Submitted by Ирина Михайловна Линдер on чт, 11/11/2010 - 07:56
Методическа разработка урока
г.Абакан, 2009 г.
Тема: «Маленькая трагедия» (по трилогии А.П.Чехова)
Цели:
1. Выявить философско-нравственную проблематику рассказов трилогии и авторское отношение к ней.
2. Дать краткий анализ рассказов трилогии и охарактеризовать главных героев
3. Уяснить, какой общей темой объединены рассказы в трилогию.
4. Проследить, как проявляются в тексте трилогии такие литературные термины, как: юмор, сатира, художественная деталь.
5. Развитие памяти, речи в процессе краткого пересказа рассказов, зрительной ориентации при отборе материала по тексту, внимания и мышления при письменном составлении характеристики героев трилогии и ответов на вопросы.
Оборудование: портрет А.П.Чехова, Музыка Чайковского, картина Левитана «Золотая осень».
(эпиграфы)
Жизнь дается человеку один раз,
И нужно прожить ее бодро,
Осмысленно, красиво.
А.П.Чехов.
…не успокаивайтесь и не давайте усыплять себя!
Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!
Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть
Смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье,
А в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!
А.П.Чехов «Крыжовник»
Ход урока.
Оргмомент.
Настрой на урок, объявление темы урока, целей.
Реализация домашнего задания.
- Давайте вспомним, что на известно об А.П.Чехове как о личности.
Блиц-опрос по биографии А.П.Чехова.
Когда, где, в какой семье родился А.П.Чехов?
Какое образование получил?
Почему А.П.Чехов сказал: «В детстве у меня не было детства»?
Почему он должен был учиться и зарабатывать деньги?
Каковы основные темы его рассказов?
Что значит «действенная доброта» Чехова?
Какова цель его поездки на Сахалин?
Что было главным в характере Чехова?
Что противопоставлял Чехов всем жизненным невзгодам?
Сколько лет прожил А.П.Чехов? Почему так?
Работа над эпиграфами урока.
Запись темы урока. Звучит музыка.
- Что изображено на картине?
- Какой художник является автором данной репродукции?
- О чем это говорит? (Левитан был не только лучшим другом Чехова, его пейзажи удивительно близки по духу личности и творчеству А.П.Чехова. Чехов не просто любил природу, он утверждал: «Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна бы была земля наша».)
- Какое отношение имеет данный эпиграф к теме нашего урока? (Чехов был в высшей степени интеллигентом и в жизни всегда руководствовался совестью. Человек должен ставить высокие цели, мечтать о прекрасном и воплощать свои мечты в жизнь. Предназначение человека – быть нужным и необходимым для других. Не таким, какими показаны герои «маленькой трилогии».)
- Строки, которые я сейчас прочитаю, произносит один из героев «маленькой трилогии». Из какого они рассказа? (чтение второго эпиграфа)
- Согласны ли вы с рассказчиком? Почему?
Как же эти слова современны!
Из истории создания «Маленькой трилогии».
С конца 1880-х годов в творческие планы А.П.Чехова входит написание романа. Он повторяет, что роман будет писать «в форме отдельных законченных рассказов», причем каждый рассказ должен иметь свое заглавие, а роман в целом должен был называться «Рассказы из жизни моих друзей».
Роман А.П.Чеховым так и не был написан, однако его фрагментами в числе прочих некоторые исследователи считают и трилогию о «Футлярной жизни». Эти рассказы были в 1898 году опубликованы в журнале «Русская мысль» с общей нумерацией страниц, что свидетельствует о цельности цикла. Эти произведения получили название «маленькая трилогия».
- Какие рассказы входят в «маленькую трилогию»?
Действительно, цикл объединяет три рассказа, в которых поставлена общая проблема: человек и обстоятельства, его мечты и возможность их реализации в реальной жизни.
- В какой последовательности расположены рассказы в цикле? Почему так? («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Так автор ставит проблемы. А.П.Чехов представляет различные варианты «футляра», в которые персонажи добровольно заточают себя.)
Обзор рассказов трилогии. Беседа.
Передайте сюжет рассказа «Человек в футляре»
- Как рассматривается проблема в рассказе «Человек в футляре»? ( В рассказе «Человек в футляре» Беликов рисует идеальную, с его точки зрения, модель общественных отношений, в котором нет места свободному проявлению человеческих чувств. В основу этого рассказа положена анекдотическая ситуация: герой задумал жениться… и умер, осуществив, наконец, долгожданную мечту. «Грустные мысли о человеческом счастье окрашивают этот рассказ в иронический тон»)
Передайте сюжет рассказа «Крыжовник».
- А какова проблема рассказа «Крыжовник»? (в рассказе «Крыжовник» представлен мир человека, который достиг идеала, равнозначному «футлярному счастью». Человек обрел счастье в виде тарелки крыжовника со своего огорода.)
Передайте содержание рассказа «О любви».
- Какова проблематика заключительного рассказа « маленькой трилогии»? (заключительный рассказ повествует о проникновении «футлярности» в интимную сферу человеческих отношений – замкнутыми в футляре оказываются и его чувства, нереализованными остались мечты о счастье.)
- Почему эти рассказы Чехов объединил в трилогию? Что в них общего? (тема «футлярность человеческой жизни», композиция – «рассказ в рассказе»: автор представляет нам представляет нам рассказчика, и дальнейшее повествование ведется от его лица.)
Работа с литературными терминами.
В рассказах А.П.Чехова прослеживаются такие понятия, как:
Юмор – особый вид комического, где под внешне смешным трактуется внутренняя серьезность
Сатира – вид комического: беспощадное осуждение, уничтожающее отношение к объекту изображения.
- Как проявляется юмор и сатира на страницах «маленькой трилогии»?
Художественная деталь – мелкая подробность, помогающая составить характеристику героя художественного произведения. (С помощью худ.детали Чехов проясняет внутренний мир героев и свое отношение к персонажам.)
- Какие предметы всегда сопровождают Беликова? Почему? Объясните роль художественной детали в рассказе? (Худ. деталь – это средство характеристики героя у Чехова. С помощью худ. детали автор показывает разъединенность героя с внешним миром)
Письменная работа в группах (карточки)
Охарактеризуйте главного героя рассказа – учителя греческого языка Беликова (его внешность, поступки, речь…)
Охарактеризуйте главного героя рассказа «Крыжовник» - чиновника казенной палаты Николая Ивановича Чимшу-Гималайского (его внешность, поступки, речь…)
Охарактеризуйте главного героя рассказа «О любви» - помещика Павла Константиновича Алехина (его внешность, поступки, речь…)
Итоги урока:
- Дайте определение понятию «Футлярность жизни».
- Какие выводы можно сделать по ходу урока? Выскажите свою позицию к рассмотренной проблеме.
Домашнее задание.
Чтение статьи учебника «Понятие о сатире и юморе».
Письменный ответ (с пояснение) на вопрос «Рассказ «Человек в футляре» юмористический или сатирический»?