Из истории русской философской мысли (XI-XVIII века).
План урока:
1.Русская философская мысльXI–XVIIвв.
2.Философские изысканияXVIIIв.
3.Работа с документами.
Структура урока:
1. Организационный момент. Задачи урока.
Объявление темы и плана урока.
2. Объяснение нового учебного материала
А) Определение пяти этапов развития русской философской мысли. Беседа, составление таблицы
Б) ученики самостоятельно работают с текстом учебники, выделяя характерные черты русской философской мыслиXI–XVIIIвеков, ее наиболее ярких представителей.
3. Закрепление учебного материала
Форма работы групповая
Ученикам предлагаются отрывки из произведений русских философов и задания к текстам. Ученики делятся на две группы, каждая читает предложенный отрывок и отвечает на вопросы по своему тексту. Отвечает один человек из группы.
4. Подведение итогов. Анализ работы групп. Комментарии. Выставление оценок.
Оценка завесила от качества работы группы.
Этап
Период
Характеристика
I
XI – XVIIвв.
Становление русской философии (предфилософия)
II
XVIIIв.
Философия в РоссииXVIIIв.
III
КонецXVIII– первая половинаXIXвека
Становление русской философской науки
IV
Вторая половинаXIX– началоXXвека
Развитие и расцвет русской философской мысли
V
С 20-х гг.XXвека
Современная отечественная философия
Группа 1
Илларион «Слово о Законе и Благодати», произнесено перед Владимиром Святославичем в 1038 г.
О, подобный великому Константину, равноумный, равнохристолюбивый, равно чтящий служителей Его! Он со святыми отцами Никейского собора закон людям устанавливал, ты же, с новыми нашими отцами епископами сходясь часто, с глубоким смирение совещался, как в людях этих, новопознавших Господа, закон уставить. Он царство эллинов и римлян Богу покорил, ты же – Русь. И уж не только у них, но и у нас Христос царем зовется. Он с матерью своею Еленою крест из Иерусалима принес, по всему миру своему его разнеся, веру утвердил. Ты же с бабкою своею Ольгой, принеся крест из нового Иерусалима, Константина Града, по всей земле своей его поставив, утвердил веру, ибо ты подобен ему.
Задания к тексту:
·Подтвердите выводы Иллариона о включении Руси в общемировой процесс.
·С кем сравнивает автор отрывка русского князя? Зачем?
·Сделайте общие выводы о взглядах первого митрополита «русина».
Группа 2
Кантемир А.Д. «Письма о природе человека»
…Ставши вольным, я сказал: воля моя в совершенной моей власти и что сам Бог дал мне ее с такой силой, что я могу куда хочу обращать, что я не так учрежден, как существа другие, и чтобы я сам учредил себя; я понимаю, что нежели первое существо, предупреждая меня, влагает добрую волю, я остаюсь властен откинуть оное вкоренение, как бы оно сильно ни было, не допустить до действия и указать мое согласие, и понимаю то, что когда я его отвращаю и оно мне полезно, то состоит в моей власти и не отвращати, властно как я совершенную власть имею власть, когда сижу, и затворить глаза, когда гляжу, или всякий вид, прельщая меня, может и заставить себя хотеть; резоны хотения тако представят себя в своей пущей силе. Первое существо может также меня привлекать, я хотеть не хотеть власть еще имею.