Официальный сайт isprras 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Всё о слове: многоаспектный анализ слова»

Submitted by Вера Павловна Генералова on Tue, 02/11/2010 - 13:36
Данные об авторе
Автор(ы): 
Генералова Вера Павловна
Место работы, должность: 
МОУ "Гимназия №2" город Осташков
Регион: 
Тверская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
Тема: «Всё есть слова - для каждой сути». (Все о слове: многоаспектный анализ слова) Цель: 1) Формировать лингвистическую и языковую компетентности 2) Развивать коммуникабельность учащихся в творческой группе Форма работы: групповая

 

«Всё о слове: многоаспектный анализ слова»

План

урока русского языка в 10 классе (профильный уровень)

Тема: «Всё есть слова - для каждой сути».

(Все о слове: многоаспектный  анализ слова)

Цель:   1) Формировать лингвистическую и языковую компетентности

              2) Развивать коммуникабельность учащихся в творческой группе

Форма работы: групповая

Оборудование:

1.      Справочная литература (лингвистические словари)

2.      Раздаточный материал (памятка по анализу слова, речевые клише)

3.      Запись на доске

4.      Наглядное пособие аппликация

Ход урока.

       I.            Организационный момент.

- Добрый день, я искренне рада приветствовать всех, кто не равнодушен к русскому языку, к этой громаде, к этому достоянию, к этому кладу, который дан нам во владение.

    II.            Вступительное слово учителя

Тема нашего урока: «Всё о слове: многоаспектный анализ слова»

- Что значит многоаспектный анализ слова?

- Значит, мы будем создавать «портрет» слова.

Для начала давайте определим, что такое «слово» с научной точки зрения.

По утверждению М. Горького, слово – это одежда всех мыслей, всех фактов. Рисуя «портрет» слова, мы окунаемся в его глубины, осознаем его красоту, функциональность, творческую и духовную энергию. Чтобы создать портрет слова как единицы языка, мы должны обратиться к разным разделам лингвистики, т.е. науки о языке. К каким?

Остается только определить слово, портрет которого мы будем создавать с точки зрения лингвистики, демонстрируя при этом языковую, коммуникативную и культурологическую компетентности.

 III.            Работы с афоризмами на доске.

Попробуем догадаться, какое слово пропущено в этих афоризмах.

   с точки зрения молодости – бесконечное будущее; с точки зрения старости – очень короткое прошлое.

А. Шопенгауэр.

… - это миг между прошлым и будущим.

Л. Дербенев

  подобна театру: в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места.

Пифагор

 IV.            Работа в группах

Итак, слово определено. Задача каждой группы охарактеризовать это слово:

1-ая группа на фонетическом, графическом о орфографическом уровнях. (см.памятки)

2-ая группа анализирует это слово с точки зрения морфемики (см. памятку). Пользуйтесь словообразовательным словарем.

3-ья группа вам предстоит дать характеристику слову «жизнь» как части речи. Здесь вам поможет учебник под редакцией Батайцевой и Власенкова.

4-ая группа самая ответственная работа: обратитесь к лексикологии и фразеологии. Поработайте со словами.

А нашим уважаемым гостям, чтобы они не скучали в течение 5-и минут, я хочу предложить поразмышлять над некоторыми афоризмами …

    V.            Выступление представителей от каждой группы.

1.      Используя речевое клише, охарактеризуйте слова на языковых уровнях, которые вам предложены.

На доске появляется аппликация:

Попробуем создать «портрет» слова. А что такое «слово»?

( (Единица языка. Значимая единица, которая имеет форму и содержание.. См. высказ. Флоренского о слове). Рисуя портрет слова, мы окунаемся в его глубины, осознаем его красоту, функциональность, творческую и духовную энергию.) Чтобы создать портрет  слова как единица языка, мы должны обратиться к разным разделам лингвистики, т.е. науки о языке. К каким?

Остается определить слово, портрет которого с точки зрения лингвистики мы будем создавать, демонстрируя при этом языковую, коммуникативную и культурническую компетентности.

1.      Вы сказали, что слово «жизнь» многозначные, стилистические нейтральное (что значит – стилистически нейтральное?)

2.      Давайте проанализируем одну из речевых ситуаций, с которой вас сейчас познакомят Кирилл и Виталий, любезно согласившиеся выступить в роли актеров.

3.      Анализ текста.

а) Как создается смысловая многословность в тесте?

               Обратите внимание на глубокий философский смысл реплик отца.

- К какому стилю речи вы отнесете этот текст?

Стилистическая принадлежность – развернутый стиль.

Признаки стиля:

Неофиц. от-ка, вопросно – ответная форма – обмен мыслями разговорная лексика.

- С каким настроением Кирилл произнес последнюю реплику?

Как вы думаете почему? Там стоит … прием умолчания.

Этот текст свидетельствует о том, что слово жизнь – многоязычная. Докажите! Называется текст «Смешной ты, папа!» А как можно озаглавить?

- Какие реплики вы могли бы дополнить авторскими ремарками?

Так что это можно предложить, что, собственно, я и хочу предложить вам на дом.

4.      Анализ афоризмов.

Но у нас еще есть афоризмы. Давайте обратимся к ним.

1.      Жизнь нашу можно удобно сравнивать со своенравною рекою, на поверхности которой плавает чёлн, иногда укачиваемый тихоструйною волною, нередко же задержанный в своём движении мелью и разбиваемый о подводный камень. - Нужно ли упоминать, что сей утлый чёлн на рынке скоропреходящего времени есть не кто иной, как сам человек?

Кузьма Прутков

- У К.Пруткова много афоризмов, в частности, о жизни.

 

А что вам известно об этом авторе?

- Можете прокомментировать одно из высказываний о жизни?

            Д/з : Творческая работа. С какими из афоризмов вы согласны, а с какими готовы поспорить.

 

 


Навигация по подшивке

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн