руководством педагога или родителей.
Собранные здесь игры появились в процессе поисков, соединения разных элементов уже известных игровых занятий и созданных новых.
По целям обучения они могут быть объединены в отдельные группы.
1. Игры, способствующие развитию графических навыков, пониманию конструктивных особенностей формы. Например: «Новые фигуры», «Собери фигуру по картинке», «Формы», «На что это похоже».
2. Игры, способствующие реализации живописных и колористических задач обучения. Например: «Радуга», «Теплый – холодный», «Рыбки», «На лугу расцвели красивые цветы» и др.
3. Игры, закрепляющие знания о свойствах предмета: их цвете, форме, строении, величине. Например: «Парные картинки», разнообразные лото и домино.
4. Игры, способствующие развитию представлений и чувств: симметрии- «Узнай предмет», «Бабочки»; цвета – «Каждый предмет на свое место», «Каких цветов не хватает», «Найди квадрат такого же цвета, но другого оттенка»; ритма – «Докончи узор на коврике», «Продолжи орнамент» и др.
Имея общую цель – развития творческих способностей детей, приведенные в сборнике дидактические игры объединяются в 3 раздела:
1. дидактические игры и упражнения направленные на развитие изобразительной деятельности;
2. дидактические игры и упражнения по лепке.
3. дидактические игры и упражнения на материале природы.
В дидактических играх легко интегрируются разнообразные содержания, и игра может быть включена в любое занятие, позволяя повысить интерес обучающихся к нему, активизировать их деятельность. Так, в процессе создания игры и в течение самой игры можно широко использовать художественное слово: загадки, потешки, стихотворения. Это помогает детям эмоционально воспринять и осознать образы, включенные в игру, понять их эстетический характер, способствующий развитию образного мышления, воображения (см. описание игр).
Каждый предмет на свое мест
Наша задача:
Дать детям представление о близких цветах. Упражнять в различении близких цветов: красного и розового, красного и оранжевого, синего и голубого, голубого и серого, и др. Парные двухцветные карточки
Материал: Парные двухцветные карточки, верхняя половина карточки одного цвета, например синяя, а нижняя окрашена в близкий цвет – голубой. У другой карточки цвета в верхней и нижней половине расположены наоборот. На двух карточках наклеены белые силуэты одинаковых предметов: грибов, бабочек, ваз и др.; двухцветные фигуры, окрашенные в два близких цвета для каждой пары карточек, например у одного грибка желтая шляпка и оранжевая ножка, у другого наоборот.
Варианты игры:
v Каждый играющий получает одинаковое количество предметов, окрашенных в два близких цвета. Педагог помещает на середину стола несколько карточек и предлагает положить на них такие предметы, которые бы слились с их фоном, т.е. с цветом нижней и верхней части. После выполнения задания выкладываются другие карточки и игра продолжается.
v Каждый играющий получает по две парные карточки. Все фигурки находятся у ведущего и дети их не видят. Учитель загадывает: «У меня предмет, у которого верхняя часть фиолетового цвета, а нижняя – синего цвета. Что это за предмет? И кому он нужен?» Играющие смотрят на свои карточки и по их цвету и силуэту отгадывают предмет: «Это бабочка. У нее верхние крылышки фиолетового цвета, а нижние – синего. Она нужна мне» и т.д.
КАКИХ ЦВЕТОВ НЕ ХВАТАЕТ
Наша задача: Учить замечать все цвета в многоцветном изображении предмета, через сравнение определять, каких цветов не хватает на полоске с квадратиками; определять и называть близкие цвета, которые использованы в предмете.
Материал:Карточки с изображениями различных предметов, вырезанных из бумаги 5-6 цветов, в том, числе и близких. Внизу карточки – полоска, разделенная на квадратные клетки. В 2-4 клетках наклеены цветные квадратики. 4-2 клетки – свободные; квадратики всех тех цветов, которые использовались при изображении предметов.
Варианты игры:
v Каждый играющий должен внимательно рассмотреть предметы на карточке, по количеству клеток узнать, сколько цветов использовано в изображении. Сравнить цвета предметов и цвета квадратиков на полоске, выявить, каких цветов не хватает. Отобрать из коробки квадратики недостающих цветов и разложить на свободные клетки.
Затем определить, какие близкие цвета использованы, и назвать их. В бабочке есть следующие близкие цвета: красный – розовый, синий - фиолетовый и др.
ВЕСЕЛЫЕ БУКВЫ
Наша задача: Развивать ассоциативное мышление, фантазию, творческие способности.
Материал:Алфавит, соленое тесто, краски, приспособления для лепки и рисования
Варианты игры:
v Предложить детям рассмотреть алфавит, написать печатные буквы на бумаге, посмотреть на что или на кого они могут быть похожи, затем, вылепить буквы из теста и раскрасить их. Устроить выставку и анализ полученных изделий.
Дидактические упражнения и игры по лепке, направленные на развитие пространственного мышления и воображения и
творческих способностей детей ФОРМЫ
Наша задача. Закрепить представление о плоских и объемных геометрических формах; направить интерес на их сравнение и анализ сходства—различия; показать тени объемных тел; создать поисковую ситуацию: вылепить из теста объемные формы, глядя на их схематичное или неполное изображение на плоскости; предложить вылепить объемные формы на основе имеющихся модулей (комбинаторика, анализ формы, мысленное конструирование); создать условия для экспериментирования с вылепленными формами (преобразование и превращение одной формы в другую и обратно); развивать пространственное мышление и воображение.
Материал. Вылепленные из теста формы и фигурки (объемные и рельефные); вырезанные из цветной плотной бумаги геометрические формы; рисунки геометрических тел.
Варианты занятий. В зависимости от поставленной дидактической задачи, учитель демонстрирует детям те или иные геометрические формы, сообщает цель упражнения, объясняет необходимые условия или правила.
v Вылепить три разных шара, которые могут быть разными по размеру, окраске или по двум признакам сразу. Во что можно превратить каждый из них и все вместе.
v Вылепить три разных круга. (Как можно это сделать?)
v Вылепить три разных кубика. (Во что можно превратить каждый из них и все вместе?)
v Вылепить три разных квадрата.
v Вылепить три разные пирамиды. (Во что можно превратить каждую из них и все вместе?)
v Вылепить три разных треугольника. (Как можно это сделать?)
v Вылепить несколько геометрических тел.
v Вылепить несколько геометрических фигур.
v Вылепить домик из нескольких форм.
v Слепить двух похожих цыплят, но из разных форм.
НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ
Наша задача. Учить детей «читать форму» — создавать образы в воображении на основе незаконченного (или схематического) изображения и воплощать свой замысел в лепке.
Материал. 10 отдельных форм - шар, диск, цилиндр, куб, прямой жгутик, «волна», «молния», пирамида, конус.
Вариант игры. Учитель предлагает детям поиграть в игру. Он по очереди показывает формы, а дети сначала придумывают, на что это похоже, а потом лепят по замыслу 2—3 изображения. Нужно стремиться к тому, чтобы каждый участник игры предложил свой вариант ответа, назвал новую, интересную, необычную тему, о которой еще никто не говорил. При показе новой формы игра начинается со следующего ребенка, чтобы у каждого была возможность отвечать первым. По ходу игры поощряется и поддерживается любая инициатива детей.
НОВЫЕ ФИГУРЫ
Наша задача. Учить детей создавать новые схематические изображения из нескольких готовых форм; развивать воображение, ассоциативное мышление.
Материал. Комплекты разных форм, вылепленных из соленого теста: шар, диск, цилиндр, полусфера, конус, пирамида, пластина, куб, неопределенная форма и пр. При усложненном варианте игры можно предложить по несколько форм каждого вида, различающихся размером.
Вариант игры. Учитель раздает детям комплекты форм (возможно, вылепленные накануне самими детьми) и предлагает сложить из них разные интересные фигуры. Для этого нужно разные формы прикладывать друг к другу так, чтобы получилось что-то новое и интересное. Новыми фигурами могут быть неваляшки, снеговики, домики, тележки, цветы, цыплята, фонарики, светильники и многое другое. Эту игру, как и предыдущую, желательно проводить с разными комплектами форм, чтобы избежать появления шаблонных изображений.
СОБЕРИ ФИГУРУ ПО КАРТИНКЕ
Наша задача. Учить детей анализировать и воспроизводить схему предмета; лепить на основе схемы задуманный образ.
Материал. Комплекты вылепленных деталей: цилиндров, шаров, жгутиков, овоидов, пирамид и пр. (детали дети могут вылепить накануне, возможно в ходе другой дидактической игры); картинки со схемами фигур (самолета, девочки, собачки, башни, кораблика, жирафа и др.), в основе которых лежат геометрические формы, аналогичные вылепленным деталям.
Вариант игры. Учитель говорит детям, что они будут собирать разные фигуры. Показывает одну из картинок, например собачку, и предлагает собрать такую же собачку из вылепленных деталей. Дети создают предложенный образ и сверяют, соответствует ли он заданной схеме. Затем можно предложить другую картинку или раздать все схемы детям, чтобы они собирали фигуры и обменивались деталями.
Усложнением игры может быть собирание фигуры по памяти или замена одной детали другой, подходящей в данном случае.
ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ
Наша задача. Учить детей создавать образ как отгадку загадки без наглядного подкрепления.
Материал и инструмент. Тексты загадок; соленое тесто; картон; коробки для рельефной лепки; стеки.
Вариант игры. Учитель сообщает детям, что сейчас они будут слушать загадки и отгадывать их необычным способом — лепить отгадки из пластилина, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загадки и предлагает детям создавать отгадки в виде вылепленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объемные, так и рельефные изображения. Еще лучше постараться объединить отгадки в общую композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5 загадок.
Золот хозяин — на поле,
Серебрян хозяин — с поля.
(Солнце и месяц.)
Поднялися ворота — всему миру красота.
(Радуга.)
Летит орлица по синему небу.
Крылья распластала, солнышко застала.
(Туча)
И комковат, и ноздреват,
И мягок, и ломок – а всех милей.
(Хлеб)
Сидит красна девица в темнице,
А кома на улице.
(Морковь)
Кругла, да не лук, желта, да не масло,
С хвостом, да не мышь.
(Репа)
Золотое решето черных домиков полно;
Сколько черненьких домов –
Столько беленьких жильцов.
(Подсолнух)
Когда спать, когда вставать,
Нет ног, а хожу, нет рта, а скажу,
Когда дела начинать.
(Часы)
Дидактические игры и упражнения используемые в работе с детьми на материале природы, для развития их творчества
v Рыбки плавают в ручейке (рыбки плавают в пруду)
Задачи. Развивать эстетическое восприятие, воображение, учить анализировать изображение по цвету.
Правила игры. Подбирать рыбок подходящего цвета (к цвету ручья, пруда, реки), располагать изображения одинакового цвета, но разных оттенков, от светлого к темному и от темного к светлому.
Собери красивую пирамидку
Задачи. Развивать восприятие цвета.
Правила игры. Собрать пирамидку по цвету: от темного к светлым оттенкам или от светлых к темным или чередовать контрастные цвета.
Лото (овощи, фрукты, ягоды)
Задачи. Учить детей анализировать изображения, соотносить их, выбирать идентичные (развивать мыслительные операции сравнения, уподобления, обобщения). Закреплять названия овощей, фруктов, цветов.
Правила игры. Из двух половинок собрать целое изображение.
Радуга
Задачи. Активизировать опыт детей. Учить их анализировать предметные изображения, соотносить их с реальными предметами, выделять и называть их цвет, соотносить с цветами радуги и подбирать идентичные, развивать воображение детей.
Правила игры. Подобрать предметные картинки по цветам радуги.
Собери по цвету
Задачи. Развивать умение различать цвета, осуществлять подбор цветов по разным направлениям. Учить детей составлять целое из частей.
Правила игры. Собрать данную геометрическую фигуру из частей по цвету, контрастных цветов, красиво по цвету составить изображения предмета на выбор.
На лугу расцвели красивые цветы
Задачи. Развивать образное мышление, воображение, эстетическое восприятие, различение цветов и оттенков, умение подбирать по цвету, разнообразя цветовую гамму.
Правила игры. Показать детям цветы определенной цветовой гаммы: на поляне расцвели цветы теплой цветовой гаммы, холодной гаммы, разноцветные цветы.
Игра «На что похоже?»
Задачи. Развивать у детей сенсорные и художественно-творческие способности, действия сравнения и уподобления.
Правила игры. Перед детьми выложить несколько карточек овощей и фруктов. (Предметы могут быть и другие).
Воспитанник, вышедший к доске, (кто хочет, кого назовут – можно использовать для этого считалочку), описывает качества предмета, а затем называет то, на что похож он (или что на него похоже).
Игра «Теплый – холодный» Задачи. На двух больших листах в форме квадрата (20х20) в середине наклеены два кружка диаметром примерно 2-3 см: красный (теплый) и синий (холодный).
Правила игры. Предложить детям придумать предметы окружающей природы такого же цвета и вырезать их в двух экземплярах. Один экземпляр изображения названных предметов дети наклеивают на большие листы на одинаковом расстоянии от середины, вокруг нее. Второй экземпляр изображения наклеивается на отдельные карточки (раздаточные для участников игры).
Игра «Домино «Животные»
Задачи. Учить отличать диких и домашних животных, птиц и зверей, развивать кругозор, память.
Правила игры. Из двух половинок собрать целое животное. Домино дети изготавливают сами из соленого теста разрезанного на квадраты (5х5 см).Рисуют на них изображение зверей и птиц.
|