–Среди способов образования слов в русском языке есть такие способы, при которых образуются сложные слова. Назовите их.
Учащиеся вспоминают о сложении основ. Показываем запись на доске:
Пар, возить – паровоз,
Пять , угол – пятиугольник.
(Учащиеся называют еще один способ: сложение целых слов). Запись на доске: школа, интернат- школа- интернат,
Бел, город - Белгород.
Учитель рассказывает, что образованные такими способами слова называются сложными, так как состоят из двух и даже трех корней: грязеводолечебница, маслосырозавод, нефтегазопровод, шестилетки. (Учащиеся записывают названные слова и выделяют корни).
- Давайте теперь понаблюдаем, чем же связываются корни в сложных словах. С и встретимся, когда займемся именами числительными, так что остались О и Е. Они и будут сегодня героями нашего урока. Наша цель: усвоить новую орфограмму и развить в себе качества, которые так необходимы и в учебе, и в жизни. Вы мечтаете о самых романтических профессиях, хотите быть геологами, капитанами, разведчиками, а для всех этих профессий нужна наблюдательность, сообразительность, память, внимание. Эти качества записаны у вас на карточках, и в течение урока вы сможете сами оценить себя. Будьте к себе предельно строги, не жалейте себя; двоек не будет, но, если вы правильно определите, какие качества у вас развиты недостаточно, вы будете знать, что вам надо будет делать дальше. Оценивать себя будем с помощью знаков « +» и «-«; когда будет нужно делать пометки на карточке, вы услышите.
-2-
Итак, первое испытание для сообразительных. Отгадайте две загадки:
1)Он с хоботом резиновым, с желудком парусиновым, а загудит его мотор- глотает он и пыль, и сор.(Пылесос.)
2)Хвостом пьет, а клювом отдает. (Водопровод.)
-Угадали? Все? Тогда отмечайте: «+» за сообразительность.
А вот один мальчик написал отгадку так: «пылисос» , «вадаправод».
Вы наверняка знаете этого «грамотея». Он, конечно, просил его не выдавать. А я и не собираюсь называть его имя . Вы его узнаете по приметам. Он «носил яркую голубую шляпу, желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком».
Да, это Незнайка – герой Н.Носова, вы узнали его по описанию одежды («+» и «- « в графу «сообразительность»). Итак, посоветуем Незнайке учить орфографические правила. А какие правила не знает Незнайка?
(Учащиеся исправляют слова и называют орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слова», «Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на З и С»).
Фирма «Грамматикус» предлагает лучшее средство от орфографических ошибок - учебник русского языка!
Изучайте правила, и ошибок в ваших работах станет в 10 раз меньше!
Орфограмма под № 30 избавит вас от неприятностей в школе и дома! Изучайте орфограмму «Соединительные гласные О и Е в сложных словах»!!!
- Давайте понаблюдаем: где О , а где Е.(Наблюдения по учебнику, вывод- правило; обращение к таблице- подсказке.)
- Очень серьезное правило! Сколько всего надо знать! Надо уметь находить корни в сложных словах, определять мягкость и твердость согласных, знать шипящие. Но нет ничего невозможного на свете. Сейчас вы услышите сказку, которая поможет вам. По ходу чтения сказки выполните задания, которые даны вам на оборотной стороне карточек:
1.Запиши незнакомое слово.
2.Назови фразеологизмы.
3.Назови сложные слова.
(Записи «по ходу чтения» делаются учениками на черновике.)
Сказка «Как простые слова стали сложными?»
Было это давным-давно,
В тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Возле Грамматической речки
Жили-поживали слова и словечки.
-3-
Вместе ели, пили, веселились,
Никогда ничем и не гордились,
Не сорились и не зазнавались:
Простыми словами назывались.
Но однажды у Грамматической речки
Появились странные человечки:
Буквы О да Е - сбежали из алфавита,
Стали словам нашептывать сердито:
«Эх вы, простаки и простушки,
Раскройте глазки, прочистите ушки!
Скажем вам не в обиду,
Уж очень вы простые с виду!
Репутация у вас простофилей.
Это теперь немодно,
Неприлично, неблагородно!»
И у Грамматической речки
Взбунтовались простые словечки.
Говорят: «Не хотим быть простыми словами,
Пусть все шапки снимают перед нами,
Нас приветствуют издалека
Все поклонники русского языка!
Хотим быть словами сложными!
Такое превращение не возможно ли?»
Только одного желания мало!
Как это сделать? Буква О подсказала:
«Объединяйтесь, разбирайтесь по парам,
Времени не тратьте даром».
(Одновременно показываем рисунки.)
Птица полетела к слову ловить,
Луна покатилась к слову ходить,
Вода потекла к слов падать.
Но их ведь чем-то соединять надо!
Распадаются две половинки
Без скрепляющей золотой серединки.
Возмутители спокойствия О и Е
Решили словам помочь в беде:
«Будем мы между согласными
Соединительными гласными!»
-4-
Правда, О немного ленивой была,
Не много дела себе взяла:
После твердых согласных становиться решила.
А буква Е, подругу свою любя,
Согласилась остальное взять на себя.
(Вывод по таблице учебника.)
После мягких согласных, шипящих и Ц
В сложных словах пусть всегда будет Е !
А после твердых пусть будет О -
Не перепутает их никто!
- Итак, проверим задание: сложные слова (открывается контрольная запись на доске): луноход, водопровод, водопад, птицелов; отмечайте в своих карточках: «+» или «- « за сообразительность и память; фразеологизмы- за наблюдательность; незнакомое слово репутация (дети самостоятельно ищут статью об этом слове в словаре).
- А какая у вас репутация? Очень хочется, чтобы общественное мнение о вас, ребята, было хорошим, чтобы о вас говорили: «У них отличная репутация!»
- Устали? Давайте поиграем. Мяча у нас нет, но его заменят нам слова. Я бросаю вам два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное. Только будьте внимательны, запоминайте возвращенные слова- это проверка памяти:
Лес, рубить – лесоруб.
Каша, варить – кашевар.
Общий, жить – общежитие.
Атом, ходить – атомоход.
Буря, лом – бурелом.
-Запишите в тетради полученные слова. Оцените свою память (открываем контрольную запись на доске).
3.Закрепление нового материала.
- А теперь мы отправимся в путешествие, чтобы собрать коллекцию сложных слов. Поедем мы на поезде. Вот ваши билеты (карточки со словами, в которых пропущены соединительные гласные). Выполните задания в билетике («вставьте правильно пропущенную букву») и постарайтесь на нужной станции сдать билет. Тогда можно будет ставить «+» или «-« в графу «внимание».
- Итак, осторожно, двери закрываются, следующая станция Аппетитная(ведь нам надо подкрепиться перед дорогой).
- Следующая станция Природоведческая. (Солнцепек, листопад, снегопад, ледоход, землетрясение.)
- Следующая станция Географическая. (Мореплавание, путешествие, кораблекрушение.)
- Осторожно, двери закрываются, следующая станция Историческая. Здесь нас ждет замечательная встреча: Петр Первый. Как много он сделал для Отечества: строил корабли, города, одолел шведов на суше и на море. (Слова кораблестроитель, полководец.)
- На станции Историческая находим машину времени, переводим стрелки назад, в каменный век… Чем это занимаются первобытные люди? (Земледелие, скотоводство.)
- Возвращаемся через станцию Литературную. О, сколько здесь народу! Монах Нестор, автор первой русской летописи; герой «Повести временных лет»; герой сказки «По щучьему велению»; дедушка Крылов… (Летописец, Кожемяка, лежебока, баснописец.) (Если ученики не проспали нужную станцию, они ставят «+» в графе «внимание».)
- Мы часто слышим, что в мире борются добро и зло. А чего в мире больше – добра или зла? Придумайте сложные слова с корнями добр (о) и зл (о).
(Учащиеся выполняют задание по вариантам и ставят «+» в графу «память», если вспомнили такие слова. Учитель помогает тем, кто работает со словом добро: нужно, чтобы добро победило зло!)
- Последнее испытание: повторим правило (пометка в графе «память»).
4.Итоги урока.
- Итак, мы сегодня выучили орфограмму № 30, проверили свои способности, узнали, над чем надо еще работать. Ведь память, наблюдательность, внимательность, сообразительность нужны, чтобы добывать знания и получить хорошую профессию!
5.Задание на дом:орфограмму №30 выучить, упражнение №153.
На: УРОК ПО ТЕМЕ «СОЕДИНИТЕЛЬНИЕ ГЛАСНЫЕ О И Е В СЛОЖНЫХ СЛОВАХ»
Увлекательнейший урок! Особенно понравилась сказка.