Вы не зарегистрированы

Авторизация



Внешняя политика России в XVII веке.

Данные об авторе
Автор(ы): 
Хеорхе Иван Иванович
Место работы, должность: 
МОУ Гатчинская Гимназия им. К.Д. Ушинского, учитель истории и обществознания.
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 
1. сформировать представление о внешней политике России в XVII в., ее целях и итогах; 2. совершенствовать умение работать с текстом учебника: делать вывод о прочитанном, составлять хронологию событий; 3. воспитывать чувство единства российского государства, на примере героической борьбы за возвращение Смоленских земель.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

·        учебник: Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. История Отечества: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Преображенский. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 254с.: ил., карт.;

 

 

Используемая методическая литература: 

Соловьев К.А., Б.Н. Серов Поурочные разработки по истории России конец XVII-XVIII век. 7 класс, М.: ВАКО, 2008. 

Используемое оборудование: 

 

·        меловая наглядность;

·        карта, атласы.

 

 

Краткое описание: 
План урока: 1. Цели внешней политики 2. Северо-западное направление внешней политики 3. Западное направление внешней политики 4. Южное направление внешней политики 5. Восточное направление внешней политики

 

План урока:

1.     Цели внешней политики

2.     Северо-западное направление внешней политики

3.     Западное направление внешней политики

4.     Южное направление внешней политики

5.     Восточное направление внешней политики

 

Ход урока

Структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1. Организационный момент

Объявление темы и целей урока.

 

2. Подготовка к изучению нового материала 

Фронтальная проверка домашнего задания.

 

Назовите основные даты по каждому из направлений внешней политики России в      XVII в.?

 

 

Отвечают по таблице, заготовленной дома:

1)Северо-западное направление:

1655-1661 – русско-шведская война.

2) Западное направление:

1632-1634 – русско-польская война;

1654-1667 – Смоленская война.

3)Южное направление:

1635-1646 – «Азовские сидения».

4) Восточное направление:

1689 – Нерчинский договор с Китаем.

 

3. Изучение нового материала


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5) 

Эвристическая беседа:

 

1.Каковы общие цели внешней политики России в XVII в.?

Наводящие вопросы:

Какое положение занимала Россия после Смуты? Как обстояли дела с хозяйством страны?

 

 

 

 

 

 

2. Каковы задачи северо-западного направления?

Наводящие вопросы:

Вспомните о Столбовском договоре со Швецией.

 

3. Каковы задачи на западном направлении?

Наводящие вопросы:

Вспомните о последствиях Смуты.

 

 

4. Определите задачи южного направления.

Наводящие вопросы:

Кто были соседи России на юге?

 

5. Каковы задачи восточного направления?

Наводящие вопросы:

Были ли освоены земли за Уралом? Были ли установлены отношения со странами Востока?

 

Работа с текстом учебника: стр. 73.

 

 

 

Записи на доске проговариваются учителем:

1655-1661 – война со Швецией

1661 – Кардисский мир: восстановление земель по Столбовскому договору.

 

Работа с текстом учебника:

Стр. 68-69

 

Назовите причины неудач и условия мира русско-польской войны.

 

 

 

 

Запишите в тетрадь основные даты:

 

1632 – осада Смоленска

 

1633 – капитуляция дворян

 

1634 – Поляновское перемирие: прежние условия, но Владислав отказался от русского престола.

 

 

Задачи, поставленные на западном направлении не были решены в ходе русско-польской войны, что послужило причиной Смоленской войны. К тому же на Украине началось национально-освободительное движение под руководством                    Б. Хмельницкого.

 

 

 

Работа с текстом учебника:

Стр. 71-73

 

Составьте хронологию событий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каков итог Смоленской войны?

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом учебника:

Стр. 75.

 

 

 

 

Какое значение имело подписание «Вечного мира»?

 

 

 

 

Работа с текстом учебника: стр. 69.

 

 

 

 

 

Почему не получилось удержать Азов?

 

 

 

 

Работа с текстом учебника: стр. 75-76.

 

 

 

 

 

 

 

 

Каковы последствия подписания Нерчинского договора с Китаем?

 

Делают вывод о том, что цели внешней политики России в XVII в.:

1) восстановить международный авторитет России:

2) восстановить хозяйство путем присоединения богатых смоленских земель

3) расширить границы.

Под диктовку записывают в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

Определяют задачу как обеспечить выход в Балтийское море. Записывают в тетрадь.

 

 

 

 

Делают вывод о том, что необходимо вернуть Смоленские земли, потерянные во время Смуты. Записывают в тетрадь.

 

 

 

 

Определяют задачи как защиту южных границ государства и выход к морям. Записывают в тетрадь.

 

 

Определяют задачи как освоение земель и установление связей со странами Востока. Записывают в тетрадь.

 

 

 

 

Читают текст учебника вслух, делают вывод о том, что война со Швецией была неудачной для России.

Переписывают с доски в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

Читают текст учебника вслух.

 

 

 

Делаю вывод о том, что главная причина неудач – капитуляция дворян во время осады Смоленска. Поэтому мир был подписан на прежних условиях.

 

 

 

 

Записывают под диктовку в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают текст учебника вслух, записывают в тетрадь:

 

 

1648 – избрание Б. Хмельницкого гетманом.

1653 – Земский Собор: воссоединение Украины с Россией, объявление войны с Речью Посполитой.

1654 – провозглашение Переяславской Радой перехода Украины в состав России.

1654-1667 – Смоленская война.

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают, что в 1667 году был  подписан Андрусовский мирный договор, по которому России отходила Смоленщина, Левобережная Украина  с Киевом. Записывают итог в тетрадь.

 

 

 

 

 

Читают текст учебника вслух, записывают в тетради под диктовку:

1686 – «Вечный мир» с Польшей.

 

 

 

Делают вывод о том, что Польша перестала представлять опасность для российского государства.

 

 

 

 

Читают текст учебника вслух, записывают основные даты в тетрадь под диктовку:

1635-1646 – «Азовские сидения»

 

 

 

Отвечают, что после русско-польской войны казна была опустошена, поэтому московский царь не решился послать помощь казакам.

 

 

 

Читают текст учебника вслух, записывают основные события в тетрадь:

1) присоединение калмыков к России

2) продвижение в Азию

3) 1689 – Нерчинский договор с Китаем

 

 

 

Делают вывод о том, что договор способствовал развитию торговли.

4. Закрепление материала.

 

Просмотрите записи в тетради и подумайте, какой была внешняя политика России в      XVII в.?

Наводящие вопросы:

Были ли достигнуты задачи?

 

Сделайте общий вывод по внешней политики России в XVII в.?

Делают вывод о том, что задачи были выполнены только на западном и восточном направлениях, а северо-западное и южное так и остались не решены.

Делают вывод о том, что результатами внешней политики России в XVII в. стали расширение границ, укрепление международного значения России, воссоединение с Украиной, но не все задачи удалось решить, поэтому выход к морям стал основной целью внешней политики России уже в XVIII в.

Записывают под диктовку вывод в тетрадь

5. Домашнее задание

Прочитать § 9 учебника, просмотреть записи в тетради

Записывают задание в дневник

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Людмила Николаевна Семёнова

На: Внешняя политика России в XVII веке.


   Урок классический. Жаль, что автор не использует современные технологии, такие как компьютерные.

     Заявлен оригинальный  тип урока: урок изучения и первичного закрепления материала (?). Закрепление должно осуществляться на каждом этапе урока. В качестве рекомендаций следует указать на необходимость глубокой проработки учителем качества вопросов для учащихся. В деятельности учащихся даётся грамотная версия ответа. Например: каковы были результаты внешней политики (у учителя: Сделайте общий вывод по внешней политике).

   Иван Иванович, хочется пожелать Вам успехов в учительской работе. Стремитесь к поиску своего индивидуального почерка. У Вас всё получится.  




Фото пользователя Иван Иванович Хеорхе

На: Внешняя политика России в XVII веке.


Спасибо большое за ценные советы, Людмила Николаевна.



Сообщество учителей Гатчинского муниципального района