Размещено: Евгения Викторовна Кочерова - пн, 22/11/2010 - 11:18
«Морское путешествие»
Данное мероприятие является адаптированной версией игры для 6-х классов с одноименным названием Василисы Никитиной, размещенной в газете «Школьный психолог» №13 за 2006 г.
Цель: сплочение коллектива учащихся, настрой на сотрудничество.
Задачи:
· приобретение навыков невербальной коммуникации;
· развитие умения работать в соответствии с заданной социальной ролью;
· освоение правил межгруппового взаимодействия.
Аудитория: учащиеся 5-7 классов.
Время: 1, 5 часа.
Условия: пространство для свободного перемещения участников.
упражнение
материалы
Рефлексия
время
Введение в игровую ситуацию
Карточки с названиями кораблей
5 мин
Формирование команды
Найди свой корабль. Рефлексия.
Карточки с ролями
10 мин
Наш необычный корабль:
макет корабля
флаг
девиз
положительные качества каждого члена команды
презентация
Листы А4, карандаши, фломастеры, краски.
15 мин
Испытания (Приложение 1)
Ориентировка на корабле
·Описать ощущения человека с закрытыми глазами, который вынужден был полагаться на своего проводника
·Что способствовало или мешало чувству доверия?
·Как проводники помогали своим ведомым?
·Что зависело от вас лично, а что от ведомого?
5 – 7 мин
Пропасть. Рефлексия.
· Как чувствовали себя в роли альпиниста, в роли скальной глыбы?
· Что помогло вам преодолеть опасный маршрут? (собственные качества, черты характера, качества скалы)
10 мин
Сплочение команды (Приложение 2)
Борьба за сокровища. Рефлексия.
На каждую команду 2 карточки с надписями «ОГОНЬ» и «ПЕРЕГОВОРЫ», доска, мел/маркеры.
·Какое решение является выигрышным, полезным для обеих команд?
·Что выгоднее, полезнее – сотрудничество или соперничество?
20 мин
Сундучок сокровищ. Рефлексия.
«Сундучок» с разрезанными словами: взаимопонимание, мир, сотрудничество, доброта, дружба.
·Можно ли участников другой команды тоже называть друзьями?
·Какое богатство вы приобрели благодаря друзьям в этой игре? Разве сокровище – это деньги и драгоценности?
·Что для вас означает дружба? Что самое важное и ценное в дружбе?
·От чего зависит, дружат с нами или нет?
·Какими мы должны быть, чтобы с нами дружили?
10 мин
Завершение занятия.
Приложение 1.
«Ориентировка на корабле»
Команда распределяется по парам. Затем один человек становится «проводником» (тот, кто будет водить по кораблю), а другой становится «ведомым» (тот, кого будут водить с закрытыми глазами). «Ведомый» стоит впереди и зажмуривает глаза, а «проводник» сзади, положив ему руки на плечи.
Задание каждой паре: пройти все игровое поле максимально аккуратно! При этом проводник не может общаться с ведомым с помощью слов. Проводник движением своих рук помогает ведомому держать направление, избегая столкновения с препятствиями и с другими участниками.
«Пропасть»
Вы приплыли на необитаемый остров и высадились на берег. Вы оказались высоко в горах, где вас ожидают нешуточные опасности. Черта, которую вы видите перед собой, - это не просто линия, это граница узкой тропки. За ней глубокая пропасть, падение в которую не оставляет надежду остаться в живых. По моему сигналу вы превращаетесь в причудливые скальные глыбы, самым неожиданным образом нависающие над тропинкой. Расставьте ноги, вытяните руки, пригнитесь.
Только крайний слева участник становится альпинистом. Его задача – пройти вдоль пропасти, не свалившись в нее. Как только первый альпинист пройдет часть пути, следующий за ним участник может превратиться из скальной глыбы в человека и начать свое опасное путешествие.
Приложение 2.
«Борьба за сокровища»
У каждой команды есть всего две возможности:
Либо вести переговоры с другой командой
Либо открыть огонь, то есть отвоевать с оружием в руках свое право распоряжаться сокровищем
После обсуждения вы сообщаете нам о своем решении. В результате того или иного сочетания двух решений каждая команда может получить баллы согласно таблице.
Распоряжаться сокровищем может та команда, которая раньше другой наберет 45 баллов. Обдумывая сообща, какой сделать ход в игре, нужно принять во внимание:
1-е правило игры:если три раза подряд обе команды выбирают «огонь», то каждая лишается защитного забора вокруг поселения
2-е правило игры:одновременный выбор «переговоров» означает, что команды будут договариваться друг с другом за столом переговоров.
Команда, не соблюдающая дисциплину или не сделавшая ход в срок, штрафуется на три балла.
В случае переговоров нужно решить вопросы:
Чьи это будут сокровища
Сможет ли одна команда своими усилиями найти сокровища, или целесообразнее объединить усилия?
В случае объединения усилий, как следует поделить сокровища?
Св. Мария
Св. Доминик
Св. Мария
Св. Доминик
огонь
огонь
0
0
огонь
переговоры
+9
-3
переговоры
огонь
-3
+9
переговоры
переговоры
+6
+6
Игра прекращается, если:
1.Команда три раза подряд выбрали синхронно «огонь»: силы обеих команд на исходе, и сокровища достаются морским пиратам
2.Команды постоянно выбирают разноименные ходы: время потеряно на соперничество, а сокровище находят морские пираты
3.Команда выбирает совместный план действий
«Сундучок сокровищ»
Вы сумели договориться и нашли сундучок сокровищ. Соберите карточки, которые находятся внутри сундучка, и вы узнаете, сто это за сокровища.
в
з
а
и
м
о
п
о
н
и
м
а
н
и
е
м
и
р
д
р
у
ж
б
а
с
о
т
р
у
д
н
и
ч
е
с
т
в
о
д
о
б
р
о
т
а
Этапы:
Введение в игровую ситуацию
Цель:формирование представления о предстоящей работе.
Предполагаемый результат:создание благоприятного микроклимата в группе участников.
Предполагаемый результат:настрой учащихся на совместную работу; развитие навыков совместного творчества; приобретение навыков невербальной коммуникации.
Испытания
Цель:развитие умения работать в соответствии с заданной социальной ролью;
Предполагаемый результат:осознание ответственности за свои поступки; сплочение коллектива
Сплочение команды
Цель:освоение правил межгруппового взаимодействия.
Предполагаемый результат:определение достоинств и недостатков различных стилей взаимодействия: сотрудничества и соперничества; осознание важности дружбы, определение качеств, необходимых для эффективного общения.
Завершение занятия
Цель:осознание значимости приобретенных навыков для дальнейшей деятельности;
Предполагаемый результат:осознание значимости приобретенных навыков для дальнейшей деятельности