Вы не зарегистрированы

Авторизация



Краткие сведения о хлопчатобумажных и льняных тканях. Изготовление вепской куклы.

Фото пользователя Светлана Александровна Принцевская
Submitted by Светлана Александровна Принцевская on Tue, 23/11/2010 - 23:17
Данные об авторе
Автор(ы): 
Принцевская С.А,
Место работы, должность: 
МОУ "Коммунарская СОШ №3"
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Технология
Цель урока: 
Ознакомить учащихся с сырьем для хлопчатобумажных и льняных тканей, последовательностью изготовления вепсской куклы.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
12
Используемые учебники и учебные пособия: 

 "Технология.6 класс" вариант для девочек под ред.В.Д.Симоненко.Москва,"Вентана-Граф",2007г.

Используемая методическая литература: 

 1."Технология.Поурочные планы под ред.В.Д.Симоненко,вариант для девочек.

2.Л.Д.Карачевцева,О.П.Власенко "Технология.Дополнительные и занимательные материалы" 5-9 классы.

Используемое оборудование: 

 Проектор, экран, компьютер.

Используемые ЦОР: 

 1.Презентация "Материаловедение.5 класс,часть 1"

2.Презентация "Мастер-класс.Изготовление вепской куклы"

Краткое описание: 
Первый урок по материаловедению в 5 классе. Задачи: Образовательная – расширить кругозор учащихся; ознакомить учащихся с волокнами растительного происхождения. Развивающая – развивать мыслительные способности, умение сравнивать и делать выводы. Воспитательная–способствовать развитию интереса к предмету; развитию патриотических качеств. Практическая – научить выполнять вепскую куклу. Время: 45*2

 План урока:

1. Организационный момент: проверка готовности к уроку, проверка присутствующих.
2. Изучение нового материала: знакомство с темой урока, беседа с просмотром презентации..
3. Проверка усвоения изученного: ответы на вопросы .

4. Практическая часть: изготовление куклы-оберега .

5. Подведение итогов: анализ выполненных работ, оценка за практические работы.
6. Постановка домашнего задания.
7. Уборка кабинета.

Ход урока:
1. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих.
2. Вступление:
Вы знаете, мы с вами живем в удивительное время, время изобилия во всем. Сколько разных конфет можно купить, сколько интересных игрушек, какие замечательные книги выпускают типографии, а сколько одежды – на любой вкус. Ну, а если ничего не нравится, бери ткань и шей. Ведь ткани тоже очень много.
И как бы нам позавидовал первобытный человек, который все свое имущество носил на себе. Он все что-то придумывал, пробовал делать. И выжил.
А что случилось бы, если бы вы оказались на необитаемом острове, без одежды и запасов пищи? Смогли бы вы себя обслужить? Ну, например, изготовить одежду?
Ответ: Нет!
А знаете почему? Потому что не хватает знаний! Но это можно исправить.
Я вам предлагаю во всеоружии подготовиться к такой ситуации и узнать, хотя бы, как изготовить одежду и из чего.
Есть очень интересный раздел «Материаловедение». Так вот там есть такая информация (схема). (слайд№2). Все волокна делятся на натуральные и химические. Натуральные волокна могут быть растительного происхождения, животного и минерального. Химические волокна мы пока не будем изучать. На острове это не пригодится, а вот с растительными волокнами мы должны обязательно познакомиться.
Скажите, а как вы понимаете словосочетание «волокна растительного происхождения»?
Ответ: Волокна, которые получают из растений.
Правильно! А известны ли вам такие растения?
Хлопок
Лен
Крапива
Конопля
Джут
Кенаф
(Из крапивы, конопли, джута и кенафа получают технические ткани, шпагаты.
А вот из хлопка и льна получают прекрасные ткани.
Давайте подробнее в этом разберемся.

Хлопок называют белым золотом (слайд №3).Географическое происхождение хлопчатника – Южная Азия.

-На территории наших среднеазиатских республик хлопчатник выращивался с шестого века до нашей эры.

-Выращивают хлопчатник из – за его волокон – длинных белых, буровато-белых, желтовато-белых или синевато-белых волосков, которыми покрыты семена. Длина волокон – около 3 – 5 сантиметров. Чем они длиннее и тоньше, тем ценнее.

-Основные производители хлопка – Китай, США, Индия, Пакистан, Узбекистан.

Слайд №4:Строение хлопчатника.

Хлопковое волокно – это волоски, покрывающие поверхность семян. Они бывают длинными и пушистыми или короткими и ворсистыми (линт, или хлопковый пух). (Слайд№5)дать учащимся посмотреть коробочку хлопчатника из коллекции «Хлопок»

Первичная обработка хлопка(слайд№6)

1. Из семян - коробочек получают волокна хлопка-сырца (в одной коробке 7-15 тыс. волокон)    

2. Сортировка по качеству. 

3. Прессование в кипы.

После этого волокно поступает на прядильные фабрики, а затем на ткацкие. Процесс производства ткани из волокна называется ткачеством. Более подробно мы будем изучать на следующем занятии.

Полученные из волокон хлопка ткани называются хлопчатобумажными. Из хлопка изготавливают бельевые, платяные, декоративные, а так же технические ткани, швейные нитки, шнуры…(слайд№7)

Ситец ,бязь, сатин, фланель, вельвет, джинсовая ткань-это все хлопчатобумажные ткани (слайд№8) .Рассмотреть образцы тканей, которые находятся на каждой парте.

Свойства х/б тканей (слайд№9):

«+»

быстро впитывает влагу

хорошо отстирывается

быстро высыхает

легко окрашивается

хорошо проводит тепло и воздух

не поражается молью

хорошо утюжится

«-»

быстро загрязняется.

изминается

сильно садится после стирки

 не является теплостойкой

 разрушается под воздействием высоких температур

теряет прочность под воздействием света.

 Физкультминутка.

Руки подняли и покачали-это деревья в лесу.

Руки нагнули,кисти встряхнули-ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем-это к нам птицы летят.

Как они сядут- тоже покажем:крылья сложили назад.

     ЛЕН.

«Лен мой зеленой

При горе при крутой,

Уж я сеяла, сеяла ленок…»

Слайд №11

Лен называют русским шелком, батюшкой. Это волокнистое растение с гладкими, длинными (до 100 см), гибкими и прочными волокнами светло-серого цвета. Стебель льна имеет высоту до 1200 мм, в каждом из них 350 - 650 волокон. Лен человеку известен со времен каменного века.

Различают несколько типов льна (слайд № 12):

Долгунец, (80-120см), имеющий слабо ветвящийся только у вершины стебель и используемый для получения текстильного волокна.
-Кудряш, (масличный лен), культивируемый на семена, имеет пучок ветвящихся стеблей , низкорослый (30-50см), имеет в 20 раз больше семенных коробочек, чем долгунец.
-Межеумок, занимающий по своему строению, промежуточное положение, имеет ветвящийся стебель (50-70 см), его волокно можно использовать для производства грубых тканей и шпагата. 

Слайд №13

Лен  без  сомнения, одно из самых ценных

технических растений

Из семян льна получают масло для медицинских и технических целей. Из стеблей - волокна для тканей.

Из отходов делают паклю для технических целей.

Льняные ткани изготавливают их льняных волокон.

Слайд №14.

Стебель льна состоит из нескольких слоёв.

В самой глубине расположены пучки удлинённых веретенообразных клеток – это лубяные волокна. В стебле обычно бывает около 30 пучков, в каждом из которых примерно по 20 волокон.

Они состоят из целлюлозы и скреплены пектиновыми веществами.

Первичная обработка льна включает в себя:(слайд №14)

1. Мочение соломы;

2. Сушка и получение тресты (сухих стеблей);

3. Мятие и трепление тресты;

4. Чесание волокон и получение чистого волокна.

Свойства волокон льна (слайд15):

Толщина - тонкий волосок.

Длина -35-90 мм.

Цвет - от светло до темно серого .

Блеск – выражен ярко.

Извитость – слабая.

Свойства льняных тканей (слайд №16):

«+»

-быстро впитывают влагу

-хорошо стираются и окрашиваются.

-не садятся

-их можно очень долго носить

 -лучше переносят свет солнца

-хорошо утюжится

-летом холодят

«-»

-легко мнутся  из-за низкой эластичности.

-может заплесневеть

-Ребята, а что изготавливают из льняных тканей?

Ответы ребят. ( Слайд №17.)

3.Слайд №18 .Проверка усвоенных знаний.

4.Практическая часть : изготовление вепсской куклы.

Теперь, когда мы познакомились с тканями, мы попробуем изготовить  сами вепсскую  куклу.

Изготовление куклы демонстрируется презентацией «Мастер-класс. Вепская кукла».
На рабочих столах - инструкционные карты.

5.Заключительная часть.

Наш урок закончен. На уроке вы познакомились с волокнами растительного происхождения. Узнали, что куклу-оберег можно сделать из лоскутков, сами изготовили такую куклу. Какие замечательные они получились.

 

 

Прикрепленный файлSize
материаловедение 5 кл. I часть.ppt4.62 MB
М-.К вепской куклы pptx.ppt4.2 MB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Татьяна Алексеевна Шешенина

На: Краткие сведения о хлопчатобумажных и льняных тканях. Изгото


Светлана Александровна! Мне очень понравился Ваш урок. Особенно презентации. Я обязательно воспользуюсь ими на уроке в 5 классе.
Татьяна



Фото пользователя Елена Викторовна Орешникова

На: Краткие сведения о хлопчатобумажных и льняных тканях. Изгото


Уважаемая Светлана Александровна! Спасибо Вам за размещение интересного материала! 



Сообщество учителей Гатчинского муниципального района