Официальный сайт panajotov 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Скульптурный портрет исторических личностей древности.

Submitted by Ольга Викторовна Емельянова on пн, 22/11/2010 - 01:25
Данные об авторе
Автор(ы): 
Емельянова Ольга Викторовна
Место работы, должность: 
МОУ лицей № 29
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Цель урока: 
- Развитие пространственного мышления и образного воображения. - Научить передавать мимику человеческого лица посредством характерных объемов. - Первое знакомство с пластической анатомией. - Познакомить учащихся с историей развития Римского искусства.
Учащихся в классе (аудитории): 
26
Используемая методическая литература: 

Алёшкина Т.В. Величайшие творения человечества: энциклопедия (раздел о скульптуре). М.: ООО "Изд-во АСТ" 2001

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств./выпуск I от древнейших времён по XVI век /.М. "Искусство" 1987

Бутромеев В. Детский плутарх : энциклопедия для детей Великие и знаменитые древнего мира. Минск "Полипринт". 1994

Клиндуков Н.Н., Присяжнюк Л.В. Основы лепки / Школа изобразительного искусства . 3-е изд. Т.1. М.,1986

Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. М., 1979

Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. 2-е из. доп. М.: Просвещение,1998 (серия "Библиотека учителя ИЗО" )

Краткое описание: 
На этом уроке учащиеся теоретически знакомятся с историей развития Римского искусства; практически - осваивают поэтапное ведение работы над скульптурным портретом.

Тема урока:        Скульптурный портрет исторических личностей древности.

 

Вид занятий:       Пластика малых форм по памяти и представлению

Цель урока:        Развитие пространственного мышления и образного воображения.

 Научить передавать мимику человеческого лица посредством характерных объемов.

 Первое знакомство с пластической анатомией.

 Познакомить учащихся с историей развития Римского искусства.

      Оборудование:    слайды: Голова Афины. Римская копия с греческого оригинала IY в до н.э. Мрамор., пластилин, стеки.

Репродукции:       

- Галиен. Из дома весталок на Форуме Романум. Мрамор. 260-268 г. н.э. 

- Констанций Хлор. Мрамор. 0,38 м   4 в н.э.

- Каракалла. Мрамор. 209 г. н.э.

- Юлия Домна. Мрамор. 200-210 г. н.э.

- Портретная статуя жреца из Александрии. Базальт 2 в.н.э.

- Константин. Деталь статуи

- Портрет Евдокии. Мрамор. 400 г.н.э.

- Портрет неизвестного из Эфеса. Мрамор. 4 в. н.э.

- Голова мальчика. Мрамор . 10 г.н.э.

- Антоний. Деталь статуи

- Портрет императрицы Плотины

- Адриан. Мрамор

- Нерон. 60-68 г.н.э.

- Веспасиан 70 г.н.э.

- Портрет неизвестного из Цере.

План урока:

1.     Организационный момент.

2.     Введение в тему урока

3.     Постановка творческих задач

4.     Практическая работа

5.     Подведение итогов урока

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Введение в тему урока. 

Сегодня на уроке мы будем продолжать тему «Искусство Древнего Рима» и конкретно поговорим о портрете в скульптуре.

Согласно сложившемуся культу предков знатные римляне чтили умершего старшего в роде. Они заказывали скульптурные изображения покойного либо в виде стелы, которую ставили на могилку, либо в виде портретных бюстов, так называемых имагинес, которые хранили в доме в особых шкафах. Выполнялись эти скульптуры из глины, камня, дерева.

Значительную группу римских портретов начала первой половины I в до н.э. объединяют ярко характерные приемы трактовки, как бы ни были разнообразны черты портретируемого, выражение лица всегда мертвенно спокойно, на гладком лбу проложены тонкие морщины, взор безжизнен и глазное яблоко запало, рот сжат, концы губ опущены. Резко обозначены скулы, сильно натянута кожа на щеках. От носа к концу губ идут резкие глубокие складки. Волосы коротко подстрижены и плотно прилегают к черепу. Голова совершенно прямо поставлена, иногда чуть-чуть откинута.  Портреты этой группы преследуют, прежде всего одну задачу – как можно точнее передать физиономические особенности изображаемого лица.

Под влиянием греческого психологического портрета круга Лисиппа и эллинистических появляются портреты более одушевленные: живое выражение передается движением бровей, напряжением мышц лба, выразительным взглядом. Живость образу придает и легкий поворот головы. Таков, например, портрет Юлия Цезаря из Тускулума, где этот выдающийся государственный деятель и полководец представлен уже пожилым энергичным человеком с умным взглядом и спокойным выражением лица.

В изобразительном искусстве времени Августа сказывается особый официальный стиль, ярко проявившийся в портрете. Скульптурные портреты Августа и членов его семьи значительно отличаются от портретов республиканского периода. Портретные статуи и бюсты императора изображают Августа молодым, во цвете лет, атлетического сложения и классической красоты. Известное нам описание наружности Августа не вполне соответствует этим изображениям, он был роста невысокого и хрупкого телосложения с правильными чертами лица.

Портрет Ливии – жены Августа передают индивидуальные черты этой властной и энергичной императрицы.

В портретах частных лиц августовского времени продолжает развиваться старая традиция реалистического римского портрета. Таковы, например, портреты Агриппы (Париж, Лувр), зятя Августа и мужской портрет в Эрмитаже.

Если для художников времени Августа образцом служили произведения греческого классического искусства, то во времени Нерона - Флавиев заказчики уже не удовлетворяются портретами в духе строгого классицизма  и требуют работ иного стиля. Изменяется и характер лепки лица: вместо гладких, плавно переходящих одна в другую плоскостей портретов августовского времени мы видим гораздо более пластичную моделировку, более удобную трактовку поверхности лица, более живописную прическу.

Портреты Нерона – мальчика  и особенно Нерона – император (Рим. Национальный музей)  отчетливо подчеркивает новый стиль в портретном искусстве. Жестокое одутловатое лицо Нерона с низким лбом и тяжелым взглядом говорит, как далеко отошло римское портретное искусство от идеализации времени Августа. Известно, что Нерон заказывал свои скульптурные и живописные портреты колоссальных размеров и выставлял эти изображения на видных местах.

В портрете неизвестной молодой женщины ( Рим. Национальный музей) лицо пролеплено большими округлыми плоскостями, которые контрастируют с ее пышной прической. В отделке мелких прядей скульптор применяет бурав, глубоко просверливая им мрамор. Бурав, известный еще и греческим мастерам, употреблялся ими мало, также как и римскими скульптурами до середины 1 в н.э. Позже им стали отделывать пряди волос, мелкие складки одежды и другие детали. Обработка волос буравом давала возможность мастеру создать живописную  поверхность, богатую игрой светотени.

Несомненно, что к передаче точного сходства заказчики были очень взыскательны. Требовалось нестолько приукрашение черт лица, сколько живость выражения, уменье схватить характерное в образе.

В начале 2 в н.э. при Трояне официальный портрет изменяет свой характер по сравнению с памятниками I в н.э. Портреты Трояне (Остия, музей), особенно его жены Плотины (Рим. Капитолийский музей), частных лиц должны быть оценены как настоящая реакция на стиль Флавийских портретов. За образец взяты традиционные портреты республиканского периода – спокойное выражение лица, суховатая трактовка, смягчающая рельефную моделировку, скромные прически – характерные черты портретов троянского времени. Лица  трактованы гладкими, спокойными плоскостями, четко, графически как бы прорезаны складки на щеках, подобно тому, как это исполнено на портретах времени республики. Волосы на портретах времени Трояна плотно прилегают к черепу и как бы расчесаны крупным гребнем.

Портрет времени Антония Пия и марка Аврелия представляют собой одну из важнейших страниц римского портретного искусства. Совершенное владение техникой обработки мрамора позволяет мастерам этого периода добиваться тончайшей моделировки форм лица, фактурности волос.  Примером может служить портрет Антония Пия середины 2 в. н.э. (Неаполь. Национальный музей).

В многочисленных портретах императоров, их жен, членов их семей и частных лиц всегда строго соблюдается портретное сходство, индивидуальные особенности склада лица и прически. Но всем портретам присущи и общие черты – это выражение грустного раздумья, самоуглубленность, иногда печаль. Печать глубокой затаенной тоски, задумчивости читается в лице Марка Аврелия , в его портретной статуи (Рис. Капитолий). Такое настроение хорошо характеризует внутренний мир императора – философа.

3.Постановка творческих задач.

Как вы уже поняли, сегодня на уроке мы будем скульпторами, и изобразить нам придётся бюст великого исторического деятеля.

4.Практическая работа /вместе с учащимися веду работу, показывая поэтапное выполнение скульптурного портрета /.

5. Подведение итогов урока / проходит в виде посещения импровизированной выставки, где экспонатами являются вылепленные учащимися скульптурные портреты великих исторических деятелей прошлого. Каждый выступит в роли экскурсовода, рассказывая о своей работе.


 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Елена Геннадьевна Тарасова

На: Скульптурный портрет исторических личностей древности.


Ольга Викторовна, если бы Вы к своей разработке присоединили все ЦОРы, то от этого она бы только выиграла, да и коллегам бы больше помощи оказала....

С уважением Елена Тарасова



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн