№
|
Тема урока
|
Дата
|
Кол-во часов
|
Тип урока
|
Элементы обязательного минимума образования
|
Требования к уровню подготовки
|
Формы контроля
|
Оборудование. Лабораторные работы.
|
Домашнее задание
|
Примечания
|
план
|
факт
|
1
|
Введение. Науки о природе. Методы изучения природы.
Кереш. Табигать турындагы фәннәр. Табигатьне өйрәнү методлары.
|
1 нед сент
|
|
1
|
Вводный
|
Тело, вещество, природные явления. Приборы и методы изучения биологии. Электрические явления. Химические явления. Звуковые явления. Биологические явления.
|
Знать, что такое «тело», «вещество», «явление природы»; методы изучения окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерение); приборы, используемые для познания природы (увеличительные, измерительные, лабораторное оборудование); науки о природе; возможности использования знаний о природных процессах и явлениях в практической деятельности человека.
Уметь работать с текстом учебника; совершать логические операции: сравнивать, анализировать, обобщать.
|
Вводный
|
Таблицы, рисунки, изображающие явления природы; микроскоп, лупа, термометр, линейка, секундомер, колбы, пробирки, держатель, спиртовка, штатив
|
6-14 стр. читать, ответить на вопросы на стр.14 (устно)
|
|
Тема 1. Изучение природы – 4 часа.
|
2
|
Науки о природе.
Табигать турындагы фәннәр.
|
2 нед сент
|
|
1
|
Изучение нового материала
|
Астрономия. Физика. Химия. Геология. География. Биология. Экология. Семейство биологических наук.
|
Знать естественные науки, объекты их изучения, значение их в познавании природы.
Уметь логически мыслить и оформлять результаты своей мыслительной деятельности.
|
Фронтальный.
|
Самодельная схема «Естественные науки»
|
Стр. 6-13, изучить. Ответить на вопросы 1-4 на стр. 14.
|
|
3
|
Методы изучения природы. Наблюдения.
Табигатьне өйрәнү методлары.
Күзәтү методы.
|
2
нед сент
|
|
1
|
Комбинированный
|
Методы изучения природы. Наблюдение. Эксперимент. Измерение. Г.Галилей. Р.Гук. Ж.А.Фабру. роль наблюдения в современной жизни.
|
Знать методы изучения природы; роль наблюдений при изучении природы, их использование в практической деятельности.
Уметь выполнять не сложные наблюдения; составлять рассказы природоведческого содержания, используя результаты наблюдений.
|
Индивидуальный.
|
Приборы и инструменты, с помощью которых изучают природные тела, процессы и явления (линейка, термометр, часы, лупа, микроскоп); рисунки с изображением ракет, телескопа, электронного микроскопа.
|
Стр. 15-16 изучит.
|
|
4
|
Эксперимент, измерение – методы познания природы.
Эксперимент, үлчәү – табигатьне танып белү методлары.
|
3 нед сент
|
|
1
|
Комбинированный
|
Эксперимент. Измерение.
|
Знать суть таких способов изучения природы, как эксперимент и измерение.
Уметь выполнять не сложные практические работы, фиксировать их результаты в тетрадях; пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и измерительными приборами.
|
Индивидуальный.
|
Приборы и инструменты для измерения (линейка, термометр, секундомер); для постановки опыта (магнит, различные тела неживой природы).
|
Изучить стр.16-17 учебника.
|
|
5
|
Оборудование для научных исследований.
Фәнни тикшеренүләр өчен җиһазлар.
|
3 нед сент
|
|
1
|
Комбинированный
|
Увеличительные приборы (микроскоп, лупа, телескоп). Измерительные приборы (весы, линейка, мензурка, цилиндр, рулетка, термометр, секундомер). Лабораторное оборудование (колбы, пробирки, штатив, стеклянные трубки, штатив для пробирок, лабораторный стакан, щипцы, спиртовка и т.д.)
|
Знать увеличительные и измерительные приборы; лабораторное оборудование, используемое в практической деятельности человека; правила работы с весами, колбами, штативами и другим лабораторным оборудованием.
Уметь пользоваться световым микроскопом, лупой; работать со спиртовкой.
|
Индивидуальный.
|
Лупы, микроскопы, весы, термометр, линейка, часы, спиртовка, штатив, колбы, пробирки.
|
Изучить материал учебника на стр.18,19
|
|
Тема 1. Вселенная – 17 часов.
|
6
|
Что такое вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную.
Борынгы кешеләр Галәмне нинди итеп күз алдына китергәннәр.
|
4 нед сент
|
|
1
|
Комбинированный
|
Вселенная. Небесные тела (солнце, планеты). Представления древних индейцев, шумеров, греков о Вселенной. Строение вселенной по Аристотелю и Птолемею. Взгляды Аристарха Самосского.
|
Знать современное определение Вселенной; как представляли себе Вселенную древние индейцы, шумеры, греки; взгляды Пифагора на форму Земли; суть модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею.
Уметь самостоятельно работать с учебником; сравнивать модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею; составлять рассказы, сообщения, набольшие рефераты природоведческого содержания, используя материал учебника и дополнительную литературу.
|
Фронтальный.
|
Глобус Земли, рисунки, иллюстрирующие представления древних людей о Вселенной.
|
Стр.24,25, читать. Ответить на вопросы 1-5 на стр. 28. Подготовить сообщение об Аристотеле и Птолемее.
|
|
7
|
Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.
Аристотель һәм Птолемейның дөнья системалары.
|
4 нед сент
|
|
1
|
Комбинированный
|
Модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею. Черты сходства и различия между моделями Вселенной.
|
Знать, какой вклад в науку внесли Аристотель и Птолемей.
Уметь сравнивать модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею; составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты об ученых, используя материал учебника и дополнительную литературу; излагать материал составленных рассказов, сообщений, рефератов, опираясь на записи, но не читая их; формулировать вопросы и отвечая на них; оформлять сообщения и рефераты.
|
Индивидуальный.
|
Портрет Аристотеля и Птолемея; выполненные учащимися таблицы «Система мира по Аристотелю», «Система мира по Птолемею».
|
Стр.26-28, читать.
|
|
8
|
Николай Коперник и его модель Вселенной.
Коперниктан алып безнең көннәргә кадәр.
|
5
нед сент
|
|
1
|
Комбинированный
|
Модель вселенной по Н.Копернику. Шарообразная форма Земли. Кругосветное путешествие Ф.Магеллана.
|
Знать особенности модели Вселенной созданной польским астрономом Н.Коперником.
Уметь сравнивать модель Вселенной по Н.Копернику с моделями Вселенной по Аристотелю и Птолемею.
|
Фронтальный.
|
Портреты Аристотеля, Птолемея, Коперника.
|
Стр.29,30 (первые 2 абзаца). Письменно дать сравнительную характеристику моделей вселенной по Копернику и Птолемею.
|
|
9
|
Дж.Бруно и Г.Галилей. их роль в развитии и пропаганде идей Н.Коперника
Дөньяны тамырдан үзгәрткән галимнәр.
|
1 нед окт
|
|
1
|
Комбинированный
|
Взгляды Дж.Бруно о строении Вселенной. Вклад Г.Галилея в изучении вселенной. Модель Вселенной предлагаемая современной наукой.
|
Знать заслуги Д.Бруно в развитии взглядов о Вселенной; вклад в изучение строения Вселенной, внесенный Г.Галилеем; современные представления о строении вселенной.
Уметь самостоятельно работать с учебником как источником знаний и извлекать из него нужную информацию; совершать логические операции: сравнивать, анализировать, делать выводы.
|
Индивидуальный.
|
|
Изучить текст на стр.30-32 учебника. Ответить на вопросы на стр.33 (устно).
|
|
10
|
Солнечная система, её состав. Планеты земной группы.
Кояшның күршеләре.
|
2
нед окт
|
|
1
|
Комбинированный
|
Сравнение моделей Вселенной Коперника и современной науки. Солнечная система. Две группы планет. Планеты земной группы. Спутники планет земной группы.
|
Знать состав солнечной системы; планеты земной группы и их характеристики.
Уметь логически мыслить; анализировать, сравнивать, делать выводы; работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию.
|
Фронтальный.
|
Схема Солнечной системы.
|
Изучить стр.34-38 учебника. Ответить на вопросы 1-7 на стр.38. Заполнить табл. в тетр.
|
|
11
|
Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). Карликовая планета – Плутон.
Гигант планеталар һәм кечкенә Плутон.
|
2
нед окт
|
|
1
|
Комбинированный
|
Планеты группы планет-гигантов (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). Общие черты этих планет. Самая большая планета Солнечной системы – Юпитер. Водород составляет основу атмосферы планет-гигантов. Плутон входит в состав карликовых планет.
|
Знать планеты-гиганты и их характеристики; карликовую планету – Плутон.
Уметь работать самостоятельно с учебником, извлекать из него необходимую информацию; совершать логические операции: абстрагировать, сравнивать, обобщать.
|
Индивидуальный.
|
Схема Солнечной системы.
|
Изучить текст на стр. 39-42 учебника. Заполнить табл. в тетради.
|
|
12
|
Спутники планет.
Планеталарның иярченнәре.
|
3
нед окт
|
|
1
|
Комбинированный
|
Спутники планет. Спутник Земли – Луна. Спутники Марса (Фобос, Деймос).юпитер – 16 спутников; Сатурн – 17 спутников; Уран – 15 спутников; Нептун – 8 спутников.
|
Знать спутник Земли – Луну и её характеристики; спутники других планет Солнечной системы.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать.
|
Индивидуальный.
|
Фотографии луны.
|
Изутить статью «Луна» на стр.36. зарисовать Луну такой, какой её видно вечером.
|
|
13
|
Астероиды. Кометы.
Астероидлар.Кометалар.
|
3
нед окт
|
|
1
|
Комбинированный
|
Астероиды. Кометы. Ядро кометы, хвост кометы.
|
Знать, что астероиды и кометы – небесные тела, входящих в состав Солнечной системы; их характеристики.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в тетради.
|
Фронтальный.
|
Схема Солнечной системы, фотографии комет и астероидов.
|
Изучить 43-44; ответить на вопросы 1-4 на стр.47.
|
|
14
|
Метеоры. Метеориты.
Метеорлар. Метеоритлар.
|
4
нед окт
|
|
1
|
Комбинированный
|
Метеорит. Метеор. Строение метеоритов.
|
Знать, что представляют собой метеоры и метеориты.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать.
|
Индивидуальный.
|
Схема Солнечной системы, фотографии и рисунки метеоритов.
|
Изучить текст на стр.45.объяснить происхождение слов «метеор» и «метеорит».
|
|
15
|
Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда.
Йолдызлар дөньясы.
|
4 нед окт
|
|
1
|
Комбинированный
|
Звезды. Солнце самая близкая звезда. Температура солнца. Значение Солнца для нас.
|
Знать, что такое звезда; каковы размеры и природа Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и извлекать из него нужную информацию.
|
Индивидуальный.
|
Рисунки, иллюстрирующие внешний вид Солнца; фотографии звезд.
|
Изучить текст на стр.48-49 до слов: «Если Солнце находиться…». Вопросы 1,2 на стр51.
|
|
16
|
Многообразие звезд.
Йолдызларның күптөрлелеге.
|
4 нед окт
|
|
1
|
Комбинированный
|
Расстояние между Солнцем и Землей. Различие звезд между собой по размерам (сверхгиганты, гиганты, карлики); цвету (белые, голубые, желтые, красные). Солнце – желтый карлик.
|
Знать, что звезды – гигантские пылающие шары, находящиеся на очень больших расстояниях от нашей планеты; многообразие звезд и их характеристики.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника.
|
Индивидуальный.
|
Карта звездного неба.
|
Изучить текст на стр. 49,50.
|
|
17
|
Созвездия.
Йолдызлыклар.
|
4 нед окт
|
|
1
|
Комбинированный.
|
Созвездия: Большая и Малая Медведицы, Кассиопея, Персей, Пегас, Близнецы. Самая яркая звезда созвездии Большая Медведица – Арктур; Малой Медведицы – Полярная звезда.
|
Знать, что представляют собой созвездия.
Уметь находить на звездном небе и звездной карте созвездия Большой и Малой Медведицы, Дракона, Цефея, Кассиопеи.
|
Фронтальный.
|
Карта звездного неба.
|
Изучить до конца текст на стр.50 и фигуры созвездий.
|
|
18
|
Галактики. Световой год.
Галактикалар.
|
2 нед нояб
|
|
1
|
Комбинированный
|
Галактика Млечный Путь. Открытие Галилео Галилей. Строение Млечного Пути. Расположение Солнца В Галактике Млечный путь. Световой год.
|
Знать, что представляют собой Галактика Млечный Путь; её характеристики; астрономическую единицу длины – световой год.
Уметь находить в ночном небе Млечный Путь.
|
Фронтальный.
|
Карта звездного неба; фотографии галактик.
|
Изучить конспект в тетради.
|
|
19
|
Многообразие галактик.
Галактикаларның күптөрлелеге.
|
2 нед нояб
|
|
1
|
Комбинированный
|
Различие галактик вселенной. Ближайшие к нам галактики – Большое и Малое Магеллановы облака. Галактика Андромеда. Современные телескопы.
|
Знать о множестве галактик во Вселенной; методы их изучения.
Уметь выполнять логически мыслительные операции; анализировать, сравнивать, обобщать.
|
Индивидуальный.
|
Схема Солнечной системы, рисунки и фотографии галактик.
|
Изучить конспект в тетради.
|
|
20
|
Обобщающий урок по теме «Вселенная»
“Галәм” темасын гомумиләштерү.
|
3
нед нояб
|
|
1
|
Применение знаний и умений
|
Вселенная. Небесные тела (солнце, планеты). Представления древних индейцев, шумеров, греков о Вселенной. Строение вселенной по Аристотелю и Птолемею. Модель вселенной по Н.Копернику. Планеты земной группы. Планеты группы планет-гигантов. Галактики.
|
Знать, как складывались представления о строении Вселенной на протяжении веков; как устроена Солнечная система; что представляет собой Галактика.
Уметь самостоятельно работать с учебником, извлекать из него информацию; совершать логические мыслительные операции: абстрагировать, сравнивать, обобщать.
|
Фронтальный.
|
Таблицы «Система мира по Птолемею»; «Система мира по Копернику»; схема Солнечной системы, карта звездного неба; фотографии небесных тел.
|
Подготовиться к проверочной работе по теме «Вселенная». Повторить материал учебника, стр.26-52, конспекты в тетради.
|
|
21
|
Проверочная работа по теме «Вселенная».
“Галәм” темасы буенча белемнәрне тикшерү.
|
3
нед нояб
|
|
1
|
Контроль и оценка знаний
|
Выявить степень и глубину усвоения учащимися материала по теме «Вселенная».
|
Знать основные этапы в развитии взглядов людей на вселенную; отличие системы мира по Птолемею и Н.Копернику; роль Дж.Бруно и Г.Галилея в развитии взглядов на Вселенную; строение и состав Солнечной системы; общую характеристику планет Солнечной системы, астероидов, комет, метеоров, метеоритов; основные типы звезд, созвездия неба Северного полушария; характеристику галактик.
Уметь отвечать на вопросы; совершать логические мыслительные операции: сравнивать, анализировать, обобщать.
|
Индивидуальный.
|
Карточки с заданиями.
|
|
|
22
|
Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе.
Хаталар өстендә эш.
|
4
нед нояб
|
|
1
|
Коррекция знаний
|
Путают понятия «метеор», «метеорит»; относя Плутон к планетам-гигантам.
|
Знать, какие вопросы пройденной темы изучены недостаточно глубоко.
Уметь ликвидировать проблемы в своих знаниях.
|
Индивидуальный.
|
Таблицы «Система мира по Птолемею»; «Система мира по Копернику»; схема Солнечной системы, карта звездного неба; фотографии небесных тел.
|
Зависит от допущенных ошибок.
|
|
Тема 2. Земля – 19 часов
|
23
|
Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли.
Җир ничек барлыкка килгән.
|
4
нед нояб
|
|
1
|
Изучение нового материала
|
Возникновение Земли. Древний Вавилон. Гора Олимп. Термин «гипотеза». Гипотеза происхождения Солнечной системы. Гипотезы Ж.Бюффона, Д.Джинса, И.Канта, П.Лапласа, О.Ю.Шмидта.
|
Знать сущность термина «гипотеза» (научное предположение); гипотезы о возникновении Земли (Ж.Бюффона; И.Канта; Д.Джинса; О.Ю.Шмидта; П.Лапласа); современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.
Уметь логически мыслить, извлекать из различных источников (в первую очередь из учебника) необходимую информацию, оперировать ею и использовать для решения набольших проблем.
|
Фронтальный.
|
Рисунки на стр.54-56 учебника, иллюстрирующие возникновение планет Солнечной системы и Земли.
|
Подготовить сообщения, доклады, рефераты об ученых, выдвинувших гипотезы о происхождении Солнечной системы.
|
|
24
|
Возникновении Земли.
Җирнең барлыкка килүе.
|
5
нед нояб
|
|
1
|
Комбинированный
|
Заслушивание докладов, сообщений, рефератов.
|
Знать основные гипотезы о возникновении Земли и Солнечной системы.
Уметь составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты об ученых, используя материал учебника и дополнительную литературу; излагать материал составленных рассказов, сообщений, рефератов, опираясь на записи, но не читая их; формулировать вопросы и отвечать на них; оформлять сообщения, доклады, рефераты.
|
Индивидуальный.
|
Портреты ученых; таблицы, иллюстрирующие возникновение Солнечной системы по гипотезам Ж.Бюффона; И.Канта; Д.Джинса; О.Ю.Шмидта; П.Лапласа, совр. науки.
|
Изучать статью «Как возникла Земля» на стр.54-58.
|
|
25
|
Внутренне строение Земли.
Җирнең эчендә ниләр бар.
|
1
нед дек
|
|
1
|
Комбинированный
|
Внутреннее строение Земли (ядро, мантия, земная кора).ядро Земли (внутреннее ядро твердое, внешнее – жидкое)мантия (твердый слой, размягченный слой, твердый слой). Рельеф.
|
Знать внутреннее строение Земли и её внешние оболочки.
Уметь логически мыслить; работать с учебником и картой.
|
Индивидуальный.
|
Физическая карта полушарий; схема, раскрывающая строение Земли.
|
Изучить текст на стр.60 (первые 3 абзаца). Ответить на вопросы 1-4 на стр.63.
|
|
26
|
Горные породы, минералы, полезные ископаемые.
Тау токымнары, минераллар, файдалы казылмалар.
|
2
нед дек
|
|
1
|
Комбинированный
|
Горные породы (гранит, известняк, каменный уголь, глина, песок). Классификация горных пород (плотные, рыхлые). Отличительные качества горных пород (цвет, блеск, температура плавления). Минералы. Полезные ископаемые.
|
Знать принципиальное отличие горных пород от минералов; суть термина «полезные ископаемые».
Уметь выполнять несложные наблюдения и практические работы; фиксировать их результаты в тетрадях.
|
Индивидуальный.
|
Физическая карта России; коллекция минералов, горных пород, полезные ископаемые.
|
Изучить текст на стр.60-62.
|
|
27
|
Землетрясения.
Җир тетрәүләр.
|
2 нед дек
|
|
1
|
Комбинированный
|
Землетрясение. Причины землетрясения. Сейсмически активные районы. Очаг землетрясения. Эпицентр землетрясения. Шкала Рихтера.
|
Знать причины землетрясений.
Уметь использовать материалы учебника.
|
Индивидуальный.
|
Физическая карта полушарий.
|
Изучить текст на стр.72. Ответить на вопросы 1,2 на стр. 77
|
|
28
|
Вулканы.
Вулканнар.
|
3 нед дек
|
|
1
|
Комбинированный.
|
Вулкан (вулканический кратер, канал, очаг магмы). Причины извержения вулканов. Типы вулканов: конические, щитовые.
|
Знать причины вулканической деятельности.
Уметь логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний.
|
Индивидуальный.
|
Физическая карта полушарий; муляжи, картины, рисунки, иллюстрирующие строение вулкана, формы вулканических извержений.
|
Изучит текст на стр. 73-76. Ответить на вопросы 3-6 на стр.77
|
|
29,30
|
Суша.
Коры җир.
|
3-4 нед дек
|
|
2
|
Комбинированный
|
Материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Часть света.
|
Знать общую характеристику материков.
Уметь показывать на карте основные материки и острова.
|
Фронтальный.
|
Физическая карта полушарий.
|
Изучить статью на стр.78-79.
|
|
31
|
Атмосфера Земли.
Җирнең һава сүрүе.
|
4 нед дек
|
|
1
|
Комбинированный
|
Атмосфера. Состав воздуха (газы, пары и капельки воды, кристаллики льда, пыль, сажа, пепел, морская соль, пыльца растений). Кислород. Углекислый газ. Толщина атмосферы. Снег, град. Облака (перистые, слоистые кучевые). Годовое количество осадков.
|
Знать состав воздуха; типы облаков; закономерности нагревания и охлаждения воздуха над сушей и водной поверхностью.
Уметь самостоятельно работать с различными источниками знаний.
|
Индивидуальный.
|
Пробирки с кислородом, углекислым газом, лучина, источник огня.
|
Изучить текст на стр. 85
|
|
32,33
|
Погода. Климат.
Һава торышы. Климат.
|
5
нед дек
|
|
2
|
Комбинированный
|
Погода. Прогноз погоды. Тип погоды. Климат.
|
Знать содержание понятий «погода», «климат»; влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать нужную информация; логически мыслить: анализировать, сравнивать, обобщать.
|
Тест.
|
Физическая карта полушарий.
|
Изучить материал на стр.86-87.
|
|
34
|
Ураганы. Смерчи.
Гарасатлар.Өермәләр.
|
2 нед янв
|
|
1
|
Комбинированный
|
Ураган = тайфун. Смерч = торнадо. Ветер.
|
Знать причины и результаты ураганов и смерчей.
Уметь извлекать нужную информацию из различных источников знаний; логически мыслить и оформлять результаты мыслительной операции в форме таблиц, схем.
|
Биологический диктант.
|
Физическая карта полушарий. Картины и рисунки иллюстрирующие причины и последствия ураганов и смерчей.
|
Стр.88-89 учебника. Подготовить сообщения «Значение воды в природе», «Роль воды в природе»
|
|
35,36
|
Гидросфера Земли, её части. Мировой океан.
Җирнең су сүрүе, аның өлешләре. Дөнья океаны.
|
2-3 нед янв
|
|
2
|
Изучение нового материала
|
Значение воды в природе. Роль воды в природе. Гидросфера. Мировой океан. Море. Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе.
|
Знать составные части гидросферы; сущность круговорота воды в природе.
Уметь выполнять несложные практические работы.
|
Фронтальный опрос.
|
Физическая карта полушарий.
|
Изучить стр. 91-96
|
|
37
|
Воды суши.
Коры Җир сулары.
|
3 нед янв
|
|
1
|
Комбинированный
|
Вода пресная. Ледники: горные, покровные. Айсберги. Подземные воды.
|
Знать источники пресной воды, роль каждого из них в круговороте воды, как используется пресная вода человеком.
Уметь логически мыслить: абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
|
Тест.
|
Физическая карта полушарий. Таблица «Круговорот воды в природе».
|
Стр.93 учебника.
|
|
38,39
|
Уникальность планеты Земля.
Кабатланмас планета.
|
4,4 нед янв
|
|
2
|
Комбинированный
|
Планета Земля. Температуры планет. Отдаленность планет от Солнца. Состав атмосферы планет.
|
Знать месторасположение Земли в Солнечной системе; значение Солнца для жизни на Земле; вращение Земли вокруг Солнца и вокруг собственной оси; значение атмосферы для сохранения и поддержания жизни на нашей планете; роль гидросферы и круговорота воды в природе в перераспределении тепла и влаги на поверхности Земли; роль зеленых растений в поддержании постоянства газового состава атмосферы, обеспечении кислородом и органическими веществами всех живых организмов.
Умет самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая нужную информацию; совершать мыслительные операции: абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать и оформлять их в виде таблицы, схем.
|
Фронтальный опрос.
|
Глобус Земли; физическая карта полушарий; фотографии Земли из космоса.
|
Стр.97 учебника.
|
|
40
|
Обобщающий урок по теме «Земля»
“Җир” темасы буенча кабатлау дәресе
|
1 нед фев
|
|
1
|
Применение ЗУ
|
Ядро. Мантия. Земная кора. Рельеф. Горная порода. Минералы. Землетрясения. Вулкан.
Континент. Архипелаг. Атмосфера. Погода. Климат. Гидросфера. Мировой океан.
|
Знать основные гипотезы приосхождения Земли и Солнечной системы; сущность землятресений, извержений вулканов, ураганов, смерчей; их причины и поведение людей в экстремальных ситуациях; особенности Земли, обусловившие существование на ней жизни.
Уметь отвечать на вопросы письменно и устно; извлекать из различныхз источников нужную информацию.
|
Фронтальный опрос.
|
Глобус Земли; физическая карта полушарий; фотографии Земли из космоса, макет вулкана.
|
Подготовится к проверочной работе, повторить главу «Земля»
|
|
41
|
Проверочная работа по теме «Земля».
“Җир” темасы буенча белемнәрне тикшерү.
|
1
нед фев
|
|
1
|
Конроль, оценка знаний и умений
|
Два варианта заданий.
|
Знать основные гипотезы возникновения Земли и Солнечной системы.; внутреннее строение Земли и её внешние оболочки» причины землетрясений и вулканической деятельности, общую характеристику материков.
Уметь отвечать на вопросы; совершать логические мыслительные операции: сравнивать, анализировать, обобщать.
|
Индивидуальная работа.
|
Физическая карта Земли, глобус Земли.
|
|
|
Тема 3. Жизнь на Земле – 17 часов.
|
42
|
Развитие жизни на Земле.
Җирдә тереклек ничек үсеш алган.
|
2 нед фев
|
|
1
|
Изучение нового материала
|
Геохронологическая таблица. Эволюция. Изменения в растительном и животном мирах.
|
Знать историю развития жизни на Земле; вода – колыбель жизни; древние водные растения и животные древнейших времен; растения и животные древних лесов; происхождение земноводных и пресмыкающихся, млекопитающих и птиц, папоротников, голосеменных и цветковых растений.
Уметь из различных материалов наглядные пособия; работать с дополнительной литературой.
|
Фронтальный опрос.
|
Таблицы и картины, иллюстрирующие господство определенных групп растений и животных в различные периоды развития жизни на Земле.
|
Изучит стр. 102,103 учебника.
|
|
43
|
Животные прошлого.
Борынгы хайваннар.
|
2 нед фев
|
|
1
|
Комбинированный
|
Характеристика древних животных (длина, масса, пища).
|
Знать историческое развитие растений и животных на Земле; переход организмов от водного образа жизни к наземному, их постепенное усложнение; доказательство развития растений и животных.
Уметь работать с дополнительной литературой; выполнять несложные практические задания; отвечать на вопросы и извлекать информацию из различного источника.
|
Индивидуальный опрос.
|
Изображение древних растений и животных.
|
Стр. 102,103 повторить. Изучить стр.104,105.
|
|
44
|
Живые клетки.
Практическая работа «Изучение микроскопа и растительной клетки».
Тере күзәнәкләр. Практик эш “Микроскоп һәм үсемлек күзәнәгенең төзелешен өйрәнү”
|
3 нед фев
|
|
1
|
Изучение нового материала
|
История открытия клетки. Клетка. Клеточное строение. Главные части клетки (оболочка, цитоплазма, ядро). Особенности живой клетки (дыхание, питание, рост, деление).
|
Знать историю открытия клетки; роль увеличительных приборов в изучении клеточного строения растений и животных; главные части клетки: питание, дыхание, рост, размножение.
Уметь выполнять несложные практические задания; оформлять результаты практических работ.
|
Фронтальный опрос.
|
Микроскопы, луковица репчатого лука, пипетка, иглы для препарирования, стаканчик с водой, пузырёк с настойкой йода, предметное и покровное стекла; таблица «Строение растительной клетки»
|
Изучит статью «Живые клетки» до слов «И, наконец, в-третьих…», стр107.
|
|
45
|
Разнообразие клеток.
Күзәнәкләрнең күптөрлелеге.
|
3 нед фев
|
|
1
|
Комбинированный
|
Разновидности клеток. Отличие живых клеток. Половые клетки.
|
Знать разновидность клеток; их строение и жизнедеятельность; строение микроскопа и правила работы с ним.
Уметь работать с микроскопом.
|
Индивидуальный опрос.
|
Таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки»; микроскопы; готовые микропрепараты растительных и животных клеток.
|
Повторить материал статьи «Живые клетки». Осмыслить статью «Большой мир маленьких клеток».
|
|
46
|
Царства живой природы. Одноклеточные организмы.
Тереклекнең төрлелеге.
|
4 нед фев
|
|
1
|
Изучение нового материала
|
Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные. Одноклеточные организмы: амеба, инфузория-туфелька, эвглена зеленая.
|
Знать царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные; одноклеточные организмы.
Уметь работать с микроскопом; выполнять несложные практические задания; работать с дополнительной литературой и делать небольшие сообщения; формулировать вопросы и отвечать на них.
|
Индивидуальный опрос.
|
Таблицы с изображением организмов различных царств природы; комнатные растения; гербарные материалы; коллекции, влажные препараты животных, муляжи грибов; микроскопы, микропрепараты одноклеточных организмов.
|
Изучить статью «Разнообразие живого» до слов «В отличие от бактерий и простейших…».
|
|
47
|
Многоклеточные организмы (растения, грибы).
Күпкүзәнәкле организмнар (гөмбәләр, үсемлекләр).
|
4 нед фев
|
|
1
|
Комбинированный
|
Грибы. Отличительные особенности грибов. Группы грибов: съедобные (белый гриб, сыроежка, подосиновик, лисички, рыжики), ядовитые (мухомор, бледная поганка, ложный опенок). Растения. Группы растений.
|
Знать многоклеточные организмы: грибы, растения, животные; отличие грибов от растений; грибы съедобные и ядовитые; многообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые.
Уметь выполнять несложные практические задания; работать с дополнительной литературой.
|
Тест.
|
Муляжи грибов; таблицы «Шляпочные грибы»; гербарные экземпляры растений.
|
Изучить статью «Разнообразие живого» до слов «Животные - самое разнообразное царство» на стр.113,114.
|
|
48
|
Беспозвоночные и позвоночные животные.
Умырткасыз һәм умырткалы хайваннар.
|
1 нед март
|
|
1
|
Изучение нового материала
|
Животные. Распространение и разнообразие животных. Группы животных: одно- и многоклеточные. Отличительные особенности беспозвоночных животных. Роль животных в круговороте веществ в природе. Значение животных.
|
Знать разнообразие животных, их широкое распространение на земном шаре; беспозвоночных и позвоночных животных, их многообразие, отличительные признаки; связь животных с растениями и другими организмами.
Уметь самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в виде таблиц, схем, выводов.
|
Биологический диктант
|
Таблицы, картинки с изображением животных различных групп; коллекции, влажные препараты.
|
Изучить статью «Разнообразие живого» до конца. Уметь характеризовать особенности животных, изображенных на рис. 115,116
|
|
49
|
Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда, приспособленность организмов к жизни в ней.
Организмнарның тереклек итү тирәлекләре. Җир-һава тирәлеге.
|
1 нед март
|
|
1
|
Изучение нового материала.
|
Среды обитания организмов: наземно-воздушная, водная, почвенная.
|
Знать многообразие сред обитания организмов (наземно-воздушная, водная, почвенная); их роль в жизни организмов; особенности наземно-воздушной среды и приспособленность растений и животных к жизни в неё.
Уметь выполнять несложные практические задания.
|
Тест.
|
Таблицы с изображением растений и животных в природе; гербарии; коллекции.
|
Изучить статью «Три среды обитания» до слов «В водной среде…» на стр.118,119.
|
|
50
|
Водная среда, приспособленность организмов к жизни в ней.
Су тирәлеге.
|
2 нед март
|
|
1
|
Комбинированный
|
Отличия водной среды от наземно-воздушной. Приспособленность животных к водной среде. Распределение растений в водной среде на различной глубине.
|
Знать отличительные особенности водной среды от наземно-воздушной среды; водных животных, особенности их строения и жизнедеятельности, обеспечивающие их обитание в водной среде; распространений в водной среде на различной глубине.
Уметь выполнять несложные практические задания.
|
Индивидуальный опрос.
|
Таблицы с изображением растений и животных в природе; гербарии; коллекции.
|
Изучить текст о водной среде на стр.119.
Подготовить сообщение о приспособленности живых организмов к жизни в водной среде.
|
|
51
|
Почвенная среда, приспособленность организмов к жизни в почве.
Пуфрак тирәлеге.
|
2 нед март
|
|
1
|
Комбинированный
|
Особенности почвенной среды. Сравнение с водной и наземно-воздушной средами. Приспособленность организмов к жизни в почвенной среде.
|
Знать о почве – среде обитания бактерий, грибов, растений, животных; приспособленность организмов к почвенной среде.
Уметь выполнять несложные практические задания.
|
Фронтальный опрос.
|
Таблицы и картины с изображением организмов, живущих в почве; коллекции.
|
Изучит до конца статью «Три среды обитания», статью «Кто где живет» стр.119-121, работа с рис.1 на стр.122
|
|
52,53
|
Жизнь на разных материках.
Төрле материклардагы тереклек.
|
3,3
нед март
|
|
2
|
Изучение нового материала
|
Животный и растительный мир материков Земли. Растительный и животный мир Евразии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии, Антарктиды.
|
Знать особенности растительного и животного мира Евразии на примере Китая; своеобразие и животный мир Африки; растительный и животный мир Северной Америки, его особенности; редкие растения и животные Южной Америки; особенности растений и животных Австралии и Антарктиды.
Уметь самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника: логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в виде таблицы.
|
Индивидуальный опрос.
|
Географическая карта полушарий; карты растительный и животный мир.
|
Изучить статью «Жизнь на разных материках», стр.123-128. Работа с рис.1 на стр.128.
|
|
54
|
Природные зоны Земли.
Җирнең табигый зоналары.
|
4 нед март
|
|
1
|
Комбинированный
|
Месторасположение природных зон на планете Земля. Растительный и животный мир природных зон Земли.
|
Знать природные зоны Земли; расположение каждой из природных зон на планете; особенности растительного и животного мира в них; причины (условия) распространения растений и животных на суше.
Уметь показывать на карте основные природные зоны Земли; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в виде выводов, таблиц, схем; работать с гербарным материалом.
|
Тест.
|
Таблицы с изображением растений и животных различных природных зон; гербарные экземпляры растений; карта «Природные зоны Земли»
|
Изучить статью «Природные зоны Земли», стр.129-133. Работа с рубрикой «Подумайте», стр.134
|
|
55,56
|
Жизнь в морях и океанах.
Диңгез һәм океаннардагы тереклек.
|
4 нед март
2 нед апр
|
|
2
|
Комбинированный
|
Жизнь в морях и океанах. Сообщество поверхности воды. Сообщество толщи воды. Донное сообщество. Сообщество кораллового рифа. Глубоководное сообщество.
|
Знать о разнообразии растений и животных морей и океанов; о распространении их в прибрежной мелководной части, в толще и на дне, в коралловых рифах; о взаимосвязях и приспособленности обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях.
Уметь выполнять практические работы; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в форме схем, таблиц.
|
Фронтальный опрос.
|
Таблицы и картинки организмов, живущих в морях и океанах.
|
Изучить статью «Жизнь в морях и океанах», стр.135-138. работа с рубрикой «Подумайте», с.138. повторить материал темы «Жизнь на Земле».
|
|
57,58
|
Обобщающие уроки по теме «Жизнь на Земле»
“Җирдәге тереклек” темасын гомумиләштерү.
|
2,3 нед апр
|
|
2
|
Применение , контроль, оценка знаний и умений
|
Клетка. Оболочка. Цитоплазма. Ядро. Среда обитания. Сообщество. Природная зона. Царства живой природы.
|
Знать отличительные черты живых организмов; их клеточное строение; о средах обитания организмов и их приспособленности к жизни в них; о распределении растений и животных на материках и в океанах в важнейших зонах Земли.
Уметь логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать.
|
Индивидуальная работа.
|
Физическая карта полушарий Земли; таблицы, картины, гербарии, коллекции, влажные препараты, микроскопы, микропрепараты.
|
|
|
Тема 4. Человек на Земле – 13 часов.
|
59
|
Происхождение человека. Древние предки человека.
Җирдә кеше ничек барлыкка килгән.
|
3
нед апр
|
|
1
|
Изучение нового материала
|
Предки человека и человекообразных обезьян. Дриопитеки. Австралопитеки.
|
Знать предков человека, их среду обитания и образ жизни.
Уметь работать с различными источниками знаний (текстом учебника, рисунками, таблицами, муляжами, коллекциями), извлекая из нужную информацию; проявлять творчество и логически мыслить.
|
Фронтальный опрос.
|
Катины и таблицы из серии «Происхождение человека»; муляжи и коллекции, отражающие облик человекообразных обезьян, их части тела и предметы, которыми они пользовались.
|
Изучит статью «Как человек появился на Земле», с.142-143 до слов «Впоследствии австралопитеки…». Подготовить сообщение о жизни древних людей.
|
|
60
|
Первые люди.
Беренче кешеләр.
|
4 нед апр
|
|
1
|
Комбинированный
|
Первые люди. Человек умелый. Человек прямоходящий. Неандерталец. Кроманьонец. Человек разумный.
|
Иметь представление о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении в строении поведении в процессе исторического развития.
Уметь составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно.
|
Индивидуальный опрос.
|
Картины и таблицы с изображением древних людей.
|
Изучит статью «Как человек появился на Земле», до конца. Выполните рубрику «Подумайте»,с.148.
|
|
61
|
История географических открытий. Открытие Америки.
Кеше Җирне ничек ачкан Американы ачу.
|
4 нед апр
|
|
1
|
Изучение нового материала
|
Географические карты. Глобус. Мартин Бехайм. Христофор Колумб. Фернан Магеллан. Ф.Ф.Беллинсгаузен. М.П.Лазарев.
|
Иметь представление об открытиях материков нашей планеты.
Уметь кратко характеризовать заслуги путешественников – первооткрывателей материков.
|
Индивидуальный опрос.
|
Физическая карта полушарий Земли; портреты путешественников – первооткрывателей материков.
|
Изучит фрагмент «Открытие Америки» статьи «Как человек открывал Землю» на с. 149-150. подготовить сообщение об открытии Австралии и Антарктиды.
|
|
62
|
Открытие Австралии и Антарктиды.
Австралияне һәм Антарктиданы ачу.
|
5 нед апр
|
|
1
|
Комбинированный
|
Австралия. Антарктида. В. Янсзон. Джеймс Кук. Ф.Ф.Беллинсгаузен. М.П.Лазарев.
|
Знать первооткрывателей Австралии и Антарктиды.
Уметь составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно.
|
Фронтальный опрос.
|
Географическая карта полушарий Земли; портреты первооткрывателей материков.
|
Изучит статью «Как человек открывал Землю», до конца. Подготовить сообщение о путешественниках, краткие сведения о которых даны на с.152,153.
|
|
63
|
Великие путешественники-первооткрыватели новых земель.
Ун бөек сәяхәтче.
|
5 нед апр
|
|
1
|
Комбинированный
|
Васко де Гама, Афанасий Никитин. Марко Поло. Ф.Магеллан. Р.Э.Пири. Р.Амундсен. В.Беринг. Н.Пржевальский. И.Ф.Крузенштерн. Ф.Ф.Беллинсгаузен. М.П.Лазарев.
|
Знать, как люди открывали новые земли.
Уметь назвать имена 3-5 великих путешественников-первооткрывателей; кратко охарактеризовать их заслуги.
|
Индивидуальный опрос.
|
Географическая карта полушарий Земли; портреты первооткрывателей.
|
Познакомиться с краткими сведениями о десяти великих путешественниках на с.152,153.
|
|
64
|
Как человек изменил Землю.
Кеше Җирне ничек үзгәрткән.
|
1 нед мая
|
|
1
|
Изучение нового материала
|
На протяжении своей истории человечество заметно изменило природу Земли. Возникли и требуют решения экологические проблемы, важнейшие из которых – сохранение всего живого на планете, борьба с уничтожением лесов и наступлением пустынь, защита планеты от всех видов загрязнений.
|
Знать последствия влияния человека на природу; экологические проблемы, которые необходимо решать на данном этапе.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него необходимую информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме.
|
Фронтальный опрос.
|
Географическая карта полушарий Земли; таблицы и картины, иллюстрирующие последствия деятельности человека на живую природу.
|
Изучить статью «Как человека изменил Землю», с.155-157. Подготовить сообщение о кислотных дождях, об озоновой дыре, парниковом эффекте.
|
|
65
|
О кислотных дождях, об озоновой дыре, парниковом эффекте.
Кешенең үз-үзенә ясаган өч “бүләге”.
|
1
нед мая
|
|
1
|
Комбинированный
|
Виды загрязнений (тепловое, химическое, радиоактивное). Источники химического загрязнения.
|
Знать естественные и вызванные деятельностью человека источники загрязнения атмосферы; виды опасности для всего живого, таящиеся в загрязнении атмосферы.
Уметь составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно.
|
Фронтальный опрос.
|
Картины и таблицы, иллюстрирующие загрязнение окружающей среды и его последствия.
|
Изучить статью «Три «подарка» человека самому себе», с.157-159. Подготовить сообщение о редких и исчезающих видах растений и животных России и своей области.
|
|
66
|
Жизнь под угрозой.
Тереклеккә куркыныч яный.
|
2 нед мая
|
|
1
|
Комбинированный
|
Исчезнувшие виды организмов (тарпан, квагга, дронт и др.). Исчезающие и редкие виды. Биологическое разнообразие. Заповедники, национальные парки, зоопарки, ботанические сады.
|
Знать последствия влияния деятельности человека на живые организмы; конкретные примеры негативной деятельности человека.
Уметь составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно.
|
Индивидуальный опрос.
|
Картины и таблицы, с изображением редких и исчезающих видов растений и животных.
|
Изучить статью «Жизнь по угрозой» до слов «Масштабные уничтожения…» на с.160. Подготовить сообщение об охраняемых территориях России и мира.
|
|
67
|
Меры сохранение жизни на Земле.
Җирдә тереклекне саклау чаралары.
|
2 нед мая
|
|
1
|
Комбинированный
|
Негативное влияние деятельности человека на среду обитания организмов. Загрязнение вод. Разрушение почв. Влияние человека на животный мир.
|
Знать основные меры сохранения биологического разнообразия видов и природных сообществ.
Уметь составлять рассказы, сообщения, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно.
|
Тест.
|
|
Изучит статью «Жизнь под угрозой» до конца, с.161. Выполнить рубрику «Подумайте» на с.162.
|
|
68
|
Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания.
Җир чүлгә әверелмәсме?
|
3 нед мая
|
|
1
|
Комбинированный
|
Опустынивание. Причины опустынивания (распашка земель, чрезмерный выпас скота). Меры защиты от опустынивания.
|
Знать сущность понятия «опустынивание»; причины опустынивания и меры остановки и защиты Земли от этого процесса.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и извлекать из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме.
|
Фронтальный опрос.
|
Таблицы и картины с изображением пустынь.
|
Изучить статью «Не станет ли Земля пустыней?» на с.163-165. повторить материалы темы «Человек на Земле».
|
|
69
|
Обобщающий урок по теме «Человек на Земле»
“Җирдә кеше” темасын гомумидәштерү.
|
3 нед мая
|
|
1
|
Применение, контроль, оценка знаний.
|
Систематизировать и обобщить знания учащихся о происхождении человека, постепенном освоении и открытии им новых земель.
|
Знать влияние деятельности человека на окружающую среду.
Уметь обосновывать основные подходы к рациональному использованию природных ресурсов; отстаивать мысль о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.
|
Индивидуальная работа.
|
Географическая карта полушарий Земли; таблицы, картины, приборы, инструменты в процессе изучения темы.
|
|
|
70
|
Итоговый урок
Йомгаклау дәресе
|
4 нед мая
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
На: рабочая программа по природоведению
Отличная программа. Замечательно потрудились. Ничего добавлять не надо. Спасибо за труд! буду рекомендовать коллегам.
Виктория Кангизер