Используемые учебники и учебные пособия:
Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон личности, воспитанию нравственных качеств, активизации психических процессов, а также поддерживанию положительной мотивации к выполнению учебных действий. По мнению Е.Н. Винарской, эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи. Вот почему логопеду важно обеспечивать на занятии положительный настрой и поддерживать интерес к изученным ранее упражнениям, сохранять в памяти полученные знания, актуализировать их в новой ситуации. Конечно, хорошим помошником в этой работе может стать сказка.
Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп. Сказки могут представлять собой как целое занятие, и быть составляющей его частью. Мы попробовали объединить творческие усилия, и сочинили сказку о том, как дети помогли помириться веселым звукам. Это – интеракивная сказка, так как требует не пассивного созерцания и прослушивания, а активного участия в ходе повествования. Она призывает актуализировать знания детей о гласных и согласных звуках, о символизации в обозначении твердых и глухих, гласных звуков, о работе органов артикуляции в произнесении звуков. Дети участвуют в разрешении спорной ситуации, побуждаются к формулировке вопросов, помогают находить правильный ответ. Учатся слушать друг друга, быть внимательными к собеседнику, сопереживать близким, находить позитивный выход из конфликтной ситуации.
Будем рады, если наша сказка окажет помощь логопедам, воспитателям в дифференциации понятий «гласные и согласные звуки»
Саратовская область, Ртищевский район,
г.Ртищево
учитель-логопед МДОУ Д/С №6 «Медвежонок»
Е.А. Нефтулаева.
воспитатель МДОУ Д/С №7 «Журавушка»
Е.Ю. Толкачева.
Конспект фронтального занятия по формированию элементарных навыков письма и чтения /подготовительная группа с ФФН/.
Тема: «Путешествие любознательного звука»
Цели занятия:
ØЗакреплять навык слуховой дифференциации гласных и согласных звуков.
ØОтрабатывать речевое дыхание.
ØСовершенствовать фонематические представления, навык фонематического анализа сложной формы.
ØЗакрепить умение дифференцировать понятия «звук, буква, слог».
ØСовершенствовать практические навыки согласования существительных с числительными.
ØУточнить, расширить, активизировать словарный запас через формирование семантического поля «календарь, книга».
ØРазвивать связную речь.
ØРазвивать зрительное восприятие, зрительный гнозис, мышление, память.
ØСовершенствовать навык послогового, осмысленного чтения.
ØВоспитывать доброту, отзывчивость, доброжелательность к товарищам.
Оборудование:
Фланелеграф; книга сказок; плоскостное изображение сказочной страны звуков; «изображение человечков-звуков»; плоскостное изображение «любознательного звука»; мяч; перфокарты; карточки слогов; карточки-ребусы; карандаши шестигранные; схемы слов.
Организационный момент
Вышла сказка прогуляться.
Сколько в книжке ей сидеть?
Надо детям показаться.
И самой все посмотреть.
Логопед. Сегодня будем говорить о звуках и буквах, с которыми познакомились на занятиях. Поможет нам интересная …
Дети. Сказка.
Актуализация имеющихся знаний. Интерактивная сказка.
Логопед. В одной сказочной стране жили, не тужили, между собой крепко дружили веселые звуки (выставляется демонстрационный материал). Вы, ребята, догадались, какие звуки жили в этой стране?
Дети. Да догадались. Гласные и согласные.
Логопед. Кто гласные, кто согласные звуки?
Дети. Девочки – гласные звуки, потому что они в красных платьицах. Гласные звуки мы обозначает красным цветом. Мальчики – согласные звуки.
Логопед. Мальчики в разных рубашечках. Что подсказывает цвет их рубашек?
Дети. Синим цветом, обозначаем твердые согласные звуки, а зеленым – мягкие согласные звуки.
Логопед. У некоторых мальчиков на рубашечках колокольчики, о чем они говорят нам?
Дети. Колокольчик обозначает звонкий звук, у глухих звуков колокольчиков нет.
Логопед. Ребята, давайте попробуем догадаться, как зовут этих мальчиков-звуков. Показывает на звуки, выставленные на фланелеграфе.
Дети. Этого мальчика можно назвать Б, Г, Р, Л ; Т, К, Х ; МЬ, ЛЬ, БЬ; СЬ, Ч, КЬ…
Логопед. Обрадовались звуки, что вы смогли отгадать их имена.
Но вот однажды звуки стали спорить друг с другом, да так, что поссорились между собой и перестали дружить. Загрустили они. В их веселой стране никто не слышал больше радостного смеха. Вы хотите, ребята, узнать, что произошло?
Дети. Да; хотим; нам очень интересно.
Логопед. Давайте спросим у звуков.
Дети. Что произошло? Что случилось? Из-за чего вы поссорились?
Логопед. Звуки отвечают, что они не могут понять, кому из них легче назвать свое имя, кто дольше и красивее поет свою песенку. Они долго спорили, но не нашли верного решения.
Гласные звуки просят нас спеть вместе с ними их песенки.
Давайте пропоем песенки гласных звуков с движениями.
1. И.П. – стоя, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх – вдох. Руки через стороны вниз, поем «А -а-а» - выдох.
2. И.П. – стоя, руки опущены. Ноги на ширене плеч. Прямые руки вверх – вдох. Наклон – поем «У-у-у».
3. И.П. – стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки соединяются, кисти складываются, изображая букыу «О», продвигаются вперед ото рта – выдох.
4.И.П. – стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки пред грудью – выдох: «Э-э-э».
Логопед. Легко нам было петь песенки гласных звуков?
Дети. Да
Логопед. Почему?
Дети. Когда произносим гласные звуки, во рту нет преграды, язык, зубы не мешают воздуху вытекать из горлышка.
Логопед. Ребята, а согласные звуки говорят, что их тоже можно потянуть. «Р-Р-Р; Л-Л-Л»; или «с –с –с; ш –ш –ш» Попробуйте.
Дети. Длительно произносят звуки « РРРР; ЛЛЛЛ».
Логопед. Легко вам было?
Дети. Нет.
Логопед. Что произошло с языком, зубками, губами?
Дети. Язык поднимался наверх, упирался в верхние зубки, зубы сомкнулись. А еще язык дрожал, как моторчик наверху, когда мы произносили звук «Р». Нам было трудно сказать эти звуки; воздух на пути встретил преграду – язык, зубки.
Логопед. Ну и что, возражают согласные звуки. Надо постараться, и все получится.
Логопед. Ребята, давайте поможем звукам рассудить их спор.
Дети. Когда произносим гласные звуки воздух, выходя из горла, не встречает преграды, ничего не мешает, нам легко говорить, мы можем спеть с голосом. Когда произносим согласные звуки во рту есть преграда, мешают спеть язык, зубки, нам трудно произносить согласные звуки.
Логопед. Вот теперь звукам стало ясно, что легче спеть свое имя гласным звукам, а согласным приходиться потрудиться.
Что мы можем пожелать на прощанье веселым звукам?
Дети. Живите дружно, не ссорьтесь. Вы все хороши и нужны нам, чтобы произносить слова, предложения…
Логопед. Ребята понравилась вам сказка?
Дети. Понравилась.
Логопед. Вы запомнили, как произносятся гласные и согласные звуки? Удалось нам помирить звуки?
Дети. Да удалось.
Основная часть.
Логопед. Ребята, сказок много, где хранятся сказки?
Дети. Сказки печатают в книгах, и они в книгах долгое время сохраняются, и мы их не забываем, читаем.
Логопед. Вот и наша сказка живет в книге (демонстрация большой и красочно оформленной книги). Книги бывают разные. Подскажите, эта книга какая?
Дети. Большая; толстая; красивая; интересная; занимательная; расписная; красочная.
Логопед. В этой книге много рисунков к сказкам, эти рисунки называются иллюстрации. А если в книге много иллюстраций значит и книгу можно назвать…
Дети. Иллюстрированная.
Логопед. ( Книга закрывается) Ой, ребята, посмотрите, из нашей большой книги выпал звук, не хочет с вами расставаться. (Прикрепляет плоскостное изображение звука на фланелеграф). Как можно назвать такой звук?
Дети. Любознательный, веселый, непослушный.
Логопед. Оставим его посмотреть наш детский сад?
Дети. Да. Оставим.
Логопед. Хорошо мы запомнили, что звуки бывают гласными и согласными. А сейчас, вместе с нашим гостем, поиграем в игру «Я звук – вы слово» Называет любой звук.
Дети. Придумывают слова с заданным звуком.
Логопед. Давайте сделаем игру еще интереснее. «Я – звук, вы слово к схеме». Выставляются на наборное полотно схемы; звук в начале слова, звук в середине слова, звук в конце слова.
Дети. Придумывают слова с заданным звуком по заданной схеме.
Логопед. Молодцы!
Мы знаем, что если сначала подружить звуки, то получатся что…; а если подружить слоги, то получатся…
Дети. Слоги. Слова.
Игра с мячом.
Логопед. Давайте побросаем слоги. Я говорю одну часть слова и бросаю мяч, а вы называете другую часть этого слова и мяч возвращаете. Нашему любопытному звуку очень интересно, какие у вас получатся слова.
Ми ла ра пи ко пи са ба жи но лы ры го жа
Ла ма на ла са рог ни ран вот ра жи ба ры ба
Игра «Запомни число…» с мячом.
Логопед. А сейчас превращаемся в «запоминалок». Задумайте любое число от 1-20 и запомните его. Я бросаю мяч и называю слово, а вы возвращаете мяч и называете это слово с числом, которое задумали.
Слова по теме «Времена года, календарь»: месяц, день, число, цифра, неделя, сутки, календарь, праздник, денечек, неделька, циферки, календарик, суточки.
Дети. Задумывают числа. Согласуют слова с числительными.
Логопед. Отлично справились с заданием. И наш гость узнал много новых слов, и ,наверное, научился считать.
(Дети садятся за столы).
Очень любопытно звуку узнать что получится, если мы захотим написать звуки?
Дети. Получатся буквы.
Логопед. Что мы делаем с буквами?
Дети. Буквы мы пишем и видим
Логопед. Что делаем со звуками?
Дети. Звуки слышим и произносим.
Глазодвигательное упражнение с карточками букв.
Логопед. Эту игру проведут сегодня… выбирает 2-х детей. У одного карточка с буквой …, и у другого ребенка. Дети становятся на расстояние друг от друга. По очереди называют букву и поднимают карточку, вся группа, не поворачивая головы, отводит глаза на карточку с буквой, затем переводит взгляд на другую карточку.
Мы подготовили глаза, и сейчас вы быстро справитесь с заданием.
Логопед. Посмотрите на карточки, буквы спрятались. Найдите и напишите все буквы. И составьте из букв слова.
Дети. Работают с перфокартами.
Логопед. Какие буквы спрятались у Сони, прочитай слово…
Удивился наш гость, как легко вы нашли все буквы, и составили слова. Любознательный звук предлагает вам вот какие упражнения…
Массаж шестигранными карандашами. Пропустить карандаш между одним и двумя-тремя пальцами. Удержать карандаш большим и указательным пальцами одной руки, покатать между пальцами; затем выпонить упражнение другой рукой.
Игра «Составь слово из слогов»
Логопед. Покажем нашему веселому звуку, что мы не только умеем составлять слова, но и работать все вместе. У вас на столах карточки. Возьмите их, прочитайте. Выходите, соедините свои слоги так, чтобы получились слова.
Дети. Соединяются в пары, прочитывают слова.
Логопед. Наш гость придумал для вас, ребята, необычные слова, и хочет посмотреть, как вы их отгадаете. Выставляются ребусы.
Дети. Отгадывают ребусы, называют слова – машина, бабочка, веточка, рыбак, морозы.
Логопед. Чтобы нашим словам не было скучно, придумаем предложения. Предложения должны быть непохожие друг на друга.
Дети. Грузовая машина ехала по шоссе. Весной можно увидеть порхающих бабочек. На кусту распустилась веточка сирени (жасмина…). Рыбак ловит рыбу. Зимой сильные морозы. Морозы расписали окно в моей комнате.
Итог занятия.
Логопед. Вот и закончилось путешествие веселого звука. Не хочется расставаться с нашим гостем?
Дети. Нет.
Логопед. Что можно предложить звуку?
Дети. Чтобы звуки приходили к нам в гости часто. Мы хотим дружить со звуками из сказочной страны.
Логопед. Конечно, мы пригласим в гости не только этого веселого звука, но и всех его друзей из сказочной страны. И мы придумаем сказку о приключениях веселого звука. Помогайте мне. Жил – был любопытный звук в далекой стране звуков. Однажды, когда дети из детского сада «Журавушка» слушали сказку, он выпал из сказочной книги… (что было дальше)…
Дети. Мы пригласили звук к нам в гости. Веселый звук смотрел, как мы занимаемся. Мы научили его делить слова на слоги. Мы научили его искать спрятавшиеся буквы. Ему было интересно, и он придумал необычные слова, а мы их отгадывали.
Логопед. Наш веселый гость отправляется в свою сказку (изображение звука вкладывается в книгу). Но наша история не заканчивается, потому что звуки будут приходить к нам в гости.
Мы сегодня выполнили много заданий: Подбирали слова к схемам; отгадывали ребусы; Складывали из букв и слогов слова, придумывали предложения, и самое главное показали какие мы гостеприимные, доброжелательные ребята. Давайте подарим друг другу улыбки. До свидания.