Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:"Сетка таблицы"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; border:solid windowtext 1.0pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid windowtext; mso-border-insidev:.5pt solid windowtext; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:none; mso-layout-grid-align:none; text-autospace:none; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Тема урока: Происхождение человека и становление общества
Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с разными гипотезами происхождения человека, оценивая степень их научности и достоверности; охарактеризовать развитие взглядов учёных на проблему антропогенеза.
Развивающая: способствовать формированию информационной компетентности учащихся, умению выделять главное.
Воспитательная: создать условия для формирования мировоззренческих взглядов учащихся на проблему происхождения человека.
Оборудование:
· компьютер, проектор;
· портреты учёных;
· таблицы;
· рабочие листы;
· раздаточный материал
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит.
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
- Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей!
Проверка готовности учащихся, отсутствующих ребят.
II. Сообщение темы урока
Прослушивание записи крика родившегося человека (Приложение 1), далее учитель читает стихотворение:
ЧЕЛОВЕК, КАК ЗВЕЗДА РОЖДАЕТСЯ
СРЕДЬ НЕЯСНОЙ ТУМАННОЙ МЛЕЧНОСТИ,
В БЕСКОНЕЧНОСТИ НАЧИНАЕТСЯ
И КОНЧАЕТСЯ В БЕСКОНЕЧНОСТИ….
ПОКОЛЕНЬЯМИ СОЗИДАЕТСЯ
ВЕК ЗА ВЕКОМ ЗЕМЛЯ НЕТЛЕННАЯ.
ЧЕЛОВЕК, КАК ЗВЕЗДА, РОЖДАЕТСЯ,
ЧТОБ СВЕТЛЕЕ СТАЛА ВСЕЛЕННАЯ!
Учитель: Исходя из вышесказанного мной, как Вы думаете, что будет являться проблемой изучения на наших уроках?
Учащиеся высказывают предположения, приходят к выводу – «ЧЕЛОВЕК».
Но прежде чем начать изучение новой темы хотелось бы узнать вопросы, интересующие вас по данной проблеме. Я попрошу вас заполнить первую колонку таблицы, которая находится на рабочем листе (рабочие листы заранее разложены). Рабочий лист нам потребуется на протяжении всего урока (Приложение 2).
Я хочу узнать…
(заполняется в начале урока)
|
Я узнал …
(заполняется в конце урока)
|
|
|
Учитель: Из всего вами перечисленного предлагаю вам исследовать на нашем сегодняшнем уроке вопрос о происхождении человека. Этот вопрос волнует человека издавна и остается актуальным и в наши дни. Итак, наша тема, изучению которой будет посвящено несколько уроков: «Происхождение человека и становление общества». Запишите тему урока.
Учитель: подумайте, пожалуйста, а какова основная задача сегодняшнего урока? Учащиеся, высказывая предположения, что изучает данная тема, приходят к выводам:
- ознакомиться с основными гипотезами происхождения человека и становления общества, которыми располагает современная наука.
Итак, постараемся ответить на актуальный вопрос современности. Будем спорить, предполагать, опровергать, выдвигать предположения и т.д. А поэтому эпиграф нашего урока:
«Мне необходимо разобраться самому! А чтобы разобраться самому – надо думать сообща». Б.Васильев
III. Актуализация опорных знаний по теме «ЧЕЛОВЕК»
а) прием «ассоциация»
Учитель: Обратите внимание на понятие «человек», потому что многие люди вкладывают разный смысл в понятие. Ученые нам говорят, мы мыслим картинками. Каждый раз, когда мы слышим слово, то у нас включают мыслительные операции и возникает какой-то образ. А какие ассоциации возникают у Вас со словом человек?
Я предлагаю ребятам, которые сидят справа от меня – нарисовать образ слова «человек»; ребятам слева от меня - написать слова синонимы, вспоминая правило русского языка к слову человек.
Отдельному ученика предлагается задание: поработать со словарями (Интернет-ресурсы) и дать точное понятие данного слова:
http://slovari.299.ru/word.php?id=35441&sl=oj
http://www.slovopedia.com/
Учитель: И здесь требуются не проявление ваших художественных способностей, а точный образ слова, который вы создадите.
б) самостоятельная работа учащихся
в) проверка выполнения задания
Учитель: Близимся к завершению и представляем результаты работы у доски. Исходя из всего представленного, какой можно сделать вывод? Что мы подразумеваем под словом человек?
IV. Новый материал
1. Объяснение учителя
На сегодняшний день обсуждается несколько гипотез происхождения человека, которые отражены в таблице. В ходе работы на уроке мы заполним пробелы в таблице.
Таблица:
Гипотезы происхождения человека
Теория креационизма (религиозная теория)
|
Теория палеовизита
(палеоконтакт)
|
Естественнонаучные теории
|
Теория
Чарльза Дарвина
(дарвинизм)
|
Теория
Фридриха Энгельса
|
|
|
|
|
2. Самостоятельная работа
а) Сообщение заданий
Ваша задача - поработать с дополнительной литературой, иллюстрациями; выяснить основной взгляд креационизма (1 группа) и палеовизита (2 группа) по поводу происхождения человека.
б) Работа учащихся с дополнительной информацией и иллюстрациями
в) Представление результатов работы групп
Учитель: Какой можно сделать вывод на основе представленного вам материала дополнительной литературы и иллюстраций?
Выводы:
3. Аутотренинг
Учитель: А теперь предлагаю вам отдохнуть. Разотрите ладони до горячего состояния и закройте ими глаза, прикрыв веки. Представьте, что вы сочинили эту превосходную музыку. (Приложение 4) И теперь вам нужно нарисовать к ней иллюстрации. Итак, слушаем музыку и рисуем картину. Это будет лето. Рисуем траву слева - направо. Трава у каждого художника разная: у кого-то высокая, у кого-то низкая, в тёмных или светлых тонах, густая или редкая. Теперь рисуем небо. Светлое, с лёгкими перьями облаков. Выглянуло солнышко. Рисуем его яркие и длинные лучи. Вдруг, вдали вы заметило образ человека. Он медленно приближается к вам. Вы зажмурились. И не заметно для себя открыли глаза"
4. Выступление учителя биологии
Учитель: Продолжаем работу и переходим к третьей точки зрения – теории Дарвина.
Для объяснения эволюционной теории Чарльза Дарвина мы обратимся за помощью к учителю биологии, который раскроет основной смысл данной гипотезы.
В ходе объяснения учителя дети заполняют таблицу, которая помещена на рабочем листе.
ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
Стадии эволюции
|
Временной промежуток
|
Объем
головного мозга
|
Орудия труда
|
Особенности жизнедеятельности
|
1. Древнейшие
|
|
|
|
|
2. Древние
|
|
|
|
|
3. Современные
|
|
|
|
|
5. Выступление учащегося с сообщением «Теория Фридриха Энгельса»
Учитель: Чтобы выяснить суть теории Фридриха Энгельса, предлагаю вам прослушать сообщение вашего одноклассника по данному вопросу.
6. Объяснение учителя
Несмотря на существующие научные открытия, многие вопросы, связанные со становлением человека, ещё не имеют однозначного ответа. Проблема происхождения человека и сегодня находиться в центре внимания многих наук.
Антропогенез носил длительный эволюционный характер и был неразрывно связан с социогенезом. Становление человека и становление общества – две тесно связанные стороны единого по своей природе процесса, длившегося более трёх миллионов лет.
Задание: дать определение новым понятиям, используя материал учебника на странице 70.
Антропогенез -
Социогенез -
Антропосоциогенез -
V. Закрепление изученного на уроке.
1. Проверка выполнения таблицы
Таблица: Гипотезы происхождения человека
Теория креационизма (религиозная теория)
|
Теория палеовизита
(палеоконтакт)
|
Естественнонаучные теории
|
Теория
Фридриха Энгельса
|
Теория
Чарльза Дарвина
(дарвинизм)
|
|
|
|
|
2. Работа с диаграммой
Учитель: Хотелось вас ознакомить с результатами опроса по данному вопросу. В 2006 году было опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России, данный опрос проводил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Посмотрите на диаграмму данных (Приложение 1). Какой вывод можно сделать на основе данных диаграммы? Какой теории большинство россиян придерживается? Какая теория менее популярна среди опрошенных?
Ответ: 24% россиян придерживаются теории Дарвина, столько же и сторонников теории Божественного происхождения человека. Менее популярной является еще одна теория, согласно которой человек возник не в ходе эволюции и не был создан Богом, а произошел от космических пришельцев. Эту версию поддерживают 5% россиян. Впрочем, более трети опрошенных выразили скепсис в отношении всех перечисленных теорий происхождения человека. Согласно их мнению, современная наука пока не в состоянии ответить на вопрос о происхождении человеческого вида. Так считают 35% опрошенных
Учитель: При этом, было отмечено, чем выше возраст респондентов, тем ниже среди них "рейтинг" дарвиновской теории и, напротив, выше — Божественной. Если среди молодежи до 24 лет 31% готовы согласиться с существованием у человека предка в лице обезьяны, то у 60-летних этот показатель ниже 15%.
Обращаю ваше внимание на то, что задания по работе с диаграммами включено в структуру экзаменационной работы по обществознанию.
VI. Итог урока
а) Заполнение таблицы
Я хочу узнать…
(заполняется в начале урока)
|
Я узнал …
(заполняется в конце урока)
|
|
|
б) Рефлексия
- А теперь давайте подведем итог. В чем была главная идея урока? Скажите, из всех представленных теорий, какая общепринятая? Почему?
- Какой эпиграф был на нашем уроке? Помог ли он в решении задачи урока? Как?
- Наличие нескольких гипотез о происхождении человека, объясняется тем, что процессы происхождения и становления человека проходили давно до появления научных исследований.
- Мне остаётся просто поблагодарить вас за хороший урок.
Домашнее задание:
Обязательное:
1. Выучите § 7 учебника.
2. Выписать и заучить определения новых терминов.
Выборочное:
1. Подготовить буклет «Гипотезы происхождения человека»
2. Ответить на вопрос: Жили ли предки человека на территории Саратовской области?
|