Официальный сайт physbook 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Обобщение знаний о природных зонах России

Размещено: Лариса Николаевна Пупынина - пн, 01/11/2010 - 14:59
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пупынина Лариса Николаевна
Место работы, должность: 
МОУ СОш №127 учитель начальных классов
Регион: 
Республика Башкортостан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 
Учебник Окружающий мир
Автор учебника Плешаков
Краткое описание: 
Организационный момент. Под мелодию песни «С чего начинается Родина», сообщаю тему урока и его цели. -

 

Автор составитель урока Пупынина Лариса Николаевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №127 Октябрьский городской округ г. Уфа Республика Башкортостан
Предмет - окружающий мир
Класс 4
Учебник Окружающий мир
Автор учебника Плешаков
Страницы
Тема урока «Разнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний    о природных зонах   России.
Демонстрационный материал: карта природных зон России, таблица с задачей о протяженности границ, правила поведения в лесу( в картин-ках и знаках), таблица « В Красную книгу занесены…», рисунки детей, рефераты о животных, выставка книг о природе, индивидуальные цифровые сигналы и перфокарты.
Ход урока.
Организационный момент.
Под мелодию песни «С чего начинается Родина», сообщаю тему урока и его цели.
-Слово гидрометеоцентру. Дети работают по вопросам и заданиям.
Анализ погоды текущего дня.
Анализ погоды за прошедшую неделю.
Какие изменения в неживой природе произошли за последнюю неделю?
Как определить, какое время года сейчас в нашей полосе?
Что говорит о явном приближении весны?   Какие изменения в неживой природе произошли за последнюю неделю?? Как определить, какое время года сейчас в нашей полосе?
Что говорит о явном приближении весны? Какие признаки весны мы наблюдаем?
Два ученика получают задание у доски.
Задание 1.
На доске картинки с изображением животных: северного оленя, моржа,
песца, белой совы.
В какой природной зоне обитают эти животные? (Тундра).
Кто из них «заблудился» ? ( Морж – он живёт в арктической зоне)
Кратко расскажите о природе этой зоне.
Какие растения этой зоны вы знаете? Что здесь ещё интересное?
Задание 2.
Запись на доске.
Морошка, полярная берёза, ковыль, тюльпан, клён, липа, саксаул, верблюжья колючка.
Тундра, лес, степь, пустыня.
Прочитайте названия растений, стрелкой укажите принадлежность каждого растения к определённой зоне.
Дети выполняют задание.
Кратко расскажите о природе зоны, расположенной севернее тундры. ( Арктика).
Ни в одной стране мира мы не увидим такого разнообразия зон. Почему ? (Площадь, которую занимает наша Родина,  равна 17,1 млн км)
Насколько велика протяженность границ России, вы узнаете, если решите задачу.
На доске плакат с текстом задачи.
17000+26000=43000(км)
43000+17000=60000(км)
И везде живут люди. Давайте немного пофантазируем на эту тему. Представьте себе. Что я получила несколько писем издалека. Эти письма от вас, послушайте несколько отрывков из них и постарайтесь догадаться, откуда эти письма и от человека какой профессии. Как только вам станет ясно, откуда весточка, вы покажете сигнал с номером природной зоны.
Первое письмо.
…Это удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев, сухие дожди, не смачивающие поверхность земли. Солнце печёт немило-сердно. Кругом барханы, как волны застывшего моря. По  этим дорогам очень трудно ездить, но я стараюсь не поддаваться   трудностям. (Водитель)
Второе письмо.
В холодных водах моря идёт своя жизнь. Из воды выглядывают головки нерп с тёмными блестящими глазами. Стада усатых моржей уплывают на север. Мы с друзьями снабжаем наши научные полярные станции всем необходимым. Рейсы на Большую Землю  и обратно идут один за другим. Вам передают большой привет……..(Моряки)
Третье письмо.
…Какая ширь, раздолье! Ни гор, ни леса. Куда ни глянь - до самого го-ризонта простирается гладкая равнина. А сколько цветов: и алые гвоз-дики, и лиловые метёлки шалфея, и маки, и много-много других. Шко-ла, где я работаю, стоит на краю села, и мы с ребятами часто любуем-ся этой красотой……(Учитель)
Четвёртое письмо.
Здесь очень длинная, суровая зима и совсем коротенькое лето. Но лето особенное: солнце светит и днём и ночью. Поэтому приходится ложить-ся спать при ярком свете солнца. А если любишь темноты дождаться, то придётся не спать больше 2-х месяцев. Люди здесь закалённые и вы-носливые, болеют мало, но без работы всё равно сидеть не приходит-ся……(Врач)
Пятое письмо.
Вот могучий красавец дуб, белоствольная берёза, осина с дрожащими листочками, раскидистая липа. Сосна и ель растут вперемежку, и ветви их часто образуют густой навес, а внизу – подлесок из орешника и других кустов. Сейчас лето, и у нас одна забота – сохранить это богат-ство от огня……(Лесник).
Читая письма, выставляю у доски перед классом таблицы с пейзажами соответствующей зоны. 
…Видите, ребята, как вы необходимы с вашими знаниями во всех угол-ках нашей необъятной Родины. А сейчас мы с вами побываем в тех местах, откуда пришли письма, и вспомним, чем занимается население этих районов.
…В каком направлении мы совершим путешествие ? (С севера на юг).
…Как изменяются  природные условия, растительность, животный мир?
…От чего зависит вид деятельности населения каждой полосы?
…Чем в основном занимается население нашего края?
   Основная часть.
-А сейчас мы проведём игру «Перекличка природных зон». Приготовьте карточки. Я буду читать загадки о животных, обитающих в нашей стра-не.
Сел Егор между гор.
Говорит: А ну-ка, горы,
Молодца везите в горы!
(Верблюд)
-В какой природной зоне живёт это животное? Кто узнал о нём что-нибудь интересное? Какие ещё животные обитают в этой зоне?
Слеп да тупорыл,
Всю землю изрыл.
Мороз пришёл –
В землю ушёл . (Крот)
  -Каких ещё степных животных вы можете назвать?
Деток очень я люблю,
Но не всегда сама кормлю.
Чужим мамам доверяю,
Пока по лесу гуляю.    (Зайчиха)
-Эта зона нам роднее всего. Каких животных наших «земляков», вы знаете ещё?
Мал и глуп я, вам признаюсь,
Подскажите, как мне быть:
Очень часто я пытаюсь океаны переплыть.
(Пеструшка леменг)
-Назовите других жителей тундры.
Мой брат в лесу глухом.
Он сладкоежка неуклюжий,
А я в глаза не видел мёд,
Живу, где ветер, снег и стужа.
(Белый медведь)
-Назовите остальных представителей животного мира Крайнего севера.
-В каком направлении мы совершили это путешествие?
Эти загадки касались только зверей. Мы забыли о друзьях, помогающих сохранить нам лесное богатство. Посмотрим , хорошо ли вы знаете своих друзей. Если хорошо,  то должны хором подсказать мне ответ.
Под мелодию «Голоса птиц» загадываю загадки.
Зимой на ветках яблоки, скорей их собери.
Но вдруг вспорхнули яблоки да это же ………. снегири.
 
Всё хлопочет и вертится,
Всё свистит и суетится,
Её на месте не сидится
Называется ………. синица.
 
На окне дремала птица.
Галка! Галка! Что вам снится?
Отвечала птица сонно.
Я не галка, я ………. ворона.
 
Вокруг ствола большой сосны
Шишки на снегу видны.
Здесь на кузнице затратил много сил
Проворный ………. дятел.
 
Эту птицу всякий знает.
На шесте её дворец.
Червяков птенцам таскает
Да поёт весь день ………. скворец.
 
-Каких птиц вы ещё можете назвать? Почему люди называют птиц своими друзьями? Как мы можем помочь своим друзьям? В какое время года они особенно нуждаются в нашей помощи?
 
Итак мы с вами повторили всё, что знаем о природных зонах нашей   Родины. По итогам повторения - небольшая проверочная работа с использованием перфокарты.
 
4. Итог урока.
-Мы с вами говорили о разнообразии природы нашей Родины. От чего же зависит климат, растительный и животный мир, занятия населения каждой природной зоны?
-А как вы считаете, зависит ли состояние природы от жизнедеятельности человека? В чём это проявляется?
-Растениям и животным, занесённым в Красную книгу, угрожает огромная опасность.   Они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как исчезли морская корова, странствующий голубь и др.
 На доске плакат.
В Красную книгу занесены:
-Белый медведь, морж;
-Северный олень, лебедь, розовая чайка;
-Амурский тигр, зубр, орёл, журавль;
-Дрофа, аист, сокол;
-Гепард, джейран, туранский тигр.
На плакате вы видите далеко не полный перечень животных, занесённых в Красную книгу. Кроме того, в нашей стране сейчас действует более 100 заповедников и заповедных хозяйств.
К сожалению, ещё не все люди хотят и умеют беречь природу. Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы. Что же вы можете сделать для охраны родной природы? Прежде всего соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке.
-Повторим эти правила.
На доске картинки.
-Вы должны всегда помнить слова   замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу - значит охранять Родину».
 

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн