Цель: охарактеризовать черты художественной культуры России в 1п.XIXвека, выделить их отличия по сравнению с предшествующим периодом, познакомиться с достижениями изобразительного искусства, архитектуры, музыки, литературы.
Оборудование: учебник, тетрадь, иллюстрационный материал на СД
План урока:
1.Развитие художественной культуры в 1п.XIX
2.Русская литература
3.Театр
4.Музыка
5.Живопись
6.Архитектура
Основные понятия и термины: культура, классицизм
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя:
Сегодня мы приступаем к изучению темы «Художественная культура 1п. 19 в». Давайте вспомним , что такое культура? Какие ассоциации вызывает у вас это слово?( ответы уч-ся)
Приступая к изучению темы , давайте вспомним какие события во внешней и внутренней политике произошли в началеXIX ?
Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, всколыхнули российскую жизнь и вызвали небывалый патриотический подъем. Четко проявились противоречия между старыми , отжившими свой век самодержавно- крепостническими порядками и новыми капиталистическими веяниями. Активизировавшееся общественное движение оказало воздействие на культуру образованного общества.
2.ВXIX веке ведущей областью русской культуры становится литература .( Сообщения уч-ся)
Русская литература была тесно связана с общественно-политической мыслью.
И многие произведения явились по сути политическими призывами к проявлению гражданской позиции, размышлениями о судьбах родины.
Развитие литературы тесно связано с развитием театра. Смена художественных направлений в театре происходила также быстро как и в литературе.
3. Театр ( Сообщение уч-ся)
Вывод: Театр имел колоссальное значение для развития русской художественной культуры. Актеры с великим мастерством передавали переживания и повседневный быт « маленького человека» своего времени.
И каждый человек чувствовал и осознавал свою принадлежность к великому…..
4.Музыка (Сообщения уч-ся)
События , происходившие в стране нашли отражение в музыке. Все чаще композиторы обращались к героическим сюжетам исторического прошлого России. Главными героями становится простой народ. Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка сказал : « Создает музыку народ, а мы художники , только аранжируем ее» .
( Сообщение уч-ся)
В 1п.XIXв живописи продолжал господствовать академический классицизм , на который оказали влияние общественные процессы, развивавшиеся в России.
Основным героем живописи становится реальный человек
(Сообщение уч-ся)
5.Если в литературе , живописи и театре классицизм господствовал до началаXIXвека, то в архитектуре он господствовал практически до 40-х годовXIXвека,
И вершиной его является стиль ампир. ( Сообщения уч-ся)
Вывод: В заключении хочу сказать , что 19 в стал своеобразным рубежом в развитии архитектуры. Возникли новые стили: ампир, модерн.
Происходящие в обществе изменения внесли в архитектуру новые веяния. Главным решающим фактором стало удобство и экономия. 19 век подарил нам шедевры архитектуры: Манеж, Сенат, Петергоф , Александринский театр, Аничков дворец, и многое другое, что в наше время восхищает и поражает воображение.
Эти шедевры имеют историческое значение и являются культурным наследием нашего государства.
Первая половинаXIXв вошла в историю как начало « золотого века» русской художественной культуры. Ее отличало взаимообогащение и тесная связь всех областей искусства. Что делало художественную культуру близкой не только просвещенным слоям общества , но и миллионам простых людей.
Заключение: для закрепления нового материала необходимо выполнить тесты ( последние слайды в презентации)