Познакомить учащихся с особенностями самобытной культуры аборигенных народов Камчатского края.
Объяснить различия и общность хозяйственного уклада северных народов Камчатки. Воспитывать чувство уважения к народам живущим в суровых климатических условиях
Воспитывать чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.
Материалы и оборудование:
(Для учителя)
Географическая карта Камчатской области, музыкальный центр, запись народных песен и наигрышей аборигенных народностей, компьютер, экран, проектор, презентация урока. Карточки с названием каждого народа.
Географический атлас Камчатской области « Люби и знай свой край», Словарные статьи к словам «абориген», «миф».
План урока:
Организационный момент.
Подготовка учащихся к усвоению и применению знаний.
Объяснение нового материала
Выявление уровня усвоения пройденного материала.
Подведение итогов урока.
Ход урока:
Ребята! Мне очень приятно вас видеть на уроке. Займите, пожалуйста, рабочие места.
- Ребята, в какой стране мы живем?
- Как называется наша малая Родина?
- Как вы думаете, много ли народов проживает в нашей стране? А на Камчатке?
- Наш Камчатский край уникален, в нем не только живут люди разных национальностей, которые приехали на Камчатку со всех уголков нашей огромной страны, но также живут исконные жители этих мест – аборигенные народы.
Презентация
( Слайд 1)
- Посмотрите на доску прочтите название темы.
- Прочтите в словарной статье значение слова «абориген». (Приложение 1)
- Какие аборигенные народы нашего полуострова вы можете назвать?
- Правильно, это – коряки, ительмены, эвены, алеуты.
( Учитель прикрепляет на доску карточки с названием аборигенных народов).
- Сегодня мы познакомимся с самобытной культурой, хозяйственным укладом, особенностями национального костюма, промыслами этих народов.
(Слайд 2, 3, 4)
- Откройте атлас (стр. 8), найдите место проживания алеутов.
- Из чего шили одежду алеуты? Почему именно эти материалы они использовали?
- Назовите традиционное занятие алеутов.
( Слайд 5,6,7)
- Найдите на карте место проживания ительменов.
- Исходя из условий место проживания этого народа, назовите традиционные занятия ительменов.
- Какой мифический персонаж этого народа создал Камчатку?
- Ребята, я хочу добавить, что не только у ительменов Ворон-Кутх главное божество, но и у самого многочисленного аборигенного народа Камчатки – коряков - он тоже один из главных мифических персонажей. И в корякских, и в ительменских сказках Ворон-Кутх один из главных героев.
- Прочитайте в словарной статье о значении слова «миф». (Приложение 1)
(Слайд 8,9)
- Где проживают коряки? Найдите на карте место проживания этого народа.
- Назовите столицу Корякского округа.
- В чем проявлялись различия оседлых и кочевых коряков?
- Как вы думаете, что кочевые коряки могли предложить оседлым и наоборот?
- Кто может сказать, как называется один из самых известных корякских национальных ансамблей? («Мэнго»)
(Слайд 10,11)
- Найдите на карте место проживания эвенов.
- Какое животное использовали эвены в виде транспорта?
- Назовите главное занятие эвенов в прошлом и в настоящее время.
- В настоящее время из традиционных занятий этого и других народов сохранилось оленеводство и все большее значение стал приобретать аборигенный туризм. Туристы из многих стран мира стремятся увидеть национальные сёла, познакомится с народными танцами, песнями, поучаствовать в национальных праздниках – «Алхалалай» и т.д., увидеть великолепные изделия из кости морского зверя, необычные национальные костюмы. Во всем мире известна гонка на собачьих упряжках – «Беренгия».
Итог урока:
- Ребята, в чем уникальность нашего края?
- Правильно, у нас великолепная, неповторимая природа, но самое главное
- это жители Камчатки, люди многих национальностей, которые живут дружно, уважая друг друга.