II. Актуализация опорных знаний.
- Мы начинаем урок русского языка. Прочтите про себя пословицу «Сначала думай, а потом говори».
Объясните ее смысл.
Вам понравилась она? Спишите пословицу в тетрадь красивым, каллиграфическим почерком, постарайтесь запомнить.
- Прочтите пословицу еще раз.
-В этой пословице есть необыкновенная часть речи. Она необыкновенна тем, что обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека. Про себя говорит: Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – все в действие придет.
Самолет летит.
Реки текут.
А дети …
- О какой части речи пойдет разговор на уроке, догадались?
- Давайте вспомним: что мы знаем о глаголе?
Выделим пошагово – что знаем и что умеем.
-Кто сможет сформулировать, какую цель вы поставите перед собой на данный этап урока?
Глагол - самостоятельная часть речи.
- обозначает действие;
- отвечает на вопросы: что делать? что
сделать?
- в предложении чаще всего бывает
сказуемым;
- не с глаголами пишется отдельно;
- перед глаголами никогда не пишется
предлог;
-изменяется по временам, числам,
а в прошедшем времени по числам, в ед.ч.-по родам.
Ребята! Мы обобщили наши знания о глаголе.
Я думаю, что вы справитесь с заданием.
Прочтите данные на сладе слова и напишите в тетради, разделив их на две группы. Подумайте, по какому принципу можно это сделать?
Школа, писать, дядя, петь, дом, степь, кричать, солнце, рожь, идти, заговорить, догнать.
- Поделитесь, как это вы сделали?
- Что можете сказать о словах 1-ой группы?
- Ребята, по какому признаку я разделила существительные на 3 группы?
Посмотрите на их окончания. О чем они напоминают?
школа дом степь
дядя солнце рожь
- Сколько типов склонения у имен существительных?
- Как вы думаете, почему ученые выделили 3 типа склонения?
- Устно закончите предложение.
Просклонять – это …
- Итак, имена существительные …
- А какие еще части речи, известные вам, склоняются?
- Можно ли просклонять глагол?
III. Осознание и осмысление новой учебной информации.
а/ Групповая работа.
-Ребята! Я предлагаю вам объединиться в группы по 4 человека и выполнить ЗАДАНИЕ №1:
просклонять данное вам слово, записать на листочек и выделить окончание. У каждой группы свое слово. Задание всем понятно? Желаю вам успехов, надеюсь, что вы помните правила работы в группе.
В группах просклонять слова:
1и 2 группа: дом школа
3 группа: синий
4 и 5 группа: я мы
6 группа: петь
По завершении каждая группа вывешивает листочек с выполненной работой на доску.
- Почему не получается просклонять глагол петь?
- А как они изменяются?
-Тогда, что можете сказать о формах глаголов:
боялся, боялась, боялись?
- Что скажете о формах глаголов:
не тронет, не тронешь, не трону?
Осознание и осмысление новой учебной информации.
б/ Работа у доски и в тетрадях.
- Измените по лицам и числам глагол, запишите в тетради, выделите окончания, поставьте знак ударения. Глаголы: идти, сидеть.
Я ид-у сиж-у
Ты ид-ешь сид-ишь
Он ид-ет сид-ит
Мы ид-ем сид-им
Вы ид-ете сид-ите
Они ид-ут сид-ят
Проверка
- Вы справились с заданием?
Какую работу мы выполнили?
- Что такое спряжение?
.в/Работа над лексическим значением слова.
Слово «спрягать» исконно русское, устаревшее. Оно обозначало «соединять вместе, объединяться».
Например: спрягать лошадь с телегой, т.е. объединять их для работы: сейчас говорят «запрягать лошадь в телегу».
- А каково современное значение слова «спряжение»?
- Вам уже приходилось склонять имена сущ., прилаг., местоимения. Теперь вы часто будете получать задание: проспрягать глагол.
Что вы будете делать, выполняя такое задание?
В любом ли времени можно глаголы спрягать?
- Итак, имена сущ. склоняются, а глаголы …
- Если помните, у существительных сколько типов склонения?
- А как вы думаете, сколько спряжений у
глагола? Как узнать?
- Над какой проблемой будем работать на уроке?
- Какую поставим перед собой цель?
IV. Физкультминутка.
V. Первичное закрепление.
Упражнение на закрепление(наблюдение за личными окончаниями). Слайд с таблицей.
- Ребята, кто напомнит, ответ на какой вопрос мы сегодня должны найти на уроке?
- Чтобы ответить на вопрос, сколько спряжений у глагола, что мы должны сделать?
- Вспомните, с какой частью речи дружит глагол?
Вспомните личные местоимения и проспрягайте глаголы: писать, петь, замолчать, построить
1л. Пиш-у по-ю замолч-у постро-ю
2л. Пиш-ешь по-ешь замолч-ишь постро-ишь
3л. Пиш-ет по-ет замолч-ит постро-ит
1л. Пиш-ем по-ем замолч-им постро-им
2л. Пиш-ете по-ете замолч-ите построи-ите
3л. Пиш-ут по-ют замолч-ат постро-ят
- Сколько вариантов окончаний в каждом лице, кроме 1 л. ед.ч., получилось? Назовите их.
Вывод: Сколько наборов окончаний – столько и спряжений.
Работа по учебнику.
Вывод о двух спряжениях проверяется по учебнику.
-Правильны ли наши предположения?
Что можно сделать, чтобы запомнить правило?
Вывод.
- Можем ответить на вопрос, сколько спряжений у глагола?
-Чем отличаются окончания каждого столбика?
- Можете ли сказать, по какому признаку различают у глаголов 2 спряжения?
- Гласная в окончании в какой позиции?
-Вы сомневались при выборе гласной в окончании?
-Как пишутся личные окончания глаголов под ударением?
- А в какой позиции появляется опасность?
-Ребята, как вы думаете, для чего нужно знать спряжение глагола?
- А какие варианты гласных в окончании?
- О безударных личных окончаниях глаголов мы будем говорить на следующих уроках.
VI. Групповая работа.
- Ребята, вместе подумайте, как можно определить спряжение глагола, если его окончание под ударением?
Попробуйте составить алгоритм определения спряжения.
УДАРЕНИЕ
ОКОНЧАНИЕ
-е, -ут(ют) – I
-и, ат(-ят) - II
|
- Если окончание ударное, то спряжение глагола определяем …( по личным окончаниям.)
VII . Закрепление изученного.
а/ Ребята, какой цифрой мы обозначаем склонение существительных?
Спряжение принято обозначать римскими цифрами.
( показать, какая буква чаще всего повторяется в окончаниях спряжений) .
I Спряжение – Е.. или ут(ют)
II Спряжение – И.. или ат(ят)
(кроме 1-го л.ед.ч.)
|
ЕдУТ
И спЯТ
|
-Когда вы только начинали учиться, для облегчения
запоминания букв и цифр выкладывали из счетных палочек, превращая цифры в буквы и наоборот. Давайте сегодня вспомним эту игру.
Я начертила на доске палочку, а рядом еще две. Что они вам напоминают?
- А что обозначают?
-Давайте переделаем их в буквы. Какой буквой станет цифра I?
- А почему?
- В какую букву превратится цифра II ? Почему?
-А чтобы вы лучше запомнили, какие окончания пишутся в глаголах I спряжения, а какие -II , придумали встроить подсказки в хорошо известные нам глаголы:
I II
ЕдУТ И спЯТ
б/ Расскажите, как вы определите спряжение глагола, если его окончание ударное.
Учитель дает опорные слова на экране:
ударение
выделить окончание
-е, -ут(-ют) – 1 спр.
-и, -ут,(-ют) – 2 спр.
в/ Комментированная запись глаголов, определение спряжения.
Трещит(II ), гудит(II ), гнут(I ), встают(I ),
глядят(II ),играют( I).
- Вам трудно было определить спряжение?
Какое окончание ? (ударное )
- Какая орфограмма остается нерешенной, но уже сделан первый шаг?
- А почему я говорю, что шаг сделан?
VIII. Обобщение по теме:
1. Сколько спряжений в русском языке?
2. Назовите личные окончания глаголов I спряжения? II спряжения?
3. Можно ли определить спряжение по 1-му лицу? Почему? Как определить? (По 3-му лицу.)
4. Для чего надо знать личные окончания каждого спряжения?
5. У каких глаголов мы сразу можем определить спряжение? ( С ударными окончаниями.)
6. А как быть, если безударное окончание?
( Ответ на этот вопрос будем искать на следующих уроках русского языка.)
Вывод: Спряжение – это постоянный признак глагола. Это означает, что каждый глагол относится либо к I , либо ко II спряжению и в другое спряжение перейти не может.
I X. Рефлексия.
Закончите предложение:
У имен существительных …. ( склонение), а у глаголов …. (спряжение).
Что нового узнали о глаголе?
В Возвращаемся к таблице «Что знаем о ГЛАГОЛЕ», открываем последнюю сторочку-спрягается, имеет I и II спряжение.
Итог урока:
- Проанализируйте свою работу на уроке по плану:
В начале урока я знал…
В течение урока я вспомнил ….
На уроке я узнал, что …
Теперь я знаю …
К концу урока я задумался , …
X. Информация о домашнем задании.
а/ повторить правило на стр. 95 и таблицу личных окончаний глаголов I и II спряжения.
|
Ребята списывают пословицу в тетрадь. (чистописание)
- Один из учеников проговаривает пословицу еще раз.
-О глаголе.
Цель: вспомнить глагол, как часть речи.
Учащиеся вспоминают глагол и постепенно( после каждого ответа) открывается строка таблицы.
Дети записывают слова в тетрадь, разделив на группы.
- Можно разделить на 2 группы:
существительные и глаголы.
-Это имена существительные.
- Имена существительные в зависимости от рода и окончания в начальной форме бывают трех склонений.
- Склонение 1,2,3.
- Есть 3 набора(типа) окончаний при изменении по падежам.
…изменить имя существительное по падежам.
…склоняются.
- имена прилагательные
- местоимения
Учащиеся изменяют по падежам сущ., , прилагательное и местоимение.
У учащихся 6-й группы затруднение.
- Глаголы не изменяются по падежам.
- В наст. и буд. времени изменяются по лицам и числам.
А в Прош. вр.– по числам, в ед. ч.- по родам.
- Это глаголы прошедшего времени, они изменяются по числам и родам.
-В наст. и буд. Времени глаголы изменяются по лицам и числам.
На доске записаны местоимения с основами глаголов.
Двое на доске дописывают
и выделяют окончания глаголов. Проставляют ударение.
Остальные проделывают ту же работу у себя в тетради по вариантам.( в тетради дети записывают только личные окончания глагола).
-Да.
- Изменили глагол по лицам и числам.
- Проспрягали глагол.
Вывод детей:
-Это изменение глаголов по лицам и числам.
Спряжение -
это изменение глагола по лицам и числам и система его личных окончаний.
- изменять гл. по лицам и числам;
- в наст. и будущем временах;
- спрягаются.
-3
- проспрягать
- Сколько спряжений у глагола?
- Узнать, сколько спряжений у глагола?
Сколько спряжений у глагола?
-проспрягать
- с местоимением
Устно спрягают глаголы и пишут только их окончания.
2л.ед.ч.-ешь,-ешь,-ишь,-ишь 2 в.
3л.ед.ч.-ет,-ет, -ит, -ит 2 в.
1л.мн.ч.–ем,-ем, -им ,-им 2в.
2л.мн.ч. –ете,-ете, -ите, -ите 2в.
3л.мн.ч.-ут, -ют, -ат, -ят 2в.
А в тетради дети спрягают гл. по вари антам:
1 в-т: ждать
2 в-т:пошалить
- Два спряжения.
Учебник, стр. 95
Дети сначала читают правило про себя, а затем рассказывают друг другу.
- Да, 2 спряжения.
- Гласными -е и -и в окончаниях глаголов.
- по гласной Е и И.
- В ударной.
-нет; Вывод: под ударением личные окончания глаголов пишутся так, как слышатся.
- В безударной.
- Для того, чтобы правильно писать гласную в окончании.
- гласные Е и И;
- Буквы е, и в безударных окончаниях глаголов I и II спряжения - это орфограммы.
Чтоб определить спряжение,
Посмотри на окончание.
И еще на ударение
Обрати свое внимание!
Когда окончание под ударением,
Легко ты узнаешь, какое спряжение.
- арабскими
-Римские цифры I и II.
-спряжение
- буквой Е
- Потому что эта буква чаще всего встречается в окончаниях I спряжения.
-в букву И. Потому что она повторяется в окончаниях
II спряжения.
Чтоб определить спряжение,
Посмотри на окончание.
И еще на ударение
Обрати свое внимание!
Когда окончание под ударением,
Легко ты узнаешь, какое спряжение.
- Безударные гласные в личных окончаниях глаголов.
- В зависимости от спряжения вставляем в окончания Е или И.
|