Официальный сайт ruskorinfo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Колокольные звоны России

Фото пользователя Маритана Борисовна Мезина
Submitted by Маритана Борисовна Мезина on Wed, 03/11/2010 - 20:40
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мезина Маритана Борисовна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ № 22 г.Балаково Саратовской области
Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
сценарий урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Сценарий урока музыки по программе Критской в 5 классе, с презентацией и звуковым сопровождением.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}

 

              Урок музыки в 5 классе.

 

              Тема: Колокольные звоны России.

                                                        Автор: Мезина Маритана Борисовна, учитель музыки высшей квалификационной категории, г.Балаково

 

Цель урока:  показать значение колокольного звона в жизни русского народа.

 

Задачи:

Образовательные: показать изобразительные и выразительные возможности колокольного звона, познакомить с видами колокольного звона.

Развивающие:  развитие  творческого воображения,  расширение кругозора, знакомство с традициями русского народа.

Воспитательные: воспитание лучших гражданских качеств: любовь к Родине, уважение к культуре родной страны, чувство сопричастности времени, отечественной истории.

 

Тип урока:  расширение  и углубление знаний.

 

Жанр урока – тематический.

 

Виды музыкальной деятельности:

-  художественное восприятие музыки

-  интонирование и осмысление

- хоровое пение

-определение на слух музыкальных произведений

- игра на музыкальных инструментах

 

Методы:

-метод художественного контекста

- метод музыкального обобщения

- метод размышления

-наглядно – слуховой

- практический

- эмоциональное воздействие

- контроля и самоконтроля

 

Формы организации учебной деятельности:

- коллективная

- индивидуальная

- групповая

 

 Оборудование:

- компьютер

- проектор

- экран

- музыкальный центр

 

Средства обучения:

 

Музыкальный материал:

« Рассвет на Москве – реке» из оперы « Хованщина» М.П.Мусоргского.

Хор « Славься» из оперы « Иван Сусанин» М.И.Глинки.

Хор « Вставайте, люди русские» из кантаты « Александр Невский» С.С.Прокофьева.

 

Литературный материал:

 

Е. Растопчина  « О, Русь благословенная моя».

С. Щипачёв « Звонят колокола».  

А.К. Толстой « Благовест».

К. Романов « Вот и пять колокола».

А. Хомяков « Несётся благовест».

 

Наглядный материал:

- презентация

-буклеты для каждого ученика

- словарь для выражения эстетических эмоций

 

Дидактический материал:

- карточки для музыкальной викторины

 

 Учебно - методический комплекс:

Учебник  « Музыка. 5 класс» В.В. Алеев, Т.И. Науменко  (М. Дрофа 2007), концепция Д.Б. Кабалевского.

Хрестоматия музыкального материала

Фонохрестоматия.

 

Предполагаемый результат:

 

- дети прониклись в тайну своего сердца, звонов русских храмов.

- пробудился интерес к изучению истории нашего Отечества.

- материалы урока воздействовали на духовный мир детей.

 

 

Ход урока.    

Звучит праздничный звон.

 

                                     О, Русь, благословенная моя

Познать тебя не хватит целой жизни:

                                     Твоих церквей златые купола

                                     И многовещный звон

                          колоколов отчизны

                                     Тот чудный гул,

                   идущий от небес,

Он гласом Божьим нисходил к народу

                                     Призывом к дальней жизни без

 мирских страстей,

И родником ,где пьют живую воду.

                                      Знакомый звон, любимый звон-

                                      Руси наследие святое

                                      Моё причастие к тебе

 да будет вечным,

                                      Как и всё живое…

1.     Здравствуйте, ребята ! Урок начала стихотворением Евдокии Растопчиной.

 

 2. - О чём с восхищением и любовью говорит автор? ( О колоколах, колокольных звонах)

- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение, попробуйте назвать?  (Восхищения, любви, гордости)

- Вы правы, и  сегодня мы узнаем о колокольных звонах и их значении в жизни русского народа. Тема нашего урока   «Колокольные звоны России»  Слайд 2.

 

- На Руси с особой любовью  почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Колокольный звон на Руси был чем-то большим, чем просто явление колокольного звона: в нём словно отразилась русская душа, русская жизнь. Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения всю жизнь. Колокола звонили и в радостные и в горестные дни, сопровождали великие праздники. Посмотрите, послушайте, какие чувства у вас вызовет колокольный звон?

Слайд 3

3.  - Скажите, что вы почувствовали, когда  звучали колокола? ( Свет, радость…)

- Да, музыка эта светлая, радостная высокая! Такой настрой нам сейчас и нужен. Давайте звуком своего сердца передадим это настроение.

Исполнение.  Слайд 4- музыкальная картинка.

- Споём звуки так, чтобы осветить свою душу и сердце. ( исполнение)

- Звуки, которые мы сейчас исполняли, были по своему звучанию разные. И колокола звучат по - разному,  рассказывая людям о тревогах и радостях.

- Когда,  вспомните,  в каких ситуациях могли звучать колокола?  ( ответы  - во время  вьюг и метелей звонили часто в колокола сельские  колокольни  – давали знак и направление, чтобы люди не потерялись в пути - метельный  

(спасательный) звон, встречали царей, патриархов, победителей в войнах – (пограничный звон)  А характер звона будет одинаков при встрече победителей и при опасности ( пожаре)?

- Как называются тревожные сигналы о бедствии? (набат).

4. - Да, существует несколько видов колокольного звона:

   Набат - тревожные сигналы о бедствии - частые удары в один колокол.

Слайд5.

-  Представьте своим внутренним слухом, как может звучать набат? Попробуйте передать этот звон на ксилофоне. Кто попробует? (исполнение) Да чувствуется тревога.

Благовест - созывал верующих к началу богослужения, возвещал благую, радостную весть. Это равномерный звон в один самый большой колокол храма. Совершался благовест так: сначала производится 3 редких, медленных, протяжных удара, а затем уже следуют первые удары.

Слайд 6.

-  Представили? Кто исполнит благовест? (исполнение)

- А когда звонили в несколько колоколов, но не вместе, а поочерёдно в каждый, начиная с большого колокола и кончая маленьким по несколько раз, тогда благовест назывался « колокольный перезвон». Исполним перезвон?

- Когда звон в несколько колоколов  бывает в три приёма – то это трезвон. Он выражает христианскую радость, звучит в самые торжественные моменты богослужения.

Двузвон- звон во все колокола дважды. Слайд 7.

-  Перед более торжественными службами в воскресенье и праздники – сначала звонил благовест, а затем - трезвон.

Переборы – удары по одному разу во все колокола по порядку от самого маленького до самого большого. А после удара в большой колокол ударяют во все колокола вместе  сразу, и так повторяют много раз. Переборы  колоколов от самого маленького до большого символизируют собой возрастающую жизнь человеческую на земле  от младенческого возраста до зрелости.  После него начинается красный звон (о нём чуть позже).

 

  -Праздничный звон бывает:

а) великий – во все колокола с большим колоколом

б) средний – во все колокола без большого колокола

в) красный – в несколько колоколов, без самых больших (в 5-7) – получается без больших  колоколов очень светлое звучание.    Слайд 8.

Слайд  9

… Им без волненья внимать невозможно.

- Малиновый звон - близок к красному, но только глубже, ровнее, мягче (звон в отборные, хорошо звучащие колокола).

Слайд 10

- Малиновый и красный  - похожие звоны – но все люди на Руси умели различать эти звоны, понимали язык колоколов. Да ведь красный звон ещё совершался по–особому в самые большие праздники – например, в Светлое Христово воскресенье: начинался звон с колокольни Ивана Великого в Кремле. Это самая знаменитая колокольня.  Слайд 11.

- Для торжественности момента все Московские церкви должны были ждать, пока ударит один раз громадный Успенский колокол с колокольни Ивана

 Великого. На этот удар отзывался колокол Страстного монастыря, а затем сразу начинали гудеть колокола всех Московских храмов.

Слайд12

4.- Колокола воспеты во многих песнях, над одной мы успели поработать , там хорошие слова: « 100 святых церквей, 100 молитв о будущем России»». Давайте вспомним мелодию.

- Вы рады, что в вашем репертуаре появилась такая песня? Вы поработаете над звуком  на следующих уроках.

-В России было и есть множество колоколов, у нас и простор для такой музыки, но самый большой в России и в мире колокол  всего один.  Как он называется?  (Царь-колокол) -   Слайд 13.

 

5. - Создание колоколов считалось делом Божьим. С 16 века колокололитейное дело получает особый размах, но требует очень высокого мастерства.

- Кто-нибудь знает мастеров, отливавших колокола? Нам надо знать их имена.               Вот они:                                  

                                                 

                                                     Филипп Андреев

Емельян Данилов

               Михаил и Иван Моторины

Андрей Чохов

Флор Терентьев

   

 Слайд 14

 

- … Умельцы,

       Бедами  тёртые,

       для каменных белых церквей

       лили колокола

       и к металлам твёрдым

       прибавляли частицу души своей…

                                           (Степан Щипачёв « Звонят колокола»)

 

- Колокольные мастера не были застрахованы от неудач, ведь их опыт основывался на десятке - другом колоколов.  Сделать больше было просто невозможно физически мастеру. Бывало, один колокол отнимал 2-3 года труда. И всё это время мастер, отливавший колокол, не был уверен в результате. Можно представить его разочарование в момент первого удара, если тон колокола хоть чуть-чуть, да отклонялся от ожидаемого (до, соль). Неудача обычно закреплялась и в названии колокола. Среди знаменитых колоколов Ростова - Великого есть « Медведь», « Баран». Тем более удивительна великолепная удача мастеров: в той же Ростовской звоннице – « Лебедь», «Сысой», « Полиелей» дают точное мажорное трезвучие – до –ми –соль. 

- Можно ли назвать колокольный звон музыкой?

- Да, это не просто звон, это музыка, ни с чем не сравнимая , великолепная музыка нашего народа. В ней участвуют и чуть фальшивящие « Медведь», «Баран», а ещё « Красный», « Голодарь», « Георгий», « Гаврила», « Лебедь», «Сысой», « Полиелей». Подзванивают этим колоколам и маленькие.

Слайд 15

- Какой звон вы услышали? ( Если судить по настроению?) (Праздничный)

 

- К 1917 году в России было 20 крупных колокольных заводов, которыми за год отливалось 100 тысяч пудов церковных колоколов. (К началу 20 века) Российская держава стала поистине колокольным государством, превосходящим по количеству колоколов все страны. После Октябрьской революции 1917 года новая власть не нуждалась в церковных колоколах, и вскоре все колокола замолчали. Большинство было уничтожено. Небольшая часть колоколов, представляющих художественную ценность, была продана за границу ( наравне с другими предметами роскоши). Так, в США, в Гарвардском университете оказались уникальные колокола Данилова монастыря. В америке они звучали 77 лет и только 2 года назад были возвращены в Россию! Переговоры о возврате колоколов велись 25 лет!

Слайд 16

- Сегодня к колоколам, как части нашей истории, приковано пристальное внимание, в том числе первых лиц нашего государства. Президенту России Дмитрию Анатольевичу Медведеву, приехавшему на празднование 1150 – летия Великого Новгорода, предложили первому ударить в 2-х тонный колокол «Благовест».

Слайд 17

6.  -Многие русские композиторы вводили звучание колоколов в свои произведения. Давайте вспомним эти произведения, вы их изучали, и определим порядок их звучания. Это будет маленькая музыкальная викторина. Нужно поставить номера – соответствия. Вам предложено 3  музыкальных фрагмента: « Рассвет на Москве - реке» Мусоргского, хор « Славься!»  Глинки  и   Кантата « Александр Невский» Прокофьева.  Подпишите листочки. Начинаем.

* викторина

- Прочитай свой вариант, что получилось?

- Поднимите руки те, у кого такое же соответствие: 3-А, 2-Б, 1-В.? Хорошо, вы все получите оценку за викторину. Слайд №

- Во всех этих произведениях композиторы использовали колокольные звоны потому, что они помогают созданию музыкального образа произведения, усиливают образ.

- Что же придаёт музыке колокольный звон? Какие качества? Добавляет ли торжественности?  (Да).  Слайд 18.

Могущество

Сила

Нежность

   Монументальность

Торжественность

  Величие

Задушевность

Уверенность

 

7. –Поэтому многие композиторы использовали колокольные звоны.

 

 

 ( - Ваше пение сейчас, в начале 21 века, звучало подобно колокольному звону,) а ведь

 - Колокольный звон возник на Руси тысячу лет назад, и постепенно развился от простого сигнала до ярких художественных произведений. Развивая музыку звонов по законам народного искусства, музыканты – звонари  создали поистине симфонию звонов. Какие звоны вы запомнили? (ответы)

 -А ещё свадебные, погребальные, малые, будничные, пасхальные и ещё множество других, способных выразить эмоциональное состояние человека, его духовность.

8. - Что значит для России колокол, колокольный звон? (Это голос Родины, это музыка нашего народа, с ним человек рождался и умирал, это сама жизнь, это наша история, это символ России, души человека, добра, веры.) Слайд №

 -  Спасибо вам, ребята, за урок. Вы все получите оценки за викторину.  А особенно мне хотелось бы отметить работу на уроке  и поставить оценку … всем отлично.

 

9. Домашнее задание:

- Есть стихи о колоколах, волнующие душу. Подготовьте выразительное чтение  стихов, которые в буклетах, эти буклеты вам на память о нашей встрече, и на следующем уроке прочитайте их вашему учителю. Я оставлю ноты песен, я думаю, вы захотите ещё их исполнять?

 

10.  - Сегодня на уроке вы, наверняка,  почувствовали душу России, давшую миру такую богатую культуру колокольного звона! Этот звон – голос Родины, России ! Замечательная песня о России завершит наш урок!

- Как можно украсить эту песню? ПРЕДЛАГАЙТЕ!  Как построена мелодическая линия? ( короткая фразы , пауза) (Использовать треугольник)

- Да, звучание треугольника  во время паузы украсит  песню. Постарайтесь в ваше исполнение вложить все впечатления от сегодняшнего урока .          (исполнение песни « Россия»). Слайды 19-25

- Молодцы, ребята!  Урок окончен, буклеты  не забудьте. Желаю успехов!

Пусть чаще звучит БЛАГОВЕСТ!

 

http://www.getzilla.net/files/318484/prezentatsiya_k_uroku.rar.html- ссылка на скачивание презентации к уроку.

Прикрепленный файл Size
буклет.doc 374.5 KB
презентация.ppt 3.78 MB


Фото пользователя Виктория Романовна Татаринова

На: Колокольные звоны России


Маритана Борисовна, спасибо за Вашу прекрасную работу. С весенними праздниками! Пусть звучит и благовест, и радостный трезвон! С уважением =
Виктория



Фото пользователя Светлана Геннадьевна Гладилина

На: Колокольные звоны России


Слушала звон колоколов с упоением. Вы очень хорошо для школьников приподнесли тему звона колоколов.С удовольствием (С вашего разрешения) включу фрагменты в тему урока, посвященного Пасхе.



Фото пользователя Маритана Борисовна Мезина

На: Колокольные звоны России


Ваше высказывание принесло мне много радости. Спасибо!




Фото пользователя Светлана Юрьевна Захарова

На: Колокольные звоны России


Уважаемая Маритана Борисовна! Как доступно Вы прреподнесли такую сложную тему! Она безусловно актуальна и патриотична. Спасибо за подборку материалов, которую можно использовать на классном часе.



Фото пользователя Маритана Борисовна Мезина

На: Колокольные звоны России


Ваш комментарий - почти реклама моему уроку.Спасибо, было очень приятно прочесть Ваш отзыв.



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн