Официальный сайт медиатэк 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тема: Знакомство с понятиям «звукоподражание». Стихотворение С. Черного "Песня мухи"

Фото пользователя Василина Губанова
Submitted by Василина Губанова on Tue, 09/11/2010 - 09:18
Данные об авторе
Автор(ы): 
Губанова Василина Сергеевна
Место работы, должность: 
Хабаровский край г. Николаевск-на-Амуре МОУ СОШ №1 учитель начальных классов
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 
Перспективная цель: нравственно-эстетическое воспитание. Непосредственная цель: Формирование первичных литературоведческих понятий.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
2
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник по литературному чтению 2 класс

Стихотворение С. Черного " Песня мухи"

Используемое оборудование: 

 

Оформление: мультимедийная презентация, видеоролик.
Используемые ЦОР: 

мультемидийная презентация, видеоролик

Краткое описание: 
Произведения Серебряного века в начальной школе? Это же нонсенс! В школьной программе по литературе поэзия Серебряного века изучается в 11 классе. В тоже время авторы учебников литературного чтения В.Ю. Свиридова, Н.А.Чуракова обращаются к произведениям этого периода. Систематическая работа над стихотворениями Серебряного века не предполагается, но «без соответствующей пропедевтической стадии знакомства с таким материалом трудно рассчитывать на адекватное его усвоение учащимися.» Отдельные стихотворения изучаются в связи с определёнными темами программы как иллюстративный материал, закрепляющий те или иные теоретико-литературные представления. Так, напрмер, «Песня мухи» С.Чёрного иллюстрирует термин звукоподражание, а «Кузнечик» В.Хлебникова – термин неологизм. Стихотворение Саши Черного «Плакса» помогает осмыслить понятие «характер литературного героя», а его же стихотворение «Что ты тискаешь утёнка» иллюстрирует «сочувствие всему живому в лирике поэта». Произведения серебряного века,безусловно,сложны для восприятия младших школьников, поэтому целесообразно провести систему уроков, готовящих малышей к встрече с ними. Так как дети не обладают литературным опытом, чтобы даже просто воспринять стихотворения поэтов Серебряного века, требующих встречной активности читателя, уроки должны проводиться в игровой форме, позволяющей осуществить подход к изучению – «поэзия как волшебство».

 

Ход урока:
- Кажется,совсем недавно мы научились читать, и вот уже путешествуем по замечательной стране - Стране Литературии. Откройте форзац учебника,вспомним, какие области мы посетили.
                                                          - Фольклорную волость,Область искусств, Сказочные дебри…
- А сейчас мы отправимся в Сады поэзии. Найдите их на карте. В этих замечательных садах есть один прекрасный уголок – Поэзия Серебряного века, замечательная, удивительная, волшебная. Вот туда-то мы и отправимся.
Музыка, экран,видеосюжет.
- Здесь,в саду живёт поэт – повелитель природы. Это очень странный поэт. Он пишет стихи,забираясь в воду или залезая на вершину дерева. Догадайтесь,зачем он это делает?
                                                           - Ответы детей, высказывающих самые разные предположения.
Слайд. Портрет К.Бальмонта.
- Во многом вы правы. Поэт Константин Бальмонт считал, что только так, слившись с природой, он сможет её лучше почувствовать и рассказать об этом своим читателям. Хотите услышать, что происходит ночью на болоте?
Слайд. Болото ночью.
Выразительное чтение учеником стихотворения К.Бальмонта «Камыши» (отрывок)
Чтец: Полночной порою в болотной глуши
            Чуть слышно,бесшумно, шуршат камыши.
            О чём они плачут? О чём говорят?
              Зачем огоньки между ними горят?
- Что вы услышали во время чтения этого стихотворения?
                                                                             - Шуршание и шелест камышей, засасывающие звуки сырого болота.
- Что помогло вам услышать эти звуки?
                                                                             - Повторялся звук «ш», похожий на шуршание; повторялись звуки «ч»,»о»,похожие на звуки болотной жижи под ногами .
- А теперь я открою вам волшебное слово, с помощью которого вы сами сможете заставить зазвучать и ветер, и гром, и дождь, и многое другое. Это слово – звукоподражание.
Слайд
- Какие звуки нужны, чтобы передать грохот грома? Звук капель дождя, вой ветра?
Творческое задание: Придумайте предложение, слово, в котором бы слышалась гроза , шипящая змея, плеск волн…
Работа с учебником.
Слайд : Портрет Саши Чёрного.
- Я прочитаю стихотворение ещё одного замечательного поэта - Саши Чёрного. «Песня мухи». Внимательно прослушайте его и скажите, каким приёмом воспользовался поэт, чтобы мы не только увидели, представили муху,но даже и услышали её.


Зу-зу-зу-
Пол внизу…
Я ползу по потолку
В гости к чёрному крючку…
Зы, как жарко, зу-зу-зу,
Ах, как чешется в глазу!
На клеёнке на столе
Капля сладкого желе…
 
Зы-зы, мальчик, это что?
Взял, слизал, а мне-то что?..
Зынь-дзынь!
Полечу скорей в окошко.
Там за ёлкой на дорожке
Много корочек от дынь.
Дзынь!


- Так каким же приёмом воспользовался поэт, чтобы мы не только увидели, муху, но даже и услышали её?
                                                                         - Поэт часто повторял звуки «з», «у», как жужжание мухи.
Прочитайте самостоятельно стихотворение, приготовьтесь к выразительному чтению вслух.
Чтение стихотворения детьми.
Слайд : Путешествие по саду. Видеофрагмент.
Учитель: А теперь мы отправимся дальше по нашему саду поэзии и зайдем в гости к ещё одному необычному поэту. Он может видеть мир не только своими собственными глазами,но и глазами разных животных.
Слайд: собака.
Чтец:


Высока луна Господня,
Страшно мне.
Истомилась я сегодня
В тишине.
Ни одна вокруг не лает
Из подруг.
Скучно, страшно, замирает
Всё вокруг.
…Землю нюхая в тревоге,
Жду я бед.
Слабо пахнет на дороге
Чей-то след…
под холодною луною
Я одна.
Нет, невмочь мне – я завою
У окна.


- Что чувствует собака ночью?
                                                       - Собаке страшно, скучно, она тревожится, чуя чужой запах…
Слайд: Портрет Фёдора Сологуба
- Это стихотворение написал Фёдор Сологуб. Он, как волшебник, словно превратился в собаку и сумел передать всё то, что она чувствует, посмотрел на мир её глазами.
Работа с учебником.
- Давайте посмотрим на мир глазами других животных. Прочитайте стихотворения «Муравей» и «Зебра». Приготовьтесь к выразительному чтению вслух, попытайтесь передать, что чувствуют муравей и зебра.
Выразительное чтение стихотворений вслух.
Можно ли сказать, что поэты очеловечили муравья и зебру, использовали олицетворение?
Творческое задание: Пофантазируйте, что может чувствовать, о чём может думать:
Муха на потолке;
Рыбка в аквариуме;
Черепаха в коробке.
Домашнее задание: Сочинить рассказ от лица какого-нибудь животного. Обогатить свой рассказ, добавив звукоподражание.
 
 
Прикрепленный файл Size
Черный.ppt 1.52 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн