Вы не зарегистрированы

Авторизация



Из истории русской философской мысли (XI-XVIII века).

Данные об авторе
Автор(ы): 
Хеорхе Иван Иванович
Место работы, должность: 
МОУ Гатчинская Гимназия им. К.Д. Ушинского Учитель истории и обществознания
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Цель урока: 
1. выявить характерные черты общественной мысли России до XIX века; 2. раскрыть содержание понятий «цивилизационный подход», «культурный раскол», «цивилизация догоняющего типа», «всеединство», «деизм», «культурный тип»; 3. развить умение выделять главное; 4. показать значимость русской философской школы.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
26
Используемые учебники и учебные пособия: 

Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. образоват. учреждений: профильный уровень / [Л.Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение,  2007. – 414 с.;

·       

 

Используемая методическая литература: 

Е.Н. Сорокина. Поурочные разработки по обществознанию. 10 класс, М.: ВАКО, 2008.

Используемое оборудование: 

1.Меловая наглядность – план урока, таблица

·        2. Документы.

 

 

Краткое описание: 
1. Организационный момент. Задачи урока. Объявление темы и плана урока. 2. Объяснение нового учебного материала А) Определение пяти этапов развития русской философской мысли. Беседа, составление таблицы Б) ученики самостоятельно работают с текстом учебники, выделяя характерные черты русской философской мысли XI – XVIII веков, ее наиболее ярких представителей. 3. Закрепление учебного материала Форма работы групповая Ученикам предлагаются отрывки из произведений русских философов и задания к текстам. Ученики делятся на две группы, каждая читает предложенный отрывок и отвечает на вопросы по своему тексту. Отвечает один человек из группы. 4. Подведение итогов. Анализ работы групп. Комментарии. Выставление оценок. Оценка завесила от качества работы группы.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

 

План урока:

 

1.     Русская философская мысль XIXVIIвв.

2.     Философские изыскания XVIII в.

3.     Работа с документами.

 

Структура урока:

 

1. Организационный момент. Задачи урока.

 

Объявление темы и плана урока.

 

2. Объяснение нового учебного материала

А) Определение пяти этапов развития русской философской мысли. Беседа, составление таблицы

Б) ученики самостоятельно работают с текстом учебники, выделяя характерные черты русской философской мысли XI XVIII веков, ее наиболее ярких представителей.

 

3. Закрепление учебного материала

 

Форма работы групповая

Ученикам предлагаются отрывки из произведений русских философов и задания к текстам. Ученики делятся на две группы, каждая читает предложенный отрывок и отвечает на вопросы по своему тексту. Отвечает один человек из группы.

 

4. Подведение итогов. Анализ работы групп. Комментарии. Выставление оценок.

Оценка завесила от качества работы группы.

 

 

 

 

 

 

Этап

 

 

Период

Характеристика

I

XI – XVII вв.

Становление русской философии (предфилософия)

II

XVIII в.

Философия в России XVIII в.

III

Конец XVIII – первая половина XIX века

Становление русской философской науки

IV

Вторая половина XIX – начало XX века

Развитие и расцвет русской философской мысли

V

С 20-х гг. XX века

Современная отечественная философия

 


 

 

 

Группа 1

 

Илларион «Слово о Законе и Благодати», произнесено перед Владимиром Святославичем в 1038 г.

 

О, подобный великому Константину, равноумный, равнохристолюбивый, равно чтящий служителей Его! Он со святыми отцами Никейского собора закон людям устанавливал, ты же, с новыми нашими отцами епископами сходясь часто, с глубоким смирение совещался, как в людях этих, новопознавших Господа, закон уставить. Он царство эллинов и римлян Богу покорил, ты же – Русь. И уж не только у них, но и у нас Христос царем зовется. Он с матерью своею Еленою крест из Иерусалима принес, по всему миру своему его разнеся, веру утвердил. Ты же с бабкою своею Ольгой, принеся крест из нового Иерусалима, Константина Града, по всей земле своей его поставив, утвердил веру, ибо ты подобен ему.

Задания к тексту:

·        Подтвердите выводы Иллариона о включении Руси в общемировой процесс.

·        С кем сравнивает автор отрывка русского князя? Зачем?

 

·        Сделайте общие выводы о взглядах первого митрополита «русина».


 

 

 

Группа 2

Кантемир А.Д. «Письма о природе человека»

 

…Ставши вольным, я сказал: воля моя в совершенной моей власти и  что сам Бог дал мне ее с такой силой, что я могу куда хочу обращать, что я не так учрежден, как существа другие, и чтобы я сам учредил себя; я понимаю, что нежели первое существо, предупреждая меня, влагает добрую волю, я остаюсь властен откинуть оное вкоренение, как бы оно сильно ни было, не допустить до действия и указать мое согласие, и понимаю то, что когда я его отвращаю и оно мне полезно, то состоит в моей власти и не отвращати, властно как я совершенную власть имею власть, когда сижу, и затворить глаза, когда гляжу, или всякий вид, прельщая меня, может и заставить себя хотеть; резоны хотения тако представят себя в своей пущей силе. Первое существо может также меня привлекать, я хотеть не хотеть власть еще имею.

 

Задания к тексту:

·        Что подразумевает автор под своей волей?

·        Каково у него отношение к воле?

·        Согласны ли вы с ним? Почему?

 

 


»  Размещено в сообществах:   
Сообщество учителей Гатчинского муниципального района