Вы не зарегистрированы

Авторизация



П Р О Е К Т по «Реализации сюжетно-ролевой игры «Почта» в дошкольном возрасте»

Submitted by Гульнара Медхатовна Тимуршина on Tue, 23/11/2010 - 09:03
Данные об авторе
Автор(ы): 
Тимуршина Гульнара Медхатовна
Место работы, должность: 
Муралинский детский сад "Ромашка" , воспитатель
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дошкольное образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Предмет(ы): 
Другое
Цель урока: 
Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.
Используемые учебники и учебные пособия: 

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой, М. Просвещение 1981

 

2. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду, М. Педагогика 1981

 

3. Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики (Под редакцией Т.А.Марковой, М-1979 г)

 

4. Азаров Ю.П. Игра и труд. М.Знание, 1973 год

Краткое описание: 
Помочь воспитателям в создании необходимой игровой среды, дать непосредственное руководство играми детей.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:"Сетка таблицы"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; border:solid windowtext 1.0pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid windowtext; mso-border-insidev:.5pt solid windowtext; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

                                               Содержание:

 

1. Введение

2. Особенности сюжетно-ролевой игры

3. Решение образовательных задач

4. Способы реализации

5. Технология игры

6. Диагностика

7. Работа с родителями

8. Приложения

9. Заключение

10. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Сегодня ребенка окружают разнообразные игры и игрушки, которые направлены на физическое, умственное, нравственное развитие и воспитание, на совершенствование сенсорного аппарата и т.д. Все эти материалы и оборудования созданы взрослыми для того, чтобы сделать процесс обучения и воспитания доступным и привлекательным для ребенка.

     Однако ребенок всегда стремится к действию роли взрослого. Поэтому особое место в жизни старших дошкольников занимает сюжетно-ролевые игры, которые возникают по инициативе самих детей, желающих в своей игре отразить окружающую их действительность, взаимоотношения между людьми. Такая игра становится особенно привлекательной, так как дает возможность самостоятельно, по-своему распорядиться своими интересами, наклонностями, способностями, воображением.

Особенности сюжетно-ролевой игры

     Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольного возраста.

     Во-первых, по уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры.

    Во-вторых, чтобы понять младшего школьника, нужно знать особенности психической жизни дошкольника.

     В-третьих, становление психологического мировоззрения специалиста происходит в результате ознакомления с фундаментальными психологическими исследованиями.

     В-четвертых, игра не кончается в дошкольном возрасте, и  ростки так называемой игры с правилами появляются в сюжетно-ролевой игре.

     С развитием общества меняется и тематическое содержание сюжетно-ролевых игр. Но как бы ни различны были сюжеты игр – это всегда будет окружающий мир ребенка.

     Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.

     Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребенка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам.

     Поэтому я поставила перед собой задачу воспитывать это чувство у детей через сюжетно-ролевую игру. Во-первых, научить ребенка играть, содействовать объединению детей в игре. Во-вторых, тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувств доброжелательности, взаимопомощи. С первых моих наблюдений за играми я выяснила, как дети проявляют себя в них.

     Работа по развитию сюжетно-ролевой игры осуществляется в двух направлениях:

1.     Создание необходимой игровой среды.

     2.  Непосредственное руководство играми детей.

Способы реализации.

    Особенность сюжетно-ролевой игры «Почта» такова, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный график работы в сетке занятий. Технология органично вплетается в уже существующие порядки, В отношениях ребенка с другими детьми предполагаются только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, творческой атмосферой. Он вплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущение внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний. Достаточно только создать уголок и приобрести нужные атрибуты для игры.

    Когда ребенок наблюдает за окружающими, у него появляется желание активно включиться в действия вместе со взрослыми или как взрослые. Собственно говоря, это и есть пролог и главный мотив сюжетно-ролевой  игры, основными элементами которой являются  игровой замысел, сюжет, игровые действия и роли.

     Стоит ребенку сказать «как будто бы» и вымысел уже живет в нем. В сюжетно-ролевой игре дети могут «понарошку» войти в запретный взрослый мир (управлять автомобилями, ловить рыбу, готовить на горячей плите). Вы, наверное замечали, как ребенок, воплощая действительность в игре, искренне верит, что он – самый настоящий капитан или летчик, что кукла живая, а мишке больно, если взяли его за ухо. «Отойди, задавлю!» - с негодованием кричит маленький наездник. Поэтому малышу бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другие виды деятельности.

      Я хочу представить вашему вниманию сюжетно-ролевую игру «Почта».

Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие  в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь  детей.

 

Технология игры:

 

                  Роли

                      Ролевые действия

            почтальон

Берет на почте письма, газеты, журналы, открытки; разносит их по домам; отпускает корреспонденцию в почтовый ящик

                клиент

Отправляет посылки, покупает конверты, газеты и открытки; занимает очередь; отправляет денежные переводы; соблюдает правила поведения в общественном месте

               оператор

Принимает посылки, денежные переводы; продает газеты, журналы, открытки; сортирует письма, газеты и журналы

                шофер

Подвозит на почту новые газеты, журналы, открытки; привозит посылки и бандероли; забирает посылки и бандероли, отвозит их на железную дорогу

             Зав. почтой

Контролирует работу почтальона, оператора, звонит и заказывает свежие газеты, журналы, новые открытки, выдает зарплату; выдает шоферу путевку или лист-задание; благодарит служащих почты за хорошую работу

 

 

 

                               Построение ролевого диалога            

              

 

Заведующая

  клиенты

оператор

шофер

почтальон

Дает указания в выполнении работы; контролирует работу почтальона; выдает зарплату

Получает письма, газеты, журналы, открытки. Передает письма для отправки

Выдает газеты, журналы, письма, открытки

Подвозит почту

оператор

Дает указания о работе с клиентами. Контролирует работу, выдает зарплату

Отправляет посылки, бандероли, письма. Покупает газеты, журналы, открытки. Отправляет денежные переводы

Помогает в отправлении посылок, бандеролей

Привозит посылки, бандероли, корреспонденцию

 

  клиент

общаются

Занимает очередь, общается

Принимает посылки, бандероли, упаковывает  их. Принимает письма, денежные переводы

 

шофер

Выдает зарплату. Дает указания по перевозкам

 

Отдает посылки и бандероли для дальнейшей пересылки

 

 

 

 

 Работа с родителями

     Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности ребенка.

     Со стороны родителей также оказывается помощь в оформлении  уголка, в приобретении нужных атрибутах.

     Приглашать их на открытые занятия, мероприятия, посвященные этому направлению, ознакомить с планом работы, вместе подводить итоги, прислушиваться к их мнению и  пожеланиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Перспективный план

    Дата

        Занятия

                       Цели

 сентябрь

Ознакомление с окружающей миром

 

 

Ознакомление с худ.

литературой

 

 

Расширять и уточнять знания детей о сфере обслуживания на почте, передавать информацию через беседы и диалог.

Маяковский «Кем быть?»

Михалков «А что у вас?»

  октябрь

Ознакомление с худ.

литературой

ИЗО

 

Б.Заходер «Шофер»

Д. Родари «Чем пахнут  ремесла?»

Беседы о профессиях, с использованием иллюстраций, рассматривание картин

ноябрь

Развитие речи

Стимулировать к речевой активности, формировать положительное отношение к друг другу, быть вежливыми

декабрь

Русский язык

 

 

 

ИЗО

Создавать условия, способствующие взаимодействию всех действующих ролей, обогащение активного словаря

Расширять и закреплять представления детей о письмах, открытках, журналов и посылок

 

 

 

 Диагностика

     Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы: они могут играть часами, днями, неделями в игре с одним и тем же сюжетом, причем каждый раз сначала. Дети  играют более уверенно, самостоятельно. Если малышами они с большим удовольствием принимают воспитателя в игру, уступая ему главные роли, то становясь постарше все роли они принимают на себя.

     В играх детей появляются лидеры, которые двигают сюжет, остальные соглашаются с лидером и обычно, подстраиваются. Разногласия случаются крайне редко, потому как получив определенную роль, они несут ответственность за нее, боятся потерять ее. А если все-таки возникают, они учатся их улаживать самостоятельно.

 

 

 

Заключение

     Ребенок должен овладеть игровой деятельностью и насытиться ею, чтобы к школьному возрасту он уже не путал учебную мотивацию с игровой, различал, когда нужно выполнять требования, а когда имитировать их понимание.

     Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.     В более старшем возрасте ребенок уже способен играть в сюжетно-ролевые игры  с другими детьми, следовать правилам, а затем и устанавливать их самостоятельно. Здесь ребенок уже учится взаимодействовать в разными людьми, часто совсем не похожими на него самого, т.е. узнает разные характеры, учится договариваться, искать компромиссы. В процессе такой деятельности возрастают возможности ребенка – его коммуникативные навыки и речь.

     Дошкольное детство – период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У них своя, особая логика мышления образных представлений.

     Это период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы – вот неполный перечень особенности характерных для личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов  и самосознание.

    Закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживается в игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения произвольного запоминания и т.д. Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но, безусловно, развивает познавательную активность школьников.

     Именно в игре создается нечто новое, чего не было раньше. То, что «проиграно» превращается затем в реальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 


»  Tags for document: