Submitted by Нина Федоровна Чернова on Tue, 23/11/2010 - 16:23
I.Организационный момент.
II.Основная работа с учащимися.
Учитель.В давние времена, когда не было письменности, люди создавали сказки, загадки, пословицы и поговорки,где выражали свои мысли, чувства, и передавали из уст в уста.Так появился фольклор, или устное народное творчество. Найдите в данных высказываниях (на плакатах)'. «Красна речь пословицей», «Пословица недаром молвится», на ваш взгляд,главные ключевые слова.
Ученик.Это слово - пословица.
Учитель.Правильно.
Пословица - это жанр фольклора, краткое образноеизречение, заключающее в себе какое-то поучение.
Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляютих в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.
Открываемпервуюстраницунашего журнала:
« Чтение - лучшее учение».
Учитель.Найдите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме страницы.
Ученики.
«Книга для ума - что тёплый дождик для всходов».
«Книга поможет в труде, выручит в беде».
«Кто много читает, тот много знает».
«Грамоте учиться - всегда пригодится».
«Кто грамоте горазд, тому не пропасть».
Учитель.Книги рассказывают нам о многом: о нашейРодине и её природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народов. Книга является надёжным помощником в труде. Рабочий читает книги о станках, чтобы научиться ими лучше управлять, сельский труженик - о том, какуспешнее собрать хороший урожай, врач - о том, как помочь людям стать здоровыми, учитель - о том, как учить и воспитывать своих учеников. Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо не спеша, внимательно, не пропуская страниц. Кроме того, мы должныбережно относиться к книгам.
Появляется Незнайка.
Незнайка.Як вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Ребята, помогите ответить навопросы:
-Что означает слово «библиотека»?
-Что такое «читательский формуляр»?
-На чём была написана первая книга?
Игра«Ромашка»(на больших лепестках написаны названия книг, а на маленьких - их авторы, нужно правильно совместить лепестки):
«Волшебник изумрудного города» А. Волков
«Золотой ключик,
или Приключения Буратино» А. Толстой
«Дети капитана Гранта» Ж. Верн
«Остров сокровищ» Р. Стивенсон «Конёк-Горбунок» П. Ершов Вопрос.Так какие пословицы о чтении вы знаете?
Открываем вторую страницу журнала:
«Дерево сильно корнями,а человек - трудом».
Учитель.Найдите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме страницы.
Ученики.
«Без труда мечта мертва».
«Без труда не вынешь рыбку из труда».
«Без труда ничего не даётся».
«Землю красит солнце, а человека - труд».
«Птица крепнет в полёте, а человек - в труде».
«Деревья смотри в плодах, а человека смотри в делах».
Учитель.Объясните значение той пословицы, котораявам больше понравилась. (Объяснения учащихся.)
Ученики.Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож...
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба
-Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придёт пора, настанет час,
И мы трудиться будем.
Учитель.Сейчас, пока вы школьники, главный ваштруд - учёба, хорошие, крепкие знания. Они помогут вам в будущем получить интересную профессию. А сейчас я вам предлагаюзагадкио профессиях.
Его работа в глубине, на самом дне,
Его работа в темноте и тишине.
Пусть труд его не лёгок и не прост,
Как космонавт, плывёт он среди звёзд. (Водолаз.)
Мастер, мастер, помоги -
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди -
Мы пойдём сегодня в гости. (Сапожник.)
Ему нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней - сноровка. (Слесарь.)
Открываемтретьюстраницужурнала:
«Птица сильна крыльями,а человек - дружбой».
Учитель.Из предложенных пословиц найдите те, которые соответствуют теме.
Ученики. «Человек без друга - что земля без воды».
«Человек без друзей - что дерево без корней».
«Друга ищи, а найдёшь - береги».
Друзья познаются в беде».
«Старый друг лучше новых двух».
«Не тот друг, кто медком мажет, а тот,
кто правду в глаза скажет».
«Будь сам другом и тебе помогут в беде».
Учитель(задает вопросы).Ребята, а как вы понимаетезначение пословицы:
«Человек без друга - что земля без воды»?
-А какие песни о дружбе вы знаете? (Дети называютпесни.)
-Так каким должен быть настоящий друг?
Физминуткапод мелодию песни «Когда мои друзьясо мной» (муз. В. Шаинского, ел. М. Танина).
Открываемчетвёртуюстраницужурнала:«Счастье не ищут, а делают».
Учитель.Укажите из представленных пословиц те, которые соответствуют теме страницы.
Ученики.
«Счастье не в воздухе вьётся, а трудом достаётся».
«Счастье без ума - дырявая сума: где найдёшь,
там и сгубишь».
Учитель.Некоторые люди говорят, что счастье - этобогатство, деньги, но ведь настоящее счастье за деньги не купишь. Ошибаются и те, кто считает, что счастье - в славе. Добрая слава, действительно, радует человека. А от худой славы он не знает как отделаться. Счастлив тот, кто ладит счастье нетолько для себя, но и для всех.
Чтение и обсуждение рассказа Н. Богданова «След человека».
Вопрос.Так какова же главная мысль рассказа?
СЛЕД ЧЕЛОВЕКА.
(Рассказ)
Однажды Володя и его старший брат Саша заблудились влесу. Грибы их заманили. Это бывает, - сорвешь один, а другой издали сам в корзинку просится. Так от подберёзовика кподосиновику, от боровика к опёнку и забрели братья далеко влес. Наполнили корзинку, пора возвращаться, а куда идти, незнают. Аукались, никто не отозвался...
Саша не любил волновать родителей понапрасну. Сталискать тропинку. Немало их было в лесу, да все не те попадались. Пойдут по одной, а это медведь протоптал: ишь, малинуполомал. Пойдут по другой, а это лосиная: сохатый кору с деревьев содрал, рогами ветки посшибал. По звериному следупойдешь - далеко зайдёшь.
Встревожился Саша. А Володя вдруг кричит:
-Саша, Саша, вот след человека!
И верно, смотрят братья - поперёк заболоченного ручьяперекинуты жерди. Таких следов никто, кроме людей, не оставляет. Перешли через ручей, не замочив ног, и пошли по едва заметной стёжке. Давно здесь кто-то прошёл. Следы травой поросли, хвоей засыпаны. Их почти не видно, если бы не приметы, что оставил человек. Вот ковшик берестяной висит насучке, а под ним тоненькой струйкой родничок журчит, расчищенный старательными руками. Попей, усталый путник,свежей воды и шагай.
Вон старый дубовый сук лежит в стороне. Свисал он надтропинкой, надломленный бурей, а кто-то его обрубил и прочь оттащил. Убрал с дороги опасность.
Саша хмурился. Нехорошо, если папа или мама хватитсяих да встревожится. И хотя ничего страшного нет, скоро выберутся, Володю жалко: ведь он ещё маленький.
Оглянулся Саша, а Володя, раскрасневшийся, разомлевший от лесной духоты, идет и счастливо улыбается.
-Чему ты радуешься? - удивился Саша. - Отчего тебетак весело?
-Мне приятно идти по следам человека, - ответил Володя, - ты посмотри, сколько хорошего он оставил на своем пути. Каждый шаг радует.
Саша оглянулся на тропинку, с лица его исчезло озабоченное выражение, и он сказал:
-Вот так и жизнь надо пройти, Володя, оставив след своих добрых дел!..
Н. Богданов.
Открываем пятуюстраницу журнала:«Одна у человека родная мать, одна у него и Родина».
Учитель.Укажите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме страницы.
Ученики.
«Родина - мать, умей за неё постоять».
«На чужой сторонушке рад своей воронушке».
«Своя земля и в горсти мила».
«Только тому почёт будет,
кто Родину не словом, а делом любит».
Если скажут слово Родина,
Сразу в .памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
„I
В лужах первые кораблик*и,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная, но у всех она одна!
Незнайка проводит с детьми и гр ы.
ВИКТОРИНА ПОСЛОВИЦ.
Кто много читает... (тот много знает). Поздно встанешь... (мало сделаешь).Мир освещается солнцем... (а человек знанием).Что одному не под силу... (легко коллективу}.Не красна изба углами... (красна пирогами).
ИГРА «ПО ДВУМ СЛОВАМ ОТГАДАЙ ПОСЛОВИЦУ».
коса - камень «Нашла коса на камень»,дело-мастер «Дело мастера боится».
труд - леньязык - делолес - дрова
ИГРА «СЕМЬ И ОДИН».
Назовите пословицы, в которых употреблены числа 7 и 1.
«Семеро одного не ждут».
«Семь раз отмерь, один раз отрежь».
«Семь бед - один ответ».
«Семеро с ложкой, один с сошкой».
Дети показывают инсценировку «Кончил дело- гуляйсмело».