Вы не зарегистрированы

Авторизация



Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 – 6 классах на тему: «В стране Фразеологии»

Фото пользователя татьяна  кравченко
Submitted by татьяна кравченко on Wed, 03/11/2010 - 16:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кравченко Татьяна Борисовна
Место работы, должность: 
М О У «Средняя общеобразовательная школа №3» Учитель русского языка
Регион: 
Воронежская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
ЦЕЛИ МЕРОПРИЯТИЯ: 1)научить школьников видеть фразеологические обороты в тексте. 2)развивать умение употреблять фразеологизмы в речи, объяснять их значение. 3)воспитывать интерес к углубленному изучению родного русского языка, любовь к родному слову, к фразеологии, воспитывать культуру речи учащихся.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Краткое описание: 
инсценировка урока

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

 У доски разыгрывается инсценировка урока. Учителю и ученикам помогают все участники мероприятия.

 

 

 

     УЧИТЕЛЬ: Своеобразным заветом всем поколениям звучат известные слова И. С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным оружием: в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!»

     УЧЕНИК: Любой первоклассник скажет,что наша речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Не зная значения отдельных слов, нельзя понять, о чем говорится в предложении.

     УЧИТЕЛЬ: Все это правильно, но, оказывается, есть такие предложения, которые содержат не только отдельные слова, но и устойчивые словосочетания (иначе – фразеологизмы). В таких случаях, чтобы понять, о чем идет речь в предложении, надо знать также и значения фразеологизмов. Возьмите, к примеру, предложение Тогда отец намылил сыну голову.

     УЧЕНИК: Ну, тут все понятно. Отец помогал сыну вымыть голову и намылил ее.

     УЧЕНИЦА: Тебе всегда все понятно. Это предложение можно и совсем по – другому! Тогда отец сына отругал. Ведь намылить голову может быть и фразеологизмом.

     УЧЕНИК: (ворчливо).И почему ты такая умная?!

      УЧЕНИЦА: Я, в отличии от тебя, на уроках делом занимаюсь, а не кораблики рисую… (вырывает у него листок с рисунком).

     УЧИТЕЛЬ: Утихомирьтесь вы, горячие головы!

     УЧЕНИК: Да что вы, Татьяна Борисовна, у меня, например, голова совсем не горячая!

 

-2-

 

 

   УЧИТЕЛЬ: Я вовсе не имела в виду температуру твоей головы! Я просто хотела сказать, что вы оба – «горячие головы», то есть вспыльчивые люди.

     УЧЕНИЦА: Ну, я – то человек с головой!

     УЧЕНИК: Совсем заучилась! (Крутит пальцем у виска). А я то, по - твоему, что, без головы?

     УЧЕНИЦА: Голова – то у тебя на нужном месте, а в ней ветер гуляет.

     УЧЕНИК: Татьяна Борисовна! Помогите, я ее что- то совсем понимать перестал; говорит, что у меня сквозняк в голове.

     УЧИТЕЛЬ: Тихо! Видно придется внести в ваш спор ясность. Ведь смысл тех выражений, которые употребила Оля, передают не составляющие их                                              

  отдельные слова, а фразеологические обороты в целом.

      УЧЕНИК: Мы вроде бы это проходили…

       УЧЕНИЦА: (ехидно). Вроде бы! А меня не понял!

      УЧЕНИК: Да я понял, но … не совсем.

 

                                  (Обращается в зал.)

 

      Ребята, помогите мне разобраться!

      УЧИТЕЛЬ: Помогут тебе и ребята, а главное, сама госпожа Фразеология, которая пришла к нам со своими знатоками.

      ФРАЗЕОЛОГИЯ: Здравствуйте, ребята! Над чем голову ломаете?

       УЧЕНИК: Что Вы, уважаемая госпожа Фразеология, мы тут мирно живем, голов никому не ломаем!

        ФРАЗЕОЛОГИЯ: (к своим спутникам). Друзья! Видно, мы явились по адресу. Здесь есть ученики, которые не понимают смысл сказанного на русском языке! Ничего, мы поможем. Какие у вас трудности?

        УЧИТЕЛЬ: Вот Сережа никак не поймет некоторые выражения. Давайте поможем ему.

 

               (Все ученики в классе объясняют значения этих фразеологизмов)

 

Человек с головой («умный, рассудительный человек»).

В голове ветер гуляет («легкомысленный, несерьезный человек»).

Ломать голову («решать трудную задачу»).

УЧЕНИК. Ну, я наголову разбит!

УЧЕНИЦА. Постой, постой! Ты что сейчас сказал?

УЧЕНИК. Я сказал, что вы меня разбили наголову своими познаниями! А что?

УЧЕНИЦА. Просто удивительно, но ты сейчас сам использовал в речи фразеологизм! А говоришь – не понимаешь!

 

                            

-3-

 

 

 (Обращается к залу).

 

Ребята! А вы поняли, и чем он сейчас признался?

УЧЕНИКИ (из зала). В том, что ему нанесли полное поражение!

УЧЕНИК. Значит, не совсем пропащий я человек. Я теперь буду внимательно слушать объяснения Татьяны Борисовны! И буду больше знать, даже больше, чем Оля!

УЧЕНИЦА. Ну, это мы еще посмотрим!

ФРАЗЕОЛОГИЯ (в зал). Опять Сережа и Оля копья ломают.

УЧЕНИК (в зал). Ребята! Помогите!

УЧИТЕЛЬ. Поможем ему?

 

 

ВСЕ. Да!

(Приглашаются знатоки фразеологии по 3 человека от класса.)

 

                             Лингвистическая игра.

 

УЧИТЕЛЬ. Кто мог бы объяснить Сереже, что имела в виду госпожа Фразеология?

ФРЕЗЕОЛОГИЯ. На уроках литературы вы изучали мифы Древней Греции и Библию. Из древнегреческих мифов и Священного писания вышло немало фразеологизмов. Проверим, все ли они вам понятны.

 

    (Участникам игры заранее дается задание перечитать указанные мифы и отдельные истории из Священного писания.)

 

Конкурс 1. «Что это значит?»

Ученики должны дать объяснения значений фразеологизмов. Участники тянут карточки с цифрами. Каждой тройке игроков достается по 2 фразеологизма.

Авгиевы конюшни. Кануть в Лету. Ахиллесова пята. Земля обетованная. Вавилонское столпотворение. Бочка Данаид.

 

Игра с залом «Принеси дополнительный балл команде».

 

Ученикам предлагается объяснить значение фразеологизмов: Всякой твари по паре. Глас вопиющего в пустыне. Хлеб насущный. Фома неверный. Блудный сын. Запретный плод. Манна небесная. Яблоко раздора

 

 

 

                                                        -4-

 

 

Конкурс 2. «Эти забавные животные».

- Вспомните фразеологизмы, в которых встречаются названия животного мира. Объясните их значения.

Белая ворона. Где раки зимуют. Гнаться за двумя зайцами. Комар носа не подточит. Лебединая песня. Мартышкин труд. На козе не подъедешь. Пустить петуха. Свинью подложить. Синяя птица. Медведь на ухо наступил.

ФРАЗЕОЛОГИЯ. Молодцы! Знаете много фразеологизмов, умеете их объяснить. Фразеологические обороты, куда относятся и крылатые слова, пословицы, поговорки, - язык нашей с вами культуры. Пословицы и поговорки создавались на самые разные темы.

КОНКУРС 3. «Кто больше знает?»

 

 

 

 

 

Участники игры и их болельщики должны вспомнить и назвать как можно больше пословиц на темы: 1) книга и чтение, 2) знание, невежество, 3) смелость, трусость, 4) лень, нерадивость.

УЧИТЕЛЬ. Ну, что же! Пора поставить точку! Надеюсь, что вы никогда не поставите точку на желании постоянно узнавать новое, расширять круг интересов, повышать уровень общей культуры и культуры речи, любить свой родной язык, хорошо знать его фразеологию и уметь ею пользоваться. Желаем вам успехов в мире слов, в мире знаний!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         -5-


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   
В помощь учителям русского языка и литературы.