Вы не зарегистрированы

Авторизация



Пунические войны между Римом и Карфагеном

Фото пользователя Ольга Валерьевна Мусенко
Submitted by Ольга Валерьевна Мусенко on вс, 07/11/2010 - 12:41
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мусенко Ольга Валерьевна
Место работы, должность: 
учитель истории в Сиверской гимназии
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 
Цели урока: Обучающие: ознакомить учащихся с историей Пунических войн, познакомить с причинами, основными событиями и итогами войн, объяснив, что оба государства вели несправедливые войны. Развивающие: развивать у учащихся познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление; формировать навыки самостоятельной работы с картой, таблицей, схемой, учебником; вырабатывать умение сравнивать, делать выводы. Воспитывающие: формировать активную гражданскую позицию; воспитывать нравственность, патриотизм.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
28
Используемые учебники и учебные пособия: 

 Вигасин А.А., Годер Г.И. История Древнего мира, М.2005.

Используемая методическая литература: 

 Вигасин А.А., Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. М.2005.

Используемое оборудование: 

Карта, атлас, доска, смайлики, раздаточный материал. 

Краткое описание: 
войны между Карфагеном и Римом.

 

Структура урока:                                                                                                                                 Организационное начало. Мотивация.                                                                                         Актуализация знаний, подготовка к основному этапу.                                                       Сообщение темы урока.                                                                                                                Усвоение новых знаний и способов действия.                                                                                      Первичная проверка понимания. Закрепление знаний и способов действий.                         Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия.                                                                             Подведение итогов урока.                                                                                                                                             Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

1.       Проверка домашнего задания.

Историческая разминка: (за каждый ответ получают жетон).

Вопросы:

1.       Вспомните римские легенды. Кто мог бы сказать о себе такие слова.
« С давних пор моих братьев и сестер преследуют и убивают, изображают хищными и злыми. А за что? Если бы не я, то самый Рим , быть может, не был бы основан… Ведь статую, да еще в центре города, зря не поставят! Я на века застыла в бронзе и тем горжусь»

2.       « Увы, нам не поставили статуй за совершенный подвиг! Не оттого ли язык наш непонятен, а научиться латинской речи мы не можем?! О люди, вы так неблагодарны! Заслуги наши перед Римом огромны. В тишине ночи пронзительные наши голоса подобны были звукам  военных труб. Только благодаря нам – пусть об этом не забывают потомки римлян – город не был захвачен, разграблен и разрушен».

3.       Этот царь пришел на помощь  жившим на юге Италии грекам, боровшимся с римлянами. Поначалу он выиграл сражения, но однажды воскликнул: « Еще одна такая победа, и мы погибнем!» Что означали эти слова? Как звали царя.

4.       Римляне стали протестовать, ведь галлы нарушили договор.  «Что это значит?» -спросили  римляне. «Горе побежденным!» - воскликнул Бренн и бросил на весы тяжелый меч. Что это означает?

5.       Вряд ли римляне смогли бы завоевать всю Италию, если бы не выработали знаменитое правило «Разделяй                и властвуй». Что означает?

6.       «вето!» - что это означает?
Почему цифра «7» в истории Рима считается знаковой?

7.       Вспоминаем: город Рим называем «город на семи холмах». Каких? ( Палатин, Капитолий, Квиринал, Эксвилин, Виминал, Целий, Авентин).

8.       Семь царей правили в Риме. Назовите: ( Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний  Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый).
Желающие получить жетон и работать письменно – работают по тестам.

Проверка тестов и выставление оценок.

 

2.       Переход к  теме урока.
Вызывается «знаток карты» - работа по карте (все работают по атласу)
Обобщая работу учащегося по карте, учитель переходит к новой теме урока:
Итак, в результате  непрерывных войн с народами, населявшими Италию, римляне захватили северные области, затем южные ( Тарент? «Пиррова победа»?) и наконец, РИМ УСТАНОВИЛ СВОЕ ГОСПОДСТВО НАД ИТАЛИЕЙ.
Внимание на карту: А чьи здесь, в Западном Средиземноморье, еще владения?
Обобщая работу учащегося по карте, учитель переходит к новой теме урока:
Итак, после того как Рим покорил всю Италию, римляне стали стремиться к большим захватам. И их захватнические интересы сталкиваются с не менее завоевательными интересами богатейшего  города  в Северной Африке – Карфагена.

Тема сегодняшнего урока «ПУНИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ» - запись в тетрадь.

Вопросы: 1. Почему пунические? Кто действующие лица войн?
Подготовка  к войне – сравниваем
КАРФАГЕН                                                        ???                        РИМ
в сев. Африке;                                                                               3 в. до н.э.-господство над Италией;
богатый город,фин. колония;                                                               строительство флота;
владения К.:?(часть Испании, сев Африка,                     сильная армия;
о-ва в Зап. Сред.)
мощный в.флот; большая наемная армия.
2. Причины пунических войн?–  захватнические устремления в Западном Средиземноморье, причем с обеих сторон, и со стороны  Рима, и со стороны  Карфагена (запись в тетрадь).
1-я Пуническая война – 264-241 г.г. до н.э.
2-я Пуническая война – 218-201 г.г. до н.э.
3-я Пуническая война – 149-146 г.г. до н.э.
Организация работы в  подготовленной таблице «Пунические войны»

 

 

Название,
дата

Военные планы

Основное содержание (сражения, имена)

И т о г и

1-я Пуническая война(264-241 г.г)

 

 

2-я Пуническая война(218-201 г.г.)

 

 

 

 

 

 

3-я Пуническая война(149-146г.)

Захватить о.Сицилию

 

 

 

Карфаген:
1.перейти Пиренеи,Альпы и вторгнуться в Ит. 2.покорить Рим
Рим:
нанесение двойного удара:Ганнибалу- в Ит; Карфагену -в сев. Африке.

«Все же я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен»-сенатор Марк Катон

Морская победа римлян

 

 

Переход через Альпы;
Битва при Каннах-216 г.до н.э.

Битва при Заме-   202 г до н.э.

 

 

Три года осада города: мужество и упорство жителей города.

1.Сицилия переходит к Риму;
2.контрибуция?
3.позже Корсика и Сардиния перешли к Риму.

1.Карфаген лишался всех своих владений вне Африки;
2.Карфаген выдает римлянам свой флот;
3.Контрибуция.

 

 

146 г. до н.э. –город пал, жители – обращены в рабство.
Владения Карфагена превращены в провинцию»Африка»

Вывод: Рим стал самым могущественным государством в западной части Средиземноморья.
                    Первая пуническая война: работа по док. в учебнике «Первая морская победа римлян»   (с. 219) - запись в тетрадь, (в таблицу, первая колонка)
               Итак, Карфаген был побежден, но не был сломлен, да и римляне знали, что решительная схватка впереди. К новой войне Карфаген подготовил 100-тысячную армию. Во главе этой армии стоял один из самых талантливейших полководцев Древнего мира Ганнибал.                                                                                                                                                                       4.Работа по источнику: Римский историк Тит Ливий о Ганнибале.

5. С именем Ганнибала связано крылатое выражение «ганнибалова клятва»-запись в словарь –верность, твердая клятва, которую никогда нельзя нарушать)
6. Планы во время  Второй Пунической войны – запись в тетрадь(таблицу, 2-я колонка)

7.Работа по тексту учебника и рисунку « Переход Ганнибала через Альпы». Найти описание рисунка в тексте.

8. Работа по карте –Итак, проследим  маршрут похода Ганнибала.  Схема: Пиренеи-р.Рона-Альпы-р.По – дорога на Рим открыта.Он нанес  несколько сокрушительных поражений римлянам при поддержке галлов и италиков, которые желали освободиться от власти римлян – дорога на Рим была открыта.

Единственным римским полководцем, которого не смог победить Ганнибал, был Квинт Фабий Максим. Он избегал крупных сражений, но постоянно нападал на отдельные отряды Ганнибала, он затягивал войну. Римляне называли его Медлителем. Через несколько лет они признают его правоту, а поэт напишет: « Он один промедлением спас Рим». Но тогда римлянам хотелось быстрее избавиться от Ганнибала. Они собрали 90-тысячную армию и вызвали врага на битву.

9. « Битва при Каннах»
Схема в учебнике: - рассмотрите схему сражения, объясните построение войск и замысел Ганнибала(римское войско, построенное квадратом, нанесло удар в середину боевого расположения карфагенян. Это была карфагенская пехота, построенная полумесяцем, обращенным к противнику выпуклой стороной. Полумесяц стал прогибаться. Тогда конница Ганнибала, обойдя противника, ударила с флангов и тыла. Битва закончилась безоговорочной победой карфагенян, римская армия была окружена и разгромлена.

Весь Рим рыдал, не было семьи, где бы ни оплакивали кого-либо из  близких.
Вспомните, какой второй план был римлян во 2-й Пунической войне( работа по карте)нанести решительный удар по Ганнибалу не удалось, надо нанести удар по вражеской столице – по  Карфагену.

Работа по учебнику – Окончание войны- читаем с. 220, 2 абз. О Сципионе. Работа по документу -  о СЦИПИОНЕ( вопрос)                                                                                                                Подводим итоги  Второй  Пунической войны – запись в тетрадь ( в таблицу)

После Ганнибаловой войны Карфаген уже не представлял никакой опасности для Рима. Но  богатство и великолепие города раздражало римлян. Однажды во главе посольства Карфаген посетил сенатор Марк Порций Катон, в молодости сражавшийся против Ганнибала. Он был поражен величием Карфагена, его возмутило, что победители живут беднее побежденных. С тех пор он любую речь в сенате заканчивал словами: «Впрочем, я полагаю, что Карфаген  должен быть разрушен.»                                                                       «Третья Пуническая война»- оформление в таблицу.

 вопрос: Чем отличается 3-я война от 2-х предыдущих? По характеру войны для Рима и Карфагена? На чьей стороне у вас симпатии? Почему?

Вопрос для закрепления: итак, каковы же итоги пунических войн между Карфагеном и Римом?
Итак, итоги всех войн?
Рим стал самым могущественным государством в западной части Средиземноморья.  запись в тетрадь в конце таблицы – ВЫВОД.
Вопрос: Какая следующая задача будет стоять перед Римом? Где еще надо будет установить свое господство? Об этом мы  поговорим на следующем уроке.                                               Дом. задание: п.47,48(3), зарисовать схему «Битва при  Каннах».

                            Проверка настроения детей по смайликам.

 

 

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Наталья Николаевна Чекрыгина

На: Пунические войны между Римом и Карфагеном


Спасибо за разработку. Очень интересно



Сообщество учителей Гатчинского муниципального района