Краткие сведения о хлопчатобумажных и льняных тканях. Изготовление вепской куклы.
Submitted by Светлана Александровна Принцевская on Tue, 23/11/2010 - 23:17
План урока:
1. Организационный момент: проверка готовности к уроку, проверка присутствующих.
2. Изучение нового материала: знакомство с темой урока, беседа с просмотром презентации..
3. Проверка усвоения изученного: ответы на вопросы .
5. Подведение итогов: анализ выполненных работ, оценка за практические работы.
6. Постановка домашнего задания.
7. Уборка кабинета.
Ход урока:
1. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих.
2. Вступление:
Вы знаете, мы с вами живем в удивительное время, время изобилия во всем. Сколько разных конфет можно купить, сколько интересных игрушек, какие замечательные книги выпускают типографии, а сколько одежды – на любой вкус. Ну, а если ничего не нравится, бери ткань и шей. Ведь ткани тоже очень много.
И как бы нам позавидовал первобытный человек, который все свое имущество носил на себе. Он все что-то придумывал, пробовал делать. И выжил.
А что случилось бы, если бы вы оказались на необитаемом острове, без одежды и запасов пищи? Смогли бы вы себя обслужить? Ну, например, изготовить одежду?
Ответ: Нет!
А знаете почему? Потому что не хватает знаний! Но это можно исправить.
Я вам предлагаю во всеоружии подготовиться к такой ситуации и узнать, хотя бы, как изготовить одежду и из чего.
Есть очень интересный раздел «Материаловедение». Так вот там есть такая информация (схема). (слайд№2). Все волокна делятся на натуральные и химические. Натуральные волокна могут быть растительного происхождения, животного и минерального. Химические волокна мы пока не будем изучать. На острове это не пригодится, а вот с растительными волокнами мы должны обязательно познакомиться.
Скажите, а как вы понимаете словосочетание «волокна растительного происхождения»?
Ответ: Волокна, которые получают из растений.
Правильно! А известны ли вам такие растения?
Хлопок
Лен
Крапива
Конопля
Джут
Кенаф
(Из крапивы, конопли, джута и кенафа получают технические ткани, шпагаты.
А вот из хлопка и льна получают прекрасные ткани.
Давайте подробнее в этом разберемся.
Хлопок называют белым золотом (слайд №3).Географическое происхождение хлопчатника – Южная Азия.
-На территории наших среднеазиатских республик хлопчатник выращивался с шестого века до нашей эры.
-Выращивают хлопчатник из – за его волокон – длинных белых, буровато-белых, желтовато-белых или синевато-белых волосков, которыми покрыты семена. Длина волокон – около 3 – 5 сантиметров. Чем они длиннее и тоньше, тем ценнее.
-Основные производители хлопка – Китай, США, Индия, Пакистан, Узбекистан.
Слайд №4:Строение хлопчатника.
Хлопковое волокно – это волоски, покрывающие поверхность семян. Они бывают длинными и пушистыми или короткими и ворсистыми (линт, или хлопковый пух). (Слайд№5)дать учащимся посмотреть коробочку хлопчатника из коллекции «Хлопок»
Первичная обработка хлопка(слайд№6)
1. Из семян - коробочек получают волокна хлопка-сырца (в одной коробке 7-15 тыс. волокон)
2. Сортировка по качеству.
3. Прессование в кипы.
После этого волокно поступает на прядильные фабрики, а затем на ткацкие. Процесс производства ткани из волокна называетсяткачеством. Более подробно мы будем изучать на следующем занятии.
Полученные из волокон хлопка ткани называются хлопчатобумажными. Из хлопка изготавливают бельевые, платяные, декоративные, а так же технические ткани, швейные нитки, шнуры…(слайд№7)
Ситец ,бязь, сатин, фланель, вельвет, джинсовая ткань-это все хлопчатобумажные ткани (слайд№8) .Рассмотреть образцы тканей, которые находятся на каждой парте.
Свойства х/б тканей (слайд№9):
«+»
быстро впитывает влагу
хорошо отстирывается
быстро высыхает
легко окрашивается
хорошо проводит тепло и воздух
не поражается молью
хорошо утюжится
«-»
быстро загрязняется.
изминается
сильно садится после стирки
не является теплостойкой
разрушается под воздействием высоких температур
теряет прочность под воздействием света.
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали-это деревья в лесу.
Руки нагнули,кисти встряхнули-ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем-это к нам птицы летят.
Как они сядут- тоже покажем:крылья сложили назад.
ЛЕН.
«Лен мой зеленой
При горе при крутой,
Уж я сеяла, сеяла ленок…»
Слайд №11
Лен называют русским шелком, батюшкой. Это волокнистое растение с гладкими, длинными (до 100 см), гибкими и прочными волокнами светло-серого цвета. Стебель льна имеет высоту до 1200 мм, в каждом из них 350 - 650 волокон. Лен человеку известен со времен каменного века.
Различают несколько типов льна (слайд № 12):
Долгунец, (80-120см), имеющий слабо ветвящийся только у вершины стебель и используемый для получения текстильного волокна.
-Кудряш, (масличный лен), культивируемый на семена, имеет пучок ветвящихся стеблей , низкорослый (30-50см), имеет в 20 раз больше семенных коробочек, чем долгунец.
-Межеумок, занимающий по своему строению, промежуточное положение, имеет ветвящийся стебель (50-70 см), его волокно можно использовать для производства грубых тканей и шпагата.
Слайд №13
Лен без сомнения, одно из самых ценных
технических растений
Из семян льна получают масло для медицинских и технических целей. Из стеблей - волокна для тканей.
Из отходов делают паклю для технических целей.
Льняные ткани изготавливают их льняных волокон.
Слайд №14.
Стебель льна состоит из нескольких слоёв.
В самой глубине расположены пучки удлинённых веретенообразных клеток – это лубяные волокна. В стебле обычно бывает около 30 пучков, в каждом из которых примерно по 20 волокон.
Они состоят из целлюлозы и скреплены пектиновыми веществами.
Первичная обработка льна включает в себя:(слайд №14)
1. Мочение соломы;
2. Сушка и получение тресты (сухих стеблей);
3. Мятие и трепление тресты;
4. Чесание волокон и получение чистого волокна.
Свойства волокон льна (слайд15):
Толщина - тонкий волосок.
Длина -35-90 мм.
Цвет - от светло до темно серого .
Блеск – выражен ярко.
Извитость – слабая.
Свойства льняных тканей (слайд №16):
«+»
-быстро впитывают влагу
-хорошо стираются и окрашиваются.
-не садятся
-их можно очень долго носить
-лучше переносят свет солнца
-хорошо утюжится
-летом холодят
«-»
-легко мнутся из-за низкой эластичности.
-может заплесневеть
-Ребята, а что изготавливают из льняных тканей?
Ответы ребят. ( Слайд №17.)
3.Слайд №18 .Проверка усвоенных знаний.
4.Практическая часть : изготовление вепсской куклы.
Теперь, когда мы познакомились с тканями, мы попробуем изготовить сами вепсскую куклу.
Изготовление куклы демонстрируется презентацией «Мастер-класс. Вепская кукла».
На рабочих столах - инструкционные карты.
5.Заключительная часть.
Наш урок закончен. На уроке вы познакомились с волокнами растительного происхождения. Узнали, что куклу-оберег можно сделать из лоскутков, сами изготовили такую куклу. Какие замечательные они получились.
На: Краткие сведения о хлопчатобумажных и льняных тканях. Изгото
На: Краткие сведения о хлопчатобумажных и льняных тканях. Изгото
Уважаемая Светлана Александровна! Спасибо Вам за размещение интересного материала!