Колосова Ева Михайловна
социальные науки
Цикл классных часов для учащихся 5-х классов на тему:
«Курить - здоровью вредить»
Педагог-психолог
МУО «Учебный информационно-методический центр
г. Вольска Саратовской области»
тел: 8 (84593) 7-10-29
Аннотация
Известно, что курение табака, - пагубное пристрастие человечества, имеющее наибольшее влияние на все стороны жизни современного общества. Подобная привычка, достаточно быстро переходящая в болезненное пристрастие, значительно легче прививается в юношеском возрасте из-за еще не завершившегося в этот период жизни формирования органов и систем человеческого организма, неустановившейся психики.
– Несмотря на то, что медики проводят большую профилактическую работу, рассказывая о вреде курения, его последствиях, курить наши дети, к сожалению, меньше не стали. Не тревожить это, безусловно, не может. В школе мы наблюдаем за детьми и безошибочно можем определить курящего ребенка. Не только запах изо рта, от одежды свидетельствует о злоупотреблении курением, но и вид молодого курильщика. Здесь и отечность, темные круги под глазами, нездоровый серый цвет лица. Больно и тревожно становится за таких детей. Это чувство сильнее вдвойне, если перед тобой девушка – будущая мать. О каком здоровом потомстве можно вести речь, если такая девушка курит с пятого класса? А пятиклассники и шестиклассники – это как раз тот самый возраст, когда начинают курить. Так сказать, возраст курильщика заметно помолодел.
Ключевыми моментами цикла классных часов являются: представление полной информации о вреде курения на организм человека; показ воздействия рекламы, сверстников, родителей и средств массовой информации на распространенность курения; проигрывание ситуаций с целью отстаивания собственной позиции и сопротивления давлению социальной среды.
Цель занятий:
1. Воспитание у учащихся ответственности за свое здоровье, бережного отношения к нему как к главной ценности человека.
Задачи занятий:
1. Формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности.
2. Расширение знаний о вреде курения.
3. Формирование отрицательного отношения к табаку.
Темы классных часов:
1. Как воздействует курение на здоровье человека?
2. Почему люди начинают курить.
3. Я скажу «нет».
4. «Конкурс рисунков о здоровом образе жизни»
КЛАССНЫЙ ЧАС 1
Тема: Как воздействует курение на здоровье человека?
Цель: сформировать у учащихся представление об отрицательном влиянии курения на организм.
Задачи:
1.Выработать у учащихся негативное отношение к курению.
2. Дать понять о последствиях курения.
Оборудование: Цветные карандаши, ватман, фотографии легких курящих людей, 2 стандартных листа розового цвета.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть:
Из истории:Табак - это однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин.Европейцам долго не было известно курение табака. Впервые с ним познакомились участники экспедиции Христофора Колумба, наблюдавшие, как индейцы выпускали изо рта дым, втягивая его из листьев, свернутых в трубки, зажженные на конце.Такие трубки индейцы называли «сигаро». Нередко индейцы клали сушеные тлеющие листья в специальные сосуды, которые называли «табако».
В Европу табак был завезен в 1496 году испанским монахом Романом Пано, участником второй экспедиции Колумба. В 1559 г. табак попал во Францию. Французский посол в Португалии подарил его Екатерине Медичи, которая страдала приступами головной боли (мигренью). По совету Нико королева измельчала табак и нюхала его. Действительно, это на некоторое время приносило ей облегчение, и в знак признательности Жану Нико это «целебное средство» Екатерина Медичи стала называть никотином. Так табак стал применяться как средство от всех болезней. Однако это продолжалось недолго.
В Россию табак был завезен англичанами в 1585 г. через Архангельск. Курение и нюханье табака жестоко преследовались. С приходом к власти Петра I запрет был отменен.
Курение очень широко распространено во всем мире и в нашей стране.
Основная часть:
Курение - это не просто вредная привычка. Со временем у человека, который вовремя не остановился, развивается зависимость от никотина, содержащегося в табаке. Действие различных ядовитых веществ, выделяющихся при курении, оказывается для организма человека разрушающим.
Однако это не проявляется мгновенно. Последствия курения формируются медленно, вредные вещества накапливаются и постепенно приводят к развитию различных заболеваний. Особенно опасным является приобщение к курению в детском и подростковом возрасте, так как еще не сформировавшемуся организму противостоять токсическому действию табака.
Органы дыхания. Табачный дым поступает в организм курильщика через органы дыхания. Компоненты, находящиеся в табачном дыме, раздражают слизистую оболочку дыхательных путей, вызывая ее воспаление. Появляется мучительный кашель. Голосовые связки, расположенные в дыхательных путях, также воспаляются, в результате голос приобретает грубый тембр, становится хрип, сиплым.
В легких при курении постепенно скапливаются табачный дым и сажа. Мучительный кашель травмирует ткани легкого, снижается их эластичность, накапливается слизь, происходит вздутие легких, значительно ослабевает дыхание.
Нервная система. При курении возникают изменения в нервной системе, обусловленные, прежде всего действием никотина.
Никотин вызывает сильное возбуждение клеток коры головного мозга, но через некоторое время эти клетки, устав, затормаживаются, снижают свою деятельность.
Кроме того, углекислый газ, соединяясь с гемоглобином, лишает его возможности усваивать кислород и снабжать им органы и ткани. Нарушается питание головного мозга, следствием чего является ухудшение памяти, внимания, рост утомляемости, снижение эффективности работы. Появляется повышенная утомляемость глаз, ухудшается слух, снижается скорость чтения, увеличивается число совершаемых ошибок.
Сердце.Воздействие табачных веществ на сердце сложно и многообразно: учащается пульс, повышается кровяное давление, увеличивается нагрузка на сердце, нарушается питание сердечной мышцы, что приводит к возникновению тяжелых заболеваний сердца. Компоненты табачного дыма поражают сосуды, поэтому у курильщиков появляются головная боль, отеки и боль в нижних конечностях, ощущение тяжести при ходьбе.
Органы пищеварения. Табачный дым, воздействуя на органы пищеварения, вызывает раздражение слизистой оболочки полости рта. В результате этого появляется кровоточивость десен, трескается эмаль (защитный покров зубов), открывая доступ к проникновению микробов в полость рта. Меняется цвет зубов. Губы сохнут, на них появляются трещины. Вредные вещества табачного дыма, растворяясь в слюне, попадают в желудок и вызывают раздражение слизистой оболочки. Развиваются гастрит, язвенная болезнь. Увеличивается вероятность возникновения раковых заболеваний.
А сейчас я предлагаю вам провести простой эксперимент: рассмотрите два листка розовой бумаги – это здоровые легкие. Что же произойдет с легкими у тех людей, которые будут курить? Возьмите один лист и сомните его. Расправьте этот лист и сравните его с другим листом. У курильщика легкое становится дряблым, вялым – примерно таким, как у вас помятый лист. У человека, который не курит, - здоровые легкие – примерно такие, как лист немятой бумаги. Каким же легким будет легче работать, снабжать организм человека кислородом?
Ребята, предлагаю вам рассмотреть фотографии и сравнить легкие курящего - больного человека и здорового не курящего (приложение 1)
По сравнению с взрослыми, организм ребенка не имеет достаточно устойчивых и сильных восстановительных механизмов. От действия табачных веществ его организм менее защищен.
Курящие школьники отстают в физическом и умственном развитии. Курящие ученики в сравнении с некурящими более нервны, рассеянны, чаще не успевают в учебе. Особенно это заметно среди школьников 11-18 лет, так как чем раньше начинает курить ребенок, тем его организм оказывается для табачных веществ более ранимым, а наносимый курением ущерб более выраженным, в особенности для организма девочки, будущей матери.
Заключительная часть:
Ребята, давайте составим портрет курильщика с длительным стажем: (ведущий записывает высказывания на доске за детьми)
· Цвет кожи имеет землистый оттенок,
· Зубы темнеют, появляется постоянный запах изо рта,
· Голос становится осипшим,
· Работоспособность снижается,
· Ослабевают внимание, слух и зрение.
· Появляются кашель, одышка,
· Снижается аппетит.
· Часто возникают различные заболевания, приводящие к ослаблению защитных сил организма.
Таким образом, такой человек не способен в полной мере реализовать свои планы. Он становится зависимым от процесса курения, так как его организм не может обходиться без определенной дозы никотина. Из сильной личности человек превращается в раба своей привычки.
- Ребята, кто нибудь хочет быть похожим на такого человека?
Скажите ребята, какой вред наносит курение органам дыхания, нервной, сердечно - сосудистой системам, органам пищеварения, окружающим людям?
А сейчас я вам зачитаю юмористическую «разрешалку» от бабушки Риты:
Если ты хочешь прожить короткую жизнь,
если хочешь всю ее прокашлять и проплевать,
если желаешь отставать в учебе и быть обузой на работе,
если позволяешь тратить ползарплаты на сигареты, лекарства и зажигалки.
Если мечтаешь оставить после себя больных детей и еще больше – больных внуков.
Если тебя привлекает рак легких или гортани.
Если тебе нравится такое украшение, как трубочка, торчащая из горла, то начинай!
Кури на здоровье!
Ну а, закуривая, помни: ты предупрежден, а значит, вооружен. Каждая выкуренная сигарета обезоруживает тебя. Начать легко. Бросить – не тут-то было. Табак, как рак, - с цепкими клешнями.
Хотелось бы закончить наше занятие высказыванием Оноре де Бальзака
Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации.
Домашнее задание: Обсудите с родителями проблему курения, в каком возрасте они пробовали курить, что они ощущали при этом.
Подведение итогов. Ученики становятся в круг, взявшись за руки, каждый произносит фразу: «Сегодня я понял…» - и заканчивает предложение.
КЛАССНЫЙ ЧАС 2
Тема: Почему люди начинают курить.
Цель: ознакомить учащихся с причинами (мотивами) курения.
Задачи: разъяснить подросткам неосновательность мотивировок курения.
Оборудование: 2 ватмана, маркеры.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть: После короткого обсуждения домашнего задания детямпредлагается продолжить фразу: «Люди курят потому, что…
В процессе приобщения к куреню просматриваются четыре важные стадии: узнавание, проба (экспериментирование), привыкание, продолжение (зависимость). Первое узнавание того, что курение существует как привычка, происходит в раннем детстве, когда ребенок видит вокруг себя курящих взрослых. Будучи пассивным курильщиком, он привыкает к запаху и виду сигарет. Со временем возникает желание попробовать самому.
Основная часть:
В вашем возрасте, перед человеком нередко встает одна из проблем, на которой «сломали шею» многие дети, а затем и взрослые. Проблема курения! Для кого-то из Вас эта проблема вообще ничего не значит, а для кого то…?
Давайте постараемся детально разобраться в этом. Папиросы и сигареты буквально заполонили экраны телевизоров, витрины магазинов. Представьте себе образ современного стильного героя экрана. Это обязательно «крутой Мэн» с сигаретой, «морской волк» с трубкой во рту, или раскрепощенная «светская львица» или «девушка без комплексов» с сигаретой в изящных пальчиках с модным лаком на длинных ногтях.
Психологи давным-давно отметили, что для молодого юноши или девушки, сигарета это символ свободы. Свободы от кого?
Попытаемся разобраться сами. Человек – это дитя природы. В некотором смысле это зверь, это животное, но наделенным умом, способным анализировать, делать самостоятельные выводы. Так вот, если мы будем рассматривать человека с точки зрения физиологической, то так же как любое животное, его организм нуждается в воздухе для дыхания, в воде для переваривания пищи, для поддержания обмена веществ. Но, как и любому животному, изначально человеку нет необходимости вдыхать табачный дым.
Маленькому мальчику или девочке, играющему в песочнице и в голову не придет закурить папиросу. Человеку табак не нужен, он просто не запрограммирован природой для обмена веществ.
Но вот наступает другой возрастной диапазон: школьный возраст. Изменяются представления об окружающей жизни, как говорят психологи «ломаются стереотипы». Маленький школяр, с интересом наблюдает, что более старшие школьники за углом школы, в туалете или в сквере, подальше от глаз взрослых с гордым и независимым видом потягивают сигаретный дым. Что в этот момент происходит в голове у малыша. Маленький, неопытный человек делает просто вывод: - сигарета это такая вещь, которая недоступна для маленьких, но вполне легальна для взрослых, курение это знак, это символ взрослости, символ определенной независимости, потому, что курение детей родителями запрещается, не поощряется, но если им наперекор старшие школьники это делают, значит, они уже «взрослые», и способны принимать вполне самостоятельные решения.
Пробуя курить, маленький человечек, школьник младших классов хочет только одного: чтобы быть похожими на более старших товарищей, которым он, конечно, завидует: их росту, силе, ловкости, возможностям.
От затяжки «в себя» мутит, першит в горле, возникает кратковременная боль в горле (от продвижения горячего дыма), затем может кружиться голова, возникать тошнота и рвота. Три-четыре таких «тошнотно-рвотных» процедур и начинающие курильщики делятся на две группы: в первой группе те, кому это очень не понравилось и они прекратили курение. А в другой группе остались те, кому судьба предопределила стаж курильщиками табака по жизни. Некоторые начинают курить из-за любопытства, другие из-за подражания, чтобы не отстать, чтобы не подумали, что ты «слабак», «ты трус», «ты не пацан», ты не наша девчонка. Некоторые из дворовых компаний, или как принято сейчас говорить «тусовок» специально подстрекают некурящих к курению и это тоже имеет определенный смысл. Для такой курящей компании каждый курильщик важен, тем, что «возможно именно сегодня, именно у него будут сигареты, или деньги на курево, поэтому каждый новый курильщик в компании это потенциальный «источник» денег или «табака» и естественно курение поощряется.
Известно, что в компании молодых курильщиков проблема «бросания курения» или «вреда курения» - вообще не обсуждается. А вот когда собираются покурить на кухне взрослые тети и дяди, то разговор о том, как бы «завязать» с этой «гадостью» возникает довольно часто.
Начинающий курильщик не задумывается об этом самом вреде. Молодой курильщик думает только об одном: какое впечатление он произведет на других ребят, он мечтает о том, что другие, старшие, за его «подвиг», курение – разрешат ему находиться в их компании, а это большая награда для малыша, ведь это определенная гарантия, что тебя в случае чего защитят от обидчика. Курильщик со стажем, уже почувствовав на себе лично вредное воздействие табака, почувствовав на себе лично табачную зависимость начинает попытки бросить курить. Увы, для многих это оказывается совершенно непосильной задачей. За свое любопытство в школьные годы человеку приходиться расплачиваться всю жизнь.
Заключительная часть:
1. Ребята, я предлагаю вам записать на ватмане ответы на вопрос: почему молодые люди начинают курить, по какой причине? (самоутверждение, подражают старшим, желание казаться взрослым, любопытство, стремление к необычному состоянию, желание поступить наперекор, курящие родители, снятие стресса, сигареты легко можно купить и т.д.), а теперь попробуйте выбрать три наиболее «весомые» с вашей точки зрения мотивировки и выписать их на отдельный листок бумаги в порядке значимости. После этого выясняется, какая мотивировка курения оказалась наиболее популярной в данном классе (это выясняем путем подсчета голосов. Например: «Кто выбрал мотивировку «из любопытства», поднимите, пожалуйста, руку». Таким же путем выясняется, какая мотивировка заняла второе, третье и т.д.
2. Назовите четыре стадии приобщения к курению.
Запомните ребята: курение – удел слабых людей. Курение – глупая, вредная привычка. Здоровье и курение – несовместимы!
Домашнее задание: Спросите знакомых, которые курят, как они приобщились, к этой привычке, пытались ли они бросить курить, какие трудности они при этом испытывали.
КЛАССНЫЙ ЧАС 3
Тема: Я скажу «нет»
Цель: Дать информацию об основных способах и приемах отстаивания собственной позиции и сопротивления давлению социальной среды.
Задачи: Формировать убеждение, что стойкий навык отказа от курения является признаком зрелого поведения, четкого представления о возникновении зависимости и возможности противостоять этому.
Оборудование: маркеры, ватман, ситуации, буклет, бланки интересное полезное.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть:
Обсуждение домашнего задания.
Ребята, на предыдущих занятиях мы с вами узнали какой вред, приносит курение нашему организму, узнали причину, по которой люди начинают курить. И сегодня на нашем заключительном занятии я предлагаю вам поиграть, а точнее выработать тактику отказа от пагубной привычки.
Основная часть:
Попрошу вас разделиться на три команды. Каждой команде я раздаю «ситуацию» и через 5 минут мы заслушаем каждую команду.
Ситуации.
1. В компании друзей вам предлагают наркотики: «Мы уже все пробовали, только ты новичок, и понятия не имеешь, что это такое!»
2. За семейным столом старшие родственники благодушно наливают вам первую рюмочку: «Ты уже большой».
3. Товарищ, которого вы уважаете, видя, что вы расстроены, предлагает вам закурить и расслабиться: «Главное для тебя сейчас – успокоиться».
Вы должны не только придумать фразу, которой вы выразите свой отказ, но и показать свои действия: решительный жест отказа («отстранение» вытянутой рукой), изменение мимики и интонации с шутливой на серьезную, увеличение расстояния между собой и предлагающим (отодвинуться, встать, выйти из комнаты). Особое внимание нужно обратить на то, чтобы форма отказа не была оскорбительной для предлагающего: отказ должен быть по возможности вежливым. Однако, если предлагающий чересчур настойчив, лучше перестать быть вежливым, чем сделать то, чего не хочешь делать.
Важно четко представлять себе, что решительный отказ не требует объяснения причин («не хочу» предпочтительнее, чем «не хочу, потому что мне не разрешают родители») и исключает дискуссию по поводу этих причин. Дело в том, что попытки разъяснить свою позицию, как правило, вызывают все более изощренные уговоры, и шансов настоять на отказе, становиться все меньше.
В сложных ситуациях важны навыки оказания товарищеской поддержки. Именно сложные, конфликтные ситуации обычно являются поводом для употребления наркотиков, алкоголя и табака. Развитие навыков активной поддержки имеет две основные цели:
1. Научиться правильно, помогать друг другу, демонстрировать реальные возможности, вселять уверенность в собственные силы: «Я хочу это сделать, я могу это сделать».
2. Поскольку каждый может оказаться в роли пострадавшего, надо быть убежденным в том, что обратившись к товарищу за помощью, ее действительно можно получить.
Предлагаем вам девять способов сказать «Нет»
§ Я в этом не нуждаюсь.
§ Я не в настроении, поэтому не хочу это сегодня пробовать.
§ Я не думаю, что мне стоит это начинать до тех пор, пока я не буду иметь своих денег.
§ Нет, не хочу неприятностей.
§ Когда мне понадобиться это, я дам тебе знать.
§ Я таких вещей боюсь.
§ Эта дрянь не для меня.
§ Нет, спасибо, у меня на это аллергическая реакция.
§ Я хочу быть здоровым.
Упражнение: «Сигареты и мои планы»: На левой половине ватмана ученики по очереди пишут свои планы на будущее, затем каждый ребенок делиться этими планами с группой. После этого дети, по очереди подходят к ватману и пишут напротив каждого плана, какое препятствие в достижении выбранной цели создается курением.
Заключительная часть:
Учащиеся становятся в круг, держась за руки. Каждый говорит о том, как он умеет отказывать. «Я умею говорить «нет».
Ребята, предлагаю Вам на память взять буклет, ознакомиться с ним, сделать для себя выводы и в дальнейшем принять правильное решение.
Подведение итогов.
В конце проведенного цикла классных часов на тему: «Курить здоровью - вредить» просим учащихся заполнить бланк «Интересное, полезное».
Дата__________________
Ф.И.__________________
Интересное 012345678910
Полезное 012345678910
|
«Конкурс рисунков о здоровом образе жизни»
Конкурс на лучший рисунок, отражающий вред курения, организован в конце цикла классных часов на тему «Курить – здоровью вредить».
Конкурс проводиться между учениками параллельных 5-х классов, в масштабах школы.
Темы:
· «Курение и дети»;
· «Вред курения»;
· Антиреклама курения»;
· «Никогда не буду курить»;
· «Брось курить!» и т.д.
Для подготовки рисунков и плакатов можно использовать уроки, рисования, внеклассного чтения, а также домашнее время.
Для определения победителей конкурса назначена комиссия, в которую входят учителя и ученики школы. Победители конкурса награждены поощрительными призами.
Список использованной литературы
1. Методическое пособие для работников ОУ «Предупреждение табакокурения у школьников» М., 2004г.
2. Соколов Ю.А. Как отказаться от курения. СПб., 1997г.
3. Александров А. А. Александрова В.Ю. Курение и его профилактика в школе. М., 1996г.
4. Дунец Е.Л. Курение.- Мн., 2000г. №2
5. А.Н. Сизанов, В.А. Хриптович. Модульный курс профилактики курения 5-11 классы.
6. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. Кн. Для учащихся. – 2-еизд., м., 1986.
7. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. – Ярославль, 2001г.
8. Матвеев В.Ф., Гройсман А.Л. Профилактика вредных привычек у школьников. М., 1987г.
|