Урок "Образ Маргариты в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Submitted by Елена Васильевна Косарева on пн, 01/11/2010 - 16:10
Урок 11 класс
Тема: «Образ Маргариты в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Цели:
1.Образовательная: дать представление о масштабности образа героини, о ее духовной связи с образом Левия Матфея ( Ершалаимские главы), показать роль образа Маргариты для понимания всего романа.
2.Развивающая: развивать аналитическое и художественное восприятие образа, учить сопоставлять общее и частное, в эпизоде видеть все произведение.
3.Воспитательная: формировать эстетическое восприятие художественного текста; показать духовные основы, которыми руководствуется писатель и,по его мнению, любой нравственный человек.
1этап. Мотивация.
Эпиграф: « За мной, мой читатель! Кто сказал тебе, что нет на
За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу
тебе такую любовь!»
-Кому принадлежат строки, взятые в качестве эпиграфа к нашему уроку?
-О ком из героев романа, по-вашему, должна пойти речь? Только ли речь пойдет о Маргарите?
2 этап. Основное содержание урока.
Беседа:
-В какой главе мы впервые знакомится с героиней? (гл. 13)
Прочитайте этот эпизод.
-Какие слова подбирает автор для описания возникшего между Мастером и Маргаритой чувства? О чем это говорит?
-Дает ли автор портретное описание героини? Как вы думаете почему? А есть ли иллюстрации в ваших книгах?
Мы задались этим вопросом при подготовке к уроку
и попытались создать портрет героини.
Вот что у нас получилось(отчет учащихся, получивших индивидуальные задания)
1 ученик :Используя мультимедийную энциклопедию Картины художников (см. Приложение №1)
«Русская живопись. Женский портрет», я подобрал картины
русских художников, на которых женщины, по-моему,
похожи на героиню романа Маргариту.
2 ученик : Я Маргариту увидела такой. Рисунок (собственная работа)
3 ученик: Есть масса доказательств того, что прототипом
Маргариты была Елена Сергеевна Булгакова, жена писателя. Презентация (см.Приложение№2)
Я работала с дневником Е.С.Булгаковой и вот что удалось
обнаружить.
Учитель: А есть еще актриса Анна Ковальчук, сыгравшая роль в одноименном фильме.
Но мы останемся на позиции, что автору не важно, какова героиня внешне, ему важнее, насколько она умеет любить.
-В чем заключалось счастье возлюбленных? Прочитайте эпизод.
-Какие события можно считать переломными в жизни героев?
-С чем связано неприятие романа Мастера литературными критиками?
-Как вы расцениваете поступки Мастера в сложных жизненных условиях?
С кем из героем Ершалаимских глав можно в связи с эти провести параллель?
Докажите:
- 4 месяца в заключении (страх стр.576)
- за городом (отморозил пальцы и замерз бы)
- «я неизлечим…когда Стравинский говорит, что вернет меня к жизни, я ему не верю»
Посмотрим один из ключевых эпизодов, в которыхЭпизод из фильма
очень ярко чувствуется обреченность Мастера, 5серия ( сжигание рукописи Мастером)
принятие судьбы и понимание невозможности
ничего изменить.
-Какие впечатления производит игра актеров? Если Мастер схож с Га-Ноцра, то Маргарита с кем?
Она, появившись в доме мастера после ареста, говорит: « Да я вернулась на другой день, честно. Как обещала, но было уже поздно. Да, я вернулась, как несчастный Левий Матвей, слишком поздно!»
Мастер, говоря о Маргарите, вспоминал: « Она дожидалась этих обещанных уже последних слов о пятом прокураторе Иудеи, нараспев и громко повторяла отдельные фразы, которые ей нравились, и говорила, что в этом романе ее жизнь».
Докажите общность Маргариты и Левия Матвея.
-От чего отказывается Маргарита, желая спасти погибающего Мастера? Прочитайте эпизод.
-На что обречена Маргарита? (гл 19)
ü ожидание в неизвестности
ü «единственное ценное, то имела в жизни…старый альбом коричневой кожи, в котором была карточка мастера, книжка сберегатальной кассы … на его имя…лепестки засохшей розы и часть тетради в целый лист, исписанной на машинке и с обгоревшим нижним краем….»
ü готовность уйти из жизни
ü «сон …если он мертв и поманил меня, то это значит он приходил за мной, и я скоро умру…это очень хорошо, потому что мучениям тогда настанет конец…»
ü невозможность забыть Мастера
ü «Если ты сослан, то почему не даешь о себе знать…Ты разлюбил меня? Нет, я почему-то этому не верю. Значит ты был сослан и умер… Тогда , прошу, отпусти меня, дай мне наконец свободу жить, дышать воздухом». Маргарита Николаевна сама отвечала себе за него: «Ты свободна…Разве я держу тебя?» Потом возражала ему «Нет, что же это за ответ! Нет, ты уйди из моей памяти, тогда я стану свободна».
-На что она готова пойти ради спасения Мастера?
ü на весьма сомнительное предприятие, предложенное Азазелло
« …вы намекаете на то, что я там могу узнать о нем? Азазелло молча кивнул головой.
-Еду!. – с силой воскликнула Маргарита и ухватила Азазелло за руку, - еду, куда угодно!»
ü на месть Латунскому
ü СКАЗКА! Не сказка, а история жизни Маргариты говорит о том, что не любовь ею движет, а желание обрести смысл жизни(см.эпизод с плачущим ребенком).
« …была на свете одна тетя. И у нее не было детей, и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая…»
ü Бал сатаны.
3 этап. Выводы:
- Что особенного в образе Маргариты?
- Справедливо ли высказывание Воланда: « …Каждому будет дано по его вере…»?
Домашнее задание: Анализ эпизода «Бал у Сатаны»
Приложение №3
Контрольная работа по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
1.Назовите героев романа, о которых говорится:
1. «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной»
2. «Ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся».
3. «Не то что встать,- ему казалось, что он не может открыть глаз, потому что, если он только это сделает, сверкнет молния и его голову тут же разнесет на куски».
4. «Галстук был яркий. Удивительно было то, что из кармана, где обычно мужчины носят платочек или самопищущее перо, у этого гражданина торчала обглоданная куриная кость».
5. «Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой»
2.В ответ на готовность Воланда исполнить одно желание Маргаритыа просит не за Мастера, а за Фриду. В чем смысл этого испытания?
3. Как вы думаете, разделяет ли Мастер, и в какой мере, убеждения своего героя, что Добро первично и что «злых людей нет на свете»? Дайте обоснование.
4. Кто по-вашему главный герой романа?
5.Какова роль эпиграфов в романе?
6. Можно ли считать «Мастер и Маргарита» автобиографическим романом?
7. «Ни к одному из главных героев мы не испытываем никаких отрицательных чувств. Даже князь тьмы Воланд…вызывает скорее улыбку и сочувствие тем, как ловко он выводит на чистую воду лиц, подобных Лиходееву, Босому, Алоизию Магарычу…Ко всем героям испыиываешь несомненную симпатию, в то же время сознаешь, что ни один из них не является идеалом» Б.В.Соколов.Роман Булгакова «Мастер и Маргарита»
На сотороне каких героев ваши симпатии? Обоснуйте свое мнение.
8. «Маргарита в романе…стала прекрасным, обобщенным и поэтическим образом Женщины, которая Любит. Этот образ встает над пластом сатирической повседневности романа воплощением живой, горячей любви… Яростную эту любовь она сама сравнивает с яростной преданностью Левия Матвея, но Левий фанатичен и потому узок, любовь же Магариты, как жизнь всеобъемлюща и, как жизнь, жива».
Л.М.Яновская. Творческий путь Михаила Булгакова.
«…роман о трагедии любви, притом трагедии безысходной…Для Мастера любовь- всего лишь условие «комфорта», но отнюдь не смысла жизни. И для Маргариты ее любовь к Мастеру при всей романтической экзальтации – тоже всего лишь «компенсация» иной, подлинной, но неудавшейся жизни. Вспомним вырвавшееся признание 4летнему мальчику: « …была на свете одна тетя. И у нее не было детей, и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая…»».
В.М.Акимов Свет художника, или Михаил Булгаков против
дьяволиады
Какая точка зрения вам кажется наиболее верной? Аргументируйте ответ.