Использование ИКТ на уроках географии. Работа с интерактивной доской
Изотова М.И. МОУ «Лицей №2»
Izotova69@mail.ru
Современный человек чтобы чувствовать себя в мире комфортно, должен учиться постоянно, учёба для него должна стать естественным и интересным делом. Образовательная школа должна формировать способность у ученика действовать и быть успешным в ситуации открытого динамично развивающегося современного общества, формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а так же личной ответственности обучающихся, то есть формировать ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.
В современных школах для решения этой задачи применяются многочисленные инновационные технологии, наиболее адекватными из которых являются: метод проектов, обучение в сотрудничестве, «портфолио ученика», индивидуальное и дифференцированное обучение, разноуровневое обучение, модульное обучение, технология коллективного обучения. Применение этих технологий немыслимо без применения новых информационных компьютерных технологий, которые помогают раскрывать педагогические и дидактические функции этих методов. Выпускник XXI века живет в мире компьютеров, в международном информационном обществе, и умение пользоваться информационными технологиями во многом определяет его жизненный успех. Поэтому важно уже сейчас превратить информационное пространство школы в среду, которая обогатит ученика, сформирует у него необходимые качества.
Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. И естественно, что весь его не изложишь в одной или двух книгах. Какой бы полной ни была энциклопедия, она не может вместить в себя все знания по географии. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами. Применение компьютера и интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.
Использование на уроке географии ИКТ дает кроме достижения учебных целей и возможность формирования информационной грамотности у учащихся - они получают знания о том, как перерабатывать, анализировать, оценивать огромный поток современной информации, учатся ее осмыслять и пользоваться ею же, а также управлять этой информацией для достижения различных практических целей. Сегодня владение ИКТ является общей культурой человека.
Мне в учебном процессе, наиболее часто удается использовать такие элементы ИКТ, как электронные учебники, интерактивную доску, электронные энциклопедии, образовательные ресурсы Интернета, диски с иллюстрациями, геоинформационные программы, пособия, презентации, демонстрируемые с помощью мультимедийного проектора.
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, так как они способны «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ним в диалог. Компьютер можно использовать на всех этапах обучения:
- как источник учебной информации, частично или полностью заменяющий учителя при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного,
- как тренажёр в процессе формирования учебных умений и навыков,
- как наглядное пособие качественно нового уровня для организации активной учебно-познавательной деятельности,
- как индивидуальное информационное пространство для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы,
- как средство диагностики пробелов и коррекции знаний и умений.
Сейчас существует определенное количество мультимедийных учебников по географии. Поэтому использование на уроках их демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе - понятий. Хотя не всегда в таких учебниках можно найти то, что действительно нужно в конкретном случае и подходит данному классу и данному учителю. Тогда остается создать и использовать свои уроки с ИКТ, но у нас в лицее функционирует сервер, на котором сформированы предметно-коммуникативные области, содержащие материал по различным предметам, в том числе и по географии. Наличие локальной сети позволяет использовать их как при подготовке к уроку, так и непосредственно во время урока.
Конкретно остановлюсь на использовании интерактивной доски на уроках географии. Интерактивная доска имеет интуитивно понятный, дружественный графический интерфейс. Обучение с помощью интерактивной доски сравнимо с привычными методами преподавания. В своей работе я использую демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и интерактивные атласы, и компьютерные лекции и уроки-презентации, разработанные при помощи Power Point (уже в 6 классе учащиеся могут готовить материалы сами в электронной форме, в частности используя программу PowerPoint, Publisher, FrontPage). Использовать их можно и на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний.
Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point - это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Изображения (слайды) - это рисунки, фотографии, графики, схемы, диаграммы. Видеофрагменты - это фильмы, включённые в презентацию целиком или частично. Чаще всего я использую видеофрагменты уже готовые, из электронных учебников. Там же можно взять и звуковые фрагменты - дикторский текст, музыкальные или иные записи, сопровождающие демонстрацию слайдов. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц.
На мой взгляд, особый интерес представляют уроки по обобщению изученного материала. Например, «общая характеристика материка», где учащимся предлагается по заранее представленному плану составить характеристику в электронном виде, используя материалы предметно-коммуникативного ресурса. В конце урока происходит защита работы. Такой сценарий работы учит детей структурировать материал, выбирать нужную информацию, развивает коммуникативные умения, умение оценить себя и партнера, соотнести эти оценки. После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает стимулировать познавательную активность школьника. Немаловажным условием использования на уроке средств Power Point является параллельное использование карт в атласе. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект. На последнем слайде обязательно должно быть домашнее задание для учащихся. Программа разработки презентаций Power Point, входящая в состав Microsoft Office, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки.
Карта помогает проверить знание номенклатуры по теме. И интерактивная доска дает возможность проверки номенклатуры. Но на начальном этапе можно работать с контурной картой, помещенной на доске, используя карты атласа. Здесь идет сопоставление карт. Например, показать зависимость между рельефом и тектоническим строением Америки, отметив разными цветами на контурной карте, размещенной на интерактивной доске; путем работы нескольких групп создать на доске климатическую карту Южной Америки, на которой показываются все основные данные: температура января, июля, осадки, климатические пояса, минимум и максимум температуры и осадков и пр; показать движение литосферных плит, используя функции движения интерактивной доски.
На этапе закрепления знаний использую текст с пропущенными словами (по теме), учащимся необходимо вставить эти слова, причем здесь есть возможность работы у доски и одного ученика, и всего класса. Затем сразу же провести проверку, открыть закрытый шторкой правильный текст. Работая с интерактивной доской можно изучать и новую для учащихся тему. Например, в 8 классах учащиеся создают флипчарты по теме «Крупные природные районы». Каждый район составляет страницу из флипчарта. Учащимся необходимо отразить все основные характеристики природного района. Такая работа занимает большую часть урока: ученики создают свои мини-проекты, результат - флипчарт. Компьютерные технологии помогают сделать работу на уроке интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой.
Современная жизнь предъявляет свои требования и требует от учителей активно использовать информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе. Использование ИКТ ставят ученика в нестандартные ситуации и позволяют повысить творческий потенциал и способствовать самореализации школьника.
|