2. Подготовка к изучению нового материала
|
Фронтальная проверка домашнего задания.
Назовите основные даты по каждому из направлений внешней политики России в XVII в.?
|
Отвечают по таблице, заготовленной дома:
1)Северо-западное направление:
1655-1661 – русско-шведская война.
2) Западное направление:
1632-1634 – русско-польская война;
1654-1667 – Смоленская война.
3)Южное направление:
1635-1646 – «Азовские сидения».
4) Восточное направление:
1689 – Нерчинский договор с Китаем.
|
3. Изучение нового материала
3)
4)
5)
|
Эвристическая беседа:
1.Каковы общие цели внешней политики России в XVII в.?
Наводящие вопросы:
Какое положение занимала Россия после Смуты? Как обстояли дела с хозяйством страны?
2. Каковы задачи северо-западного направления?
Наводящие вопросы:
Вспомните о Столбовском договоре со Швецией.
3. Каковы задачи на западном направлении?
Наводящие вопросы:
Вспомните о последствиях Смуты.
4. Определите задачи южного направления.
Наводящие вопросы:
Кто были соседи России на юге?
5. Каковы задачи восточного направления?
Наводящие вопросы:
Были ли освоены земли за Уралом? Были ли установлены отношения со странами Востока?
Работа с текстом учебника: стр. 73.
Записи на доске проговариваются учителем:
1655-1661 – война со Швецией
1661 – Кардисский мир: восстановление земель по Столбовскому договору.
Работа с текстом учебника:
Стр. 68-69
Назовите причины неудач и условия мира русско-польской войны.
Запишите в тетрадь основные даты:
1632 – осада Смоленска
1633 – капитуляция дворян
1634 – Поляновское перемирие: прежние условия, но Владислав отказался от русского престола.
Задачи, поставленные на западном направлении не были решены в ходе русско-польской войны, что послужило причиной Смоленской войны. К тому же на Украине началось национально-освободительное движение под руководством Б. Хмельницкого.
Работа с текстом учебника:
Стр. 71-73
Составьте хронологию событий
Каков итог Смоленской войны?
Работа с текстом учебника:
Стр. 75.
Какое значение имело подписание «Вечного мира»?
Работа с текстом учебника: стр. 69.
Почему не получилось удержать Азов?
Работа с текстом учебника: стр. 75-76.
Каковы последствия подписания Нерчинского договора с Китаем?
|
Делают вывод о том, что цели внешней политики России в XVII в.:
1) восстановить международный авторитет России:
2) восстановить хозяйство путем присоединения богатых смоленских земель
3) расширить границы.
Под диктовку записывают в тетрадь.
Определяют задачу как обеспечить выход в Балтийское море. Записывают в тетрадь.
Делают вывод о том, что необходимо вернуть Смоленские земли, потерянные во время Смуты. Записывают в тетрадь.
Определяют задачи как защиту южных границ государства и выход к морям. Записывают в тетрадь.
Определяют задачи как освоение земель и установление связей со странами Востока. Записывают в тетрадь.
Читают текст учебника вслух, делают вывод о том, что война со Швецией была неудачной для России.
Переписывают с доски в тетрадь.
Читают текст учебника вслух.
Делаю вывод о том, что главная причина неудач – капитуляция дворян во время осады Смоленска. Поэтому мир был подписан на прежних условиях.
Записывают под диктовку в тетрадь.
Читают текст учебника вслух, записывают в тетрадь:
1648 – избрание Б. Хмельницкого гетманом.
1653 – Земский Собор: воссоединение Украины с Россией, объявление войны с Речью Посполитой.
1654 – провозглашение Переяславской Радой перехода Украины в состав России.
1654-1667 – Смоленская война.
Отвечают, что в 1667 году был подписан Андрусовский мирный договор, по которому России отходила Смоленщина, Левобережная Украина с Киевом. Записывают итог в тетрадь.
Читают текст учебника вслух, записывают в тетради под диктовку:
1686 – «Вечный мир» с Польшей.
Делают вывод о том, что Польша перестала представлять опасность для российского государства.
Читают текст учебника вслух, записывают основные даты в тетрадь под диктовку:
1635-1646 – «Азовские сидения»
Отвечают, что после русско-польской войны казна была опустошена, поэтому московский царь не решился послать помощь казакам.
Читают текст учебника вслух, записывают основные события в тетрадь:
1) присоединение калмыков к России
2) продвижение в Азию
3) 1689 – Нерчинский договор с Китаем
Делают вывод о том, что договор способствовал развитию торговли.
|
4. Закрепление материала.
|
Просмотрите записи в тетради и подумайте, какой была внешняя политика России в XVII в.?
Наводящие вопросы:
Были ли достигнуты задачи?
Сделайте общий вывод по внешней политики России в XVII в.?
|
Делают вывод о том, что задачи были выполнены только на западном и восточном направлениях, а северо-западное и южное так и остались не решены.
Делают вывод о том, что результатами внешней политики России в XVII в. стали расширение границ, укрепление международного значения России, воссоединение с Украиной, но не все задачи удалось решить, поэтому выход к морям стал основной целью внешней политики России уже в XVIII в.
Записывают под диктовку вывод в тетрадь
|
На: Внешняя политика России в XVII веке.
Урок классический. Жаль, что автор не использует современные технологии, такие как компьютерные.
Заявлен оригинальный тип урока: урок изучения и первичного закрепления материала (?). Закрепление должно осуществляться на каждом этапе урока. В качестве рекомендаций следует указать на необходимость глубокой проработки учителем качества вопросов для учащихся. В деятельности учащихся даётся грамотная версия ответа. Например: каковы были результаты внешней политики (у учителя: Сделайте общий вывод по внешней политике).
Иван Иванович, хочется пожелать Вам успехов в учительской работе. Стремитесь к поиску своего индивидуального почерка. У Вас всё получится.
На: Внешняя политика России в XVII веке.
Спасибо большое за ценные советы, Людмила Николаевна.