Официальный сайт ysaa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



И ВОТ САМА ИДЁТ ВОЛШЕБНИЦА ЗИМА

Submitted by Нина Федоровна Чернова on Tue, 23/11/2010 - 15:50
Данные об авторе
Автор(ы): 
Чернова Нина Федоровна
Место работы, должность: 
МОУ "Маломеминская средняя общеобразовательная школа Кайбицкого района РТ"
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Все предметы
Цель урока: 
Создание образного представления о зиме на основе вос-приятия поэтических, живописных и музыкальных произве¬дений искусства. Совершенствование навыков выразительно¬го чтения. Развитие наглядно-образного мышления, вообра¬жения, устной речи, творческих способностей.
Учащихся в классе (аудитории): 
24
Используемые учебники и учебные пособия: 

Нестанлартные уроки

Используемая методическая литература: 

Нестанлартные уроки

Используемое оборудование: 

 

Репродукция картины К. Юона «Зима»; аудиозапись пьесы П. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года»; худо­жественные фотографии зимних пейзажей; гирлянды из сне­жинок; рисунки детей; плакат «И вот сама идёт волшебница зима»; магнитофон (проигрыватель).
Краткое описание: 
поэтический вечер устный журнал

 

Ход занятия
Учитель. Мы любим сказки, верим в чудеса и волшебст­во. Сегодня на уроке мы создадим свою сказку и посвятим её волшебнице зиме. Помогут нам в этом поэты, художники, композиторы, наше воображение и фантазия.
Нередко сказки состоят из нескольких частей или глав, так ке будет и у нас. Первую главу мы посвятим поэзии.
Ученики читают стихи и говорят о том, что в этих стихах пронз­ало на них особое впечатление.
Первый ученик. Я хочу прочитать стихотворение I. С. Никитина «Встреча зимы». Именно в этом стихотворе­нии раскрывается волшебная сила зимы. Поэт радуется, что на смену дождливой, угрюмой осени пришла зима и преобра­зила природу. Ушли грусть, печаль, сердце наполняется счастьем, восторгом.
Встреча зимы
Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
Здравствуй, гостья-зима!
 Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и полям.
Есть раздолье у нас,
Где угодно гуляй,
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать,
Пусть мороз твой трещит;
Наша юная кровь
На морозе горит!
Второй ученик. Стихотворение, которое буду читать я, тоже посвящено приходу зимы. В нём есть строчка, которая
дала название нашему уроку «И вот сама идёт волшебница зи­ма...». Это отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Оне­гин».
 
...Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идёт волшебница зима.
                          Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы...
Третий ученик. А вот Фёдор Иванович Тютчев назы­вает зиму чародейкой. Послушайте и представьте себе лес, ко­торый спит волшебным сном, околдованный чарами зимы. Это уже настоящая сказка, и мы легко можем в ней оказать­ся, если посетим зимний лес.
* * *
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит
— И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
— Не мертвец и не живой
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
    На него свой луч косой —
   В нём ничто не затре
Он весь вспыхнет и заблещет
     Ослепительной красой.
Четвёртый ученик. Зимой бывают вьюги, метели, бураны, и в воображении поэтов они становятся живыми су­ществами. Это произошло и в стихотворении А. Кондратьева «Метель».
Метель
Кружится и хохочет
Метель на Новый год;
Снег опуститься хочет,
А ветер не даёт.
И весело деревьям,
И каждому кусту:
Снежинки, как смешинки,
Танцуют на лету.
Пятый ученик. У волшебницы зимы много слуг, ко­торые исполняют все её желания. Они тоже сильные, могу­чие. Таким предстаёт перед нами Мороз-воевода у поэта Н. А. Некрасова.
* * *
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит — хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идёт — по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде...
Шестой ученик. Мне хотелось найти стихотворение о зиме, которое нашим ребятам незнакомо. Послушайте стихо­творение В. Субботина и представьте изображённую им карти­ну зимы
                                И валит, и валит, и валит...
Какая, гляди, кутерьма
А что, если за день, за два ли
По крыши укроет дома?
Всё то же движенье снежинок!
Как враз потемнело у нас!
Должно быть, такая картина
По всей по России сейчас.
И так же легко и без шума
/                             Зима свой справляет приход:
И шубу кидает на шубу,
И шапку на шапку кладёт.
Учитель. А теперь предлагаю вам стать участниками конкурса: надо вспомнить 2 — 4 строчки о зиме из любого сти­хотворения. Победителем станет тот, кто вспомнит наиболь­шее число стихотворений.
Ученики.
Поёт зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает. . .
С. Есенин
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром ...
С. Есенин
Я — Мороз,
Красный нос,
На снегу студёном рос. . .
А. Прокофьев
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя...
А. Пушкин
                        Зима недаром злится,
:                       Прошла её пора...
                                                  Ф. Тютчев
...Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь...
А. Пушкин
Учитель.   Следующая глава музыкальная. Она посвяще­на пьесе П. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года». В старину не было машин, поездов, и люди путешествовали на лошадях. Все с нетерпением ждали зимы, чтобы прока­титься на тройке резвых коней.
Пётр Ильич Чайковский в пьесе «На тройке» музыкальны­ми средствами передал стремительный бег коней и восторжен­ные чувства людей, несущихся на тройке по заснеженным равнинам.
Прослушивание пьесы П. Чайковского «На тройке».
После прослушивания пьесы дети говорят о том, что музыка пере­
даёт быстрый бег коней, топот копыт, из-под которых летит снег.
Когда звучит плавная музыка, видим бескрайние поля, покрытые
снежным ковром, огромное небо и ощущаем, какие чувства испыты­
вает человек, несущийся на тройке по зимней дороге: это радость,
восторг, восхищение, ощущение счастья. Учитель соглашается с вы­
сказываниями детей, обобщает и дополняет их.                      \
Учитель. Красота зимней природы вдохновляла не толь­ко композиторов и поэтов, но и художников.
Третья глава нашей сказки посвящена картине К. Юона «Зима».
Вниманию детей предлагается репродукция картины.
Учитель. Посмотрите на репродукцию картины К. Юона и скажите, есть ли у вас ощущение, что вы попали в сказку?
Ученики. Да. Деревья стоят все в снегу, они как бы при­глашают нас войти в лес, который зимой напоминает сказоч­ный ледяной дворец Снежной королевы. Чувствуется, что сто­ит тишина и ветви деревьев неподвижны, но стоит прикоснуть­ся к ним, и алмазная пыль осыплет нас, и это будет так весело. Особенно красят зимний пейзаж лучи солнца. Его не видно, но верхушки деревьев розоватые, значит, освещены солнцем. Это делает картину ещё более радостной, праздничной. Мы чувст­вуем, что художник восхищается красотой зимнего леса и хо­чет, чтобы мы радовались волшебнице зиме вместе с ним.
Учитель. Последняя глава сказки называется «Остано­вись, мгновение». Перед вами художественные фотографии, на которых действительно удалось остановить мгновение, за­печатлев на снимках чудесные картины зимней природы.
Выберите из них тот снимок, который покажется вам наи­более интересным, и опишите его.
После выполнения работы зачитываются несколько сочине­ний-миниатюр .
Учитель. Вот и закончилась наша зимняя сказка. Но вы ещё не раз встретитесь с ней, если побываете в зимнем пар­ке, лесу, посмотрите на причудливые узоры на окнах, полю­буетесь лёгким полётом снежинок, серебристым инеем.
И вот тогда вам захочется написать свою сказку о красоте зимней природы, её чарах и волшебстве.
Домашнее задание
Написать сказку о зиме по личным впечатлениям.

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн