Приемы деятельности учащихся
Приемом деятельности называется наиболее рациональная совокупность действий и операций, выполняемых в определенном порядке и служащих для решения задач деятельности.
Приемы деятельности допускают самостоятельный выбор конкретных действий по решению учебных задач, и это отличает их от алгоритмов.
Состав приема - схема действий или операций, которая может быть представлена в виде правила, инструкции, предписания.
Правильный прием допускает обобщение, специализацию и конкретизацию, обладает свойством переносимости на другую задачу.
Умение и навык
Сознательное владение каким-либо приемом деятельности называется умением
|
Умение, доведенное до реально возможного автоматизма, характеризуется как навык
|
При наличии умения человек вынужден осуществлять оперативный контроль
за выполнением действий
|
На уровне навыка он специально не обдумывает каждый элемент деятельности (хотя при необходимости может это свободно сделать)
|
Общеучебные приемы
1. Приемы общей (внешней) организации учебной деятельности –
• приемы слушания,
• наблюдения,
• рассматривания,
• измерения,
• переписывания,
• зарисовывания,
• планирования работы с учебником
• и другими средствами информации,
• пересказа информации,
• самоконтроля,
• организации учебного общения,
• организации домашней работы и т.п.;
Их можно также назвать приемами управления учебной деятельностью.
2. Приемы познавательной (внутренней) деятельности –
· приемы внимания,
· запоминания;
· оперирования образами,
· представлениями,
· понятиями,
· суждениями,
· умозаключениями,
· мыслительными операциями и действиями;
· приемами словесного описания, объяснения, формулировки вопросов или проблем;
· приемы рефлексии и др.
Общие приемы учебной деятельности учащихся
1. приемы работы с книгой, таблицами, компьютером и организации самостоятельной работы по информатике, ведения тетради по информатике, приемы воспроизведения материала и т.д.
2. приемы познавательной деятельности в сфере информационных объектов - приемы оперирования понятиями, суждениями (аксиомами и теоремами разных видов), умозаключениями (индуктивными и дедуктивными доказательствами), приемы характерных для информатики мыслительных операций (анализа, абстрагирования, обобщения и др.) в их специфической форме и т.д.
Специальные приемы учебной деятельности учащихся
Это такие приемы деятельности, которые принимают свою особую форму в соответствии со спецификой содержания курса и особенностями его задач; они используются (и формируются) во всех темах этого курса (информационные технологии, программирование и алгоритмизация, логические основы работы компьютера, информация и информационные процессы).
Частные приемы учебной деятельности учащихся
Это такие специальные приемы, которые конкретизированы для решения самых узких (частных) задач, они используются (и формируются) только в определенных темах курса.
Обобщенные приемы учебной деятельности учащихся
1. Диагностика сформированности необходимых приемов учебной деятельности - анализ существующего положения, готовности учащихся к выполнению необходимой для усвоения нового материала учебной деятельности;
2. Постановка целей учебной деятельности и принятие их учащимися - мотивация той ее стороны, которая направлена на овладение необходимыми приемами этой деятельности, возбуждение интереса к ней;
3. Введение приема (нескольких приемов) - инструктаж о способах учебной деятельности, направленный на усвоение учащимися состава приема; для этого он должен быть сформулирован и представлен в качестве предмета специального усвоения;
4. отработка введенного приема, в процессе которой на основе его осознания формируется умение;
5. оперативный контроль и коррекция процесса формирования приема (текущий контроль) выявление пробелов и организация
6. необходимой помощи учащимся в их устранении, уточнение задач учебной деятельности и средств их решения;
7. применение нового приема (в типичных, стандартных) ситуациях, отчего умение становится все более автоматизированным, т.е. превращается в навык
8. обобщение и перенос усвоенного приема, к которому учащиеся , по существу, постепенно подводятся на предыдущих этапах; действительно, формулировка каждого приема учебной деятельности есть обобщение (первичное) способа решения нескольких конкретных учебных задач в результате анализа составляющих действий; дальнейший анализ самих приемов позволяет выделить общее содержание деятельности по решению учебных задач и сформулировать обобщенный прием;
закрепление обобщенного приема; этот этап сливается с повседневной учебной деятельностью учащихся.
9. обучение нахождению новых приемов учебной деятельности на основе изученного, необходимых для использования обобщенного приема в новых (незнакомых, нестандартных) ситуациях.
Каждодневное применение самостоятельной работы
Это важное средство активизации учебной деятельности учащихся, повышения их интереса к учению, развития познавательных способностей. Применение самостоятельных работ на уроке основывается на соблюдении ряда закономерностей:
• целенаправленности,
• строгой последовательности,
• преемственности,
• постепенного нарастания степени сложности,
• сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной самостоятельной работы,
• проведение небольших творческих работ на 15-20 минут,
• заданий творческого характера в миниатюрном виде с частичным обращением к самостоятельности школьника (воссоздать, вообразить, дорисовать, дополнить воображением и т.д.).
Систематизация самостоятельных работ
• исполнительские,
• полутворческие,
• творческие,
• самостоятельные работы, "подводящие" к изучению нового материала (выполнение опережающих подготовительных заданий – наблюдения в природе, окружающей жизни, измерительные работы, выполнение лабораторных и практических работ, проведение экспериментов, опытов, экскурсий; решение и составление задач, примеров и упражнений; работы с раздаточным материалом, картами, таблицами и др.).
• самостоятельные работы, связанные с "добыванием" новых знаний на уроке самими учащимися. Ведущий принцип: "ничего не разъяснять того, что дети сами в состоянии понять и в чем они без труда могут разобраться", не делать за ученика то, что "он может и должен сделать сам".
Прием комментированных упражнений
Виды комментирования:
· устное,
· письменное,
· коллективное,
· индивидуальное,
· полное,
· частичное,
· выборочное,
· тематическое.
Комментирование могут вести на уроке как сильные, так и слабые учащиеся, все остальные проверяют себя и контролируют комментатора, чтобы в случае необходимости быть готовыми "подхватить" объяснение.
Выполняемое упражнение может комментироваться одновременно всеми учениками класса: один из учеников зачитывает предложение, арифметический пример, задачу и т.д., а одноклассники поднимают "сигнальные" карточки с обозначением орфограммы, грамматического признака, знака пунктуации, арифметического действия и др.
Виды познавательной деятельности
для учащихся с разными видами памяти
Для учащихся с развитой зрительной памятью:
применяются дополнительные картины, чертежи, схемы, диаграммы, модели.
Для учащихся с развитой моторной памятью:
используются частые вызывовы к доске для записи новых терминов, выводов, показа объектов на картах,
Для учащихся с недостаточно развитым пространственным воображением:
чаще других предоставляется возможность работать с геометрическими телами, проводить различные измерения.