Submitted by Наталья Владимировна Воронина on Wed, 03/11/2010 - 06:27
Ход урока
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ – СЛ1 – тема: «Искусство Древнего Египта»
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ – СЛ2
Выберите правильный ответ:
Амон Ра–Бог воды, Бог земли, Бог солнца
Пирамида Хеопсабыла построена …в 2060г до н.э, в 2060г до н.э,
Мемфис – это …столица Египта, название гробницы, имя фараона Египта.
Самым знаменитым
Завоевателем был
Фараон …Тутмос 3, Эхнатон.
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
·Эпиграф – СЛ 3
На плите, На саркофаге,
На папирусной бумаге
И на всем, что видит взгляд,
Иероглифы пестрят.
Рыбы, Звери, Птицы, Точки,
Загогулины, Кружочки…
Всё знакомое почти,
А попробуй-ка, прочти!
- О какой стране идёт речь? (Древний Египет).
Правильно. Эта страна – родина одной из самых древних культур. Именно с неё мы начали изучать историю древних государств.
·Введение в тему
Какие виды искусства вы знаете?
А какие здесь показаны? – СЛ 4
·Сообщение целей и задач урока - СЛ4 итог
Учитель напоминает тему урока и сообщает цели и задачи, обращая внимание учащихся на фотографии скульптур, храмов, артефактов - символов Древнего Египта.
- Сегодня на уроке речь пойдет об архитектуре, скульптуре и живописи.
Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока.
·Архитектура СЛ5
- Прослушайте сообщение вашего любознательного одноклассника и просмотрите на египетские пирамиды. После него вы должны будете ответить на ряд вопросов записанных на доске.
(Фотографии на слайдах появляются последовательно в соответствии с текстом файла.)
Текст сообщения:
“Величайшая из пирамид – пирамида Хеопса (На слайде фотография пирамиды Хеопса). Она была построена в двадцать восьмом веке до н.э. Её создал племянник фараона по имени Хемиун. Высота этой пирамиды 147 м. Это соответствует современному зданию высотой около 50 этажей. Длина основания пирамиды 250 м. Пирамида сложена из блоков золотистого известняка весом от 2,5 до 30 т. (На слайде появляется фотография кладки пирамиды). Они ничем не скреплены и держатся на месте силой собственной тяжести.
Древние греки считали пирамиды первым из семи чудес света, так как по сравнению с ними постройки самих греков и архитектурные строения последующих эпох кажутся карликами рядом с пирамидой Хеопса, основание которой в два раза больше ширины Красной площади в Москве.
Пирамиды составляли центр огромного погребального ансамбля с поминальными храмами и маленькими пирамидами царских родственников и приближенных. Считалось, что эти люди должны находиться рядом с ним и после смерти”.
- А вот и еще один интереснейший факт - Неприметный вход на северной стороне пирамиды ведет в тесный коридор. (На слайде появляется фотография узкого коридора, ведущего вглубь пирамиды). Пройдя по нему, можно попасть в маленькую тесную скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру. Там находится гранитный, давно пустой саркофаг фараона. По Вентиляционной системе в комнату поступает сухой воздух пустыни, который долгие годы способствовал сохранению мумии фараона.
Даже в наше время невозможно объяснить ту невероятную точность, с которой древние египтяне обрабатывали и ставили один на другой эти каменные блоки. Зазоры между ними не превышают полмиллиметра.
По завершении учащиеся отвечают на вопросы (запись на доске):
Для чего строили пирамиды?
Почему древние греки считали египетские пирамиды чудом?
Можно ли говорить, что и сегодня они сохраняют свою славу “чуда света”?
Когда была построена пирамида Хеопса?
Приведите аргументы, чтобы доказать своё мнение.
Учащиеся делают запись в тетрадь: Египетские пирамиды – первое из чудес света.
·Работа с картой СЛ 6
Учащиеся выполняют задания, отвечая на вопросы – после ответов учитель подводит итог своими ответами:
- Найдите и покажите на карте район пирамид. Как вы догадались, что это именно то место, о котором вас спрашивают?
Определите словами, где находится долина пирамид.
(На левом берегу Нила, близ Средиземного моря)
- Каким знаком на карте отмечены места каменоломен?
(На правом берегу Нила в каменоломнях вблизи Мемфиса тысячи людей были заняты добычей тонкозернистого известняка. В окрестностях Асуана и сейчас существуют древние каменоломни, на территории которых найдено много готовых блоков. Как оказалось, это был брак.)
- Где находится ближайшая к долине пирамид каменоломня? Как вы думаете как доставлялись необходимые блоки на такое расстояние?!
СЛ7 (Обработанные блоки на лодках перевозили на другой берег Нила. Дальше их везли по специально проложенной дороге. У подножия будущей пирамиды лицевую сторону блоков тщательно шлифовали (делали гладко), используя для этого песок и воду.
Чтобы поднять блоки, египтяне строили из кирпича и камня наклонную насыпь с углом подъёма около 15 градусов. По мере того как пирамида сооружалась, насыпь удлиняли. По этим насыпям камень тащили вверх на деревянных санях. Археологи обнаружили остатки таких саней. Для уменьшения трения трассу постоянно смачивали водой, так что полозья легко скользили по грязи. Затем с помощью деревянных рычагов блоки устанавливали на место.
Пирамида возводилась на известняковом массиве, т.е. все пирамиды стоят не на песке, а на камне. Именно поэтому они не ушли в песок от собственной тяжести.)
·Скульптура СЛ 8
- Рядом с пирамидами находится знаменитый лежащий большой сфинкс – вырубленное из скалы изображение льва с человеческим лицом, так вот длина большого сфинкса 57 м., а высота - 20 м. Уже в глубокой древности сфинкса засыпали пески. Молодой царевич, будущий фараон Тутмос однажды после охоты задремал в его тени и услышал голос каменного исполина. Сфинкс попросил освободить его от тяжести песка. Став фараоном, Тутмос исполнил эту просьбу и приказал украсить сфинкс плитой с рельефом и надписью, повествующей об этом событии.
Арабы называли большой сфинкс “отцом ужаса”.
У современного человека эта фигура вызывает ощущение спокойной силы.
Сфинкс, как и пирамиды, является символом египетской культуры.
·Закрепление
- А теперь давайте вспомним, о чем мы уже с вами успели поговорить, вставив пропущенные слова в текст.
Учащиеся выполняют задания карточки СЛ9:
На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные________________.
Это огромные ____________ фараонов. Их охраняет ______________ _____________,
Высеченный из целой скалы. Самая высокая пирамида – пирамида ______________ -
Была построена в ______________ году до н.э.
·Боги
Запись на доске в столбик
Исида- богиня мореплавания
Сет- бог бури
Себек - бог воды
Бастет - богиня красоты
Тот- бог мудрости
Птах - бог искусств и ремесел
- Как вы думаете, кто еще мог охранять пирамиды?
- СЛ 10
О египетских богах мы знаем благодаря богатой египетской мифологии. Среди множества божеств особое место занимает солнечное, которое представлялось в различном облике. Имена этих божеств тоже были различны: Ра, Атум, Амон. Мифы о солнечных богах отражали две группы представлений: о смене времен года и о борьбе солнца с мраком и злом.
Амон Ра – бог Солнца, человек в двойной царской короной – царь богов
Исида- богиня волшебства и мореплавания часто изображалась с головой или рогами быка.
Сет- бог бури и пустыни изображался с головой шакала.
Тот- бог мудрости и писец богов изображался с головой птицы ибис.
Себек - бог воды и разлива Нила часто изображался с головой крокодила, который являлся его священным животным (их содержали в искусственных бассейнах при храмах).
Бастет - богиня радости и красоты могла изображаться в виде кошки или женщины с головой кошки.
Птах, — бог искусств и ремесел
Священные животные почитались, когда они умирали, их тела превращали в мумии и хоронили с большим почетом. Убийство священного животного строго каралось.
·Закрепление СЛ 11
- Давайте закрепим знания о богах Древнего Египта и сопоставим значение и имя бога
·Искусство
- Египтяне верили не только в богов, но и так же обожествляли и людей?
Как вы думаете каким людям могли присваивать статус богов? Об этом нам могут рассказать рисунки на стенах в нутрии пирамид. СЛ12
В гробницах, храмах, при раскопках древних городов Египта найдено множество произведений искусства. Они собраны в разных музеях мира. Есть такие предметы в Музее изобразительных искусств имени Пушкина (как подлинные, так и копии), который находится в Москве, а так же в музеях и даже на улицах Петербурга.
- Вы сразу догадаетесь, что вас окружают вещи, привезенные из Египта. В чем же особенности работы древнеегипетских мастеров?
·Работа с изображениями (анализ). СЛ13
Учащиеся рассматривают изображения на папирусе, рельеф и отвечают на вопросы:
- Рассмотрим два изображения: одно выполнено на папирусе (рисунок), другое вырезано на камне
Предположите, где могли помещаться данные изображения?
Какой сюжет изображен на рельефе? Кто на нём изображен? Своё мнение обоснуйте.
Каковы особенности изображения фараона, вельмож, простых воинов?
Кто изображен на папирусе? Свое мнение обоснуйте.
Каковы особенности изображения богов и фараона?
·Сравнительная работа по изображению СЛ 14
Рассматривают скульптуры египетского вельможи и его жены
- Рассмотрим знаменитые статуи египетского вельможи и его жены. Одинаково ли раскрашена кожа мужчины и женщины? В чем разница? Есть ли разница в одежде?
Кчащиеся дают ответы на вопросы, учитель закрепляет правильные ответы своим итогом.
- В росписях человек выглядел так: верхняя часть его тела – плечи, руки – выглядят так, будто мы смотрим на него спереди, а ноги – будто мы смотрим сбоку. Голова тоже повернута к нам боком, но глаза нарисованы так, словно мы глядим человеку прямо в лицо. Египтяне придавали большое значение портретному сходству.
·Украшения
- Давайте обратим внимание на украшения? Каковы они?
- Изысканным вкусом отличалась первая женщина в Египте – царица Нефертити СЛ15
На голове царицы Нефертити высокая синяя корона, украшенная разноцветной лентой. Лицо имеет естественный красновато-жёлтый цвет, брови и глаза подведены черной краской, а губы – тёмно-красной. Гениальный скульптор передал красивый овал лица египтянки с нежной кожей, продолговатыми глазами и лебединой шеей.
- СЛ 16 Вот еще несколько примеров украшений! Все они отличаются четкостью линий и массивностью
4. ЗАКЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
- Скажите, с чем мы знакомились сегодня на уроке? Какие виды древне - египетского искусства мы сегодня рассмотрели? Что вам запомнилось? СЛ 17
·Закрепление
Расставьте изображения по разделам. СЛ 18
5. ИТОГ
Сегодня на уроке мы выяснили, что древние египтяне внесли большой вклад в развитие культуры народов мира