Урок литературы. М.Ю.Лермонтов. Судьба поэта и его поколения.
Submitted by Татьяна Борисовна Подшивалова on Wed, 03/11/2010 - 05:42
Урок литературы в 9 классе.
М.Ю.Лермонтов. От «Монолога» к «Думе». Судьба поэта и его поколения.
Цель: продолжить обучение анализу лирического произведения; формировать навыки сопоставительного анализа стихотворений.
Слово учителя: Судьба Лермонтова неразрывно связана с судьбой поколения, входившего в жизнь в начале 30-х годов 19 века. Судьба самого поэта не была лёгкой (ссылка на Кавказ, невозможность выйти в отставку и заниматься литературным трудом). А какова же участь его современников? Об этом задумался сам поэт ещё в 1829г. – стихотворение «Монолог», а затем вновь обращается к этой теме в 1838г. - «Дума».
У Лермонтова много стихотворений-«двойников». Напряжённость его поисков, энергия души и неподвижность действительности, которая окружала поэта, приводили Лермонтова к возвратам мотивов, тем, даже композиции стихотворений. Но возвращение не было повтором, напротив, часто становилось пересмотром позиции. Как это и происходит в «Монологе» и «Думе».
2. Работа по вопросам: ( смотри презентацию – слайд №1-2)
- Почему раннее стихотворение Лермонтова названо «Монологом», а позднее - «Думой»?
- В чём видит Лермонтов трагедию поколения и кого (и как) винит в ней в том и в другом стихотворениях?
- В каком стихотворении сильнее звучит сочувствие поколению, в каком – обвинение ему?
- Чем отличаются и какую оценку содержат такие сравнения, как: (слайд №3)
А) Мы, дети Севера, как здешние растенья.
Цветём недолго, быстро увядаем… («Монолог»)
Б) Как тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса вашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты – его паденья час!.. («Дума»)
/ В «Монологе» Лермонтов ещё сочувствует поколению и винит обстоятельства, ещё надеется на понимание, не случайно это монолог, т.е. форма, предполагающая наличие собеседника.
«Дума» - размышление наедине с самим собой, а не обращение. Собеседников у поэта нет, он смотрит на своё поколение отчуждённо, хотя местоимение «мы» непрестанно повторяется в тексте. Однако начало и конец стихотворения отделяют поэта от поколения, и суд в «Думе» беспощаден. Равнодушие, с которым поколение отнеслось к жизни, даже к своей судьбе, оказывается обоюдоострым мечом. Равнодушное поколение заслужит лишь презрение потомков./
3. О том, какой резонанс имело это стихотворение, свидетельствуют слова В.Г.Белинского: ««Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорблённого духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее и физической смерти!» (Слайд №4)
- Прокомментируйте высказывание критика.
Самостоятельная работа.
- А с каким посланием вы бы хотели обратиться к своим ровесникам? Попробуйте написать его в стихах или в прозе. (Слайд №5)
Домашнее задание: подготовка к сочинению «Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Бородино» и «Дума».
На: Урок литературы. М.Ю.Лермонтов. Судьба поэта и его поколения
Татьяна Борисовна, спасибо! Урок сопоставления стихотворений всегда труден для учащихся. очень интересно творческое домашнее задание.
На: Урок литературы. М.Ю.Лермонтов. Судьба поэта и его поколения
Галина Геннадьевна, спасибо за отзыв. Мне важно Ваше мнение.