Вы не зарегистрированы

Авторизация



Буквы О – А в корне РАСТ- – РОС-

Submitted by Оксана Григорьевна Степанова on чт, 25/11/2010 - 07:30
Данные об авторе
Автор(ы): 
Людмила Валентиновна Коляда, Оксана Григорьевна Степанова
Место работы, должность: 
МОУ СОШ "УСПЕХ", учитель русского языка и литературы ГОУ НПО "Профессиональное училище (лицей) № 30", учитель русского языка и литературы
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
1) Познакомиться с правописанием гласных О – А в корне РАСТ- – РОС-; 2) учиться писать слова с данными корнями
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

учебник русского языка под редакией Разумовской

Используемое оборудование: 

компьютер, проектор, интерактивная доска

Используемые ЦОР: 

файл интерактивной доски с заданиями к уроку

Краткое описание: 
урок изучения и первичного закрепления орфограммы "Правописанием гласных О – А в корне РАСТ- – РОС-"

Предмет: Русский язык
Класс: V
Тема: «Буквы О – А в корне РАСТ- – РОС-»

Оснащение: Интерактивная доска, на которой записаны: 1) Дата, 2) Слова: «Тема: … », «Цели урока: 1. Познакомиться с …  2. Учиться (чему?)…»; 3) Предложения:
Сияет свет звезды.
Ученик проверил изложение.
Путешественники обошли заросли растений.

I. Организационный момент.

II. Мобилизующий этап (учитель даёт установку учащимся, что формулировка темы и целей урока будет определена учениками).

III. Переход к оперативным действиям с использованием исследовательских методов:

- Прочитайте написанные на доске предложения. Найдите в них общее, опираясь на вопросы в карте-информаторе. При ответе соблюдайте порядок рассуждений.

(Используется карта-информатор – выдаётся каждому ученику)
- Все предложения простые, в каждом из них имеется по одной основе.

- Все предложения повествовательные, так как в них о чём-либо сообщается, и они произносятся с ровной, спокойной интонацией.

- Все предложения распространённые, потому что, кроме главных членов, в них есть второстепенные.

- Все второстепенные члены предложения являются дополнениями.

- Выделите корни в словах, являющихся дополнениями.

- В слове звезды корень звезд-. В слове изложение корень -лож-. В слове заросли корень -рос-. В слове растений корень раст-.

(На доске выделить в указанных словах корни).

- Дайте определение корня слова. (Учащиеся дают определение корня слова).

- Назовите известные вам орфограммы в корнях этих четырёх слов. Объясните их написание. Установите, с написанием каких гласных и в каких корнях мы не знакомились, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- В слове звезды есть проверяемая гласная е в корне. Проверочное слово звёзды. В корне -лож- слова изложение пишется безударная гласная о, так как после корня нет суффикса а. С правописание гласных о – а в корне раст- – рос- мы не знакомились. Значит, тема сегодняшнего урока: «Буквы О – А в корне РАСТ- – РОС-».

(Записать на доске сформулированную учащимися тему урока: Тема: «Буквы О – А в корне РАСТ- – РОС-».
Класс приступает к формулированию цели урока).

- Отталкиваясь от темы и пользуясь опорными словами, сформулируйте цель нашего урока.

(На доске запись: Цель урока: 1) Познакомиться с …  2) Учиться … )

- Цель нашего урока: познакомиться с правописанием гласных О – А в корне РАСТ- – РОС-; учиться писать слова с данными корнями.

(Записать цели урока на доске)

IV. Объяснение нового материала (рассуждение-поиск). На доске оформлена таблица:
- Прочитайте слова, написанные в первых трёх столбиках таблицы.

- Выделите в данных словах корень.

(На доске выделить корни слов).

- Скажите, перед какими буквами в корне раст- – рос- пишется безударная гласная а, а перед какими – о.

- В корне раст- – рос- безударная гласная а пишется перед ст, щ. Перед с пишется безударная гласная о.

- Какие слова являются исключениями?

- Исключениями являются слова  росток, отрасль, в которых перед ст пишется о, а перед с – а.

- Сформулируйте правило правописания безударных гласных о – а в корне раст- – рос- полностью.

- В корне раст- – рос- безударная гласная а пишется перед ст, щ. Перед с пишется безударная гласная о. Исключения: росток, отрасль, в которых перед ст пишется о, а перед с – а.

(На доске показать слайд «Правило правописания безударных гласных о – а в корне раст- – рос-).V. Закрепление.

Задание 1. На доске оформлена запись.

1) Любит растения, …
2) Уютно расположиться, …
3) Молодой месяц, …
Для справок: золотые руки, рубит заросли, полосатые брюки, видит росток, тихо излагать, смело предположить.

- Внимательно прочитайте данную запись. Сформулируйте к ней задание. Не забывайте о теме урока. Выполните упражнение (комментированное письмо).

(Учащиеся по цепочке выполняют упражнение у доски).

- Надо написать три ряда словосочетаний, используя слова для справок.

- По каким признакам вы будете  подбирать словосочетания для этих рядов?

- Словосочетания надо подобрать по двум признакам: составу словосочетания и имеющейся в корнях орфограмме.

- Какие словосочетания можно включить в первый ряд и почему?

- В первый ряд можно включить следующие словосочетания: рубит заросли, видит росток. Они состоят из глагола и существительного. В одном из слов каждого словосочетания имеется безударная гласная в корне раст- – рос-. В слове растения пишется безударная гласная а,  она находится перед ст. В слове заросли пишется безударная гласная о, так как она стоит перед с. В слове росток перед ст пишется безударная гласная о. это слово-исключение.

Аналогичным образом проводится работа с остальными рядами словосочетаний.

Задание № 2.
Задание № 3.
VI. Подведение итогов урока.
VII. Домашнее задание.

Прикрепленный файлSize
Наш урок.zip36.46 KB

»  Размещено в сообществах:   
Будем говорить по-русски!