Методические рекомендации по проведению эколого-краеведческого рейда
Submitted by Ирина Петровна Калашникова on Fri, 12/11/2010 - 12:47
Методические рекомендации по проведению эколого-краеведческого рейда
Экскурсии, рейды, походы — одна из важнейших форм организации занятий в природе. Значение их заключается в реализации краеведческого и экологического принципов в обучении. Кроме того, данные формы играют большую роль в ознакомлении школьников с методами исследования, развивают их познавательную самостоятельность.
Во время данных мероприятий происходит целенаправленное изучение реальной действительности своей местности, что подготавливает школьников к познанию основного содержания школьной географии.
Методика организации, этапы подготовки и проведения, обработка результатов и их использование в учебном процессе довольно полно раскрыта в специальной методической литературе. Обычно особый интерес у школьников вызывает работа на местности по оборудованию экологической тропы в ближайшем парке, сквере, лесном массиве. Ее создание начинается с выбора места, доступного для учащихся. Территория при этом должна иметь разнообразные природные объекты, но маршрут экологической тропы должен обходить (исключать) места обитания редких видов растений и животных. Среди учащихся целесообразно провести конкурс на проекты экологических знаков, текста информационных листов, проекты искусственных сооружений на тропе, тексты бесед и вопросы с посетителями тропы во время экологических рейдов. Наибольшую сложность представляет разработка маршрута ее подробное описание, составление путеводителей по тропе. Поэтому такая работа распределяется между несколькими классами, группами и ведется довольно продолжительное время.
Цели и задачи данного мероприятия:
формирование у детей стремление принимать участие в решении экологических проблем;
оказать содействие решению местных экологических проблем;
сформировать у подрастающего поколения чувство бережного отношения к окружающей их среде.
Участники:
В рейде могут принимать участие школьники начальной, средней, старшей ступеней обучения.
Организация и сроки проведения:
Данный проект организуется и проводится в пять этапов в период с сентября по май.
Ход реализации проекта.
1 этап - сентябрь.
В рамках данного этапа необходимо провести обследование местности и составить карту наиболее загрязненных мест, по которым в дальнейшем планируется произвести уборку. Примерный перечень мест для обследования: зоны массового отдыха людей, водоемы, парки и скверы и т. п
работу по очистке загрязненной территории, которая проходит по специально проработанному маршруту, и носит характер похода.
3 этап - декабрь-февраль
Участие в третьем этапе возможно только при реализации первых двух этапов. В рамках данного этапа необходимо написать проект благоустройства выбранной территории. В проекте необходимо указать:
актуальность, цели и задачи проекта;
план и сроки реализации проекта;
подробное описание территории, выбранной для благоустройства (площадь территории, наличие каких-либо зданий, сооружений и т. п.)
виды предполагаемых работ (уборка, высадка деревьев, побелка и т. п.)
смету расходов на реализацию проекта;
план предварительной подготовки участников проекта;
предполагается задействовать в проекте жителей населенного пункта, средства массовой информации, представителей органов государственной власти;
примерное количество участников проекта;
ожидаемые результаты.
4 этап - апрель- май
В рамках данного этапа проходит непосредственная реализация проекта. Сроки и место необходимо обязательно согласовать с местными органами власти. Важным аспектом такой программы, является агитационный характер, где ее участники собственным примером привлекают местные органы власти, население к проблеме загрязненности окружающей природы и предлагают поучаствовать в программе.
5 этап – май
В рамках данного этапа необходимо написать письменный отчет, в произвольной форме, с приложением фото ( и по возможности видео) материалов о проделанной работе. Отчет должен содержать:
название организации;
точный адрес;
количество членов организации, принимавших участие в проекте;
карту маршрута;
описание хода всех этапов проекта с приложением фотографий;
анализ проделанной работы.
Литература:
И. В. Душина, Г. А. Понурова « Методика преподавания географии» 1996 г.
Материалы из положения акции «Чистота и порядок — дело наших рук»