Официальный сайт mixzona 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



разработка урока истории 8 класс "Александр II. Отмена крепостного права"

 

 

История Отечества. 8 класс.

 

Тема  урока: «Александр II. Отмена крепостного права.»  

Цель урока: сформировать представление о сущности крестьянской реформы 1861 г.; уяснить основные положения реформы и значение отмены крепостного права.      

 План урока:

 

  I. Личность императора Александра II.

 

■ II. Причины отмены крепостного права.

 

■ III. Подготовка реформы. Основные положения реформы.

 

■ IV. Значение отмены крепостного права.

 

Основные знания: причины проведения реформы отмены крепостного права; роль Александра II в подготовке реформы; основные положения крестьянской реформы; значение отмены крепостного права.

 

Основные понятия: временнообязанные крестьяне; отрезки; уставные грамоты; мировые посредники.

 

Основные даты: 19 февраля 1861 г.— отмена крепостного права в России.

 

Персоналии: Александр II, Н. А. Милютин; Я. И. Ростовцев.

 

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век.— М., 2006; 

1. Изучение нового материала.

 

1.1. Мотивационный этап

 

 

Вопрос: При каких условиях Александр II взошел на престол? Обобщая ответы, учитель отмечает, что Николай I, умирая, сказал своему сыну: «Сдаю тебе команду не в лучшем виде». И действительно, Александр вступил на престол в феврале 1855 г., в самый разгар Крымской войны, из которой Россия вышла изнуренная неравной борьбой, с истощенными финансами и подорванным денежным обраще­нием. Увеличивающийся год от года дефицит бюджета (к 1856 г. он составил 307 млн руб.) поставил страну на грань финансового кризиса. На международной арене Россия оказалась в изоляции, чему свидетельствовали ход Крымской войны и условия Парижского договора 1856 г. В обществе началось брожение. Видный чиновник П. А. Валуев записал в своем дневнике 17 ноября 1855 г.: «Озлобление против порядков беспредельное и всеобщее». М. П. Погодин свидетельствовал: «Прежняя система отжила свой век». Александру II потребовалось в этих сложных внутри- и внешнеполитических условиях формировать свою политику.

 

1.2. Далее учитель предлагает учащимся познакомиться с личностью нового императора.

Задание классу: Слушая выступление одноклассника, ответьте на вопрос: Какие черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности? Ответ выпишите в тетрадь.

 

Александр II родился 17 апреля 1818 г., наследником престола был объявлен 12 декабря 1825 г., а через два дня стал свидетелем восстания на Сенатской площади. Это было одним из первых сильных впечатлений мальчика. Его воспитанием с семи лет занимался капитан К. К. Мердер, боевой офицер, награжденный за храбрость, проявленную под Аустерлицем, участник всех битв кампании 1806— 1807 гг. Современники отмечали его высоконравственность и доброту, волевые качества и яркий ум. Другим наставником наследника престола был поэт В. А. Жуковский, который составил «План учения», рассчитанный на 12 лет и одобренный Николаем I. В результате наследник получил разностороннее образование. Он изучал русский язык, историю, географию, статистику, этнографию, логику, философию, математику, естествознание, физику, минералогию, геологию, языки: французский, немецкий, английский, польский. Будущий император занимался рисованием, музыкой, гимнастикой, фехтованием, плаванием, танцами, чтением-декламацией. Особое внимание уделялось истории. Жуковский считал, что «история из всех наук самая важнейшая, важнее философии, ибо в ней заложена лучшая философия, то есть практическая, следовательно, полезная», «наставляющая опытами прошедшего или объясняющая настоящее и предсказывающая будущее. Она знакомит Государя с нуждами его страны и его века». Александр рос в атмосфере доброжелательности. Воспи­татели отмечали в нем любезность, общительность, хорошие манеры, храбрость. Главным недостатком воспитанника Мердер считал лень, отсутствие упорства в достижении цели. Александр больше стремился угодить отцу, заслужить похвалу учителей. В юношеском возрасте Александр увлекается военными смотрами, маневрами, парадами.

 

 

 

 

С 1839 г. наследник начинает присутствовать на заседаниях Государственного совета, в 1840 г. он назначен присутствующим Кабинета министров, а в 1846 г. — председателем Секретного комитета по крестьянскому делу. Наследник проявил на этих заседаниях приверженность крепостническим порядкам.

 

 

ответ на вопрос: Какие черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности?

 

 

 

· высоконравственность и доброта, волевые качества и яркий ум. – 1 балл

 

· разностороннее образование. – 1 балл

 

· любезность, общительность, хорошие манеры, храбрость. – 1 балл

 

· главным недостатком воспитанника Мердер считал лень, отсутствие упорства в достижении цели. – 1 балл

 

· стремление угодить отцу, заслужить похвалу учителей. – 1 балл

 

 

 

Обобщая ответы учащихся, учитель обращает их внимание на необходимость решения крестьянского вопроса и создания нового Секретного комитета в 1857 г. по обсуждению крестьянского вопроса.

 

 

 

 II. Причины отмены крепостного права

 

 

· Крепостные крестьяне не были заинтересованы в результатах труда на земле помещика, поэтому снижался уровень сельскохозяйственного производства.

 

· Отсутствие свободных рабочих рук мешало развитию промышленности. Наемными рабочими на предприятиях выступали крестьяне-отходники, труд которых не был квалифицированным и имел сезонный характер.

 

· Необходимость отмены крепостного права показало поражение в Крымской войне.

 

· В первой половине XIX в. страны Европы смотрели на Россию, как на страну, где существует рабство. Поэтому отмены крепостного права требовала необходимость усиления международного престижа России.

 

· На рубеже 50—60 гг. XIX в. усиливается крестьянское движение в крепостной деревне.

 

 

 

 

 

III. Подготовка реформы. Основные положения.

 

1. Вопрос о подготовке крестьянской реформы учитель излагает сам.  Свое объяснение он может предварить постановкой проблемы: прослушав новый материал, определите, какова была роль Александра II в отмене крепостного права.

 

 

 

 

IV. Значение отмены крепостного права.

 

Вопрос может быть изучен путем коллективного обсуждения вопросов: каковы прогрессивные черты реформы 1861 г.? Какие «крепостнические черты» она сохранила? В ходе обсуждения этих проблем учащиеся могут заполнять таблицу «Отмена крепостного права»:

Прогрессивные черты реформы 1861 г.   

Сохранение крепостнических пережитков

1. Освобождение крестьян привело к появле­нию свободных рабочих рук и увеличению наемного труда  в промышленности. Это дало толчок экономическому развитию страны. 2. Отмена крепостного права изменила социальную структуру общества и поставила вопрос о  необходимости проведения других реформ.           

 

 

 

Появление основного противоречия в деревне: крупное помещичье землевладение и малоземелье крестьян. С этого времени аграрный вопрос становится основным в деревне.

 

 

V. Закрепление материала.

 

Домашнее задание: Составьте два предложения со словами : отрезки, временнообязанные; § 17 учебника

 

Прикрепленный файл Size
Александр II.ppt 931 KB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн