Официальный сайт seoturbina 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



КРАСНА РЕЧЬ ПОСЛОВИЦЕЙ.

Submitted by Нина Федоровна Чернова on Tue, 23/11/2010 - 16:23
Данные об авторе
Автор(ы): 
Чернова Нина Федоровна
Место работы, должность: 
МОУ " Маломеминская средняя общеобразоватедьная школа Кайбицкого района РТ"
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 
1. Обобщить знания учащихся о посло¬вицах, как одном из видов устного народного творчества. 2. Развивать устную речь учащихся, память, внимание.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
12
Используемые учебники и учебные пособия: 

Климанова, Горецкий "Литературное чтение" 3 класс

Используемая методическая литература: 

м.с. Родионова "Пословицы и поговорки"

Используемое оборудование: 

 

1. Плакаты с пословицами: «Красна речь пословицей», «Пословица недаром молвится».
2. Листы (на каждой парте) с выписанными на них по­словицами, без обозначения тематики.
Краткое описание: 
I. Организационный момент. II. Основная работа с учащимися. III. Итог урока.

 

 
I. Организационный момент.
II. Основная работа с учащимися.
Учитель. В давние времена, когда не было письменности, люди создавали сказки, загадки, пословицы и поговорки, где выражали свои мысли, чувства, и передавали из уст в уста. Так появился фольклор, или устное народное творчество. Най­дите в данных высказываниях (на плакатах)'. «Красна речь по­словицей», «Пословица недаром молвится», на ваш взгляд, главные ключевые слова.
Ученик. Это слово - пословица.
Учитель. Правильно.
Пословица - это жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то поучение.
Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.
Открываем первую страницу нашего журнала:
« Чтение - лучшее учение».
Учитель. Найдите из предложенных пословиц те, ко­торые соответствуют теме страницы.
Ученики.
«Книга для ума - что тёплый дождик для всходов».
«Книга поможет в труде, выручит в беде».
«Кто много читает, тот много знает».
«Грамоте учиться - всегда пригодится».
«Кто грамоте горазд, тому не пропасть».
Учитель. Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине и её природе, об интересных людях и их труде, об ис­тории и культуре народов. Книга является надёжным помощ­ником в труде. Рабочий читает книги о станках, чтобы на­учиться ими лучше управлять, сельский труженик - о том, как успешнее собрать хороший урожай, врач - о том, как помочь людям стать здоровыми, учитель - о том, как учить и воспи­тывать своих учеников. Книги помогают лучше понять окру­жающую нас жизнь. Поэтому читать их надо не спеша, внима­тельно, не пропуская страниц. Кроме того, мы должны бережно относиться к книгам.
Появляется Незнайка.
Незнайка. Як вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Ребята, помогите ответить на вопросы:
- Что означает слово «библиотека»?
- Что такое «читательский формуляр»?
- На чём была написана первая книга?
Игра «Ромашка» (на больших лепестках написаны на­звания книг, а на маленьких - их авторы, нужно правильно со­вместить лепестки):
«Волшебник изумрудного города»                      А. Волков
«Золотой ключик,
или Приключения Буратино»                                  А. Толстой
«Дети капитана Гранта»                                              Ж. Верн
«Остров сокровищ»                                       Р. Стивенсон
«Конёк-Горбунок»                             П. Ершов
Вопрос. Так какие пословицы о чтении вы знаете?
Открываем вторую страницу журнала:
«Дерево сильно корнями, а человек - трудом».
Учитель. Найдите из предложенных пословиц те, ко­торые соответствуют теме страницы.
Ученики.
«Без труда мечта мертва».
«Без труда не вынешь рыбку из труда».
«Без труда ничего не даётся».
«Землю красит солнце, а человека - труд».
«Птица крепнет в полёте, а человек - в труде».
«Деревья смотри в плодах, а человека смотри в делах».
Учитель. Объясните значение той пословицы, которая вам больше понравилась. (Объяснения учащихся.)
Ученики. Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож...
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба
-Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придёт пора, настанет час,
И мы трудиться будем.
Учитель. Сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд - учёба, хорошие, крепкие знания. Они помогут вам в бу­дущем получить интересную профессию. А сейчас я вам пред­лагаю загадки о профессиях.
Его работа в глубине, на самом дне,
                                          Его работа в темноте и тишине.
Пусть труд его не лёгок и не прост,
                        Как космонавт, плывёт он среди звёзд. (Водолаз.)
Мастер, мастер, помоги -
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди -
Мы пойдём сегодня в гости. (Сапожник.)
Ему нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней - сноровка. (Слесарь.)
Открываем третью страницу журнала:
«Птица сильна крыльями, а человек - дружбой».
Учитель. Из предложенных пословиц найдите те, ко­торые соответствуют теме.
Ученик и. «Человек без друга - что земля без воды».
«Человек без друзей - что дерево без корней».
«Друга ищи, а найдёшь - береги».
Друзья познаются в беде».
«Старый друг лучше новых двух».
«Не тот друг, кто медком мажет, а тот,
кто правду в глаза скажет».
«Будь сам другом и тебе помогут в беде».
Учитель (задает вопросы). Ребята, а как вы понимаете значение пословицы:
«Человек без друга - что земля без воды»?
- А какие песни о дружбе вы знаете? (Дети называют песни.)
- Так каким должен быть настоящий друг?
Физминутка под мелодию песни «Когда мои друзья со мной» (муз. В. Шаинского, ел. М. Танина).
Открываем четвёртую страницу журнала: «Счастье не ищут, а делают».
Учитель. Укажите из представленных пословиц те, ко­торые соответствуют теме страницы.
Ученики.
«Счастье не в воздухе вьётся, а трудом достаётся».
«Счастье без ума - дырявая сума: где найдёшь,
там и сгубишь».
Учитель. Некоторые люди говорят, что счастье - это богатство, деньги, но ведь настоящее счастье за деньги не ку­пишь. Ошибаются и те, кто считает, что счастье - в славе. До­брая слава, действительно, радует человека. А от худой славы он не знает как отделаться. Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, но и для всех.
Чтение и обсуждение рассказа Н. Богданова «След чело­века».
Вопрос. Так какова же главная мысль рассказа?
СЛЕД ЧЕЛОВЕКА.
(Рассказ)
Однажды Володя и его старший брат Саша заблудились в лесу. Грибы их заманили. Это бывает, - сорвешь один, а дру­гой издали сам в корзинку просится. Так от подберёзовика к подосиновику, от боровика к опёнку и забрели братья далеко в лес. Наполнили корзинку, пора возвращаться, а куда идти, не знают. Аукались, никто не отозвался...
Саша не любил волновать родителей понапрасну. Стал искать тропинку. Немало их было в лесу, да все не те попада­лись. Пойдут по одной, а это медведь протоптал: ишь, малину поломал. Пойдут по другой, а это лосиная: сохатый кору с де­ревьев содрал, рогами ветки посшибал. По звериному следу пойдешь - далеко зайдёшь.
Встревожился Саша. А Володя вдруг кричит:
- Саша, Саша, вот след человека!
И верно, смотрят братья - поперёк заболоченного ручья перекинуты жерди. Таких следов никто, кроме людей, не ос­тавляет. Перешли через ручей, не замочив ног, и пошли по ед­ва заметной стёжке. Давно здесь кто-то прошёл. Следы травой поросли, хвоей засыпаны. Их почти не видно, если бы не при­меты, что оставил человек. Вот ковшик берестяной висит на сучке, а под ним тоненькой струйкой родничок журчит, рас­чищенный старательными руками. Попей, усталый путник, свежей воды и шагай.
Вон старый дубовый сук лежит в стороне. Свисал он над тропинкой, надломленный бурей, а кто-то его обрубил и прочь оттащил. Убрал с дороги опасность.
Саша хмурился. Нехорошо, если папа или мама хватится их да встревожится. И хотя ничего страшного нет, скоро выбе­рутся, Володю жалко: ведь он ещё маленький.
Оглянулся Саша, а Володя, раскрасневшийся, разомлев­ший от лесной духоты, идет и счастливо улыбается.
- Чему ты радуешься? - удивился Саша. - Отчего тебе так весело?
- Мне приятно идти по следам человека, - ответил Воло­дя, - ты посмотри, сколько хорошего он оставил на своем пу­ти. Каждый шаг радует.
Саша оглянулся на тропинку, с лица его исчезло озабо­ченное выражение, и он сказал:
- Вот так и жизнь надо пройти, Володя, оставив след своих добрых дел!..
Н. Богданов.
Открываем пятую страницу журнала: «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина».
Учитель. Укажите из предложенных пословиц те, ко­торые соответствуют теме страницы.
Ученики.
«Родина - мать, умей за неё постоять».
«На чужой сторонушке рад своей воронушке».
«Своя земля и в горсти мила».
«Только тому почёт будет,
кто Родину не словом, а делом любит».
Если скажут слово Родина,
Сразу в .памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
I
В лужах первые кораблик*и,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная, но у всех она одна!
Незнайка проводит с детьми и гр ы.
ВИКТОРИНА ПОСЛОВИЦ.
Кто много читает... (тот много знает). Поздно встанешь... (мало сделаешь). Мир освещается солнцем... (а человек знанием). Что одному не под силу... (легко коллективу}. Не красна изба углами... (красна пирогами).
ИГРА «ПО ДВУМ СЛОВАМ ОТГАДАЙ ПОСЛОВИЦУ».
коса - камень       «Нашла коса на камень», дело-мастер      «Дело мастера боится».
труд - лень язык - дело лес - дрова
ИГРА «СЕМЬ И ОДИН».
Назовите пословицы, в которых употреблены числа 7 и 1.
«Семеро одного не ждут».
«Семь раз отмерь, один раз отрежь».
«Семь бед - один ответ».
«Семеро с ложкой, один с сошкой».
Дети показывают инсценировку «Кончил дело- гуляй смело».
Действующие лица: мальчик-ученик, Солнышко, Птичка, Вишенка.
Мальчик сидит за столом, он делает уроки, в окно загля­дывает Солнышко.
Солнышко. Не довольно ли учиться? Не пора ли по­резвиться?
Мальчик. Нет, Солнышко ясное, нет. Теперь мне гу­лянье не впрок. Дай прежде окончу урок.
Птичка. Не довольно ли учиться? Не пора ли порез­виться?
Мальчик. Нет, милая Пташечка, нет! Теперь мне гу­лять не впрок. Дай прежде окончу урок!
Вишенка. Не довольно ли учиться, не пора ли порез­виться?
Мальчик. Нет, Вишенка, нет, теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде закончу урок!
Мальчик показывает, как заканчивает выполнение уро­ков. Убирает книги, тетради, подходит к окну и кричит: «Ну-ка, кто меня манил?»
 
III. Итог урока.
Учитель. Сегодня мы с вами говорили о пословицах.
Вопросы: Для чего нужны пословицы в нашей речи? Будете ли вы их использовать?
А теперь попробуйте объяснить значение тех пословиц, которые прочитали в начале урока.
Молодцы! Все постарались. Мы с Незнайкой остались очень довольны вашей работой!

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн