Официальный сайт yerka 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Использование ИКТ на уроках русского языка

Размещено: Алия Степановна Акчурина - сб, 20/11/2010 - 14:13
Данные об авторе
Автор(ы): 
Акчурина Алия Степановна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ № 143
Регион: 
Красноярский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
разнообразные формы использования ИКТ на уроках русского языка и литературы, знакомство с имеющимися готовыми ЦОРами

Недавно на родительском собрании прозвучало такое: «Всё русский язык да русский язык! Математика, физика, химия – вот это основные предметы в школе, это науки, их и надо изучать. А по-русски наши дети и так разговаривают. И вообще это не наука». Тогда я попыталась объяснить родителям, что для большинства людей русский язык – это средство общения, но именно с помощью русского языка дети изучают предметы, которые считаются основными науками. От того, насколько свободно и правильно они умеют выражать свои мысли, отвечать на уроках, насколько адекватно воспринимают прочитанное (если вообще способны прочитать параграф учебника), зависит успеваемость по математике, физике, химии.
Разговор этот возник не случайно: уроки русского языка и литературы, к сожалению, не являются у современных детей любимыми. Эти предметы требуют значительных усилий: много писать, запоминать массу исключений, учить наизусть, читать, читать и читать...
Одной из целей моей работы является пробуждение интереса к урокам русского языка и литературы, который, становясь устойчивым, может оказаться мощным стимулом для развития навыков правописания и аналитического чтения.
Современные компьютерные технологии позволяют сделать урок не только более насыщенным и продуктивным, но и нестандартным. Когда в классе есть интерактивная доска и проектор, сканер и принтер, появляется возможность разнообразить способы подачи материала. 
Поделюсь своим опытом использования ИКТ на уроках русского языка и литературы.
Я использую такие возможности ИКТ, как интеграция различных предметных областей, модернизация традиционной системы предметного обучения, накопление образовательных ресурсов, освоение современных информационных технологий, творческий взаимообмен между учителями, между учителем и учеником.
Имея компьютер, учитель получает неограниченные возможности в изготовлении печатных материалов к каждому уроку с учётом групповых и индивидуальных особенностей и интересов детей. Для своих уроков я готовлю тестовые задания, карточки-задания, комплексные домашние задания и так далее. Эффективность урока повышается, так как можно основательно закрепить и знания, и практические навыки.
Формулировка темы, целей и задач, этапов урока, глоссарий, необходимые таблицы и схемы, многочисленные иллюстрации – всё можно разместить на слайдах или страницах конспекта интерактивной доски. Иллюстрации, которые накапливались в течение многих лет, теперь сканируются, увеличиваются при необходимости и становятся доступными одновременно всему классу. Преимуществом электронного варианта наглядных пособий, текстов для разбора, схем является возможность многократного их использования в первоначальном виде в разных классах параллели, то есть не надо затрачивать время на перемене для подготовки доски. 
В арсенале современного учителя есть множество цифровых образовательных ресурсов, которые обеспечивают усвоение знаний благодаря восприятию материала и на слух, и зрительно, и в игровой форме, то есть по множеству каналов.
Облегчают работу учителя цифровые образовательные ресурсы, подготовленные авторскими коллективами учебников. Практически к каждому уроку литературы (по УМК Коровиной) и русского языка (по УМК Разумовской) есть дидактический материал, который легко вписывается в урок и полностью соответствует требованиям программы. Конечно, содержание дисков надо заранее изучить, многие задания по русскому языку дублируют упражнения учебника. Предварительное прослушивание аудиозаписей по литературе помогает найти оптимальный вариант проведения урока. В любом случае использование ЦОРов не избавляет учителя от кропотливой подготовительной работы. Но усилия окупаются уровнем эстетического воздействия. 
Дополнением могут послужить диски, изданные фирмой «Кирилл и Мефодий», где учитель выберет задания по русскому языку по морфемике, морфологии, синтаксису, орфографии и пунктуации в соответствии со своей программой, а для уроков литературы найдёт практически готовые презентации-конспекты, щедро оснащённые дополнительными материалами: аудиозаписями, видеофрагментами, тестами, ссылками на полезные ресурсы в Интернете. Кроме этого, рекомендую использовать такие программные продукты, как «Фраза» (программа-тренажёр по русскому языку), программно-методический комплекс «Семейный наставник», «Хрестоматия школьника», «Библиотека электронных наглядных пособий. Литература 5-11 классы». Последний из названных ресурсов даёт возможность самостоятельного составления презентаций, в том числе учащимися, что помогает развить необходимые умения для поисковой деятельности. Защита презентаций развивает в них уверенность в себе, инициативность, коммуникативные качества.
Проверка знаний и умений с помощью компьютерного тестирования возможна на любом этапе изучения темы или курса в целом (входное, промежуточное, итоговое). Особенностью применения программы тестирования состоит в том, что результат можно увидеть сразу, оценка «выставленная» компьютером, воспринимается детьми как более объективная. Другой способ проверки знаний – интерактивный диктант, по завершении которого на доске появляется текст для самопроверки. Важно, что при проведении такого диктанта, если он не контрольный, учитель, освобождённый от чтения текста, может наблюдать за деятельностью учеников и корректировать её в случае необходимости. 
Использование разнообразных интерактивных заданий: кроссвордов, викторин, заданий на восстановление текста, поиск соответствий – вызывает интерес у учащихся, таким образом повышается учебная мотивация, школьники вовлекаются в учебный процесс, активизируется умственная деятельность, совершенствуются коммуникативные навыки, повышается информационно-компьютерная компетенция.
Важной составляющей обучающих программ, таких, например, как «Привет, причастие!», является мониторинг учебной деятельности, оперативный анализ результатов.
В медиатеке учителя должно быть достаточное количество видеофильмов, концертных аудиозаписей. Обсуждение на уроке литературы фрагмента фильма, поставленного по классическому произведению или по его мотивам, показывает учащимся возможность неоднозначного прочтения текста, разнообразие интерпретаций, формирует творческое читательское качество, равноценное соавторству.
Использование современных технологий усиливает впечатление духовности, возвышенности, эстетичности уроков и способствует развитию их внутреннего мира и кругозора.


 

Прикрепленный файл Размер
акчурина2.jpg 45.7 Кбайт
акчурина4.jpg 45.78 Кбайт
акчурина6.jpg 48.39 Кбайт
акчурина8.jpg 36.26 Кбайт

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн