Официальный сайт 70rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок литературы. М.Ю.Лермонтов. Судьба поэта и его поколения.

Фото пользователя Татьяна Борисовна Подшивалова
Submitted by Татьяна Борисовна Подшивалова on Wed, 03/11/2010 - 05:42
Данные об авторе
Автор(ы): 
Подшивалова Т.Б.
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №6 п. Чегдомын, учитель литературы
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
План-конспект урока по теме "М.Ю.Лермонтов. Судьба поэта и его поколения. Сопоставительный анализ стихотворений "Монолог" И "Дума"

 

Урок литературы в 9 классе.
М.Ю.Лермонтов. От «Монолога» к «Думе». Судьба поэта и его поколения.
 
Цель: продолжить обучение анализу лирического произведения; формировать навыки сопоставительного анализа стихотворений.
 
  1. Слово учителя: Судьба Лермонтова неразрывно связана с судьбой поколения, входившего в жизнь в начале 30-х годов 19 века. Судьба самого поэта не была лёгкой (ссылка на Кавказ, невозможность выйти в отставку и заниматься литературным трудом). А какова же участь его современников? Об этом задумался сам поэт ещё в 1829г. – стихотворение «Монолог», а затем вновь обращается к этой теме в 1838г. - «Дума».
У Лермонтова много стихотворений-«двойников». Напряжённость его поисков, энергия души и неподвижность действительности, которая окружала поэта, приводили Лермонтова к возвратам мотивов, тем, даже композиции стихотворений. Но возвращение не было повтором, напротив, часто становилось пересмотром позиции. Как это и происходит в «Монологе» и «Думе».
    
2. Работа по вопросам: ( смотри презентацию – слайд №1-2)
 
-    Почему раннее стихотворение Лермонтова названо «Монологом», а позднее -  «Думой»?
-    В чём видит Лермонтов трагедию поколения и кого (и как) винит в ней в том и в другом стихотворениях?
-    В каком стихотворении сильнее звучит сочувствие поколению, в каком – обвинение ему?
 
-    Чем отличаются и какую оценку содержат такие сравнения, как: (слайд №3)
 
А) Мы, дети Севера, как здешние растенья.
      Цветём недолго, быстро увядаем… («Монолог»)
 
 Б) Как тощий плод, до времени созрелый,
     Ни вкуса вашего не радуя, ни глаз,
     Висит между цветов, пришлец осиротелый,
 
 
     И час их красоты – его паденья час!.. («Дума»)
 
 / В «Монологе» Лермонтов ещё сочувствует поколению и винит обстоятельства, ещё надеется на понимание, не случайно это монолог, т.е. форма, предполагающая наличие собеседника.
   «Дума» - размышление наедине с самим собой, а не обращение. Собеседников у поэта нет, он смотрит на своё поколение отчуждённо, хотя местоимение «мы» непрестанно повторяется в тексте. Однако начало и конец стихотворения отделяют поэта от поколения, и суд в «Думе» беспощаден. Равнодушие, с которым поколение отнеслось к жизни, даже к своей судьбе, оказывается обоюдоострым мечом. Равнодушное поколение заслужит лишь презрение потомков./
 
3. О том, какой резонанс имело это стихотворение, свидетельствуют слова В.Г.Белинского: ««Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорблённого духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее и физической смерти!» (Слайд №4)
 
     - Прокомментируйте высказывание критика.
 
  1. Самостоятельная работа.
- А с каким посланием вы бы хотели обратиться к своим ровесникам? Попробуйте написать его в стихах или в прозе. (Слайд №5)
 
Домашнее задание: подготовка к сочинению «Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Бородино» и «Дума».
Прикрепленный файл Size
Сопоставительный анализ стихотворений М.ppt 151.5 KB


Фото пользователя Галина Геннадьевна Селиванова

На: Урок литературы. М.Ю.Лермонтов. Судьба поэта и его поколения


Татьяна Борисовна, спасибо! Урок сопоставления стихотворений всегда труден для  учащихся.  очень интересно творческое домашнее задание.




Фото пользователя Татьяна Борисовна Подшивалова

На: Урок литературы. М.Ю.Лермонтов. Судьба поэта и его поколения


Галина Геннадьевна, спасибо за отзыв. Мне важно Ваше мнение.



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн