Ход урока
I. Вводная беседа.
- Какое время года мы наблюдаем? Назовите признаки весны?
- Когда наступает ранняя весна?
- Каковы её признаки в неживой природе?
- Явление природы можно изобразить в поэтической форме.
Послушайте, как изобразил приход весны С.Я. Маршак.
Снег теперь уже не тот, -
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи
Облака бегут быстрей
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся серёжки.
- Назовите существительные, обозначающие неживое в природе определите их род. (снег, лёд, озёра, облака, небо)
- А теперь послушайте, как великий поэт А. Плещеев выразил признание прихода весны:
Уж тает снег бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется весною.
- Выделите существительные, обозначающие неживое в природе и укажите их род. (снег, ручьи)
- Из обоих стихотворений (вывешиваются тексты на доску) выберите существительные, обозначающие живой природы. (воробей, вербы, соловьи)
II. Работа по таблицам.
На доску вывешиваются репродукции, изображающие зимний и весенний пейзажи одного и того же места обитания.
- Какие времена года изображены?
- По каким признакам видим их отличия?
III. Работа с таблицей «Весна».
- Назовите имена существительные, которые обозначают неживую часть природы. (небо, солнце, облака, снег, почва, река)
- Определите их род, запишите в тетради.
- Какое число имеет существительное «Облака»?
- Как определить род существительных во множественном числе? (поставить в единственном числе).
- Как изменился снег с приходом весны?
- Какие причины вызывают таяние снега?
- Что стало с водой, которая образовалась от таяния снега?
- Как именилась почва с наступлением весны?
- Что такое проталина?
- Определите часть речи, к которой относится это слово: определите род существительного, запишите в таблицу.
- В каких местах неблюдаются проталины?
- В каком состоянии изображается река?
- Как она изменилась?
- Почему лед темнеет, трекается?
- Как называется явление, когда раскаливается лед, и льдины быстро несутся по воде?
- От каких слов образовано слово «ледоход»?
- К какой части речи относится это слово? Определите его род, запишите в тетради?
- От растаявшего льда и снега река переполняется водой, она выходит из берегов.
- Как называется это явление?
- Как понимаете смысл слова «половодье»?
- К какой части речи оно относится? Определите род. Запишите в таблицу.
Вывод: Весной в неживой природе происходят различные явления – ледоход, половодье, появляются проталины.
Все весенние явления связаны с солнечным теплом.
IV. Признаки весны в живой природе.
- Кого мы относим к живой природе?
- Какая живая часть природы связана с весенними изменениями в неживой природе?
- К каким частям речи относятся слова «растение», «животные», «человек». Определите их род, запишите в таблицу.
- Как будет будет во множественном числе слово «человек» (люди).
V. Работа над письмом.
У. К нам на урок из леса пришел гость. Кто это вы узнаете, прослушав загадку:
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной
А когда придет весна
Просыпается от сна...
- Медвежонок очень маленький, ему несколько месяцев. Он родился в начале года, а сегодня с мамой впервые вышел из берлоги.
Медвежонок принес нам письмо и первые цветущие растения. (хохлатка, гусиный лук, мать-и-мачеха).
На доске написано стихотворение:
Скрипит, скрипит валежник
Весна приходит в лес.
Беленький подснежник
Вдруг на пригорок влез.
- Как вы понимаете смысл слова «валежник»?
- Выпишите словосочетание «беленький подснежник» и разберите слово по составу.
- Почему так называют это растение?
VI. Работа с предметными карточками.
- Вместе с письмом медвежонок принес карточки от лесовичка.
- Кто на них изображён?
- Запишите слово, обозначающие животных.
- Распределите их по родам
(На карточках нарисованы: воробей, ворона, лебедь, сорока, синица, заяц, лиса, корова, собака)
- Подчеркните в словах изученные орфограммы.
VII. Работа с орфографическими правилами.
- Как образовались слова «воробей», «медведь»?
- Почему лесовичок подобрал именно эти слова? (обозначьте животных)
- На какие группы можно разделить животных? (Птицы и звери, дикие и домашние животные)
- Назовите птиц. К каким группам они относятся? (Оседлые, перелетные, лесные, водоплавающие)
- Назовите диких зверей.
- Назовите домашних животных.
- Как изменяется жизнь животных с приходом весны? (линька, рождение детенышей, постройка гнезд)
- Назовите детенышей диких животных. (лисенок, бельчонок, волчонок, воронёнок, телёнок)
- Как образовались эти слова?
Вывод: Изменение в неживой природе весной приводят к изменениям в мире растений и животных.
VIII. Страничка тетради ученика.
В процессе ответов на вопросы учащиеся заполняют таблицу.
Мужской род
|
Женский род
|
Средний род
|
снег
|
почва
|
небо
|
ледоход
|
проталина
|
солнце
|
медведь
|
река
|
Облака-облако
|
валежник
|
сосна
|
половодье
|
воробей
|
весна
|
|
заяц
|
ворона
|
|
|
сорока
|
|
|
синица
|
|
|
лисица
|
|
|
корова
|
|
|
собака
|
|
IX. Домашнее задание.
Написать мини – сочинение, используя словосочетания, обозначающие признаки весны в неживой и живой природе.
|