Официальный сайт ysaa 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Чистые вещества и смеси

Размещено: Татьяна Вениаминовна Саблина - пт, 12/11/2010 - 11:50
Данные об авторе
Автор(ы): 
Саблина Т.В.
Место работы, должность: 
МОУ "Гимназия №1"
Регион: 
Оренбургская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 
Цели урока: образовательная: а) сформулировать представления о смесях и «чистых веществах», б) сравнить свойства индивидуальных веществ и смесей, в) дать понятия «однородных и неоднородных смесей», г) ознакомить с основными методами разделения смесей; Развивающая: способствовать развитию логического мышления, памяти, умению анализировать полученные экспериментальные данные и на их основе делать теоретические выводы; Воспитательная: способствовать формированию научного мировоззрения, навыков рационального использования веществ, экологической культуры учащихся на основе химических знаний и установления межпредметных связей
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник: для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений «Химия 8», под редакцией проф. Н.Е. Кузнецовой

Используемое оборудование: 

Оборудование и вещества: компьютер, проектор, набор химической посуды и реактивов для проведения демонстрационного и ученического экспериментов.

Используемые ЦОР: 

школьная химия

Краткое описание: 
актуализация опорных знаний, необходимых для изучения темы, переходит через постановку проблемной ситуации на изучение новой темы. Работа включает выполнение практического эксперимента и формулировку выводов.

МОУ «Гимназия №1» им. Ю.В. Романенко Конспект конкурсного урока химии 8 класса по теме: «Чистые вещества и смеси» учителя химии высшей категории МОУ «Гимназия №1» Саблиной Т.В. г. Бузулук, 2009 г Класс: 8 Тема урока: «Чистые вещества и смеси» Дата проведения: 1 декабря 2009г (МОУ «СОШ №10») Тип урока: урок-изучение нового материала Вид: объяснительно – иллюстративный с элементами проблемного обучения Цели урока: образовательная: а) сформулировать представления о смесях и «чистых веществах», б) сравнить свойства индивидуальных веществ и смесей, в) дать понятия «однородных и неоднородных смесей», г) ознакомить с основными методами разделения смесей; Развивающая: способствовать развитию логического мышления, памяти, умению анализировать полученные экспериментальные данные и на их основе делать теоретические выводы; Воспитательная: способствовать формированию научного мировоззрения, навыков рационального использования веществ, экологической культуры учащихся на основе химических знаний и установления межпредметных связей Используемые методы: лабораторные исследовательские демонстрационный и ученический эксперимент, беседа фронтальная (и с элементами лекции), решение упражнений, работа с учебником. Применяемые технологии: на уроке применяются элементы индивидуально – дифференцированного и проблемного обучения, компьютерной технологии. Оборудование и вещества: компьютер, проектор, набор химической посуды и реактивов для проведения демонстрационного и ученического экспериментов. Учебник: для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений «Химия 8», под редакцией проф. Н.Е. Кузнецовой Ход урока 1. Организационный момент: - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Т. В. Я учитель химии гимназии №1. На этом уроке мы вместе продолжим дальнейшее изучение интересной науки - химии. Для объективной оценки вашей работы на уроке я буду использовать так называемые «бонусы»- карточки. За ответ я буду давать вам бонус, а по окончанию занятия их количество мы переведём в баллы. 2. Актуализация опорных знаний: Химия - ? Предмет изучения химии - ? В-во - ? Каким бывает состав? Что такое – свойства вещества? Какими признаками характеризуется в-во? Какие превращения могут происходить с веществами? Чем характеризуются физ. превращения? Химические? По каким признакам можно судить, что данное превращение является химическим? 3. Постановка проблемы и переход к изучению нового материала: В-во – это то из чего состоит физ. тело. На дем.столе - колба, пробирка, хим. стакан, мерный цилиндр, ручка. Что объединяет данные предметы? Вывод: не все тела состоят из одного вещества. Как одно вещество мы отделили от другого? (опираясь на свойства) посмотрите на данный слайд: Одним из самых любимых материалов скульпторов и архитекторов – мрамор (слайд 1). Окраска этой горной породы удивительно разнообразна: молочно-белая, серая, розоватая. Причудливый узор радует глаз. Мрамор послушен и податлив в руках мастера, он легко обрабатывается и прекрасно полируется до зеркального блеска. Мрамор – материал, из которого можно изготовить облицовочную плитку, статую или колонну дворца. Плитка, статуя, колонна – это физические тела, изделия. А вот основу мрамора составляет вещество, которое называется карбонат кальция. То же вещество входит в состав других минералов: мела, известняка. Вопрос классу: А теперь давайте подумаем: почему мрамор бывает разного цвета? Почему на его поверхности играет неповторимый узор? Ответ учащихся Потому, что помимо карбоната кальция в его состав входят примеси, придающие окраску, которые содержатся в любых соотношениях. Вопрос классу: перед вами образцы воды, которые взяты мной а) из крана в вашей школе, б) из родника, в) минеральная вода из бутылки в) вода из лужи. Есть ли отличия между данными образцами воды? Вопрос учителя: «Перечислите признаки чистой воды, и как меняются признаки чистой воды, если к ней добавить поваренную соль или сахар?» На демонстрационном столе: смеси из растительного масла и воды, лимонад, стиральный порошок, молоко, растительное масло - Данные образцы – это чистые вещества, физические тела или …(смеси)? Перед вами на столе колба с воздухом, моющее средство(мыло),порошок – Что же представляют из себя данные образцы? Смеси. И так, сегодня тема нашего занятия: «Чистые вещества и смеси» и для того, чтобы полностью понять суть данного вопроса мы с вами к концу занятия должны ЦЕЛИ УРОКА: а) сформулировать представления о смесях и «чистых веществах», б) уметь сравнить(описывать) свойства индивидуальных веществ и смесей, в) дать понятия «однородных и неоднородных смесей», г) изучить основные методы разделения смесей «Чистым веществом считают такое вещество, свойства которого (плотность, твердость, температуры плавления и кипения, электропроводимость и др.) с достаточной точностью неизменны независимо от способа его получения». Таким образом, чистым считается такое вещество, в котором примеси не влияют на его физические и химические свойства. Вот и получается, что чистых веществ в природе, в технике, в быту очень немного. Гораздо чаще встречаются смеси – сочетание двух или более веществ. Воздух – это смесь различных газов; нефть – природная смесь органических веществ (углеводородов); любые минералы, горные породы – это тоже твердые смеси различных веществ. В смесях каждое из составляющих их веществ сохраняет свои индивидуальные свойства. (рассказ учителя) Для того, чтобы получить смесь мы должны смешать (соединить) несколько веществ, но и для получения новых веществ исходные вещества нужно привести в соприкосновение. А теперь давайте приготовим смесь и выясним, что происходит с веществами в смеси. Ученический эксперимент: Прошу вас, используя выданные вещества, приготовить смеси: 1 задание - а) серы и железных опилок, для работы можете использовать инструкцию на странице 79 вашего учебника; б) поваренной соли и воды; в) древесных опилок и песка Обращение к классу: Чем различаются между собой данные образцы смесей? Можно ли увидеть составляющие компоненты всех смесей. Вывод: Смеси различаются величиной входящих в их состав частиц других веществ. Иногда эти частицы настолько велики, что их можно видеть невооруженным глазом. Если смешать речной песок с сахарным, вы без труда различите отдельные кристаллики друг от друга, особенно если будете пользоваться для этой цели увеличительным стеклом. К подобным смесям можно отнести, например, стиральный порошок, кулинарные смеси для выпечки блинов или тортов, строительные смеси. Обращение к классу: Приведите собственные примеры из жизни? (продолжение рассказа) Порой частички компонентов в смесях более мелкие, неразличимы глазом. Например, в состав муки входят крупицы крахмала и белка, которые невозможно различить невооруженным глазом. Молоко – это тоже водная смесь, в которой содержатся маленькие капельки жира, белок, лактоза и другие вещества. Увидеть капельки жира в молоке можно, если рассмотреть каплю молока под микроскопом. Есть смеси, при образовании которых вещества настолько «проникают друг в друга», что разбиваются на мельчайшие частицы, не различимые даже под микроскопом. Как бы вы ни всматривались в воздух, различить составляющие его газы вам не удается. Также бесполезно искать «неоднородность» в растворах уксусной кислоты или поваренной соли в воде. Смеси бывают а) гомогенные (однородные) и б) гетерогенные (неоднородные). Агрегатное состояние вещества в смеси может быть различным. Зубная паста, например, это смесь твердых и жидких составляющих (слайд 3). Физпауза , зарядка для глаз (музыкальное сопровождение) Однородные смеси по агрегатному состоянию делятся на газообразные, жидкие и твердые. Смесь любых газов всегда гомогенна. Например, чистый воздух – это гомогенная смесь азота, кислорода, углекислого и благородных газов, водяных паров. А вот пыльный воздух – это уже гетерогенная смесь тех же газов, только содержащая еще и частицы пыли. Вам наверняка доводилось не раз видеть, как ранним утром через неплотно задернутые шторы в комнату пробиваются солнечные лучи. Пути их нередко бывают отмечены светящимися дорожками: это взвешенные в воздухе частички пыли рассеивают солнечный свет (слайд 6). Смог над городом или над промышленным предприятием – это тоже гетерогенная смесь: воздух, в котором содержатся не только частицы пыли, но также частицы сажи, капельки различных жидкостей и др. (слайд 7). Природный газ, попутный нефтяной газ также представляют собой природные смеси газообразных веществ, основным компонентом которых является метан CH4. Тот же метан поступает в наши квартиры по паутине трубопроводов и горит на кухне веселым голубым пламенем. Но бытовой газ – это тоже смесь. В их состав специально вводят резко пахнущие вещества, чтобы можно было по запаху почувствовать малейшую утечку газа. Для чего это необходимо? Дело в том, что воздух (необходимый для дыхания всего живого), природный газ (незаменимое топливо и сырье для химической промышленности) – это великое благо человечества, но их смеси превращаются в грозную разрушительную силу из-за чрезвычайной взрывоопасности. Из средств массовой информации вы, безусловно, знаете о трагедиях, связанных со взрывами метана в угольных шахтах, взрывами бытового газа в результате преступной халатности или пренебрежения элементарными нормами безопасности. Почувствовав запах газа в квартире или в подъезде своего дома, вы должны (слайд8,9) немедленно перекрыть (если это возможно) краны и вентили, проветрить помещение, по телефону 04 вызвать специализированную аварийную службу. К жидким природным смесям относятся нефть. В ее состав входят сотни различных компонентов, главным образом соединения углерода. Нефть называют «кровью Земли», «черным золотом», и вам хорошо известно, какую значительную роль в экономике нашего государства и многих других стран играет добыча, переработка и экспорт нефти и нефтепродуктов. Безусловно, самой распространенной жидкой смесью, а точнее раствором, является вода морей и океанов (слайд 10). Чем же химические соединения отличаются от смесей? Вспомним опыт по получению воды из водорода из кислорода. 1. Для реакции необходимо взять 2объёма водорода и один объём кислорода, но для смеси нет строго соотношения веществ 2. Свойства веществ сохраняются в смеси, а в соединении нет. 3. Чтобы получить хим. соединения энергию нужно затратить, для получения смеси –нет. 4. Смеси можно разделить физическими методами Какие смеси проще (легче разделить на составляющие) На стр 81 вашего учебника дана характеристика способов разделения смесей Пользуясь оборудованием на дем. столе предложите модель прибора в котором можно осуществить данное превращение После выделения в-в из смеси проводят их идентификацию, которая подразумевает описание внешних признаков(окраска, запах, форма кристалла) и хим. анализа с определением тем. кип и плав. Закрепление: Вопрос к классу:Какие жидкие смеси сопровождают нас в повседневной жизни? (слайд11) Ответ учащихся:Шампуни, напитки, микстуры, препараты бытовой химии. Широко распространены и твердые смеси. Как мы уже говорили, горные породы представляют собой смесь нескольких веществ. (Демонстрация школьной коллекции «Горные породы и минералы») Чем смеси отличаются от сложных (индивидуальных) веществ? Вопросы к классу: Приведите пример логической цепочки «физическое тело» - «материал» - «вещество». Ответ учащихся: Мраморная статуя – материал мрамор – вещество карбонат кальция. 1. Что такое чистое вещество. 2. Какие смеси называются гетерогенными, гомогенными. 3. Приведите примеры газообразных, жидких и твердых смесей. Решение заданий теста «Смеси» .Установите правильную последовательность. 1. Однородная смесь – А- между веществами Б - нельзя заметить В- смесь, в которой Г- невооруженным глазом Д- границу раздела 2. Неоднородная смесь – А- границу раздела,Б- смесь, в которой В- можно заметить,Г- между веществами,Д- невооруженным глазом Выпишите букву правильного ответа 3. Агрегатное состояние однородной смеси: А - жидкое, твердое, газообразное; Б - жидкое, твердое;Г - жидкое. 4. Агрегатное состояние чистого вещества: 1) жидкое, твердое, газообразное; 2) жидкое, твердое; 3) жидкое. 5. Смесью веществ является: 1) водопроводная вода; 2) углекислый газ; 3) медь 6. Вещества, применяемые для очистки и обеззараживания питьевой водой: 1) песок, уголь, гравий, хлор; 2) песок, уголь, гравий; 3) песок, уголь; 4) песок 7. Способ разделения смеси из порошка железа и серы: 1) растворение в воде; 2) фильтрование; 3) использование магнита; 4) выпаривание 8. Чистое вещество – это: 1) морская вода; 2) молоко; 3) кислород 9. Смесью веществ не является: 1) дистиллированная вода; 2) почва; 3) воздух. 10. Отстаивание применяют при разделении смесей, если компоненты обладают: 1) различной плотностью; 2) различной окраской; 3) различной растворимостью. 11. Фильтрование применяют при разделении смесей, если компоненты обладают: 1) различными температурами кипения, 2) различной массой; 3) различной растворимостью. 12. Дистилляция – метод разделения смесей, в основе которого лежит: 1) различная температура кипения компонентов смеси; 2) различная растворимость веществ; 3) различное агрегатное состояние веществ. 13. Однородные смеси можно разделить: 1) фильтрованием; 2) выпариванием; 3) отстаиванием. 14. Неоднородные смеси можно разделить: 1) фильтрованием; 2) выпариванием; 3) дистилляцией. Установите соответствие 15.Агрегатное состояние: смесь: 1) твердое; а) морская вода; 2) жидкое; б) воздух; в) стекло; г) туман. 16. Агрегатное состояние: смесь: 1) твердое; а) морская вода; 2) газообразное б) воздух; в) сталь; г) бензин. 17. Вещество: область применения: 1) особо чистый кремний; а) обеззараживание питьевой воды; 2) песок; б) очистка природной воды; в) производство полупроводников. Домашнее задание: (слайд) Рефлексия и выставление оценок:

Прикрепленный файл Размер
урок открытый.odt 24.09 Кбайт

»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн