Submitted by Нина Федоровна Чернова on Tue, 23/11/2010 - 15:50
Ход занятия
Учитель.Мы любим сказки, верим в чудеса и волшебство. Сегодня на уроке мы создадим свою сказку и посвятим её волшебнице зиме. Помогут нам в этом поэты, художники, композиторы, наше воображение и фантазия.
Нередко сказки состоят из нескольких частей или глав, так ке будет и у нас. Первую главу мы посвятим поэзии.
Ученики читают стихи и говорят о том, что в этих стихах пронзало на них особое впечатление.
Первыйученик.Я хочу прочитать стихотворениеI.С. Никитина «Встреча зимы». Именно в этом стихотворении раскрывается волшебная сила зимы. Поэт радуется, что на смену дождливой, угрюмой осени пришла зима и преобразила природу. Ушли грусть, печаль, сердце наполняется счастьем, восторгом.
Встреча зимы
Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла.Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и полям.
Есть раздолье у нас,
Где угодно гуляй,
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать,
—Пусть мороз твой трещит;
Наша юная кровь
На морозе горит!
Второйученик.Стихотворение, которое буду читать я, тоже посвящено приходу зимы. В нём есть строчка, которая
дала название нашему уроку «И вот сама идёт волшебница зима...». Это отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
...Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы...
Третийученик.А вот Фёдор Иванович Тютчев называет зиму чародейкой. Послушайте и представьте себе лес, который спит волшебным сном, околдованный чарами зимы. Это уже настоящая сказка, и мы легко можем в ней оказаться, если посетим зимний лес.
* * *
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит
— И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
— Не мертвец и не живой
—Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой — В нём ничто не затре
Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.
Четвёртыйученик.Зимой бывают вьюги, метели, бураны, и в воображении поэтов они становятся живыми существами. Это произошло и в стихотворении А. Кондратьева «Метель».
Метель
Кружится и хохочет
Метель на Новый год;
Снег опуститься хочет,
А ветер не даёт.
И весело деревьям,
И каждому кусту:
Снежинки, как смешинки,
Танцуют на лету.
Пятыйученик.У волшебницы зимы много слуг, которые исполняют все её желания. Они тоже сильные, могучие. Таким предстаёт перед нами Мороз-воевода у поэтаН. А. Некрасова.
* * *
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит — хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идёт — по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде...
Шестойученик.Мне хотелось найти стихотворение озиме, которое нашим ребятам незнакомо. Послушайте стихотворение В. Субботина и представьте изображённую им картину зимы
И валит, и валит, и валит...
Какая, гляди, кутерьма
А что, если за день, за два ли
По крыши укроет дома?
Всё то же движенье снежинок!
Как враз потемнело у нас!
Должно быть, такая картина
По всей по России сейчас.
И так же легко и без шума / Зима свой справляет приход:
И шубу кидает на шубу,
И шапку на шапку кладёт.
Учитель.А теперь предлагаю вам стать участникамиконкурса: надо вспомнить 2 — 4 строчки о зиме из любого стихотворения. Победителем станет тот, кто вспомнит наибольшее число стихотворений.
Ученики.
Поёт зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает. . .
С. Есенин
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром ...
С. Есенин
Я — Мороз,
Красный нос,
На снегу студёном рос. . .
А. Прокофьев
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя...
А. Пушкин
Зима недаром злится, :Прошла её пора... Ф. Тютчев
...Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь...
А. Пушкин
Учитель.Следующая глава музыкальная. Она посвящена пьесе П. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года».В старину не было машин, поездов, и люди путешествовали на лошадях. Все с нетерпением ждали зимы, чтобы прокатиться на тройке резвых коней.
Пётр Ильич Чайковский в пьесе «На тройке» музыкальными средствами передал стремительный бег коней и восторженные чувства людей, несущихся на тройке по заснеженным равнинам.
Прослушивание пьесы П. Чайковского «На тройке».
После прослушивания пьесы дети говорят о том, что музыка пере даёт быстрый бег коней, топот копыт, из-под которых летит снег.
Когда звучит плавная музыка, видим бескрайние поля, покрытые снежным ковром, огромное небо и ощущаем, какие чувства испыты вает человек, несущийся на тройке по зимней дороге: это радость, восторг, восхищение, ощущение счастья. Учитель соглашается с вы сказываниями детей, обобщает и дополняет их. \
Учитель.Красота зимней природы вдохновляла не только композиторов и поэтов, но и художников.
Третья глава нашей сказки посвящена картине К. Юона «Зима».
Вниманию детей предлагается репродукция картины.
Учитель.Посмотрите на репродукцию картины К. Юона и скажите, есть ли у вас ощущение, что вы попали в сказку?
Ученики.Да. Деревья стоят все в снегу, они как бы приглашают нас войти в лес, который зимой напоминает сказочный ледяной дворец Снежной королевы. Чувствуется, что стоит тишина и ветви деревьев неподвижны, но стоит прикоснуться к ним, и алмазная пыль осыплет нас, и это будет так весело. Особенно красят зимний пейзаж лучи солнца. Его не видно, но верхушки деревьев розоватые, значит, освещены солнцем. Это делает картину ещё более радостной, праздничной. Мы чувствуем, что художник восхищается красотой зимнего леса и хочет, чтобы мы радовались волшебнице зиме вместе с ним.
Учитель.Последняя глава сказки называется «Остановись, мгновение». Перед вами художественные фотографии, на которых действительно удалось остановить мгновение, запечатлев на снимках чудесные картины зимней природы.
Выберите из них тот снимок, который покажется вам наиболее интересным, и опишите его.
После выполнения работы зачитываются несколько сочинений-миниатюр .
Учитель.Вот и закончилась наша зимняя сказка. Но вы ещё не раз встретитесь с ней, если побываете в зимнем парке, лесу, посмотрите на причудливые узоры на окнах, полюбуетесь лёгким полётом снежинок, серебристым инеем.
И вот тогда вам захочется написать свою сказку о красотезимней природы, её чарах и волшебстве.