Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Гсударство на берегах Нила
Размещено: Лариса Пересыпкина - ср, 24/11/2010 - 13:41
Данные об авторе
Автор(ы):
Пересыпкина Лариса Викторовна
Место работы, должность:
МОУ СОШ №89 г.Челябинск
Регион:
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
основное общее образование
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
карта «Древний Восток. Египет и передняя Азия»; ; учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира». – М., «Просвещение», 2009г., рабочие тетради по истории Древнего мира под редакцией Г.И. Годера, раздаточный материал – карточки с заданиями для каждого ученика, которые они выполняют по мере изучения материала.
Используемое оборудование:
интерактивная доска SMART BOARD
Краткое описание:
План урока. 1. От первобытности к цивилизации. 2. Страна Египет. 3. Разливы Нила. 4. Объединение Египта. Ход урока 1. Учитель объявляет тему урока, знакомит с планом. Дальше идёт работа с первым пунктом плана «От первобытности к цивилизации». Учитель обращает внимание на слово «цивилизация» - новый этап развития человеческого общества, культура определённой эпохи. Первые цивилизации появились более 5 тысяч лет назад. Задание. Прочитайте пункт «От первобытности к цивилизации» и ответьте на следующие вопросы: 1. Чем отличалась жизнь людей в данный период от жизни людей в первобытности? (Учащиеся отмечают возникновение государств, письменности, городов и новые умения: создавать оросительные каналы, осушать болота, выращивать обильные урожаи). 2. Где появились первые государства? (Там, где земледелие было главным занятием, т.е. возле больших рек). 2. Учитель переходит ко второму пункту плана «Страна Египет», говоря, что одно из самых древних государств мира – Древний Египет – тоже возникло на берегах реки Нил. Сегодня на машине времени мы совершим путешествие в Древний Египет и попытаемся выяснить, прав ли Геродот, который говорил, что Египет – дар Нила. Путешествуя, мы будем не только наблюдать события, но и преодолевать преграды, исправлять ошибки, анализировать увиденное. Далее учитель обращает внимание на настенную карту «Древний Восток. Египет и передняя Азия» и показывает место их путешествия, беседуя с учениками: 1. Какие части света вы знаете? (Дети перечисляют, учитель останавливается на Африке). 2. Где на карте север, юг, запад, восток? (Учитель, слушая детей, двигает указку к северо-востоку и показывает реку Нил, по берегам которой находится Египет). Итак, дети отправляются в Древний Египет. Можно также спросить о новых словах, которые они узнали в поцессе работы с презентацией, объяснить и показать их на доске. 3. Путешествие продолжается, и учитель переходит к следующему пункту плана «Разливы Нила». Заранее можно дать небольшое сообщение одному из учеников, примерно такого содержания: «В июне, когда стоит страшная жара, всё сохнет, земля трескается, вдруг в реке Нил начинает прибывать вода, и он разливается. Египтяне объясняли это так: «Далеко на юге, за нильскими порогами есть пещера, в которой сидит бог реки по имени Хапи. В руках у него два сосуда с водой. Летом Хапи сильнее наклоняет сосуды, и Нил выходит из берегов, а на полях после разлива Нила остаётся плодородный ил. Поэтому мы поём богу благодарственные песни».». Ученики читают хвалебные песни египтян Нилу и Солнцу (учебник стр. 34), отвечают на вопрос: за что хвалили египтяне Нил и Солнце? (Нил орошает землю, оживляет природу, помогает вырастить урожай.) Беседа по вопросам: 1. Почему разливается Нил? Согласны ли вы с древними египтянами? (В истоках Нила в начале лета идут дожди, и тает снег на вершинах гор. Древние египтяне не знали этого, так как никогда там не были и придумали легенду о боге Хапи.) 2. Как вы объясните разную окраску реки во время разливов? (Река несёт частицы различных горных пород.) 3. Какие животные живут по берегам Нила? (Крокодилы, бегемоты, пеликаны, львы, гиены, шакалы.) 4. Что такое папирус? (Высокий тростник, который рос по берегам Нила) 5. Что остаётся на полях после разливов Нила? (Частицы полусгнивших растений – ил.) 6. Как египтяне задерживали воду на полях и боролись с болотами? (Египтяне строили земляные насыпи и копали каналы.) В результате этой беседы ребята подходят к главному ответу на задание «Египет – дар Нила»: плодородный ил давал возможность заниматься земледелием. Благодаря высоким урожаям земля Египта могла прокормить людей. После разливов Нила оживала природа и хозяйственная жизнь человека. Для закрепления ребята преодолевают ещё одно препятствие, выполняя задание 2 на карточке. 4. Учитель переходит к последнему пункту плана «Объединение Египта». Беседа по вопросам: 1. Назовите столицу Египетского государства. (Мемфис.) 2. Как называли повелителя Египта? (Фараон.) 3. Посчитайте, сколько лет назад образовалось Египетское государство. (Приблизительно 5127 лет назад образовалось государство в Египте.) 5. Работа с контурной картой – задание 24 в рабочей тетради. (Это может использоваться как закрепление учебного материала и отработка нового умения – работа с контурной картой). Учитель говорит, что, завершив первое путешествие в Древний Египет, мы можем перенести наши знания на контурную карту. Обращается внимание на требования к заполнению контурной карты. Выполняются задания 1 – 4 к контурной карте. Для наглядности используется презентация, настенная карта и карта учебника на стр. 31. По ходу выполнения работы повторяется материал урока: ещё раз детьми проговаривается река Нил, пороги, моря, омывающие Египет, столица Египта. 6. В заключительной части урока учитель оценивает работу учеников с раздаточным материалом, контурной картой и активность на уроке, поэтому каждый ученик получает оценку за урок. Работа с презентацией продолжается на следующих уроках.
»
Тэги к этому документу:
» Размещено в сообществах:
На: Гсударство на берегах Нила