Официальный сайт hauteecole 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Патриотическое воспитание в процессе обучения математики

 

Патриотическое воспитание в процессе обучения математике
 
Математика… Решение задач. На первый взгляд, с краеведением нет ничего общего, но только на первый! Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Опыт показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае.
Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитательный характер. Решение таких задач способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Воспитание в процессе обучения – это только часть целостной воспитательной системы школы. На уроке в какой-то мере воспитание осуществляется посредством четырех факторов:
1)      через содержание образования;
2)      через методы и формы обучения;
3)      через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;
4)      через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).
          Каждому человеку важно знать, какими были и как жили его давние и недавние предки, что довелось испытать и пережить народам нашей Родины на протяжении прошедших веков. Прошлое народа, страны, человечества изучает наука история. Однако познакомить учащихся с некоторыми страницами, фрагментами, эпизодами из отечественной истории можно и на уроках математики и они приоткроют бездонный колодец времени, познакомят с деяниями известных и безвестных людей, собиравших, обустраивавших и защищавших свою землю. Поведают о том бесценном наследии, которое былые поколения оставили нам, их потомкам.
          Этой же особенностью математической науки в значительной мере объясняется и специфика задач, встающих перед учителем математики, который хочет использовать преподавание своей науки в воспитательных целях. Ясно, что и здесь стоящая перед ним задача труднее, чем в случае большинства других наук.
При организации краеведческой работы с детьми использую разные формы и методы работы. Работа с учениками проводится по трем направлениям:
Учебное. Это организация и проведение уроков математики с использованием краеведческого материала.
          Каждому учителю известно, что обучение должно быть эмоциональным и возбуждать положительные эмоции. Как показывает практика, на уроке создается благоприятная эмоциональная обстановка, если перед изложением нового материала провести 2-3-минутную увлекательную беседу (там, где это диктуется программой) о значении математики в жизни. Можно, например, рассказать о роли ученых-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны в годы Великой Отечественной войны. В этот период их научные исследования были направлены на решение проблемы обороны страны. Рассказываю учащимся, что выпускник нашей школы, кандидат технических наук, работал старшим научным сотрудником на предприятии оборонной промышленности. Фамилию земляка можно узнать, выполнив определенные математические действия над числами и по соответствующим буквам.
          Воспитывающее воздействие данных, приводимых в «текстовых» задачах, хотя и должно, конечно, всемерно быть использовано, но с математическим содержанием урока связано лишь внешним образом; ясно, что здесь воспитывающее влияние призвана оказывать не сама математика, не ее законы и ее стиль, а те привязанные к ней чисто внешним образом данные, которые обрамляют собою «текстовые» задачи и которые без всякого изменения математического содержания задачи могли бы быть заменены любыми другими аналогичными данными. Ясно поэтому, что этот рычаг воспитывающего воздействия, будучи важным и действенным, не может считаться в прямом смысле принадлежащим самой преподаваемой в школе науке.
          Задачи в обучении математике выполняют различные функции – обучающие, воспитывающие, развивающие, контролирующие. Ознакомление с математическими фактами, разбор и усвоение математических теорем, выведение формул, решение значительного количества упражнений развивают способности человека и оказывают известное влияние на развитие математического мышления учащихся. Однако только этими средствами задача математического развития и воспитания в той мере, в какой это требуется в современных условиях, не может быть обеспечена.
          Любая задача, которая ставится на том или ином этапе обучения, несет в себе разные функции, причем ведущее положение одной или нескольких функций задачи имеет динамичный характер. В связи с этим существует возможность усиления одной или нескольких функций задач (без ослабления остальных функций). В частности, можно усилить развивающие или воспитывающие функции многих задач, имеющих сугубо обучающий характер. Этого можно достичь различными путями – частичным изменением условия данной задачи, рассмотрением ее частных или предельных случаев и т.д. Существенно усилить воспитывающие функции задач может решение специально подобранных нестандартных задач.
          Погрузиться в прошлое, реально представить его картины и вместе с тем как бы стать участником былых событий помогут задачи. Так, например, при изучении темы «Действия с десятичными дробями» совершаем с учащимися заочное путешествие по району. Рассказываю, что в Яльчикском районе осуществляется программа развития туризма, предусмотрены туристические маршруты:
1.Краеведческий музей в с.Яльчики-городище в с.Б.Таяба-дом купца Маркова-Байдеряковский родник.
2.Ферма по разведению гончих собак в с.Лащ-Таяба.
 Показываю деревню на карте района, предлагаю задание:
-Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина. Это слово с детства знает каждый. Родина - это то место, где ты родился, где живешь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Мы любим нашу Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью. Как относится народ к своему Отечеству, видно из такого жанра, как устное народное творчество.
Выполнив задание, вы прочитаете пословицу
а) 0,71 + 0,8; д) 1,8 +0,1; и) 22,9 8– 2,4; н) 8 – 2,7; с) 6,86 * 3;
б) 2,3 + 2,2; е) 17,02 + 3,56; к) 5,35 – 3; о) 3,5 -1,7; т) 1,9 * 1
в) 5,4 + 1,3; ж) 12 + 1,2; л) 3,78 – 1,78; п) 9,863 -0; у); 0,3 * 6;
г) 0,32 + 0,47; з) 3,09 + 2,21; м) 1 – 0,3; р) 18,62 -18,62; ф) 0,18 * 10;
х) 0,52 * 100; щ) 18 : 4;
ц) 5 * 0,9; ы) 12,3 : 3;
ч) 60 * 0,4 э) 9,4 : 4;
ш) 4,7 : 2 ю) 1,4 : 0, 7

0,7
1,8
5,3
2
2,35
13,2
134,31
20,58
0,79
1,9
20,58
6,7
4,5
1,51
У
Е
М
Ь
Т
--
М
А
И
Н
А
Д
О
Р
24
4,5
2,35
1,8
4,1
2
2,35
4,5
20,58
52
1,8
1,9
9,863
0
С
О
Т
Е
Я
Ь
Т
О
А
П
Е
Н
Й
З

Ответ: Родина – мать, умей за нее постоять.
(Конспект урока найти по адресу:http://festival.1september.ru/articles/416389/)
-До Октябрьской революции д. Белое Озеро входила в состав Новошимкусской волости Тетюшского уезда Казанской губернии. В 1921(19.11)-1927 годах-деревня Новошимкусской волости Батыревского уезда. С 1 октября 1927 года Белое Озеро в составе Мало-Яльчикского района, с 19 мая 1935 года –деревня Яльчикского района, а с 20 декабря 1962 года Батыревского района. С 14 марта 1965 года д. Белое Озеро Яльчикского района. Сколько времени наша деревня находилась в составе Батыревского района?
            В нашем степном регионе, например, мало крупных источников водоснабжения. На территории школьного охвата имеется, к счастью, реликтовое озеро Белое, вероятно, карстового происхождения.
Для устного счета использую задачи вида:
-Что в нашей деревне является памятником природы ?
                           39 : 3 – 3 + 6 * 8
58 - озеро
72 - плотина
40 – наш школьный дендрарий
Также даю задания на физических характеристиках озера:
Найдите площадь озера в 1912 году, если длина составляла 50 саженей, а ширина – 20 саженей. Сажень=2,1336 м. Ответ выразите в гектарах.
          Решение сюжетных задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности с величием собственных предков.
В рамках проекта «Использование местного материала на уроках математики» собран богатый материал по истории района, села. Разработана серия задач с использованием этого материала, некоторые из них включены в сборник самостоятельных работ для 5 класса. К работе по составлению подобных задач привлекаю самих учащихся. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному краю. Ведь ребятам необходимо собрать материал, обработать данные.
Приведу некоторые задачи, составленные учащимися в разные годы:
1.В энциклопедии Яльчикского района всего 1064 статьи, 19 из них содержат сведения об уроженцах д.Белое Озеро. Сколько процентов от общего количества статей это составляет?
2.  8 мая этого года пустили природный газ в нашу деревню. Решите уравнение:
 11,2х + 3,7 = 7,06;
1, 3 – 2001 год
0,3 – 2003 год
3    - 2004 год
(Оля Федорова, 8 класс)
3. Маршрут спортсменки международного класса Зинаиды Семеновой в Японии по пересеченной местности состоял из трех участков. Длина первого участка 327 м, второго 463 м, а третий участок длиннее второго на 125 м. Какой длины был маршрут? (Шура Кириллова, 7 класс)
4. В 2003 году наше озеро было в руках арендаторов. В то время моя мама купила у них 15 кг рыбы и заплатила 270 рублей? Узнайте стоимость 1 кг рыбы. (Мальвина Федорова, 7 класс)
5.Учитель физики и математики нашей школы Корнилов Г.В. несколько лет подряд помогает колхозу в уборке урожая. В 2004 году он намолотил 3000 ц зерна. Сколько муки можно получить из такого количества зерна, если при размоле пшеницы получается 90% муки?(Федотов Владимир, 6 класс)
Также ученики составляют кроссворды, ребусы, занимательные игры.
 
Своя игра (часть игры)
 

Деревня
П.Буртасы
Яльчикский район
Чувашская
Республика
Российская
Федерация
50
50
50
50
100
100
100
100
150
150
150
150
200
200
200
200

 
 
Д.Полевые Буртасы
 
50. У южной окраины деревни находится озеро Белое – памятник природы. Происхождение озера карстовое.Об основании нашей деревни , о судьбе Белого озера можно узнать из научных работ чувашского исследователя, доктора исторических наук, уроженца д.Полевые Буртасы, И.Д.Кузнецова. В каком году родился наш земляк, если в 2006 году ему исполнилось 100 лет?
100. В д. Белое Озеро 302 жителя, а в д. Полевые Буртасы   на 16 человек больше. Сколько жителей в   наших двух деревнях?
150. В окрестности озера Белое основались и стали развиваться две деревни. Белое Озеро и Полевые Буртасы, существуя отдельно, составляют одно целое. Дети учатся в одной школе, жители деревень работают в одном колхозе. В каком году в нашей деревне образовался колхоз, если в 2000 году отметили 70-летний юбилей?
200. Найдите площадь озера в 1912 году, если длина составляла 50 саженей, а ширина – 20 саженей. Сажень=2,1336 м. Ответ выразите в гектарах. (площадь=а*в=100м*40м=4000м2=0,4 га.)
Кроссворд «Доктор исторических наук»
 

 
 
 
 
1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3
 
 
 
 
 
 
 
 
4
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
5
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
6
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
7
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
8
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопросы (по горизонтали):
  1. Вторая степень числа.
  2. Геометрическая фигура.
  3. Очень трудно иногда эта штучка решается
  4. Арифметическое действие.
  5. Сумма всех сторон многоугольника.
  6. Чертежный инструмент.
  7. Величина, характеризующая быстроту движения
  8. Запись, содержащая числа и буквы.
Ответ:

 
 
 
 
К
В
А
Д
Р
А
Т
 
 
 
Т
Р
Е
У
Г
О
Л
Ь
Н
И
К
 
 
 
 
 
З
А
Д
А
Ч
А
 
 
 
Д
Е
Л
Е
Н
И
Е
 
 
 
 
 
 
 
 
 
П
Е
Р
И
М
Е
Т
Р
 
 
 
 
 
 
Ц
И
Р
К
У
Л
Ь
 
 
 
 
С
К
О
Р
О
С
Т
Ь
 
 
 
 
 
 
 
В
Ы
Р
А
Ж
Е
Н
И
Е

Внеурочное. Это занятия в кружке «Юный мыслитель». На занятиях кружка проводятся математические игры, состязания с решением задач на местном материале. Например, игра «Математическая рыбалка» очень популярна и любима детьми. В ходе игры дети знакомятся с историей рыбной ловли, узнают, какие рыбы водятся в озере Белом, а также о значении рыб в жизни человека.
-Значение рыб в жизни человечества исключительно велико. В белковом рационе человека в разных странах мира рыба составляет от 17 до 83%. При добыче рыбы, кроме пищевых продуктов, получают и другие виды полезной продукции: витамины, кормовую муку и др. Поэтому мы должны заботиться о рыбах нашего озера. Ребята, вашему вниманию предлагается норма продуктов питания на одного человека на 1 день (в кг)
Хлеб 0,55
Крупа 0,05
Картофель 0,30
Овощи 0,35
Фрукты 0,20
Сахар 0,09
Мясо 0,15
Молоко 0,30
Масло 0,30
Рыба 0,10
Задача. Расположите дроби в порядке возрастания и мы с вами узнаем, на каком месте стоит рыба. Конспект занятия математического кружка опубликован в материалах Фестиваля педагогических идей. Материал можно найти по адресу в Интернете: http://festival.1september.ru/articles/101207/
Исследовательская деятельность школьника – это неотъемлемая часть краеведческой работы. Собственные исследования - это наиболее эффективный путь показания. Целый ряд исследовательских методов и подходов являются   универсальными, общими для любого вида исследовательской деятельности, и знание их поможет детям, какой бы дальнейший путь они не   избрали. Одно из плодотворных направлений модернизации   краеведческого образования – проектная деятельность школьников, которая развивает у детей самостоятельность, творческое отношение к делу, способствует формированию навыков поисково-исследовательской деятельности, созданию условий для подготовки к продолжению образования.   Исследовательская работа выполняется под руководством учителя. Работа учителя - руководителя проекта заключается в мотивизации проектной деятельности, в организации юного краеведа на определение замысла проекта, в стимулировании их поисковой деятельности, в консультациях по вопросам получения, обработки информации, выбора форм реализации проекта, его апробации и презентации.
Темы проектов, выполненных юными краеведами:
-При изучении темы «Четырехугольники» в курсе геометрии 8 класса дала задание девочкам перевести свойства четырехугольников на канву, а мальчикам – составить орнаменты из четырехугольников. Так появился проект Вековой Евгении «Геометрические фигуры в чувашских узорах», работая над которым она изучала работы местных мастериц-вышивальшиц. С этой работой она победила на районной конференции и выступила на республиканской конференции « Exselsior» в 2006 году
-«Моя малая Родина в задачах по математике». С этой работой Федорова Мальвина заняла III место в Межрегиональной конференции юных исследователей «Интеллектуальная Шемурша» в секции «Математика» в 2007 году. С работой можно познакомиться в материалах Фестиваля творческих и исследовательских работ «Портфолио» по адресу:
*       http://portfolio.1september.ru/work.php?id=567275
*       - Сборник задач «Математика и история. Наши земляки - заслуженные работники сельского хозяйства». Этот проект Сергей Максимов защитил на районной научно-практической конференции учащихся в 2009 году и занял I место.
*       - Краснова Кристина разработала Веб-сайт «Портфолио народного учителя СССР», разместила в Интернете по адресу http://www.tschernov.21420s03.edusite.ru/, материалы используются учениками для составления задач. Работает над темой «Наши земляки - жертвы репрессии»
*       Также разработаны учащимися презентации сборников задач на темы:
*       «Деревня славится спортсменами», «Озеро Белое-памятник природы», «Выпускники нашей школы - научные работники» и другие. Члены патриотического центра «Истоки», которым я руковожу, участвуют в проекте «Энциклопедия Моя деревня».
 

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

На: Патриотическое воспитание в процессе обучения математики


На некоторых уроках можно дать местный материал, вести патриотическое воспитание учащихся на уроках математики. Ваша тема важная и нужная.  



Поиск

Loading
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн