Submitted by Наталья Евгеньевна Тян on Fri, 19/11/2010 - 05:33
9 класс 2 четверть
Урок 9: Чертежи болтовых соединений.
Цели и задачи:
-Познавательная: ознакомить с болтовым соединением; сформировать навыки выполнения расчётов по заданному диаметру болта, работы со стандартами; научить выполнять чертёж болтового соединения. Закрепить знания и умения полученные на уроке.
-Развивающая: развитие пространственного мышления; развивать умения работы с чертёжными инструментами; развитие операционно-контрольных умений; развитие умений анализировать, вычислять по заданному диаметру размеры других стандартных деталей; развитие самостоятельности.
- Воспитывающая: воспитание добросовестного отношения к труду, положительного отношения к знаниям, дисциплинированности.
Материалы для принадлежности для учителя:тест на компьютере для опроса, презентация, презентация «Чертежи болтовых соединений», чертежные принадлежности, макет болтового соединения.
Материалы для принадлежности для ученика:макет болтового соединения, чертёжные принадлежности, учебник, тетрадь.
Тип урока:комбинированный.
Формы работы:индивидуальная, групповая.
Методы обучения:метод словесного сообщения (объяснение, беседа, работа с макетами болтового соединения); метод демонстраций; метод самостоятельной графической работы.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Проверяет готовность учащихся к уроку.
1. Готовят рабочее место.
2. Задает вопросы по пройденным темам.
2. Отвечают на вопросы.
Работают с тестами.
3. Объявляет тему урока, объясняет новый материал.
3. Записывают тему тетради и необходимые данные.
4. Дает задание по выполнению фактической работы.
4. Выполняют самостоятельную графическую работу.
5. Проводит инструктаж.
5. Принимают к сведению, при необходимости исправляют ошибки.
6. Следит за работой учащихся.
6. Проводят самоконтроль опираясь чертёж в учебнике и правила выполнения чертежей.
7.Следит за соблюдением Т.Б.
7. Соблюдают правила техники безопасной работы.
8. Оценивает работу учащихся.
8. Показывают работу учителю. Учащиеся оценивают свою работу (рефлексия)
9.Подводит итоги урока.
9. Анализируют свою деятельность на уроке.
Ход урока
I.Организационный момент
1.Приветствие учащихся.
2.Расшифровка темы урока.
3.Сообщение целей и задач урока.
4.Д/задание §32.1 (стр. 166-169), задание 59 на стр. 169.
5.Опрос учащихся при помощи устного опроса и тестирования на компьютере.
Устный опрос состоит из следующих вопросов:
§Что такое сборочный чертёж?
§Назовите виды соединений деталей?
§Какие соединения относят к неразъёмным?
§Какие соединения относятся к разъёмным?
§Какие преимущества создаёт стандартизация деталей?
§Что такое взаимозаменяемость?
§Как обозначают метрическую резьбу с крупным шагом, с мелким шагом?
§Пользуясь ГОСТом 7798-74 подобрать размеры болтов, еслиd=8,d=30?
II.Сообщение нового материала.
- Среди разъемных соединений наибольшее распространение получили резьбовые. К ним относятся болтовое, шпилечное и винтовое соединения, показанные на рисунке 209. Детали этих соединений — болты, винты, шпильки, гайки и шайбы — имеют установленные стандартом форму, размеры и условные обозначения. Пользуясь этими обозначениями, можно отыскать размеры крепежных деталей в соответствующих таблицах стандартов.
- На сборочных чертежах болтовое соединениевычерчивают по относительнымразмерам. Это значит, что величину отдельных элементовопределяют в зависимости от наружного диаметраdрезьбы.
- Размеры крепежных деталей на сборочных чертежах не наносят.
- Необходимые данные о болте записывают в спецификации.
Болтовое соединениепоказано на рисунке 216. В деталях, которые нужно соединить (дет. 1 и дет. 2), просверливают отверстия немного большегодиаметра, чем диаметр болта.
Чертежи крепежных соединений рекомендуется вычерчиватьупрощенно. Фаскина шестигранных и квадратных головках болтов и гаек, а такжена стержне не изображают.
Чтобы чертеж, представленный на рисунке 217, г, легчебыло понять, покажем поэтапно образование болтового соединения. Сначала изображенболт и над ним две соединяемые детали (рис. 217, а). Затемболт показан в отверстиях этихдеталей, а над ним шайба (рис. 217, б). На (рисунке 217 в) шайба надета на болт, а над ним показана гайка. Законченныйчертеж болтового соединенияприведен (на рисунке 217, г).
Деталь 1 и деталь 2 заштрихованы в разные стороны.
Для гайки указывают диаметр и тип резьбы. Запись ГайкаМ16означает: гайка с метрической резьбой, имеющая диаметр16 мм, шаг резьбы крупный. Для шайб указывают диаметрболта. Запись Шайба 12 означает: шайба для болта диаметром 12 мм.
Вы будете вычерчивать элементы болтового соединения по относительным размерам. Их определяют в зависимости от наружного диаметра резьбы по соотношениям, приведенным на рисунке 217. Рассмотрим пример определения относительных размеров для болтового соединения с резьбой М20 d=20 мм);
диаметр окружности, описанной вокруг шестиугольника,D= 2d(2х 20 - 40 мм);
высота головки болтаh= 0,7d(0,7x20 = 14 мм);
для нарезной частиl0~ 2d + 6(2 х 20 + 6 = 46 мм);
высота гайкиH= 0,8d(0,8 х 20 = 16 мм);
диаметр отверстия под болтd=l,ld(l,lx20 = 22 мм);
диаметр шайбыDш=2,2d(2,2x20 = 44 мм);
высота шайбыS= 0,15d(0,15x20 = 3 мм).
По этим размерам можно вычерчивать болтовое соединение.
III. Закрепление материала
1. В зависимости, от какой величины определяют относительные размеры болтового соединения?
2.При выполнении разреза на сборочном чертеже секущаяплоскость прошла вдоль оси болта, гайки и шайбы. Нужно лиих штриховать?
3. Расшифруйте обозначение: «Болт М16 х 2», «Гайка М20» и « Шайба 16».
4 Изображением чего является большая окружность на виде сверху (рис. 217,г)?
5.Назовите номер детали, показанной на виде сверху шестиугольником (рис. 217, г)?