Submitted by Вера Павловна Генералова on Tue, 02/11/2010 - 13:36
«Всё о слове: многоаспектный анализ слова»
План
урока русского языка в 10 классе (профильный уровень)
Тема: «Всё есть слова - для каждой сути».
(Все о слове: многоаспектный анализ слова)
Цель: 1) Формировать лингвистическую и языковую компетентности
2) Развивать коммуникабельность учащихся в творческой группе
Форма работы: групповая
Оборудование:
1.Справочная литература (лингвистические словари)
2.Раздаточный материал (памятка по анализу слова, речевые клише)
3.Запись на доске
4.Наглядное пособие аппликация
Ход урока.
I.Организационный момент.
- Добрый день, я искренне рада приветствовать всех, кто не равнодушен к русскому языку, к этой громаде, к этому достоянию, к этому кладу, который дан нам во владение.
II.Вступительное слово учителя
Тема нашего урока: «Всё о слове: многоаспектный анализ слова»
- Что значит многоаспектный анализ слова?
- Значит, мы будем создавать«портрет» слова.
Для начала давайте определим, что такое «слово» с научной точки зрения.
По утверждению М. Горького, слово – это одежда всех мыслей, всех фактов. Рисуя «портрет» слова, мы окунаемся в его глубины, осознаем его красоту, функциональность, творческую и духовную энергию. Чтобы создать портрет слова как единицы языка, мы должны обратиться к разным разделам лингвистики, т.е. науки о языке. К каким?
Остается только определить слово, портрет которого мы будем создавать с точки зрения лингвистики, демонстрируя при этом языковую, коммуникативную и культурологическую компетентности.
III.Работы с афоризмами на доске.
Попробуем догадаться, какое слово пропущено в этих афоризмах.
… с точки зрения молодости – бесконечное будущее; с точки зрения старости – очень короткое прошлое.
А. Шопенгауэр.
… - это миг между прошлым и будущим.
Л. Дербенев
… подобна театру: в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места.
Пифагор
IV.Работа в группах
Итак, слово определено. Задача каждой группы охарактеризовать это слово:
1-ая группа на фонетическом, графическом о орфографическом уровнях. (см.памятки)
2-ая группа анализирует это слово с точки зрения морфемики (см. памятку). Пользуйтесь словообразовательным словарем.
3-ья группа вам предстоит дать характеристику слову «жизнь» как части речи. Здесь вам поможет учебник под редакцией Батайцевой и Власенкова.
4-ая группа самая ответственная работа: обратитесь к лексикологии и фразеологии. Поработайте со словами.
А нашим уважаемым гостям, чтобы они не скучали в течение 5-и минут, я хочу предложить поразмышлять над некоторыми афоризмами …
V.Выступление представителей от каждой группы.
1.Используя речевое клише, охарактеризуйте слова на языковых уровнях, которые вам предложены.
На доске появляется аппликация:
Попробуемсоздать «портрет» слова. А что такое «слово»?
( (Единица языка. Значимая единица, которая имеет форму и содержание.. См. высказ. Флоренского о слове). Рисуя портрет слова, мы окунаемся в его глубины, осознаем его красоту, функциональность, творческую и духовную энергию.) Чтобы создать портрет слова как единица языка, мы должны обратиться к разным разделам лингвистики, т.е. науки о языке. К каким?
Остается определить слово, портрет которого с точки зрения лингвистики мы будем создавать, демонстрируя при этомязыковую, коммуникативную и культурническую компетентности.
1.Вы сказали, что слово «жизнь» многозначные, стилистические нейтральное (что значит – стилистически нейтральное?)
2.Давайте проанализируем одну из речевых ситуаций, с которой вас сейчас познакомят Кирилл и Виталий, любезно согласившиеся выступить в роли актеров.
3.Анализ текста.
а) Как создается смысловая многословность в тесте?
Обратите внимание на глубокий философский смысл реплик отца.
Неофиц. от-ка, вопросно – ответная форма – обмен мыслями разговорная лексика.
- С каким настроением Кирилл произнес последнюю реплику?
Как вы думаете почему? Там стоит … прием умолчания.
Этот текст свидетельствует о том, что слово жизнь – многоязычная. Докажите! Называется текст «Смешной ты, папа!» А как можно озаглавить?
- Какие реплики вы могли бы дополнить авторскими ремарками?
Так что это можно предложить, что, собственно, я и хочу предложить вам на дом.
4.Анализ афоризмов.
Но у нас еще есть афоризмы. Давайте обратимся к ним.
1.Жизнь нашу можно удобно сравнивать со своенравною рекою, на поверхности которой плавает чёлн, иногда укачиваемый тихоструйною волною, нередко же задержанный в своём движении мелью и разбиваемый о подводный камень. - Нужно ли упоминать, что сей утлый чёлн на рынке скоропреходящего времени есть не кто иной, как сам человек?
Кузьма Прутков
- У К.Пруткова много афоризмов, в частности, о жизни.
А что вам известно об этом авторе?
- Можете прокомментировать одно из высказываний о жизни?
Д/з : Творческая работа. С какими из афоризмов вы согласны, а с какими готовы поспорить.